Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Калужская область


КАЛУЖСКАЯ ОБЛАСТЬ
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

ПРИКАЗ
от 20 октября 2009 г. № 608/1

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ МЕТОДИЧЕСКИХ РЕКОМЕНДАЦИЙ ПО ПРОВЕДЕНИЮ
РЕОРГАНИЗАЦИИ И/ИЛИ ЛИКВИДАЦИИ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ
УЧРЕЖДЕНИЙ

В связи с изменением существующей инфраструктуры общего образования региона и в целях упорядочения проведения мероприятий по обновлению сети общеобразовательных учреждений и совершенствования нормативно-правовой базы, регламентирующей вопросы реорганизации и/или ликвидации муниципальных общеобразовательных учреждений, а также в соответствии с Положением о министерстве образования и науки Калужской области
ПРИКАЗЫВАЮ:

1. Утвердить методические рекомендации по проведению реорганизации и/или ликвидации общеобразовательных учреждений (прилагается).
2. Направить данный Приказ Главам муниципальных районов (городских округов) Калужской области, руководителям муниципальных органов управления образованием.
3. Рекомендовать органам местного самоуправления муниципальных районов (городских округов) Калужской области, муниципальным органам управления образованием использовать в практической деятельности настоящие Методические рекомендации.
4. Контроль за исполнением приказа возложить на и.о. начальника управления общего образования С.Д.Ермакову.

Министр
М.В.Дулинов





Приложение
к Приказу
министерства образования и науки
Калужской области
от 20 октября 2009 г. № 608/1

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО РАЗРАБОТКЕ ПОРЯДКА РЕОРГАНИЗАЦИИ И/ИЛИ ЛИКВИДАЦИИ
МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ

1. Реорганизация предполагает переход всех прав и обязанностей реорганизуемого общеобразовательного учреждения к другому (другим) юридическим лицам.
2. Ликвидация представляет собой прекращение юридического лица без правопреемства, т.е. без перехода прав и обязанностей к другим лицам.
3. Основными нормативными правовыми актами, регулирующими Порядок реорганизации и/или ликвидации Учреждения, являются:
- Конституция Российской Федерации;
- Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая, ст. 57-60);
- Трудовой кодекс Российской Федерации (ст. 180);
- Закон Российской Федерации от 10.07.1992 № 3266-1 "Об образовании" (ст. 34, п. 1, 2, 4, 5; ст. 50, п. 17; ст. 52);
- Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (ст. 35, п. 10);
- Федеральный закон от 24.07.1998 № 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" (ст. 13, п. 2-5);

В официальном тексте документа, видимо, допущена опечатка: Федеральный закон от 08.08.2001 № 129-ФЗ имеет название "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей".

- Федеральный закон от 08.08.2001 (в ред. 19.07.2009) № 129-ФЗ "О регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей";

]]>
- постановление Правительства Российской Федерации от 19.03.2001 № 196 "Об утверждении Типового положения об общеобразовательном учреждении" (п. 19).
4. Основанием для реорганизации муниципального общеобразовательного учреждения (далее - Учреждение) являются: невыполнение целей и задач, установленных уставом; изменение контингента обучающихся, проживающих на территории, обслуживаемой Учреждением; изменение образовательных запросов населения, проживающего на территории, обслуживаемой Учреждением; в других случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
5. Учреждение может быть ликвидировано: по решению суда в случае осуществления деятельности без надлежащей лицензии, либо деятельности, запрещенной законом, либо деятельности, не соответствующей его уставным целям; по решению учредителя при условии износа здания Учреждения, не позволяющего в дальнейшем осуществлять образовательную деятельность; при уменьшении контингента обучающихся, проживающих на территории, обслуживаемой Учреждением.
6. Реорганизация и/или ликвидация Учреждений осуществляется, как правило, по окончании учебного года, за исключением случаев, требующих немедленного решения вопроса о реорганизации и/или ликвидации.
7. При необходимости реорганизации и/или ликвидации Учреждений руководитель муниципального органа управления образованием направляет руководителю органа местного самоуправления: обоснования необходимости осуществления реорганизации и/или ликвидации; предложения о формах реорганизации.
8. Право определять порядок реорганизации и/или ликвидации муниципальных общеобразовательных учреждений (далее - Порядок) принадлежит органам местного самоуправления.
9. Порядок разрабатывается муниципальным органом управления образованием и утверждается представительным органом муниципального образования.
10. В Порядке должны быть предусмотрены не только действия, обязательные с точки зрения законодательства, но и действия, способствующие снятию социальной напряженности, возникающей в связи с постановкой этих вопросов в муниципальном образовании.
11. Порядок помимо предусмотренных Гражданским кодексом Российской Федерации обязательных в случае реорганизации и/или ликвидации Учреждений положений должен содержать сведения:
- об органе местного самоуправления, имеющем право выступить с инициативой о реорганизации и/или ликвидации общеобразовательных учреждений;
- об органе местного самоуправления, имеющем право принятия окончательного решения о реорганизации и/или ликвидации общеобразовательных учреждений;
- о требованиях к проекту реорганизации и/или ликвидации общеобразовательных учреждений;
- о порядке проведения экспертной оценки социально-экономических последствий реорганизации и/или ликвидации общеобразовательных учреждений, требованиях к составу экспертной комиссии (с обязательным включением в нее представителей общественности);
- о сроках информирования участников образовательного процесса о предстоящей реорганизации;
- об обязательных сроках и мероприятиях по общественному обсуждению и согласованию проекта реорганизации и/или ликвидации общеобразовательных учреждений;
- об условиях и порядке перевода обучающихся в другие общеобразовательные учреждения и организационно-педагогическая модель их адаптации к новым условиям (включая условия подвоза, питания, распределения по классам; особенностей организации образовательного процесса: дополнительные учебные занятия и внеучебная деятельность; объем домашних заданий, консультационная помощь педагогов и т.д.);
- об условиях и порядке взаимодействия педагогического коллектива и администрации общеобразовательного учреждения, в которое переводятся обучающиеся, с их семьями;
- о порядке уведомления в соответствии с трудовым законодательством не менее чем за 2 месяца работников, чьи трудовые интересы будут затронуты в результате реорганизации и/или ликвидации, о предстоящих изменениях.
12. До принятия решения о реорганизации и/или ликвидации Учреждений необходимо поэтапное прохождение следующих процедур:
- инициатива уполномоченного органа о реорганизации и/или ликвидации Учреждений;
- проведение экспертной оценки социально-экономических последствий реорганизации и/или ликвидации Учреждений;
- общественное обсуждение.
13. При проведении экспертной оценки последствий принятия решения о реорганизации и/или ликвидации Учреждений необходимо:
- разработать Положение о порядке проведения экспертизы последствий реорганизации и/или ликвидации общеобразовательных учреждений, утвержденное руководителем органа местного самоуправления, осуществляющего управление в сфере образования;
- принять акт уполномоченного органа местного самоуправления о назначении экспертизы и сроках ее проведения.
14. Экспертная комиссия создается при Главе муниципального образования либо при руководителе органа местного самоуправления, которому переданы полномочия учредителя.
15. В состав экспертной комиссии входят юристы, финансисты и руководители структурных подразделений администраций муниципального образования, руководителей органов опеки и попечительства муниципального образования, представителей территориальной профсоюзной организации, представителей надзорных органов (Роспотребнадзор, Роспожнадзор).
В состав комиссии необходимо ввести независимых экспертов из числа некоммерческих организаций, работающих в сфере детства, либо негосударственных правозащитных организаций; представителя родительской общественности (делегируемого общим родительским собранием образовательного учреждения), образовательного учреждения, подлежащего реорганизации; представителей профессионального психолого-педагогического сообщества и иных лиц, заинтересованных в совершенствовании системы образования муниципального района/городского округа.
16. Результатом работы экспертной комиссии является экспертное заключение. Экспертное заключение должно включать анализ:
- обоснования необходимости реорганизации и/или ликвидации Учреждений (педагогической, экономической, демографической с обязательным учетом тенденций изменения рождаемости, миграций);
- соблюдения прав граждан, родителей и детей реорганизуемых и/или ликвидируемых Учреждений, родителей и детей-дошкольников населенных пунктов, обслуживаемых Учреждениями, на образование;
- возможностей дальнейшего трудоустройства высвобождаемых работников;
- последствий реализации проекта для населенных пунктов, обслуживаемых реорганизуемыми и/или ликвидируемыми Учреждениями.
17. При принятии решения о реорганизации и/или ликвидации Учреждения необходимы дополнительные документы:
- документы, подтверждающие согласие родителей на перевод обучающихся в другое общеобразовательное учреждение, например: выписка из протокола заседания общешкольного родительского собрания; выписки из протоколов классных родительских собраний; индивидуальные списки родителей (законных представителей);
- документ, подтверждающий, что администрация своевременно не менее чем за два месяца предоставила работникам и/или соответствующему профсоюзному органу информацию о возможном высвобождении работников.
18. При принятии решений о реорганизации и/или ликвидации Учреждений необходимо участие общественности.
19. В Порядке должно быть предусмотрено:
- информирование заинтересованной общественности о предстоящей реорганизации и/или ликвидации Учреждений:
- опубликование текстов проекта реорганизации и/или ликвидации конкретного муниципального общеобразовательного учреждения (далее - Проект) и экспертного заключения на него в средствах массовой информации;
- адресная рассылка текстов Проекта и экспертного заключения органам и должностным лицам местного самоуправления, уполномоченным согласовывать или утверждать решение о реорганизации и/или ликвидации общеобразовательных учреждений;
- доведение текстов Проекта и экспертного заключения до участников образовательного процесса реорганизуемой школы, а также жителей поселений, которые обслуживаются этой школой в случае ее ликвидации.
20. Порядком устанавливаются сроки и продолжительность общественного обсуждения содержания Проекта и экспертного заключения.
21. Общественное обсуждение проводится через средства массовой информации и непосредственные обсуждения. На сайтах общеобразовательных учреждений или муниципальном сайте обсуждение ведется посредством форумов и т.п. Непосредственные обсуждения проводятся на классных и общешкольных родительских собраниях, собраниях трудового коллектива, собраниях старшеклассников, сходе граждан (в случае ликвидации общеобразовательного учреждения).
22. Результатом общественного обсуждения являются предложения граждан и решения собраний по корректировке Проекта, которые оформляются в виде текстовых материалов. Кроме этого, уже в период общественного обсуждения могут появиться документы, свидетельствующие о согласии родителей на перевод детей в другое общеобразовательное учреждение, документы, подтверждающие осведомленность работников о возможном высвобождении.
В соответствии с Порядком пакет документов может быть передан на рассмотрение органа, уполномоченного принять окончательное решение о реорганизации и/или ликвидации Учреждений.
23. При реорганизации путем слияния, разделения, выделения и преобразования предполагается создание новых юридических лиц. Поэтому реорганизация считается завершенной с момента государственной регистрации вновь созданных юридических лиц.
24. При присоединении юридического лица к другому юридическому лицу новая организация не появляется. В связи с этим реорганизация считается завершенной с момента внесения в Единый государственный реестр юридических лиц записи о прекращении деятельности присоединенного юридического лица.
25. Приступая к реорганизации учреждений следует учитывать, что реорганизованное учреждение должно будет получить лицензию на образовательную деятельность и свидетельство о государственной аккредитации. То есть такое учреждение должно быть подготовлено к прохождению процедуры лицензирования и аккредитации.
26. Реорганизация учреждения начинается только после вступления в силу соответствующего акта органа местного самоуправления. Орган (комиссия), уполномоченный на реорганизацию учреждения, обязан осуществить публикацию о реорганизации учреждения в средствах массовой информации, определенных налоговым органом (территориальной налоговой инспекцией). В объявлении указывается, что во исполнение акта органа местного самоуправления учреждение реорганизуется и устанавливается срок, в который кредиторы могут обратиться с претензией о возмещении долга, также адрес и контактный телефон учреждения.
27. В соответствии с пунктом 6 статьи 12 Закона Российской Федерации "Об образовании" государственный статус образовательного учреждения (далее - статус) - это тип, вид и категория образовательного учреждения, определяемые в соответствии с уровнем и направленностью реализуемых им образовательных программ.
28. Изменение статуса Учреждения не является реорганизацией, так как организационно-правовая форма общеобразовательного учреждения остается прежней - "учреждение".
29. Изменение статуса Учреждения происходит в порядке, предусмотренном для внесения изменений в учредительные документы учреждения:
- решение собрания трудового коллектива учреждения об изменении статуса учреждения;
- утверждение решения трудового коллектива учреждения об изменении его статуса учредителем;
- уведомление в соответствии с трудовым законодательством не менее чем за 2 месяца работников, чьи трудовые интересы могут быть затронуты в результате проводимых мероприятий, о предстоящих изменениях;
- внесение изменений в устав Учреждения;
- регистрация изменений в устав Учреждения в установленном законодательством порядке;
- прохождение процедуры государственной аккредитации и лицензирования, в случаях, предусмотренных законодательством.



Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru