Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Чувашская республика


АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 28 июля 2009 г. по делу № А79-4112/2009

Резолютивная часть решения объявлена 24.07.2009.
Арбитражный суд в составе судьи,
при ведении протокола судебного заседания судьей,
рассмотрев в заседании суда дело по иску
Республиканского фонда развития жилищного строительства при Минархстройэнерго Республики Коми, 167981, Республика Коми, г. Сыктывкар, ул. К.Маркса, 197; 428000, ЧР, г. Чебоксары, пр. Московский, д. 19, корп. 5, оф. 53
о признании недействительным решения об отказе в государственной регистрации,
ответчик - Управление Федеральной регистрационной службы по Чувашской Республике, 428000, Чувашская Республика, г. Чебоксары, ул. К.Маркса, 56
третьи лица
- Министерство архитектуры, строительства и коммунального хозяйства Республики Коми, г. Сыктывкар, ул. Коммунистическая, д. 8,
- Министерство финансов Республики Коми, г. Сыктывкар, ул. Коммунистическая, д. 8,
при участии:
от заявителя - М. по доверенности № 1 от 18.01.2007, исполнительного директора Б.,
от ответчика - Я. по доверенности от 12.01.2009 № 01-23/5,
от третьих лиц - не явились,

установил:

Республиканский фонд развития жилищного строительства при Минархстройэнерго Республики Коми (далее - фонд, заявитель) обратился в суд с заявлением о признании недействительным решения государственного регистратора Управления Федеральной регистрационной службы по Чувашской Республике (далее - ответчик, Управление) от 25.03.2009 № 01/017/2009-129 об отказе в государственной регистрации права собственности на квартиру № 11 по адресу: г. Чебоксары, ул. Р.Люксембург, 9, указав в обоснование требования следующее.
28.01.2009 заявитель обратился в Управление с заявлением о государственной регистрации права собственности на квартиру № 11 в доме № 9 по ул. Р.Люксембург г. Чебоксары. Решением государственного регистратора от 26.02.2009 государственная регистрация права приостановлена. В последующем оспариваемым решением в государственной регистрации права собственности отказано на основании абз. 3, 8, 10 пункта 20 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" со ссылкой на те, обстоятельства, что с заявлением обратилось ненадлежащее лицо, согласно представленным документам у заявителя отсутствуют права на объект недвижимости, не представлены документы, необходимые для государственной регистрации права.
Решение об отказе в государственной регистрации права заявитель считает незаконным, указывая, что объект построен им собственными силами и за свой счет, документы, необходимые для государственной регистрации права собственности в регистрирующий орган представлены.
Определением суда от 24.06.2009 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Министерство архитектуры, строительства и коммунального хозяйства Республики Коми и Министерство финансов Республики Коми.
В заседании суда на основании статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации объявлялся перерыв с 17.07.2009 до 24.07.2009.
Представители заявителя требования поддержали.
Представитель ответчика требования не признал, указав, что квартира, о регистрации права на которую обратился заявитель, как объект недвижимости создана в период до 15.03.2002. Следовательно, финансирование строительства осуществлено до указанной даты и, как усматривается из договора № 112-1/99-Д на участие в долевом строительстве от 06.10.99 производилось с использованием средств федерального бюджета. Представленное заявителем дополнительное соглашение № 2 от 15.08.2008 к данному договору об исключении положений о передаче построенных квартир гражданам - переселенцам из районов Крайнего Севера и осуществлении строительства за счет средств федерального бюджета не подтверждает строительство объекта без использования бюджетных средств, поскольку заключено по окончании строительства и после исполнения сторонами обязательств по договору.
Третьи лица, извещенные о времени и месте судебного разбирательства, явку своих представителей не обеспечили.
В письменном отзыве Министерство архитектуры, строительства и коммунального хозяйства Республики Коми заявление поддержало, указав, что против регистрации права собственности заявителя на указанный им объект не движимости не возражает, обязательства по направлению федеральных средств гражданам в счет выделенных им субсидий заявителем исполнены, основания для принятия квартиры в государственную собственность Республики Коми отсутствуют.
Министерством финансов Республики Коми представлено заявление о рассмотрении дела без участия его представителя, в котором также заявлено ходатайство о привлечении к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Агентства Республики Коми по управлению имуществом.
Рассмотрев ходатайство, суд в соответствии со статьей 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации считает его не подлежащим удовлетворению, поскольку в материалах дела отсутствуют доказательства того, что судебный акт по данному делу может повлиять на права или обязанности Агентства Республики Коми по управлению имуществом по отношению к одной из сторон.
Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд установил следующее.
28.01.2009 заявитель обратился в Управление государственной регистрационной службы по Чувашской Республике за регистрацией права собственности на квартиру № 11 в доме № 9 по ул. Р.Люксембург г. Чебоксары, представив в качестве правоустанавливающих документов договор № 112-1/99-Д от 06.10.1999 и дополнительные соглашения № 1 от 31.01.2000 и № 2 от 15.08.2008.
25.03.2009 ответчиком в адрес заявителя направлено сообщение № 01/017/2009-129 о принятии решения об отказе в государственной регистрации права собственности на основании абз. 3, 8, 10 пункта 1 статьи 20 Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним". В обоснование принятого решения ответчик сослался на неподтвержденность приобретения заявителем права собственности на квартиру по основаниям, предусмотренным пунктом 1 статьи 218 Гражданского кодекса Российской Федерации, в связи с тем, что договором долевого участия в строительстве № 112-1/99-Д от 06.10.1999 и дополнительным соглашением к нему № 1 от 31.01.2000 предусмотрено финансирование строительства 54 квартир в доме № 9 по ул. Р.Люксембург г. Чебоксары с использованием средств федерального бюджета и передача квартир непосредственно в собственность граждан.
Представленное фондом дополнительное соглашение № 2 от 15.08.2008 к договору долевого участия в строительстве № 112-1/99-Д от 06.10.1999 ответчиком во внимание не принято по мотиву его заключения по окончании исполнения договора.
Несогласие с отказом в государственной регистрации права собственности на квартиру явилось причиной обращения заявителя в суд с требованием по настоящему делу.
В соответствии с пунктом 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно пунктам 2 и 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными. В ином случае суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
Таким образом, для признания ненормативного акта недействительным, решения и действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
В соответствии с пунктом 1 статьи 20 Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" в государственной регистрации прав может быть отказано в том числе, если с заявлением о государственной регистрации прав обратилось ненадлежащее лицо; правоустанавливающий документ об объекте недвижимого имущества свидетельствует об отсутствии у заявителя прав на данный объект недвижимого имущества; не представлены документы, необходимые в соответствии с указанным Федеральным законом для государственной регистрации прав.
Из материалов дела следует, что 06.10.1999 фондом с ЗАО "Еванс" заключен договор № 112-1/99-Д, предусматривающий с учетом изменений, внесенных дополнительным соглашением № 1 от 31.01.2000, участие заявителя в долевом строительстве 54 квартир общей площадью 3323,40 кв. м в жилом доме г. Чебоксары.
Пункт 2.3 договора предусматривал финансирование строительства с использованием средств федерального бюджета, предусмотренных в 1999 году на предоставление жилищных субсидий гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера.
Пунктом 2.1.2 договора в редакции дополнительного соглашения № 1 от 31.01.2000 стороны согласовали, что в общую стоимость квартир по договору включены средства в размере 136126 руб., используемые заявителем (заказчиком) на сопровождение целевой программы "Жилищные субсидии гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" в пределах средств, предусмотренных в смете на содержание заказчика-застройщика. Указанные средства остаются в распоряжении заказчика.
Заявитель согласно пункту 3.1 договора обязался обеспечить финансирование в соответствии с условиями договора, передать списки заселяемых лиц для подготовки документов, необходимых для оформления права собственности на квартиры, в течение месяца с даты извещения застройщиком о начале заселения квартир направить граждан для заселения и оформления квартир в собственность.
75-квартирный жилой дом № 9 по ул. Р.Люксембург г. Чебоксары принят в эксплуатацию актом Государственной приемочной комиссии от 12.03.2002, утвержденным распоряжением администрации г. Чебоксары от 15.03.2002 № 679-р.
22.04.2002 подписан акт приема-передачи квартир заявителю в указанном доме, в том числе квартиры № 11 (л.д. 51).
15.08.2008 между Республиканским фондом развития жилищного строительства при Минархстройэнерго Республики Коми и ЗАО "Еванс" заключено дополнительное соглашение № 2 к договору № 112-1/99-Д от 06.10.1999, которым из договора исключены условия, предусматривающие финансирование строительства с использованием бюджетных средств и передачу квартир непосредственно в собственность граждан.
Пунктами 8, 9 дополнительного соглашения № 2 от 15.08.2008 стороны предусмотрели обязанность застройщика - ЗАО "Еванс" подготовить документы для оформления права собственности заказчика на квартиры, после завершения строительства жилого дома и его ввода в эксплуатацию передать заказчику построенные квартиры по акту приемки-передачи со всеми необходимыми для регистрации права собственности документами.
Из материалов дела следует, что Республиканский фонд развития жилищного строительства при Министерстве архитектуры, строительства, коммунального хозяйства и энергетики Республики Коми создан в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 24.12.93 № 2281 "О разработке и внедрении внебюджетных форм инвестирования жилищной сферы" и постановлением Президиума Верховного Совета Республики Коми от 10.01.95 № 75-2 в целях обеспечения государственной политики в сфере жилищного строительства и реализации мер государственной поддержки социально незащищенных групп населения в улучшении их жилищных условий (Пункты 1, 2 Устава Фонда, утвержденного Указом Главы Республики Коми от 17.05.96 № 125, зарегистрированного администрацией г. Сыктывкара за № 157/96 от 21.05.96).
Распоряжением Главы Республики Коми от 19.10.99 № 1246-р денежные средства в сумме 80,5 млн. руб., полученные из федерального бюджета в 1999 году на предоставление жилищных субсидий гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, направлены на строительство жилья с привлечением застройщиков, инвесторов, дольщиков в соответствии с приложением к распоряжению. Республиканскому фонду развития жилищного строительства при Минархстройэнерго Республики Коми предписано заключить с застройщиками договоры на строительство (приобретение) жилья согласно приложению, по окончании строительства передать квартиры гражданам, переселяющимся из северных городов (районов) Республики Коми, в установленном порядке.
Данное распоряжение признано утратившим силу распоряжением Правительства Республики Коми от 10.07.2008 № 125-р.
Проверкой использования Республиканским фондом развития жилищного строительства при Минархстройэнерго Республики Коми средств, полученных на исполнение программных мероприятий подпрограммы "Жилищные субсидии гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" федеральной целевой программы "Жилище" за 1995 - 2001 годы, проведенной Управлением финансово-бюджетного надзора Министерства финансов Республики Коми в период 26.02 - 03.03.2008 (акт от 07.03.2008) установлено наличие остатка неиспользованных Республиканским фондом развития жилищного строительства при Минархстройэнерго Республики Коми средств федерального бюджета в сумме 39362453 руб. 15 коп.
На основании распоряжения правительства Республики Коми от 22.04.2008 № 112-р Агентству Республики Коми по управлению имуществом поручено в счет возврата неосвоенных средств в указанной выше сумме принять у Республиканского фонда развития жилищного строительства при Минархстройэнерго Республики Коми в государственную собственность Республики Коми жилые помещения по перечню согласно приложению.
Во исполнение указанного распоряжения 29.04.2008 между Агентством Республики Коми и Республиканским Фондом развития жилищного строительства при Министерстве архитектуры, строительства, энергетики и коммунального хозяйства Республики Коми заключен договор, согласно пункту 1.1 которого в счет возврата неосвоенных средств в размере 39362453 руб. 15 коп. по состоянию на 01.02.2008, выделенных фонду в 1995 - 2001 годах на предоставление жилищных субсидий гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, фонда передает в государственную собственность Республики Коми жилые помещение согласно перечню - приложению к договору.
Помещения переданы по акту от 29.04.2008.
Договор зарегистрирован Управлением Федеральной регистрационной службы по Республике Коми 04.06.2008.
Принимая во внимание отсутствие у фонда неисполненных обязательств по использованию полученных средств федерального бюджета, на предоставление жилищных субсидий гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера, суд приходит к выводу о строительстве жилых помещений в доме № 9 по ул. Р.Люксембург г. Чебоксары без использования бюджетных средств, за счет средств заявителя.
Согласно части 1 статьи 218 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности на новую вещь, изготовленную или созданную лицом для себя с соблюдением закона и иных правовых актов, приобретается этим лицом.
Дополнительным соглашением № 2 от 15.08.2008 стороны в соответствии с пунктом 1 статьи 450 Гражданского кодекса Российской Федерации исключили из договора № 112-1/99-Д от 06.10.1999 условие о передаче квартир непосредственно в собственность граждан, предусмотрев их передачу в собственность фонда. В этой части договор на момент его изменения по соглашению сторон не исполнен, поскольку квартиры в собственность граждан не переданы.
При таких обстоятельствах основания для отказа в государственной регистрации права собственности заявителя на объект недвижимого имущества отсутствовали. Оспариваемым отказом нарушены права фонда в отношении указанного объекта.
Согласно части 4 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в резолютивной части решения по делу об оспаривании ненормативных правовых актов, решений государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц должно содержаться указание на обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя либо на отказ в удовлетворении требования заявителя полностью или в части.
В связи с признанием оспариваемого решения об отказе в государственной регистрации права не соответствующим закону удовлетворению подлежит также требование заявителя о возложении на регистрирующий орган обязанности произвести государственную регистрацию права.
По ходатайству представителя заявителя расходы по оплате государственной пошлины относятся на заявителя.
Руководствуясь статьями 167 - 170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

решил:

признать недействительным отказ Управления Федеральной регистрационной службы по Чувашской Республике в государственной регистрации права собственности Республиканского фонда развития жилищного строительства при Минархстройэнерго Республики Коми на квартиру № 11 по адресу: г. Чебоксары, ул. Р.Люксембург, 9, выраженный в сообщении от 25.03.2009 № 01/017/2009-129.
Обязать Управление Федеральной регистрационной службы по Чувашской Республике произвести государственную регистрацию права собственности Республиканского фонда развития жилищного строительства при Минархстройэнерго Республики Коми на квартиру № 11 по адресу: г. Чебоксары, ул. Р.Люксембург, 9.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в арбитражный суд апелляционной инстанции.



Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru