Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Калининградская область


АРБИТРАЖНЫЙ СУД КАЛИНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 7 апреля 2008 г. по делу № А21-16/2008

Резолютивная часть объявлена 31.03.08 г.
Полный текст изготовлен 07.04.08 г.
Арбитражный суд Калининградской области в составе: председательствующего Залужной Ю.Д.
судей Гурьевой И.Л., Гениной С.В.
При ведении протокола судебного заседания председательствующим
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению ОАО "Советский ЦБЗ"
к Службе по государственному регулированию цен и тарифов Правительства Калининградской области
о признании недействующим приказа № 35-02т/07 от 05.10.07 г.
при участии:
от истца: Колобашкин С.В., доверенность от 11.12.07 г., Башкиров А.В., доверенность от 21.01.08 г.
от ответчика: Абаев Г.К., доверенность от 29.01.08 г.
от третьего лица:

установил:

ОАО "Советский ЦБЗ" (далее Общество) обратилось в Арбитражный суд Калининградской области с заявлением о признании недействующим приказа № 35-02т/07 от 05.10.07 г. Службы по государственному регулированию цен и тарифов Правительства Калининградской области (далее Служба) и обязании ответчика установить тариф на тепловую энергию, производимую Обществом в размере 1052,23 руб./Гкал без учета НДС
В судебном заседании представители истца заявленные требования поддержали, указав, что в тарифе, установленным Службой, не учтена валовая выручка, все виды топлива, используемые Обществом для выработки тепловой энергии. Кроме того, по мнению заявителя, ответчиком нарушена процедура утверждения тарифа, а именно п. 18 Правил государственного регулирования и применения тарифов, утвержденных постановлением Правительства РФ № 109 от 26.02.04 г., предусматривающий вынесение решения об установлении тарифа на заседании правления (коллегии) регулирующего органа с заблаговременным извещением (за 10 дней до рассмотрения) организации, осуществляющей регулируемую деятельность.
Представитель Службы с заявлением не согласен, считает, что в удовлетворении требований заявителю надлежит отказать, так как заявитель был уведомлен о дне заседания Правления, ознакомлен с проектом тарифа на тепловую энергию, представил свои возражения на проект тарифа, принял участие в заседании Правления. По существу спора считает, что заявитель не опроверг обоснованность установленного тарифа.
Как следует из материалов дела письмом за № 755 от 14.06.07 г. ОАО "Советский ЦБЗ" в соответствии с п. 8 Правил государственного регулирования и применения тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2004 года № 109 направило в Службу по государственному регулированию цен и тарифов Правительства Калининградской области обосновывающие материалы для открытия дела об установлении тарифа на тепловую энергию на 2008 год.
Письмом от 27.08.07 г. за № 1077 ответчик запросил дополнительные материалы у Общества.
01.10.07 г. в адрес Общества ответчиком направлено письмо за № 1277 о приглашении принять участие в совещании по вопросу утверждения тарифа, которое назначено на 05.10.07 г.
Приказом Службы по государственному регулированию цен и тарифов Калининградской области № 35-02т/07 от 05.10.07 г. утвержден тариф на тепловую энергию в горячей воде для потребителей ОАО "Советский ЦБЗ" в размере 626 руб./Гкал без учета НДС.
Приказ Службы по государственному регулированию цен и тарифов Калининградской области № 35-02т/07 от 05.10.07 г. опубликован в газете "Калининградская правда" за № 193 от 13.10.07 г.
Заслушав пояснения сторон, исследовав материалы дела, судебная коллегия находит требования заявителя не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 14.04.1995 № 41-ФЗ "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию" (далее - Закон № 41-ФЗ) органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов устанавливают тарифы на электрическую и тепловую энергию, поставляемую энергоснабжающими организациями потребителям.
К энергоснабжающим организациям, согласно статье 1 Закона № 41-ФЗ относятся хозяйствующие субъекты, осуществляющие продажу потребителям произведенной или купленной электрической и (или) тепловой энергии.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.08.2003 года № 516 "О предельных уровнях тарифов на электрическую и тепловую энергию" предусмотрено, что Федеральная энергетическая комиссия Российской Федерации устанавливает тарифы и предельные (минимальный и (или) максимальный) уровни тарифов на услуги по передаче электрической и тепловой энергии.
В соответствии с подпунктом 4 пункта 3 Основ ценообразования в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2004 года № 109, к регулируемым тарифам (ценам) относятся тарифы (размер платы) и (или) их предельные (минимальные и (или) максимальные) уровни на услуги, оказываемые на оптовом и розничном рынках электрической энергии (мощности) и на розничном рынке тепловой энергии (мощности) организациями, осуществляющими регулируемую деятельность.
Пунктом 7 "Правил государственного регулирования и применения тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации" предусмотрено, что установление тарифов и (или) предельных уровней производится регулирующими органами путем рассмотрения соответствующих дел.
Согласно п. 8 Правил, организации, осуществляющие регулируемую деятельность, до 1 мая года, предшествующего периоду регулирования, представляют в органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов обоснованные предложения об установлении тарифов и (или) предельных уровней тарифов в соответствии с Основами ценообразования.
Согласно п. 9 Правил органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов до 15 мая года, предшествующего очередному периоду регулирования, представляют в Федеральную службу по тарифам обоснованные предложения об установлении предельных уровней тарифов в соответствии с Основами ценообразования и информацию по объемам потребления электрической и тепловой энергии (мощности) населением в текущем периоде регулирования.
Перечень материалов, представляемых организациями, осуществляющими регулируемую деятельность в соответствующий орган, установлен п. 10 Правил.
Согласно п. 13 Правил регулирующий орган в 2-недельный срок с даты регистрации проводит анализ указанных материалов и направляет организации, осуществляющей регулируемую деятельность, извещение об открытии дела об установлении тарифов с указанием должности, фамилии, имени и отчества лица, назначенного уполномоченным по делу.
Заявителем нарушен порядок установления тарифов, так как предложения об установлении тарифов направлены ответчику лишь 11.07.07 г., т.е. по истечении сроков, определенных п. 8 вышеуказанных Правил.
Поэтому при установлении предельного уровня тарифа на тепловую энергию объем и стоимость тепловой энергии производимой заявителем, приняты ответчиком на уровне 2007 года с учетом инфляционного рост (3% по отношению к периоду 2007 г.). В результате тариф на тепловую энергию был установлен в размере - 626 руб./Гкал (в 2006 году - 608 руб./Гкал). Данный тариф учитывает использование Обществом в качестве основного вида топлива для производства тепловой энергии - природный газ, в качестве резервного топлива - мазут. Из видов топлива угольная составляющая, изначально учтенная в проекте тарифа, исключена по просьбе самого Общества в связи с отсутствием площадок для хранения угольной золы и отсутствием разрешающих документов на использование угля. Данное обстоятельство заявителем не оспаривается.
Довод заявителя о том, что ответчиком установлен заниженный уровень тарифа на тепловую энергию необоснованны и не нашли своего подтверждения в ходе судебного заседания.
Заявитель не является электростанцией, осуществляющей производство тепловой и электрической энергии в режиме комбинированной выработки, в связи с чем, на него не распространяется п. 2 приказа ФСТ РФ от 11.04.07 г. № 67-э/4 о установлении предельных минимальных и максимальных уровней.
Тепловая и электрическая энергия являются сопутствующими продуктами при технологическом процессе производства целлюлозы. Как следует из представленной Обществом калькуляции, отпуск тепловой энергии на сторону (131,5 тыс. Гкал, составляет всего лишь 14,5% от общего объема ее производства (909,8 тыс. Гкал. Отпуск электрической энергии на сторону не превышает 8% от общей ее выработки.
Перегретый пар с температурой 400-450 градусов, образуемый в паровом котле при сжигании топлива, до его поступления в технологическую цепь производства целлюлозы, проходит через паровую турбину, которая вырабатывает электроэнергию. Пройдя технологическую цепь производства целлюлозы, пар с температурой 100-150 градусов поступает в теплообменник, где конденсируется и возвращается в виде обратной воды в паровой котел. При конденсации пара в теплообменнике происходит нагрев воды, которая поступает в систему отопления и используется для отопления производственных помещений заявителя продажи тепловой энергии на сторону. Паровой котел работает круглосуточно в заданном тепловом режиме, обеспечивает выработку пара для производства целлюлозы, вне зависимости от выработки тепловой и электрической энергии. Затраты, связанные с выработкой пара включены в себестоимость производства целлюлозы, а их размер практически не зависит от выработки тепловой и электрической энергии. Некоторые потери характеристик пара в том числе не связанные с отбором турбин, компенсируются выработкой тепловой электрической энергии для собственных нужд и отсутствием необходимости приобретать ее на стороне.
В связи с тем, что основной целью государственного регулирования тарифов является сохранение баланса интересов производителей и потребителей энергии, ответчик обязан не опускать двойного учета затрат при установлении тарифов на тепловую и электрическую энергию.
Судебной коллегией при сравнении калькуляции производства отпуска тепловой энергии на 2008 года по ОАО "Советский ЦБЗ", составленной заявителем и предложенной ответчиком не выявлено каких-либо нарушений, о которых указывает Общество в своем заявлении. Так, цеховые затраты, о невключении которых в тариф указывает заявитель, определены ответчиком из стоимости топлива отпускаемого в сеть, умноженного на переводной коэффициент, который взят из инвестиционной программы ОАО "Советский ЦБЗ" (131,5 умноженное на 151,8 разделенное на 1,14 равно 17510 куб. м газа). Данная программа обозревалась судом в заседании (протокол от 31.03.08 г.).
Судебная коллегия не находит оснований для отмены оспариваемого приказа и по процессуальным нарушениям.
Из представленных ответчиком материалов следует, что заявитель был уведомлен о дате заседания Правления, ознакомлен с проектом тарифа на тепловую энергию, представил свои возражения на проект тарифа и принял участие в заседании Правления. Таким образом, реализовал предоставленное ему законодательством право на участие в установлении тарифа в полном объеме. Тот факт, что Общество несвоевременно получило извещение о дате заседания Правления (за 5 дней до заседания вместо 10 установленных) не свидетельствует о незаконности оспариваемого акта, поскольку не препятствовало Обществу в реализации своих прав.
В соответствии с п. 10 Основ ценообразования, утвержденных постановлением Правительства РФ от 26.02.04 г. № 109, если заявитель в течение расчетного периода понес обоснованные расходы, не учтенные при установлении тарифов, эти расходы учитываются при установлении тарифов на последующий расчетный период регулирования. Таким образом, законодательство предусматривает самостоятельные последствия в том случае, если тарифы не учитывают всех затрат производителя энергии, которые носят компенсационный характер.
Руководствуясь статьями 184, 185, ст. 191, ст. 194 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

решил:

Признать приказ № 35-02т/07 от 05.10.07 г. Службы по государственному регулированию цен и тарифов Правительства Калининградской области "Об утверждении тарифа на тепловую энергию для потребителей ОАО "Советский ЦБЗ" соответствующим положениям: Федерального закона от 14.04.1995 № 41-ФЗ "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию", "Основ ценообразования в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации" и "Правил государственного регулирования и применения тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2004 года № 109.
В удовлетворении требований ОАО "Советский ЦБЗ" отказать.
Решение может быть обжаловано в кассационную инстанцию в месячный срок.

Председательствующий
Ю.Д. Залужная

Судьи
С.В. Генина
И.Л. Гурьева



Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru