Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Чувашская республика


АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 10 июля 2009 г. по делу № А79-7761/2008

Резолютивная часть решения объявлена 03 июля 2009 года.
Полный текст решения изготовлен 10 июля 2009 года.
Арбитражный суд в составе:
судьи,
при ведении протокола судебного заседания судьей
рассмотрев в заседании суда дело по заявлению открытого акционерного общества "Чебоксарский агрегатный завод"
к Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Чебоксары
с участием третьего лица Министерства имущественных и земельных отношений Чувашской Республики
о признании недействительным решения налогового органа от 27.08.2008 № 18-07/1623,
при участии:
от заявителя - начальника управления по правовым вопросам общества Л. по доверенности от 01.08.2007 № 6400/54юр,
от налогового органа - специалиста юридического отдела П. по доверенности от 04.12.2008 № 05-22/316, зам. нач. ОКП № 1 С. по доверенности от 29.04.2009 № 05-22/107,
от третьего лица - начальника отдела правового обеспечения З. по доверенности от 12.01.2009 г. № 5

установил:

открытое акционерное общество "Чебоксарский агрегатный завод" (далее - Общество, заявитель) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Чебоксары (далее - налоговый орган) о признании недействительным решения налогового органа от 27.08.2008 № 18-07/1623.
Заявление мотивировано тем основанием для вынесения оспариваемого решения послужило признание налоговым органом заявителя плательщиком земельного налога по земельному участку площадью 38178 кв. м с кадастровым номером: 21:01:02: 02 09:0010, расположенному по адресу: г. Чебоксары, ул. Гладкова, владение 1, предназначенному для эксплуатации стадиона "Труд" с кадастровой стоимостью 233538644 рубля.
В обоснование своей позиции заявитель указывает, что налоговый орган необоснованно начислил ему земельный налог за земельный участок, на который у него нет правоустанавливающих документов о постоянном (бессрочном) пользовании.
Право собственности на земельный участок площадью 38178 кв. м, расположенный по адресу: г. Чебоксары, ул. Гладкова, владение 1, зарегистрировано 07.03.07 за Чувашской Республикой, в связи с чем в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним сделана запись о регистрации и выдано свидетельство о праве собственности на земельный участок Министерству имущественных и земельных отношений Чувашской Республики.
В соответствии с пунктом 1 статьи 35 Земельного кодекса Российской Федерации, статьи 552 Гражданского кодекса Российской Федерации, пункта 14 Постановления Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 24.03.05 № 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства" с момента государственной регистрации права собственности на земельный участок у Министерства имущественных и земельных отношений Чувашской Республики возникла обязанность уплачивать земельный налог за земельный участок под объектами недвижимости, предназначенными для использования спортивной площадки.
ОАО "Чебоксарский агрегатный завод" направило Министерству имущественных и земельных отношений Чувашской Республики письмо от 18.04.07 № 508500/443, в котором отказалось от дальнейшего использования стадиона "Труд" и просило определить нового балансодержателя стадиона и подписать акты приема-передачи по данному объекту.
Суд апелляционной и кассационной инстанции по делу № А79-4005/2008 оценили это письмо как волеизъявление Общества на отказ от права постоянного (бессрочного) пользования спорным земельным участком.
После получения указанного письма Министерство имущественных и земельных отношений Чувашской Республики письмом 05-08/2466 от 03.05.07 предложило Обществу оформить в аренду спорный земельный участок. Договор аренды сторонами оформлен не был.
Министерством имущественных и земельных отношений Чувашской Республики был объявлен конкурс на право заключения договора аренды спортивной площадки-стадиона "Труд", что подтверждается письмами Министерства: № 07-22/2799 от 15.05.07, № 07-22/2324 от 25.04.07, № 07-24/4429 от 07.08.07.
Таким образом, в 1 квартале 2008 года Министерство имущественных и земельных отношений Чувашской Республики в полном объеме осуществляло полномочия по управлению и распоряжению спортивной площадкой-стадионом "Труд", поэтому и должно быть признано плательщиком земельного налога по спорному земельному участку.
Обществом затраты на содержание и эксплуатацию спортивной площадки - стадион "Труд" с мая 2006 года не производились, доходы отсутствуют. Приказом от 19.09.06 № 455 спортивный комплекс выведен из организационной структуры общества, работники уволены. С 24.04.07 не производится подача электроэнергии.
Поскольку ОАО "Чебоксарский агрегатный завод" в 1 квартале 2008 года фактически не использовало спорный земельный участок, следовательно, Общество не может быть признано плательщиком земельного налога по указанному земельному участку.
Представители налогового органа заявленные требования не признали по основаниям, изложенным в оспариваемом решении.
Определением от 28.04.09 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечено Министерство имущественных и земельных отношений Чувашской Республики.
Представитель третьего лица - Министерства имущественных и земельных отношений Чувашской Республики с доводами заявителя не согласился. Суду пояснил, что распоряжением от 16.04.08 № 561-р у ОАО "Чебоксарский агрегатный завод" прекращено право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком с кадастровым номером 21:01:02 02 09:0010, расположенным по адресу: г. Чебоксары, ул. Гладкова, владение 1. Следовательно, до этого момента общество являлось плательщиком земельного налога.
Изучив материалы дела, выслушав пояснения представителей сторон, суд установил следующее.
Открытое акционерное общество "Чебоксарский агрегатный завод" зарегистрировано Инспекцией Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Калининскому району г. Чебоксары Чувашской Республики 21.08.02 за основным государственным регистрационным номеров 1022100968010.
Общество 29.04.08 представило в налоговый орган налоговый расчет по авансовым платежам по земельному налогу за 1 квартал 2008 года.
На основании представленного налогового расчета Инспекцией Федеральной налоговой службы по г. Чебоксары проведена камеральная налоговая проверка, результаты которой оформлены актом от 15.07.08 № 18-07/4597 дсп.
Письмом от 16.07.08 № 18-06/6389 налоговый орган уведомил налогоплательщика о месте и времени рассмотрения материалов проверки.
12.08.08 Обществом были представлены возражения на указанный акт камеральной налоговой проверки. По результатам рассмотрения материалов проверки и возражений налогоплательщика налоговым органом было принято решение от 27.08.08 № 18-07/1623 о взыскании с ОАО "Чебоксарский агрегатный завод" недоимки по земельному налогу за 1 квартал 2008 года в сумме 408693 рублей, пени за несвоевременную уплату авансового платежа по земельному налогу за 1 квартал 2008 года в размере 16150 рублей 19 копеек.
Не согласившись с указанным решением, Общество обратилось в суд с заявлением о признании его недействительным.
Проанализировав имеющиеся в материалах дела документы, рассмотрев доводы сторон, суд полагает, что заявленные требования не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с пунктом 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы являются: земельный налог и арендная плата.
Согласно пункту 1 статьи 388 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.
В силу пункта 1 статьи 390 Кодекса налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 Кодекса.
В пункте 3 статьи 391 Кодекса установлено, что налогоплательщики-организации определяют налоговую базу самостоятельно на основании сведений государственного земельного кадастра о каждом земельном участке, принадлежащем им на праве собственности или праве постоянного (бессрочного) пользования.
Сумма налога исчисляется по истечении налогового периода как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы, если иное не предусмотрено пунктами 15 и 16 статьи 396 Кодекса (пункт 1 статьи 396 Кодекса).
Налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и не могут превышать размеры налоговых ставок, установленных в пункте 1 статьи 394 Кодекса.
Земельный налог на территории города Чебоксары установлен решением Чебоксарского городского собрания депутатов Чувашской Республики от 10.06.04 № 1287 "Об утверждении положения о вопросах налогового регулирования в городе Чебоксары, отнесенных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах к ведению органов местного самоуправления".
Пунктом 10.2.1 решения Чебоксарского городского Собрания депутатов Чувашской Республики от 07.09.05 № 1733 "О внесении изменений и дополнений в решение Чебоксарского городского собрания депутатов от 10.06.04 № 1287 "Об утверждении положения о вопросах налогового регулирования в городе Чебоксары, отнесенных законодательством о налогах и сборах к ведению органом местного самоуправления" налоговая ставка установлена в размере 0,7% в отношении категории прочих земельных участков.
В ходе камеральной налоговой проверки налогового расчета по авансовым платежам по земельному налогу за 1 квартал 2008 года, налоговым органом было установлено, что налогоплательщиком не исчислен земельный налог с земельного участка площадью 38178 кв. м с кадастровым номером 21:01:02 02 09:0010, расположенного по адресу: г. Чебоксары, ул. Гладкова, владение 1, предназначенного для эксплуатации стадиона "Труд", принадлежащего Обществу на праве постоянного (бессрочного) пользования, кадастровая стоимость указанного участка составляет 233538644 рублей.
Из материалов дела следует, что подпунктом 1.8 пункта 1 постановления администрации г. Чебоксары от 28.10.1993 № 1027/1 "О перерегистрации земельных участков и выдаче правоустанавливающих документов землепользователям" за Чебоксарским агрегатным заводом закреплен земельный участок площадью 42413 квадратных метров, по ул. Петрова, занимаемый стадионом "Труд", в бессрочное (постоянное) пользование с оформлением и выдачей государственного акта на землепользование (л.д. 12, т. 1).
Пунктом 1 распоряжения администрации г. Чебоксары от 14.12.06 № 4014-р в пункт 1.8 постановления администрации г. Чебоксары от 28.10.1993 № 1027/1 внесены изменения: за открытым акционерным обществом "Чебоксарский агрегатный завод" закреплен из земель поселений земельный участок площадью 38178 квадратных метров по улице Гладкова, владение 1, для эксплуатации стадиона "Труд" в постоянное (бессрочное) пользование".
В пункте 2 подпункта 2.3 указанного распоряжения указано, что ОАО "ЧАЗ" в месячный срок со дня получения кадастрового плана земельного участка обязано было зарегистрировать право постоянного (бессрочного) пользования на земельный участок в Управлении Федеральной регистрационной службы по Чувашской Республике (л.д. 89 - 90, т. 1).
В силу пункта 1 статьи 25 Земельного кодекса Российской Федерации права на земельные участки, предусмотренные главами III и IV настоящего Кодекса, возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами, и подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
Пунктом 1 статьи 131 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что право собственности и иные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ними.
Обществом право постоянного (бессрочного) пользования на земельный участок не было зарегистрировано в установленном порядке.
В пункте 4 статьи 8 Федерального закона от 29.11.2004 № 141-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации, а также о признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации", которым введена в действие глава 31 "Земельный налог" Налогового кодекса Российской Федерации, предусмотрено, что в случае отсутствия в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним информации о существующих правах на земельные участки налогоплательщики по земельному налогу определяются на основании государственных актов, свидетельств и других документов, удостоверяющих права на землю и выданных физическим или юридическим лицам до вступления в силу Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", которые в соответствии с законодательством имеют равную юридическую силу с записями в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, либо на основании актов, изданных органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, установленном законодательством, действующим в месте издания таких актов на момент их издания, о предоставлении земельных участков.
Согласно пункту 1 статьи 6 Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", права на недвижимое имущество, возникшее до 31 января 1998 года, признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации. При этом государственная регистрация прав, проведенная в субъектах Российской Федерации и муниципальных образованиях уполномоченными государственными органами и организациями до вступления в силу Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ, является юридически действительной.
С учетом изложенного, доводы Общества об отсутствии свидетельства о государственной регистрации права на спорный земельный участок согласно Федеральному закону от 21.07.1997 № 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", судом не принимаются.
Распоряжением Министерства имущественных и земельных отношений Чувашской Республики от 16.04.08 № 553-р спортивная площадка - стадион "Труд" передана с баланса ОАО "Чебоксарский агрегатный завод" в безвозмездное пользование Республиканскому государственному учреждению дополнительного образования детей "Специализированная детско-юношеская спортивная школа олимпийского резерва № 10 по футболу" Министерства по физической культуре, спорту и туризму Чувашской Республики (далее - РГУДОД "СДЮСШОР № 10 по футболу") - л.д. 121, т. 1.
Передача спортивной площадки-стадиона "Труд" от ОАО "Чебоксарский агрегатный завод" к РГУДОД "СДЮСШОР № 10 по футболу" оформлена актом приема-передачи от 30.04.08, заключен договор от 05.05.08 № 239 о передаче государственного имущества в безвозмездное пользование.
Подпунктом 5 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации закреплен принцип единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, согласно которому все прочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе земельных участков.
Пунктом 11 постановления Пленума Высшего арбитражного суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года № 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства" указано, что согласно пункту 4 статьи 35 ЗК РФ отчуждение здания, строения, сооружения, находящихся на земельном участке и принадлежащих одному лицу, за исключением указанных в нем случаев, проводится вместе с земельным участком. Отчуждение земельного участка без находящихся на нем здания, строения, сооружения в случае, если они принадлежат одному лицу, не допускается.
С момента издания Министерством имущественных и земельных отношений Чувашской Республики распоряжения от 16.04.08 № 553-р заявитель утратил право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком. Указанное подтверждается выводами, изложенными в постановлениях Первого арбитражного апелляционного суда от 19.12.08 и Федерального арбитражного суда Волго-вятского округа от 03.03.09 по делу № А79-4005/2008.
Судом также не принимается довод заявителя о том, что земельный участок площадью 38178 кв. м, расположенный по адресу: г. Чебоксары, ул. Гладкова, владение 1 зарегистрирован в собственности Чувашской Республики 07.03.07, о чем Управлением Федеральной регистрационной службы по Чувашской Республике оформлено свидетельство о государственной регистрации серии 21 АА № 229126.
Закрепление с 07.03.07 спорного земельного участка в собственность Чувашской Республики означает лишь смену собственника, при этом не отменяет предоставленного предыдущим собственником Обществу права постоянного (бессрочного) пользования вышеуказанным земельным участком.
При указанных обстоятельствах ОАО "Чебоксарский агрегатный завод" имело спорный земельный участок на праве постоянного (бессрочного) пользования в 1 квартале 2008 года, соответственно, являлось плательщиком земельного налога до 16.04.2008.
На основании данных выводов суд признает правомерным доначисление Обществу авансовых платежей по земельному налогу за 1 квартал 2008 года в сумме 408693 рублей (233538644 рубля x 0,7% : 4) и соответствующих пеней в размере 16150 рублей 19 копеек.
Расходы по уплате государственной пошлины в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд относит на Открытое акционерное общество "Чебоксарский агрегатный завод".
Руководствуясь статьями 110, 167 - 170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

решил:

открытому акционерному обществу "Чебоксарский агрегатный завод" Чувашская Республика, г. Чебоксары в удовлетворении требований отказать.
Обеспечительные меры, введенные определением от 15 октября 2008 года отменить с момента вступления настоящего решения в законную силу.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в арбитражный суд апелляционной инстанции в месячный срок.



Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru