Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Ярославская область


ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ЗАЩИТЫ
ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ И БЛАГОПОЛУЧИЯ ЧЕЛОВЕКА

ГЛАВНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ САНИТАРНЫЙ ВРАЧ
ПО ЯРОСЛАВСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 11 мая 2010 г. № 5

О ПРОФИЛАКТИКЕ ОСТРЫХ КИШЕЧНЫХ ИНФЕКЦИЙ

Я, Главный государственный санитарный врач Ярославской области С.А. Мелюк, проанализировав обстановку по острым кишечным инфекциям (ОКИ), отмечаю, что в Ярославской области наблюдается неблагополучная эпидемиологическая ситуация по заболеваемости ОКИ, вызванными установленными и неустановленными возбудителями, с ежегодным превышением в сравнении со средними показателями по Российской Федерации (РФ) на 19 - 27%. Сохраняется достаточно высокая заболеваемость сальмонеллезными инфекциями, которые за последние 3 года регистрировались на уровне 15,9 - 19,1 на 100 тыс. населения, ежегодный прирост составлял в среднем 18%.
Неблагополучие по острым кишечным инфекциям в Ярославской области является отражением тенденций, существующих в Российской Федерации в целом, где в последние годы значительно возрастает роль гастроэнтеритов вирусной этиологии, наиболее значимыми этиологическими агентами которых являются ротавирусы и норовирусы. В Российской Федерации в 2009 году 42 региона страны были неблагополучными по ОКИ, вызванным неустановленными инфекционными возбудителями, 33 - по ОКИ, вызванным установленными бактериальными и вирусными возбудителями, 37 - по сальмонеллезу, 29 - по бактериальной дизентерии.
В Ярославской области высок удельный вес этиологически нерасшифрованных ОКИ и пищевых токсикоинфекций, который в течение последних 5-ти лет составляет в среднем 82% (средний показатель по РФ - 65,5%), что особенно важно на фоне многолетней тенденции к росту показателей этой категории заболеваний. Такая ситуация свидетельствует о необходимости внедрения современных методик в деятельность лабораторий и повышения уровня заинтересованности лечебно-профилактических учреждений в проведении диагностических исследований на группу ОКИ. Неудовлетворительно организована работа по этиологической расшифровке ОКИ в некоторых муниципальных районах области, где в последние годы не регистрируются случаи ОКИ с установленным возбудителем: Мышкинский и Брейтовский.
Рост в последние годы показателей заболеваемости ОКИ, вызванными установленными бактериальными и вирусными возбудителями в области, обусловлен, в основном, ротавирусной инфекцией, уровни заболеваемости которой за период 1999 - 2009 гг. выросли практически в 7 раз. Наиболее поражаемым контингентом при ротавирусной инфекции являются дети до 14-ти лет, составляющие ежегодно до 90% в структуре патологии, причем дети до 1 года составляют до 30%, до 6-ти лет - до 65%.
Ярославская область является территорией с неблагоприятной эпидемической ситуацией по сальмонеллезу: в последние 3 года рост заболеваемости составлял от 6% до 21%. В некоторых городах и муниципальных районах в 2009 году уровни заболеваемости сальмонеллезами превышали аналогичные цифры в целом по области в 1,5 - 2 раза: в г. Ярославле, Некрасовском и Ярославском муниципальных районах. Дети до 14-ти лет вовлекаются в эпидемический процесс практически наравне со взрослыми, составляя 42 - 46% среди пострадавших. Болеет, преимущественно, городское население (около 82%), что связано с возрастающей централизацией и интенсификацией производства продуктов питания, расширением производства различных полуфабрикатов и готовых блюд, реализуемых через торговую сеть, развитием сети общественного питания и т.д. В этиологической структуре сальмонеллезов с начала 80-х годов на территории области, как и в России в целом, доминируют сальмонеллы группы Д (Salmonella enteritidis), но в последние годы появились данные о циркуляции сальмонелл групп С и В, которые ранее не встречались на территории области, что свидетельствует о формировании новых резервуаров возбудителя в природе и требует осуществления комплекса исследований, направленных на выявление возможных источников инфекции, не имеющих большого значения в предыдущие годы.
Острые кишечные инфекции остаются наиболее значимой группой болезней, ответственной за формирование эпидемических очагов. Ежегодно в России регистрируется около 500 вспышек ОКИ, составляя от 27,6% до 76,5% среди всех зарегистрированных очагов инфекционных заболеваний. В Ярославской области в 2009 г. было зарегистрировано 14 очагов ОКИ, где этиологическим фактором были ротавирусы и другая условно-патогенная микрофлора. По-прежнему наиболее эпидемически значимыми оставались детские учреждения (детские сады, школы), где было выявлено 80% групповых очагов с контактно-бытовым путем передачи. Распространение инфекции связано с систематическим несоблюдением противоэпидемического режима учреждений, поздним выявлением больных, отсутствием своевременного проведения мероприятий. Очаг сальмонеллезной инфекции с пищевым путем передачи, связанный с употреблением инфицированной куры-гриль, возник по причине грубейших нарушений технологического процесса на предприятии, занятом в сфере производства и оборота пищевых продуктов.
Остается острой проблема качества продуктов питания, реализуемых населению. За трехлетний период ежегодно не соответствовали по микробиологическим показателям от 2,8% до 4,5% проб молока и молочной продукции. В 2009 году наибольший удельный вес проб продовольственного сырья и пищевых продуктов, не соответствующих гигиеническим нормативам по микробиологическим показателям, был в группе "рыба, рыбные продукты" - 5,1%, "молоко и молочные продукты" - 3,4%.
Качество воды, подаваемой населению после водоподготовки, по санитарно-химическим показателям продолжает оставаться неудовлетворительным: в 2009 г. удельный вес нестандартных проб составил 39,2%; 4,5% проб водопроводной воды не отвечали гигиеническим требованиям по микробиологическим показателям, а в 0,25% проб были обнаружены маркеры возбудителей инфекционных заболеваний - антигены ротавирусов и вирусного гепатита А.
Одними из причин сложившейся ситуации является высокий износ водопроводных сооружений и сетей, рост числа аварий на водопроводных сетях. Планово-предупредительный ремонт водопроводных сооружений и сетей зачастую уступил место аварийно-восстановительным работам.
С начала 2010 года как в Российской Федерации, так и в Ярославской области наблюдается ухудшение эпидемиологической ситуации по острым кишечным инфекциям. За январь - март рост заболеваемости ОКИ с установленным и неустановленным возбудителем составил 30% и 12% соответственно, регистрировались групповые очаги заболеваний в детских коллективах. С начала 2010 года превышение недельных среднемноголетних уровней заболеваемости по сумме ОКИ составляло от 17 до 34%.
В целях стабилизации эпидемиологической ситуации по острым кишечным инфекциям, обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения Российской Федерации, руководствуясь Федеральным законом от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, № 1 (ч. 1), ст. 2; 2003, № 2, ст. 167, № 27 (ч. 1), ст. 2700; 2004, № 35, ст. 3607; 2005, № 19, ст. 1752; 2006, № 1, ст. 10, № 52 (ч. 1), ст. 5498; 2007, № 1 (ч. 1), ст. 21, ст. 29, № 27, ст. 3213, № 46, ст. 5554, № 49, ст. 6070; 2008, № 24, ст. 2801, № 29 (ч. 1), ст. 3418, № 44, ст. 4984, № 52 (ч. 1), ст. 6223; 2009, № 1, ст. 17), в соответствии с п.п. 5.4, 5.5, 5.6, 5.8 Постановления Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 г. № 322 "Об утверждения положения о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, № 28, ст. 2899; 2006, № 22, ст. 2337, № 52 (3 ч.), ст. 5587; 2008, № 40, ст. 4548, № 46, ст. 5337; 2009, № 30, ст. 3823, № 33, ст. 4081; 2010, № 9, ст. 960), п. 13 Постановления Правительства Российской Федерации от 16 мая 2005 г. № 303 "О разграничении полномочий федеральных органов исполнительной власти в области обеспечения биологической и химической безопасности Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации 2005, № 21, ст. 2023; 2006, № 13, ст. 1409; 2008, № 12, ст. 1130, № 23, ст. 2713, № 24, ст. 2867; № 50, ст. 5946; 2009, № 6, ст. 738, № 10, ст. 1224, № 18 (2 ч.), ст. 2248), Международными медико-санитарными правилами (2005 г.),

ПОСТАНОВЛЯЮ:

1. Рекомендовать главам администраций городов и муниципальных районов области:
1.1. Рассмотреть на заседаниях санитарно-противоэпидемических комиссий вопросы эпидемиологической ситуации и эффективности проводимых мероприятий по острым кишечным инфекциям на вверенной территории.
1.2. Принять меры по разработке территориальных программ по профилактике острых кишечных инфекций.
1.3. Потребовать в пределах компетенции от юридических лиц и индивидуальных предпринимателей выполнения требований санитарного законодательства в процессе производства, хранения и продажи продовольственных товаров, обеспечения населения доброкачественной водой и предоставлении населению качественных услуг в условиях неустойчивой эпидемической ситуации по группе острых кишечных инфекций.
1.4. Взять на контроль санитарно-техническое состояние лечебно-профилактических учреждений, оказывающих помощь инфекционным больным.
1.5. Оказывать поддержку территориальным органам управления здравоохранением и отделам Роспотребнадзора по городам и муниципальным образованиям в организации активной разъяснительной работы среди населения по профилактике острых кишечных инфекций.
1.6. Принять дополнительные меры по выполнению областной целевой программы "Чистая вода Ярославской области" на 2010 - 2014 годы", территориальных программ социально-экономического развития городов и муниципальных районов, в которые включены меры по улучшению водоснабжения и обеспечению населения доброкачественной водой, в случае отсутствия программ - принять меры по их разработке, предусмотрев необходимый объем финансирования.

2. Директору департамента образования Ярославской области, руководителям органов управления образованием городов и муниципальных районов рекомендовать:
2.1. Обеспечить выполнение предписаний, выданных учреждениями, осуществляющими государственный санитарно-эпидемиологический надзор, при подготовке образовательных учреждений к учебному году 2010 - 2011 гг.
2.2. Взять на контроль готовность учреждений летнего отдыха и оздоровления детей к сезону 2010 г., в том числе санитарно-техническое состояние учреждений и подготовку персонала.

3. Директору департамента здравоохранения и фармации Ярославской области, начальнику управления здравоохранением мэрии г. Ярославля, руководителям органов управления здравоохранением городов и муниципальных районов:
3.1. Принять меры по оснащению современным лабораторным оборудованием лабораторий лечебно-профилактических учреждений с целью обеспечения этиологической расшифровки острых кишечных инфекций.
3.2. Обеспечить реализацию мер, направленных на соблюдение санитарно-противоэпидемического режима в инфекционных стационарах и отделениях, а также наличие необходимого перечня медикаментов для лечения острых кишечных инфекций.
3.3. Предусмотреть развертывание дополнительного коечного фонда с учетом перепрофилирования отделений в условиях массового поступления больных при эпидемическом неблагополучии по острым кишечным инфекциям.

4. Руководителям органов управления здравоохранением городов и муниципальных районов области совместно с руководителями учреждений управления Роспотребнадзора организовать обучение персонала лечебно-профилактических учреждений по вопросам диагностики, лечения и профилактики острых кишечных инфекций вирусной этиологии.

5. Главному врачу Федерального государственного учреждения здравоохранения "Центр гигиены и эпидемиологии" в Ярославской области:
5.1. Принять необходимые меры по дальнейшему укреплению материально-технической базы лабораторий, оснащению современным оборудованием и подготовке специалистов по вопросам работы с возбудителями острых кишечных инфекций.
5.2. Обеспечить качество проводимых исследований как в рамках планового мониторинга за объектами окружающей среды, так и по эпидемическим показаниям - при работе в очагах острых кишечных инфекций.
5.3. Обеспечить постоянное взаимодействие с научно-исследовательскими учреждениями, на базах которых функционируют референс-центры, с целью получения методической и практической помощи в работе по мониторингу за возбудителями острых кишечных инфекций.

6. Начальникам и заместителям начальников территориальных отделов управления Роспотребнадзора по Ярославской области:
6.1. По результатам ретроспективного и оперативного анализа заболеваемости ОКИ (суммарно и по каждой нозологической форме) на вверенных территориях в целом установить причинно-следственную связь эпидемиологического неблагополучия, внести в органы исполнительной власти предложения по стабилизации ситуации.
6.2. Продолжить еженедельный мониторинг заболеваемости по сумме ОКИ и отдельным нозологическим формам, входящим в указанную группу на вверенных территориях.
6.3. Обеспечить качественное проведение плановых мероприятий по надзору, установить жесткий контроль за выполнением предписаний в первую очередь на объектах общественного питания, торговли, в детских образовательных учреждениях, учреждениях отдыха и оздоровления, лечебно-профилактических учреждениях, организациях, занимающихся подачей воды населению.
6.4. Взять на контроль санитарно-техническое состояние лечебно-профилактических и детских учреждений, подготовить предложения по его улучшению в адрес органов управления здравоохранением и органов исполнительной власти городов и муниципальных районов, инициировать разработку программ по их ремонту или строительству, оснащению пищеблоков.
6.5. В течение года осуществлять подготовку к началу летнего оздоровительного сезона: провести анализ санитарно-технического состояния объектов летнего отдыха и оздоровления детей по данным предыдущих лет, уточнить список планируемых поставщиков продуктов питания, повысить персональную ответственность специалистов при выполнении плановых мероприятий по надзору.
6.6. В случае регистрации эпидемического неблагополучия по острым кишечным инфекциям на вверенных территориях организовывать санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия в полном объеме:
- инициировать внеплановые заседания санитарно-противоэпидемических комиссий по проблемам острых кишечных инфекций;
- при необходимости вводить режим гиперхлорирования водопроводной воды с обязательным контролем остаточного хлора;
- усиливать контроль за соблюдением противоэпидемического режима в детских образовательных и лечебно-профилактических учреждениях;
- рекомендовать проведение внеочередных медицинских осмотров лицам декретированных групп;
- принимать меры по временному исключению холодных закусок, блюд и продуктов, не подвергающихся термической обработке, на пищеблоках детских образовательных учреждений как факторов передачи инфекции, подозрительных на инфицирование до завершения всего комплекса противоэпидемических мероприятий в соответствии с санитарными правилами СП 3.1.1.1117-02 "Профилактика острых кишечных инфекций";
- при необходимости осуществлять проведение внеплановых проверок организаций общественного питания и торговли по решению санитарно-противоэпидемических комиссий.
6.7. При выявлении нарушений требований санитарного законодательства в ходе проведения плановых и внеплановых проверок в соответствии с Федеральным законом от 19.12.2008 № 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" применять меры административного воздействия в соответствии с административным законодательством Российской Федерации.
6.8. Принять меры по недопущению ошибок в работе специалистов управления Роспотребнадзора при проведении эпидемиологического расследования с установлением причинно-следственной связи формирования эпидемических очагов и организации санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий в очагах инфекционных болезней.
6.9. Активизировать санитарно-просветительную работу среди населения по профилактике острых кишечных инфекций.

7. Контроль за выполнением оставляю за собой.

Руководитель
С.А.МЕЛЮК



Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru