Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Тамбовская область


АДМИНИСТРАЦИЯ ТАМБОВСКОЙ ОБЛАСТИ

РАСПОРЯЖЕНИЕ
от 8 июня 2010 г. № 173-р

О КОНЦЕПЦИИ РАЗВИТИЯ РЕГИОНАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ РАБОТЫ С
ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ В ТАМБОВСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2010 - 2014 ГОДЫ

В целях создания условий для выявления, развития, социальной поддержки одаренных детей области, реализации их способностей, обеспечения их всестороннего развития и образования, адекватных современным требованиям администрация области:
1. Одобрить концепцию развития региональной системы работы с одаренными детьми в Тамбовской области на 2010 - 2014 годы согласно приложению.
2. Контроль за исполнением настоящего распоряжения возложить на заместителя главы администрации области Н.Д.Горденкова.

Глава администрации области
О.И.Бетин





Приложение
к Распоряжению
администрации Тамбовской области
от 08.06.2010 № 173-р

КОНЦЕПЦИЯ
РАЗВИТИЯ РЕГИОНАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ РАБОТЫ С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ
В ТАМБОВСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2010 - 2014 ГОДЫ

1. Общие положения

Талантливые, одаренные люди являются мощным ресурсом общественного развития, способным раскрыть перед страной перспективы социально-экономического, культурного и духовно-нравственного преображения. Забота об одаренных детях сегодня - это забота о развитии науки, культуры и социальной жизни России в будущем.
Национальная образовательная инициатива "Наша новая школа" обращает внимание на то, что ключевой характеристикой современного российского образования становится не только передача знаний и технологий, но и формирование творческих компетентностей у детей. Именно такой подход к образованию способствует формированию у них инициативности, способности творчески мыслить и находить нестандартные решения.
Подпрограмма "Одаренные дети" федеральной целевой программы "Дети России" на 2007 - 2010 годы указывает на необходимость дальнейшего обеспечения условий, способствующих максимальному раскрытию потенциальных возможностей одаренных детей. Нацеливает на выявление одаренности с раннего возраста, оказание адресной поддержки каждому ребенку, разработку индивидуальных "образовательных маршрутов" с учетом специфики творческой и интеллектуальной одаренности ребенка, на формирование личностного и профессионального самоопределения. При этом необходимым условием полноценного и позитивного развития ребенка является взаимодействие педагогов, психологов и других специалистов с родителями.
В своем Послании Федеральному Собранию Российской Федерации 5 ноября 2008 г. Президент Российской Федерации Д.А.Медведев подчеркнул, что в России "должна быть выстроена разветвленная система поиска и поддержки талантливых детей, а также их сопровождения в течение всего периода становления личности". Таким образом, совершенно четко обозначена позиция государства в работе с одаренными детьми, показана стратегическая направляющая этой деятельности.
Сегодня речь идет о создании системы выявления и психолого-педагогической поддержки одаренных детей, формировании единого научно-методического и информационного пространства не только на федеральном, но и региональном уровне. Важность этой задачи требует комплексного подхода к ее решению в каждом регионе.
Концепция развития региональной системы работы с одаренными детьми в Тамбовской области (далее - Концепция) определяет основные приоритеты, цели и задачи формирования современной модели работы с одаренными детьми в области на период 2010 - 2014 гг.
Концепция разработана в соответствии с рекомендациями 1248 Парламентской ассамблеи Совета Европы, посвященной образованию одаренных детей, Конституцией Российской Федерации, Законом Российской Федерации "Об образовании", другими федеральными и областными законами, иными нормативными актами, регулирующими правоотношения в сфере работы с одаренными детьми. Настоящая Концепция опирается на положения национальной образовательной инициативы "Наша новая школа", материалы "Рабочей концепции одаренности", разработанной ведущими отечественными специалистами в области психологии одаренности по заказу Министерства образования и науки Российской Федерации и определяющей единые теоретико-методологические подходы к решению ключевых проблем одаренности.

2. Понятия, используемые в Концепции

Одаренность - качественно своеобразное сочетание способностей, обеспечивающее успешность выполнения деятельности.
Одаренный ребенок - ребенок, выделяющийся яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.
По критерию "вид деятельности" и обеспечивающие ее сферы психики выделяют следующие виды одаренности:
в практической деятельности - одаренность в ремеслах, спортивная и организационная одаренность;
в познавательной деятельности - интеллектуальная одаренность различных видов в зависимости от предметного содержания деятельности (одаренность в области естественных и гуманитарных наук, интеллектуальных игр и т.д.);
в художественно-эстетической деятельности - хореографическая, сценическая, литературно-поэтическая, изобразительная и музыкальная одаренность;
в коммуникативной деятельности - лидерская и аттрактивная одаренность;
в духовно-ценностной деятельности - одаренность, которая проявляется в создании новых духовных ценностей и служении людям.
По критерию "степень сформированности одаренности":
]]>
количество научно-практических конференций, семинаров, "круглых столов", рабочих встреч, мастер-классов по проблемам работы с одаренными детьми и количество участников.
Направление 4: осуществление психолого-педагогического сопровождения детей с признаками одаренности
Важным компонентом системы работы с одаренными детьми является психолого-педагогическое сопровождение детей с признаками одаренности, выступающее как комплексная технология, особая культура поддержки и помощи ребенку в решении задач развития, обучения, воспитания, социализации, сохранения и укрепления здоровья.
Задача формирования самостоятельной, ответственной и социально мобильной личности, способной к успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда, определяет необходимость широкого использования в системе сопровождения соответствующих программ развития социальных навыков, способности к личностному самоопределению и саморазвитию одаренных детей.
Психолого-педагогическое сопровождение является личностно-ориентированным и проводится с учетом возрастных и личностных особенностей каждого ребенка.
Данное направление включает:
индивидуальное психолого-педагогическое сопровождение каждого
ребенка с признаками одаренности на всех возрастных этапах;
психолого-педагогическое сопровождение конкурсных мероприятий, профильных лагерных смен, слетов, фестивалей для талантливых и одаренных детей;
разработку и реализацию программ тренингов, студий, лекториев и других форм работы с одаренными детьми, направленных на развитие личности детей, социально-психологическую адаптацию, формирование здорового образа жизни.
Особого внимания и психолого-педагогической поддержки требуют следующие категории одаренных детей:
дети с ограниченными возможностями здоровья;
дети, оставшиеся без попечения родителей;
дети из семей беженцев и вынужденных переселенцев;
дети, проживающие в малоимущих семьях;
дети с отклонениями в поведении;
разработку моделей и методик применения на территории региона комплексных индивидуальных психолого-педагогических мониторингов с целью выявления детей с признаками одаренности, начиная с раннего возраста.

6. Управление реализацией Концепции

Руководство реализацией Концепции осуществляет управление образования и науки области через областной Координационный совет по работе с одаренными детьми.
Координация деятельности образовательных учреждений всех типов по организации работы с одаренными детьми на территории Тамбовской области на муниципальном уровне осуществляется через координаторов муниципалитетов.
Ресурсное обеспечение работы с одаренными детьми на территории
области возлагается:
в части научно-методического обеспечения, подготовки и переподготовки педагогических кадров - на Тамбовское областное государственное образовательное автономное учреждение дополнительного профессионального образования "Институт повышения квалификации работников образования";
в части нормативно-правового, организационно-методического, информационного обеспечения, обобщения и распространения передового опыта, осуществления психолого-педагогического сопровождения одаренных детей - на Центр по работе с одаренными детьми Тамбовского областного государственного учреждения дополнительного образования детей "Центр творческого развития детей и юношества (развития системы дополнительного образования и воспитания)".
Работа с одаренными детьми на областном и муниципальном уровнях и в образовательных учреждениях строится в соответствии с годовыми планами, включающими основные направления, предусмотренные в настоящей Концепции.
Центр по работе с одаренными детьми, с учетом предложений, поступивших от образовательных учреждений всех уровней, формирует сводный план работы с одаренными детьми на территории Тамбовской области на год, который утверждается управлением образования и науки области.
По итогам года Центр по работе с одаренными детьми готовит отчет о выполнении плана по реализации Концепции и в установленном порядке представляет его в управление образования и науки области.

7. Основные механизмы реализации Концепции

Для реализации Концепции развития региональной системы работы с одаренными детьми в Тамбовской области на 2010 - 2012 годы необходимо использовать следующие основные механизмы:
программно-целевой метод реализации:
это позволит решать основные проблемы, имеющиеся в организации работы с одаренными детьми. В соответствии с содержанием Концепции предлагается разработать комплекс мер по ее реализации. Будут определены конкретные мероприятия, сроки, ответственность и необходимое финансирование. Концепцию, проекты и планы предполагается конкретизировать в ведомственных программах, проектах и планах развития, в программах, проектах и планах развития каждого муниципалитета Тамбовской области и отдельных учреждений образования. Целевое финансирование и повышение ответственности за эффективное расходование средств означает формирование бюджета, предназначенного для развития региональной системы работы с одаренными детьми, в рамках целевых программ "Дети Тамбовщины на 2009 - 2011 годы" и "Модернизация системы образования Тамбовской области на 2009 - 2012 годы";
приоритетное развитие ресурсной базы работы с одаренными детьми в области:
будут систематически и планомерно создаваться и наращиваться ресурсы, необходимые для устойчивого развития региональной системы работы с одаренными детьми. Распределение ресурсов при этом должно отвечать задачам обеспечения развития системы работы с одаренными детьми в конкретных районах и учреждениях.

8. Оценка эффективности реализации Концепции

Основными критериями оценки реализации Концепции являются:
определение динамики уровня организации работы с одаренными детьми на территории области (через систему мониторингов);
определение степени вовлеченности детей дошкольного и школьного возраста в систему выявления и развития способностей в различных видах деятельности (через многокомпонентный сравнительный анализ данных);
определение тенденции к росту количества одаренных детей школьного возраста в Тамбовской области (через сравнительный анализ статистических данных системы поиска и выявления одаренных детей);
определение уровня обеспеченности образовательных учреждений необходимыми ресурсами в работе с одаренными детьми (через систему мониторингов).

Зам. главы администрации области
Н.Д.Горденков


Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru