АРБИТРАЖНЫЙ СУД КАЛИНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
от 7 апреля 2008 г. по делу № А21-16/2008
Резолютивная часть объявлена 31.03.08 г.
Полный текст изготовлен 07.04.08 г.
Арбитражный суд Калининградской области в составе: председательствующего Залужной Ю.Д.
судей Гурьевой И.Л., Гениной С.В.
При ведении протокола судебного заседания председательствующим
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению ОАО "Советский ЦБЗ"
к Службе по государственному регулированию цен и тарифов Правительства Калининградской области
о признании недействующим приказа
№ 35-02т/07 от 05.10.07 г.
при участии:
от истца: Колобашкин С.В., доверенность от 11.12.07 г., Башкиров А.В., доверенность от 21.01.08 г.
от ответчика: Абаев Г.К., доверенность от 29.01.08 г.
от третьего лица:
установил:
ОАО "Советский ЦБЗ" (далее Общество) обратилось в Арбитражный суд Калининградской области с заявлением о признании недействующим приказа
№ 35-02т/07 от 05.10.07 г. Службы по государственному регулированию цен и тарифов Правительства Калининградской области (далее Служба) и обязании ответчика установить тариф на тепловую энергию, производимую Обществом в размере 1052,23 руб./Гкал без учета НДС
В судебном заседании представители истца заявленные требования поддержали, указав, что в тарифе, установленным Службой, не учтена валовая выручка, все виды топлива, используемые Обществом для выработки тепловой энергии. Кроме того, по мнению заявителя, ответчиком нарушена процедура утверждения тарифа, а именно п. 18 Правил государственного регулирования и применения тарифов, утвержденных постановлением Правительства РФ № 109 от 26.02.04 г., предусматривающий вынесение решения об установлении тарифа на заседании правления (коллегии) регулирующего органа с заблаговременным извещением (за 10 дней до рассмотрения) организации, осуществляющей регулируемую деятельность.
Представитель Службы с заявлением не согласен, считает, что в удовлетворении требований заявителю надлежит отказать, так как заявитель был уведомлен о дне заседания Правления, ознакомлен с проектом тарифа на тепловую энергию, представил свои возражения на проект тарифа, принял участие в заседании Правления. По существу спора считает, что заявитель не опроверг обоснованность установленного тарифа.
Как следует из материалов дела письмом за № 755 от 14.06.07 г. ОАО "Советский ЦБЗ" в соответствии с п. 8 Правил государственного регулирования и применения тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2004 года № 109 направило в Службу по государственному регулированию цен и тарифов Правительства Калининградской области обосновывающие материалы для открытия дела об установлении тарифа на тепловую энергию на 2008 год.
Письмом от 27.08.07 г. за № 1077 ответчик запросил дополнительные материалы у Общества.
01.10.07 г. в адрес Общества ответчиком направлено письмо за № 1277 о приглашении принять участие в совещании по вопросу утверждения тарифа, которое назначено на 05.10.07 г.
Приказом
Службы по государственному регулированию цен и тарифов Калининградской области № 35-02т/07 от 05.10.07 г. утвержден тариф на тепловую энергию в горячей воде для потребителей ОАО "Советский ЦБЗ" в размере 626 руб./Гкал без учета НДС.
Приказ
Службы по государственному регулированию цен и тарифов Калининградской области № 35-02т/07 от 05.10.07 г. опубликован в газете "Калининградская правда" за № 193 от 13.10.07 г.
Заслушав пояснения сторон, исследовав материалы дела, судебная коллегия находит требования заявителя не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 14.04.1995 № 41-ФЗ "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию" (далее - Закон № 41-ФЗ) органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов устанавливают тарифы на электрическую и тепловую энергию, поставляемую энергоснабжающими организациями потребителям.
К энергоснабжающим организациям, согласно статье 1 Закона № 41-ФЗ относятся хозяйствующие субъекты, осуществляющие продажу потребителям произведенной или купленной электрической и (или) тепловой энергии.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.08.2003 года № 516 "О предельных уровнях тарифов на электрическую и тепловую энергию" предусмотрено, что Федеральная энергетическая комиссия Российской Федерации устанавливает тарифы и предельные (минимальный и (или) максимальный) уровни тарифов на услуги по передаче электрической и тепловой энергии.
В соответствии с подпунктом 4 пункта 3 Основ ценообразования в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2004 года № 109, к регулируемым тарифам (ценам) относятся тарифы (размер платы) и (или) их предельные (минимальные и (или) максимальные) уровни на услуги, оказываемые на оптовом и розничном рынках электрической энергии (мощности) и на розничном рынке тепловой энергии (мощности) организациями, осуществляющими регулируемую деятельность.
Пунктом 7 "Правил государственного регулирования и применения тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации" предусмотрено, что установление тарифов и (или) предельных уровней производится регулирующими органами путем рассмотрения соответствующих дел.
Согласно п. 8 Правил, организации, осуществляющие регулируемую деятельность, до 1 мая года, предшествующего периоду регулирования, представляют в органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов обоснованные предложения об установлении тарифов и (или) предельных уровней тарифов в соответствии с Основами ценообразования.
Согласно п. 9 Правил органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов до 15 мая года, предшествующего очередному периоду регулирования, представляют в Федеральную службу по тарифам обоснованные предложения об установлении предельных уровней тарифов в соответствии с Основами ценообразования и информацию по объемам потребления электрической и тепловой энергии (мощности) населением в текущем периоде регулирования.
Перечень материалов, представляемых организациями, осуществляющими регулируемую деятельность в соответствующий орган, установлен п. 10 Правил.
Согласно п. 13 Правил регулирующий орган в 2-недельный срок с даты регистрации проводит анализ указанных материалов и направляет организации, осуществляющей регулируемую деятельность, извещение об открытии дела об установлении тарифов с указанием должности, фамилии, имени и отчества лица, назначенного уполномоченным по делу.
Заявителем нарушен порядок установления тарифов, так как предложения об установлении тарифов направлены ответчику лишь 11.07.07 г., т.е. по истечении сроков, определенных п. 8 вышеуказанных Правил.
Поэтому при установлении предельного уровня тарифа на тепловую энергию объем и стоимость тепловой энергии производимой заявителем, приняты ответчиком на уровне 2007 года с учетом инфляционного рост (3% по отношению к периоду 2007 г.). В результате тариф на тепловую энергию был установлен в размере - 626 руб./Гкал (в 2006 году - 608 руб./Гкал). Данный тариф учитывает использование Обществом в качестве основного вида топлива для производства тепловой энергии - природный газ, в качестве резервного топлива - мазут. Из видов топлива угольная составляющая, изначально учтенная в проекте тарифа, исключена по просьбе самого Общества в связи с отсутствием площадок для хранения угольной золы и отсутствием разрешающих документов на использование угля. Данное обстоятельство заявителем не оспаривается.
Довод заявителя о том, что ответчиком установлен заниженный уровень тарифа на тепловую энергию необоснованны и не нашли своего подтверждения в ходе судебного заседания.
Заявитель не является электростанцией, осуществляющей производство тепловой и электрической энергии в режиме комбинированной выработки, в связи с чем, на него не распространяется п. 2 приказа ФСТ РФ от 11.04.07 г. № 67-э/4 о установлении предельных минимальных и максимальных уровней.
Тепловая и электрическая энергия являются сопутствующими продуктами при технологическом процессе производства целлюлозы. Как следует из представленной Обществом калькуляции, отпуск тепловой энергии на сторону (131,5 тыс. Гкал, составляет всего лишь 14,5% от общего объема ее производства (909,8 тыс. Гкал. Отпуск электрической энергии на сторону не превышает 8% от общей ее выработки.
Перегретый пар с температурой 400-450 градусов, образуемый в паровом котле при сжигании топлива, до его поступления в технологическую цепь производства целлюлозы, проходит через паровую турбину, которая вырабатывает электроэнергию. Пройдя технологическую цепь производства целлюлозы, пар с температурой 100-150 градусов поступает в теплообменник, где конденсируется и возвращается в виде обратной воды в паровой котел. При конденсации пара в теплообменнике происходит нагрев воды, которая поступает в систему отопления и используется для отопления производственных помещений заявителя продажи тепловой энергии на сторону. Паровой котел работает круглосуточно в заданном тепловом режиме, обеспечивает выработку пара для производства целлюлозы, вне зависимости от выработки тепловой и электрической энергии. Затраты, связанные с выработкой пара включены в себестоимость производства целлюлозы, а их размер практически не зависит от выработки тепловой и электрической энергии. Некоторые потери характеристик пара в том числе не связанные с отбором турбин, компенсируются выработкой тепловой электрической энергии для собственных нужд и отсутствием необходимости приобретать ее на стороне.
В связи с тем, что основной целью государственного регулирования тарифов является сохранение баланса интересов производителей и потребителей энергии, ответчик обязан не опускать двойного учета затрат при установлении тарифов на тепловую и электрическую энергию.
Судебной коллегией при сравнении калькуляции производства отпуска тепловой энергии на 2008 года по ОАО "Советский ЦБЗ", составленной заявителем и предложенной ответчиком не выявлено каких-либо нарушений, о которых указывает Общество в своем заявлении. Так, цеховые затраты, о невключении которых в тариф указывает заявитель, определены ответчиком из стоимости топлива отпускаемого в сеть, умноженного на переводной коэффициент, который взят из инвестиционной программы ОАО "Советский ЦБЗ" (131,5 умноженное на 151,8 разделенное на 1,14 равно 17510 куб. м газа). Данная программа обозревалась судом в заседании (протокол от 31.03.08 г.).
Судебная коллегия не находит оснований для отмены оспариваемого приказа
и по процессуальным нарушениям.
Из представленных ответчиком материалов следует, что заявитель был уведомлен о дате заседания Правления, ознакомлен с проектом тарифа на тепловую энергию, представил свои возражения на проект тарифа и принял участие в заседании Правления. Таким образом, реализовал предоставленное ему законодательством право на участие в установлении тарифа в полном объеме. Тот факт, что Общество несвоевременно получило извещение о дате заседания Правления (за 5 дней до заседания вместо 10 установленных) не свидетельствует о незаконности оспариваемого акта
, поскольку не препятствовало Обществу в реализации своих прав.
В соответствии с п. 10 Основ ценообразования, утвержденных постановлением Правительства РФ от 26.02.04 г. № 109, если заявитель в течение расчетного периода понес обоснованные расходы, не учтенные при установлении тарифов, эти расходы учитываются при установлении тарифов на последующий расчетный период регулирования. Таким образом, законодательство предусматривает самостоятельные последствия в том случае, если тарифы не учитывают всех затрат производителя энергии, которые носят компенсационный характер.
Руководствуясь статьями 184, 185, ст. 191, ст. 194 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
решил:
Признать приказ
№ 35-02т/07 от 05.10.07 г. Службы по государственному регулированию цен и тарифов Правительства Калининградской области "Об утверждении тарифа на тепловую энергию для потребителей ОАО "Советский ЦБЗ" соответствующим положениям: Федерального закона от 14.04.1995 № 41-ФЗ "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию", "Основ ценообразования в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации" и "Правил государственного регулирования и применения тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2004 года № 109.
В удовлетворении требований ОАО "Советский ЦБЗ" отказать.
Решение может быть обжаловано в кассационную инстанцию в месячный срок.
Председательствующий
Ю.Д. Залужная
Судьи
С.В. Генина
И.Л. Гурьева