Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Самарская область


ДУМА ГОРОДСКОГО ОКРУГА ТОЛЬЯТТИ
САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ

РЕШЕНИЕ
от 21 апреля 2010 г. № 274

ОБ ОТЧЕТЕ МЭРИИ О ВЫПОЛНЕНИИ ГОРОДСКОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ
УЛУЧШЕНИЯ ЖИЛИЩНЫХ УСЛОВИЙ ГРАЖДАН Г. ТОЛЬЯТТИ
С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИПОТЕЧНОГО КРЕДИТОВАНИЯ
НА 2002 - 2015 ГГ. ЗА 2009 ГОД

Рассмотрев представленный мэрией отчет о выполнении городской целевой программы улучшения жилищных условий граждан г. Тольятти с использованием ипотечного кредитования на 2002 - 2015 гг., утвержденной Постановлением Тольяттинской городской Думы от 06.06.2002 № 461 (в редакции Решения Думы от 18.10.2006 № 542), за 2009 год, Дума решила:
1. Отчет о выполнении городской целевой программы улучшения жилищных условий граждан г. Тольятти с использованием ипотечного кредитования на 2002 - 2015 гг. за 2009 год принять к сведению (приложение № 1).
2. Рекомендовать мэрии (А.Н. Пушков) повысить эффективность использования средств бюджета городского округа Тольятти, находящихся на счете банка-агента ЗАО "Фиа-Банк", для выдачи ипотечных жилищных кредитов участникам Программы.
3. Контроль за выполнением настоящего Решения возложить на постоянную комиссию по бюджету и экономической политике (С.Н. Колмыков).

Председатель Думы
А.В.ПАХОМЕНКО





Приложение № 1
к Решению Думы
от 21.04.2010 № 274

ОТЧЕТ
МЭРИИ О ВЫПОЛНЕНИИ ГОРОДСКОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ УЛУЧШЕНИЯ
ЖИЛИЩНЫХ УСЛОВИЙ ГРАЖДАН Г. ТОЛЬЯТТИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ
ИПОТЕЧНОГО КРЕДИТОВАНИЯ НА 2002 - 2015 ГГ. ЗА 2009 ГОД

Раздел 1. ОБОСНОВАНИЕ АКТУАЛЬНОСТИ ПРОГРАММЫ

Обеспечение жильем граждан городского округа Тольятти в 2009 году происходило в рамках приоритетного национального проекта "Доступное и комфортное жилье - гражданам России" посредством федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы и входящих в ее состав подпрограмм.
Несколько увеличился объем средств, направленных на поддержку молодых семей по подпрограмме "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы: свидетельства о праве на получение социальной выплаты получили 118 тольяттинских семей. Однако очередь желающих воспользоваться государственной поддержкой увеличилась.
Выделение областных средств на предоставление социальных выплат работникам бюджетных организаций и учреждений в рамках Закона Самарской области от 11.07.2006 № 88-ГД "О предоставлении работникам органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений Самарской области социальных выплат на строительство или приобретение жилого помещения" в 2009 году не было осуществлено, в списке очередности числится 681 семья.
За 2009 год в городском округе Тольятти было зафиксировано значительное падение стоимости жилых помещений, цены упали в среднем на 36%. Активизация спроса стала наблюдаться лишь во второй половине 2009 года. Повышение спроса было вызвано, прежде всего, тем, что стали реализовываться отложенные ввиду падения стоимости жилья сделки продажи недвижимости.
Кроме того, возобновились предложения коммерческих банков и ипотечных организаций по предоставлению жилищных кредитов и займов для населения, расширились возможности использования средств материнского (семейного) капитала, связанных с приобретением жилья.
С начала 2009 года Центральный банк Российской Федерации неоднократно снижал ставку рефинансирования с 13% в начале 2009 года до 8,75% в конце 2009 года. Соответственно, падала процентная ставка по кредитам, выдаваемым в рамках городской целевой программы улучшения жилищных условий граждан г. Тольятти с использованием ипотечного кредитования на 2002 - 2015 гг. (далее - Программа), хотя ставки по кредитным предложениям коммерческих банков росли по всем направлениям.
В существующих экономических условиях городская ипотечная Программа сохранила свою привлекательность, учитывая на конец 2009 года стоимость заемных средств в рамках Программы по сравнению со ставками коммерческих банков по собственным Программам.

Раздел 2. АНАЛИЗ ВЫПОЛНЕНИЯ ПОСТАВЛЕННЫХ ЦЕЛЕЙ И ЗАДАЧ

Для достижения целей Программы используется субсидирование процентной ставки по ипотечному жилищному кредиту гражданам - участникам Программы до уровня 3/5 ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации. В 2009 году ставка рефинансирования упала до 8,75% годовых. Таким образом, процентная ставка в рамках Программы изменилась соответственно с 7,8% до 5,25% годовых. Данная ставка применяется как для кредитования участия в долевом строительстве, так и для кредитования приобретения жилья на вторичном рынке. Кредит оформляется на срок до 10 лет, размер кредита составляет до 50% от стоимости приобретаемого жилья.
Кроме затрат на погашение кредита заемщик несет расходы по страхованию:
- риска наступления смерти либо потери трудоспособности вследствие несчастного случая;
- риска гибели и повреждения жилого помещения вследствие стихийного бедствия, дефектов здания, противоправных действий третьих лиц и других причин.
В совокупности расходы на страхование составляют 1,2% от суммы ежегодного остатка кредита и подлежащих уплате процентов, то есть увеличение платежей, связанных с погашением кредита, является незначительным.

]]>
Таким образом, основная цель Программы - создание организационно-финансового механизма приобретения жилья в кредит работниками бюджетной сферы - в целом достигнута, механизм создан и успешно функционирует.

Раздел 3. ПЕРЕЧЕНЬ ПРОЕКТОВ

Целевая программа улучшения жилищных условий граждан г. Тольятти с использованием ипотечного кредитования на 2002 - 2011 гг. утверждена Постановлением Тольяттинской городской Думы от 23.01.2002 № 361, в новой редакции утверждена Постановлением Тольяттинской городской Думы от 06.10.2004 № 1213 (изменения были приняты Решением Думы городского округа Тольятти от 18.10.2006 № 542).
Программа представляет собой долгосрочный социально-экономический проект, направленный на поддержку в приобретении жилья работников бюджетной сферы и муниципальных предприятий.
Поддержка состоит в предоставлении ипотечных жилищных кредитов с низкой процентной ставкой, а также в обеспечении надежности приобретения жилья путем отбора на конкурсной основе банка-агента, управляющих строительных компаний, риелторских агентств, страховой компании. До принятия Программы предоставление жилищных кредитов указанным категориям граждан осуществлялось на основе Положения о порядке улучшения жилищных условий с использованием ипотечного кредитования, утвержденного Постановлением мэра г. Тольятти от 10.05.2001 № 1816-1/05-1.

Раздел 4. РЕСУРСНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

Согласно Программе, утвержденной в новой редакции Постановлением Тольяттинской городской Думы от 06.10.2004 № 1213, общий объем финансирования из всех источников должен был составить за период 2002 - 2005 годов 143,2 млн руб. Из них средства бюджета городского округа - 35,8 млн руб. (25%), средства банка-агента - 35,8 млн руб. (25%), средства населения - 71,6 млн руб. (50%).
Объемы финансирования за счет средств бюджета городского округа Тольятти и средств банка-агента были рассчитаны с учетом реинвестиций - средств, поступающих от частичного и полного погашения ранее выданных ипотечных жилищных кредитов в рамках Программы.
Объем финансирования Программы средствами населения был определен исходя из установленного соотношения собственных средств участника Программы и средств ипотечного кредита - 1:1.
В 2004 году из средств бюджета городского округа Тольятти было произведено последнее финансирование Программы, в последующем оформление кредитов производилось за счет средств возврата по ранее выданным кредитам.
В 2006 году с банком-агентом ЗАО "Фиа-Банк" было достигнуто соглашение, по которому оформление кредитов в рамках Программы производится до конца 2011 года, а далее банк осуществляет ежеквартальный возврат средств в бюджет городского округа.
Управление по жилищным вопросам мэрии в начале 2006 года представляло в Думу городского округа Тольятти на рассмотрение Программу в новой редакции, включающую в себя запланированные объемы финансирования на период 2006 - 2010 гг. в размере 254 млн руб. Программа в новой редакции принята не была.
Решением Думы городского округа Тольятти от 18.10.2006 № 542 в Программу были внесены изменения в части продления срока действия Программы по 2015 год, а также в формулировку "участника Программы". Вследствие этого в действующей редакции Программы отсутствуют показатели планового финансирования из бюджета городского округа на 2009 год.

Раздел 5. ПОРЯДОК УПРАВЛЕНИЯ И КОНТРОЛЯ

Выполнение мероприятий Программы обеспечивается системой договоров о сотрудничестве между мэрией городского округа Тольятти и всеми организациями, участвующими в ее реализации.
В реализации Программы задействованы:
- банк-агент - ЗАО "Фиа-Банк";
- уполномоченная страховая компания - ОАСО "Астро-Волга";
- управляющие строительные компании - ЗАО ФСК "Лада-Дом" и ЗАО "Тольяттистройзаказчик";
- уполномоченные риелторские компании - ООО АН "Автозаводское", ЗАО "АНК", ООО "Пальмира-С", ООО "Финансовая линия".
Согласно договорам с данными организациями - участниками Программы мэрия в лице уполномоченных органов (Департамент финансов, Управление по жилищным вопросам) осуществляет контроль соблюдения установленных процедур по Программе целевого использования средств бюджета городского округа Тольятти, выделяемых на реализацию Программы.

Раздел 6. РЕЗУЛЬТАТЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

За время реализации Программы в период с ноября 2001 г. по 31.12.2009 (с ноября 2001 г. до 23.01.2002 работа велась в рамках Положения о порядке улучшения жилищных условий с использованием ипотечного кредитования, утвержденного Постановлением мэра г. Тольятти от 10.05.2001 № 1816-1/05-01) всего выдано 315 ипотечных кредитов на общую сумму 96331 тыс. руб.
Доля кредитных средств в структуре финансирования приобретения жилья за весь период реализации Программы составляет 37%.
Доля бюджетных средств составляет 18,5% от стоимости приобретенных жилых помещений, что говорит о высоком уровне оптимизации расходов бюджета городского округа на решение жилищной проблемы работников бюджетной сферы.
Объем финансирования Программы за счет средств населения за тот же период составил 161847 тыс. руб.
В 2009 году кредиты по Программе выдавались за счет средств от частичного и полного погашения ранее выданных кредитов.
За 2009 год всего оформлено 6 кредитов на общую сумму 4080 тыс. руб.
В бюджете городского округа Тольятти не было предусмотрено финансирование Программы на 2009 год. Последнее финансирование Программы из бюджета городского округа производилось в 2004 году.
В связи с отсутствием плановых показателей на 2009 год сравнительный анализ можно провести по приложению № 1 к Программе "Расчет возврата средств, направленных из бюджета города на предоставление ипотечных жилищных кредитов по Программе". В соответствии с данными таблицы в 2009 году на предоставление кредитов планировалось направить 3414 тыс. руб. средств возврата из бюджетных средств. По условиям Программы банк-агент направляет на финансирование Программы собственные средства в таком же объеме, то есть 3414 тыс. руб. Общий планируемый объем финансирования составляет 6828 тыс. руб.
Таким образом, общая сумма выданных ипотечных жилищных кредитов в 2009 году меньше запланированной на 40,2%. Снижение количества оформленных ипотечных жилищных кредитов вызвано внешними экономическими факторами. Многие потенциальные участники Программы на стадии предварительной консультации в банке-агенте получали отказ. Кроме того, примерный размер ипотечного жилищного кредита по произведенным расчетам в банке, на который мог рассчитывать заемщик, оказывался настолько мал, что дальнейшие действия по документальному оформлению участия в Программе (оформление анкеты-заявки и пакета документов на кредит) граждане не производили. Помимо основной проблемы, с которой сталкивались участники Программы, - трудности с продажей принадлежавшего им жилья, существенным препятствием стало прохождение оценки платежеспособности в банке, так как семейные доходы в 2009 году уменьшились у многих участников. Со стороны мэрии городского округа Тольятти было направлено обращение в ЗАО "Фиа-Банк" с предложением обратить внимание на данную категорию заемщиков и активизировать выдачу кредитов в рамках Программы.
Общий объем средств, направленных на финансирование Программы, составил на 01.01.2010 258178 тыс. руб.
Средняя цена квадратного метра жилья, приобретенного в рамках Программы в 2009 году, составила 31,9 тыс. руб. за квадратный метр.
Средний размер кредита за 2009 год - 680 тыс. руб. Фактический объем собственных средств граждан, направленных на приобретение жилья в рамках Программы в 2009 году, составил 5080 тыс. руб.
Граждане, которые приобрели жилье с использованием ипотечных жилищных кредитов в течение реализации Программы, относятся к следующим категориям:
- работники школьных, дошкольных и прочих образовательных учреждений - 87 чел.;
- работники учреждений здравоохранения - 76 чел.;
- работники системы МВД - 30 чел.;
- работники бюджетных организаций, финансируемых из средств федерального и областного бюджетов, - 31 чел.;
- работники муниципальных предприятий - 32 чел.;
- работники мэрии и территориальных органов мэрии городского округа - 34 чел.;
- работники Думы городского округа Тольятти - 5 чел.;
- граждане, имеющие право на первоочередное и внеочередное обеспечение жилыми помещениями, - 20 чел.
В течение отчетного периода количество дополнительно поступивших анкет-заявок от желающих принять участие в Программе было незначительно. Связано это было с небольшим количеством выдаваемых кредитов в рамках Программы, ужесточением требований банка к совокупному семейному доходу граждан и наличием более 400 семей, ожидающих ипотечного кредитования по условиям Программы.
Несмотря на ограниченное количество кредитов, оформленных за истекший год, Программа продолжает оставаться социально направленной: для многих работников бюджетной сферы она является возможностью улучшить свои жилищные условия.

Рекомендации о дальнейшей деятельности по Программе

Основная проблема, от решения которой зависит повышение эффективности Программы, - это финансирование из бюджета городского округа. На 2005, 2006, 2007, 2008, 2009 и 2010 годы в бюджете городского округа Тольятти не были заложены средства на финансирование Программы. Следствием этого является оформление кредитов только за счет возвратных средств от погашения ранее выданных кредитов и малое количество семей, улучшивших свои жилищные условия с помощью кредита с низкой процентной ставкой.
Учитывая высокий уровень оптимизации расходов бюджета городского округа, сложившийся в процессе реализации Программы, даже небольшое количество оформленных ипотечных кредитов играет роль в улучшении жилищных условий работников бюджетной сферы.

Председатель Думы
городского округа
А.В.ПАХОМЕНКО



Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru