Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Пермский край


ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА

УПРАВЛЕНИЕ ПО ПЕРМСКОМУ КРАЮ

РЕШЕНИЕ
от 23 марта 2010 года

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю по контролю в сфере размещения заказов (далее - Комиссия) в составе <...>
рассмотрев жалобу ООО "Геодезическое предприятие Кадастровый центр недвижимости" на действия Конкурсной комиссии и Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Пермскому краю при проведении открытого конкурса на выполнение земельно-кадастровых работ на земельных участках, являющихся собственностью Российской Федерации,

установила:

08.02.2010 на официальном сайте www.zakupki.gov.ru Территориальным управлением Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Пермскому краю (далее - Заказчик) было размещено извещение о проведении открытого конкурса на выполнение земельно-кадастровых работ на земельных участках, являющихся собственностью Российской Федерации.
Заявитель полагает, что нормы Федерального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о размещении заказов) нарушены следующими действиями Заказчика и Конкурсной комиссии:
1. В документации об аукционе и в извещении установлена обязанность участника размещения заказа одновременно с обеспечением заявки на участие в конкурсе вносить обеспечение исполнения государственного контракта, что нарушает ч. 3 ст. 25 и ч. 4 ст. 29 Закона о размещении заказов.
2. Срок подачи заявок на участие в конкурсе установлен с нарушением ч. 7 ст. 25 и ч. 2 ст. 26 Закона о размещении заказов.
3. Представителя Заявителя незаконно не допустили на процедуру вскрытия конвертов с заявками.
4. В протоколе вскрытия конвертов с заявками на участие в конкурсе сведения об организации Заявителя отсутствуют.
5. Обеспечение заявки на участие в конкурсе Заявителю не возвращено.
В результате рассмотрения жалобы Комиссией установлено следующее.
1. Согласно извещению о проведении открытого конкурса с участника взимается обеспечение заявки на участие в конкурсе в размере 5% от начальной цены контракта, одновременно с которым вносится обеспечение исполнения государственного контракта, которым является задаток в размере 30% от начальной цены контракта.
Согласно пункту 8.2 конкурсной документации, а также пункту 24 Информационной карты обеспечением исполнения государственного контракта является задаток в размере 20% от начальной максимальной цены контракта, который вносится участником размещения заказа одновременно с обеспечением заявки на участие в конкурсе.
Согласно части 1 статьи 29 Закона о размещении заказов в случае если победитель конкурса в срок, предусмотренный конкурсной документацией, не представил заказчику подписанный контракт, а также обеспечение исполнения контракта, победитель конкурса признается уклонившимся от заключения государственного контракта.
Согласно части 4 статьи 29 Закона о размещении заказов в случае если заказчиком, уполномоченным органом было установлено требование обеспечения исполнения государственного контракта, государственный контракт заключается только после представления участником конкурса, с которым заключается контракт, безотзывной банковской гарантии, страхования ответственности по контракту или передачи заказчику в залог денежных средств, в том числе в форме вклада (депозита), в размере обеспечения исполнения контракта, указанном в конкурсной документации.
Из вышеприведенных норм Закона о размещении заказов следует, что участник размещения заказа предоставляет заказчику обеспечение исполнения государственного контракта только после признания его победителем конкурса.
Следовательно, Заказчик, установив в извещении и в конкурсной документации обязанность участника вносить обеспечение исполнения контракта на стадии подачи заявки на участие в конкурсе, вышел за рамки Закона о размещении заказов и наложил на участников дополнительную обязанность по несвоевременному отчуждению принадлежащих ему денежных средств, и тем самым нарушил часть 4 статьи 29 Закона о размещении заказов.
2. В соответствии с п. 9 ч. 4 ст. 22 Закона о размещении заказов конкурсная документация должна содержать порядок, место, дату начала и дату окончания срока подачи заявок на участие в конкурсе. При этом датой начала срока подачи заявок на участие в конкурсе является день, следующий за днем опубликования в официальном печатном издании или размещения на официальном сайте извещения о проведении конкурса. Дата окончания срока подачи заявок на участие в конкурсе устанавливается в соответствии с частью 2 статьи 26 настоящего Федерального закона.
Согласно извещению о проведении открытого аукциона срок подачи заявок на участие в конкурсе установлен - с 08.02.2010 до 9.00 часов местного времени 10.03.2010. Вскрытие конвертов с конкурсными заявками состоится 10.03.2010 в 14.00 часов местного времени.
Согласно ч. 1 ст. 25 Закона о размещении заказов для участия в конкурсе участник размещения заказа подает заявку на участие в конкурсе в срок и по форме, которые установлены конкурсной документацией.
Пунктом 19 информационной карты конкурсной документации установлено, что заявки на участие в конкурсе принимаются до 9.00 часов местного времени 10.03.2010.
Из журнала регистрации конкурсных заявок следует, что ООО "Геодезическое предприятие Кадастровый центр недвижимости" подало свою заявку 10.03.2010 в 13.30 ч.
В соответствии с ч. 10 ст. 25 Закона о размещении заказов каждый конверт с заявкой на участие в конкурсе, поступивший в срок, указанный в конкурсной документации, регистрируется заказчиком, уполномоченным органом, специализированной организацией. По требованию участника размещения заказа, подавшего конверт с заявкой на участие в конкурсе, заказчик, уполномоченный орган, специализированная организация выдают расписку в получении конверта с такой заявкой с указанием даты и времени его получения.
Заявитель представил на рассмотрение жалобы расписку, подтверждающую подачу заявки представителем Заявителя Маркиной О.В. 10.03.2010 в 13.30 ч.
Следовательно, заявка на участие в конкурсе была подана после указанного в конкурсной документации срока и времени подачи заявок.
Согласно ч. 7 ст. 25 Закона о размещении заказов прием заявок на участие в конкурсе прекращается в день вскрытия конвертов с такими заявками и открытия доступа к поданным в форме электронных документов заявкам на участие в конкурсе с учетом положений части 2 статьи 26 настоящего Федерального закона.
Согласно части 2 статьи 26 Закона о размещении заказов в день вскрытия конвертов с заявками на участие в конкурсе непосредственно перед вскрытием конвертов с заявками на участие в конкурсе, но не раньше времени, указанного в извещении о проведении открытого конкурса и конкурсной документации, конкурсная комиссия обязана объявить присутствующим при вскрытии таких конвертов и открытии доступа к поданным в форме электронных документов заявкам на участие в конкурсе участникам размещения заказа о возможности подать заявки на участие в конкурсе, изменить или отозвать поданные заявки на участие в конкурсе до вскрытия конвертов с заявками на участие в конкурсе.
Из вышеуказанного положения закона следует, что после окончания срока подачи заявок на участие в конкурсе заявки подаются Конкурсной комиссии непосредственно перед вскрытием конвертов с заявками на участие в конкурсе. Однако, как следует из материалов дела, ООО "Геодезическое предприятие Кадастровый центр недвижимости" не реализовало свое право на подачу заявки на участие в конкурсе Конкурсной комиссии непосредственно перед вскрытием конвертов с заявками на участие в конкурсе.
Согласно ч. 10 ст. 26 Закона о размещении заказов полученные после окончания приема конвертов с заявками на участие в конкурсе конверты с заявками на участие в конкурсе в тот же день такие конверты и такие заявки возвращаются участникам размещения заказа.
Заказчиком было принято решение о возврате опоздавшей заявки 10.03.2010. Заявка на участие в конкурсе ООО "Геодезическое предприятие Кадастровый центр недвижимости" направлена Заявителю, что подтверждается сопроводительным письмом Заказчика от 10.03.2010 № 05-16-972.
Таким образом, Заказчик и Конкурсная комиссия осуществляли прием, регистрацию и вскрытие конвертов с заявками на участие в конкурсе в соответствии с требованиями Закона о размещении заказов.
В соответствии с ч. 1 ст. 21 Закона о размещении заказов извещение о проведении открытого конкурса опубликовывается заказчиком, уполномоченным органом, специализированной организацией в официальном печатном издании и размещается на официальном сайте не менее чем за тридцать дней до дня вскрытия конвертов с заявками на участие в конкурсе.
С момента начала (09.02.2010) и до момента окончания срока подачи заявок (10.03.2010) прошло 30 календарных дней. У Заявителя была возможность своевременно реализовать свое право на подачу заявки на участие в конкурсе, однако он этого не сделал.
Следовательно, довод Заявителя не подтвердился.
3. По мнению Заявителя, представителя Заявителя незаконно не допустили на процедуру вскрытия конвертов с заявками на участие в конкурсе.
Как пояснил представитель Заказчика, доверенность на участие во вскрытии конвертов была оформлена ненадлежащим образом, а именно, доверенность оказалась просроченной.
В соответствии с ч. 4 ст. 26 Закона о размещении заказов участники размещения заказа, подавшие заявки на участие в конкурсе, или их представители вправе присутствовать при вскрытии конвертов с заявками на участие в конкурсе и открытии доступа к поданным в форме электронных документов заявкам на участие в конкурсе.
Из данного положения следует, что лица, присутствующие на вскрытии конвертов с заявками, обязаны подтвердить какими-либо документами, что они являются непосредственно самим участником размещения заказа либо являются законным представителем такого участника размещения заказа.
При рассмотрении Комиссией данной доверенности, представленной Заказчиком, установлено, что дата выдачи доверенности - 5 марта 2009 г., срок действия доверенности - 1 месяц. Следовательно, действие доверенности истекло 5 апреля 2009 г. и она не могла предоставить представителю ООО "Геодезическое предприятие Кадастровый центр недвижимости" Маркиной О.В. право присутствовать на вскрытии конвертов с заявками 10 марта 2010 г.
Следовательно, Конкурсная комиссия, не допустив представителя ООО "Геодезическое предприятие Кадастровый центр недвижимости" Маркину О.В. на вскрытие конвертов с заявками на участие в конкурсе, действовала в соответствии с ч. 4 ст. 26 Закона о размещении заказов.
Таким образом, данный довод Заявителя не подтвердился.
4. Заявитель полагает, что в протоколе вскрытия конвертов с заявками на участие в конкурсе сведения об организации Заявителя незаконно отсутствуют.
Как было установлено выше (п. 2 Решения), заявка на участие в конкурсе была подана после указанного в конкурсной документации срока и времени подачи заявок.
Таким образом, в силу ч. 10 ст. 26 Закона о размещении заказов, опоздавшие конверты с заявками не вскрываются и не рассматриваются Конкурсной комиссией и в тот же день такие конверты возвращаются участникам размещения заказа.
Следовательно отсутствие сведений об организации Заявителя, как об участнике размещения заказа, в протоколе вскрытия конвертов с заявками на участие в конкурсе от 10.03.2010 не является нарушением Закона о размещении заказов со стороны Конкурсной комиссии.
Таким образом, данный довод Заявителя не подтвердился.
5. Заявитель отказался от довода о том, что Заказчик не вернул ему денежные средства, внесенные в качестве обеспечения заявки на участие в конкурсе и обеспечения исполнения государственного контракта.
Факт возврата денежных средств подтверждается представленными Заявителем платежными поручениями № 431 от 19.03.2010 на сумму 71500 руб. и № 432 от 19.03.2010 на сумму 286000 руб.
В ходе проведения внеплановой проверки Комиссия Пермского УФАС установила:
1. Согласно извещению о проведении открытого конкурса с участника взимается обеспечение заявки на участие в конкурсе в размере 5% от начальной цены контракта, одновременно с которым вносится обеспечение исполнения государственного контракта, которым является задаток в размере 30% от начальной цены контракта.
Согласно пункту 8.2 конкурсной документации, а также пункту 24 Информационной карты обеспечением исполнения государственного контракта является задаток в размере 20% от начальной максимальной цены контракта, который вносится участником размещения заказа одновременно с обеспечением заявки на участие в конкурсе.
В соответствии с пунктом 15.2 части 4 статьи 22 Закона о размещении заказов конкурсная документация должна содержать, в том числе, размер обеспечения исполнения государственного или муниципального контракта, срок и порядок его предоставления в случае, если заказчиком, уполномоченным органом установлено требование обеспечения исполнения контракта. Размер обеспечения исполнения контракта не может превышать тридцать процентов начальной (максимальной) цены контракта (цены лота), указанной в извещении о проведении открытого конкурса.
Согласно части 4 статьи 29 Закона о размещении заказов в случае если заказчиком, уполномоченным органом было установлено требование обеспечения исполнения государственного контракта, государственный контракт заключается только после предоставления участником конкурса, с которым заключается контракт, безотзывной банковской гарантии, страхования ответственности по контракту или передачи заказчику в залог денежных средств, в том числе в форме вклада (депозита), в размере обеспечения исполнения контракта, указанном в конкурсной документации. Способ обеспечения исполнения контракта из перечисленных в настоящей части способов определяется таким участником конкурса самостоятельно.
Таким образом, Закон о размещении заказов определяет 3 вида обеспечения исполнения государственного контракта, один из которых самостоятельно обязан избирать победитель конкурса и представить заказчику подтверждение обеспечения исполнения контракта.
Следовательно, Заказчик лишил участников размещения заказа права самостоятельно определять способ обеспечения исполнения государственного контракта (установив конкретный способ обеспечения исполнения государственного контракта в пункте 24 информационной карты конкурсной документации - задаток), и тем самым нарушил часть 4 статьи 29 Закона о размещении заказов.
Кроме того, указав в конкурсной документации и в извещении различный размер обеспечения исполнения контракта (30% и 20%), Заказчик ввел в заблуждение потенциальных участников размещения заказа относительно размера обеспечения исполнения контракта, которое необходимо внести.
2. В соответствии с пунктом 13 информационной карты конкурсной документации заявка на участие в конкурсе должна содержать, в том числе:
- образцы проектов территориального землеустройства (межевого плана) федеральных земель;
- документы, подтверждающие внесение обеспечения исполнения государственного контракта, в размере 20% от начальной цены контракта;
- свидетельство о постановке на учет в налоговом органе;
- справку из территориального органа ФНС об отсутствии задолженности по налогам, сборам и иным обязательным платежам в бюджеты любого уровня и государственные внебюджетные фонды или справку о состоянии расчетов налогоплательщика.
Частью 3 статьи 25 Закона о размещении заказов установлен исчерпывающий перечень требований к содержанию и составу заявки на участие в конкурсе. Данная норма закона не предусматривает наличие в составе конкурсной заявки указанных документов.
Согласно части 4 статьи 25 Закона о размещении заказов требовать от участника размещения заказа иное, за исключением предусмотренных подпунктами "а"-"в", "д" и "е" пункта 1, пунктами 2 и 3 части 3 настоящей статьи документов и сведений, не допускается.
Следовательно, Заказчик, установив в конкурсной документации требование о наличии в составе заявки на участие в конкурсе документов, не предусмотренных Законом о размещении заказов, нарушил часть 4 статьи 25 Закона о размещении заказов.
3. Как следует из материалов дела, протокол оценки и сопоставления заявок на участие в открытом конкурсе был подписан 12 марта 2010 г., согласно которому победителем открытого конкурса было признано ЗАО "Центральное землеустроительное бюро". 15 марта 2010 г. Территориальным управлением Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Пермскому краю с ЗАО "Центральное землеустроительное бюро" был заключен государственный контракт № 21.
Согласно ч. 11 ст. 28 Закона о размещении заказов протокол оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсе размещается на официальном сайте заказчиком в течение дня, следующего после дня подписания указанного протокола, т.е. не позднее 13 марта 2010 г.
В соответствии с ч. 1.1 ст. 29 Закона о размещении заказов государственный контракт может быть заключен не ранее чем через десять дней со дня размещения на официальном сайте протокола оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсе.
Таким образом, государственный заказчик, заключив государственный контракт на 2-й день со дня размещения на официальном сайте протокола оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсе, т.е. ранее установленного Законом о размещении заказов срока, нарушил ч. 1.1 ст. 29 Закона о размещении заказов.
Согласно ч. 4 ст. 9 Закона о размещении заказов заказ признается размещенным со дня заключения государственного контракта.
На основании статей 17, 60 Федерального закона "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" Комиссия

решила:

1. Признать жалобу ООО "Геодезическое предприятие Кадастровый центр недвижимости" на действия Конкурсной комиссии и Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Пермскому краю при проведении открытого конкурса на выполнение земельно-кадастровых работ на земельных участках, являющихся собственностью Российской Федерации, частично обоснованной.
2. Признать в действиях Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Пермскому краю выявленное в ходе рассмотрения жалобы нарушение части 4 статьи 29 Закона о размещении заказов.
3. Признать в действиях Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Пермскому краю выявленные в ходе проведения внеплановой проверки нарушения части 4 статьи 25 и частей 1.1 и 4 статьи 29 Закона о размещении заказов.
4. Предписание Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Пермскому краю об устранении выявленных нарушений Закона о размещении заказов не выдавать в связи с тем, что государственный контракт заключен и государственный заказ считается размещенным.
5. Рассмотреть вопрос о привлечении должностных лиц Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Пермскому краю к административной ответственности за нарушение Закона о размещении заказов.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.



Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru