АДМИНИСТРАЦИЯ ТАМБОВСКОЙ ОБЛАСТИ
РАСПОРЯЖЕНИЕ
от 8 июня 2010 г. № 173-р
О КОНЦЕПЦИИ РАЗВИТИЯ РЕГИОНАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ РАБОТЫ С
ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ В ТАМБОВСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2010 - 2014 ГОДЫ
В целях создания условий для выявления, развития, социальной поддержки одаренных детей области, реализации их способностей, обеспечения их всестороннего развития и образования, адекватных современным требованиям администрация области:
1. Одобрить концепцию
развития региональной системы работы с одаренными детьми в Тамбовской области на 2010 - 2014 годы согласно приложению.
2. Контроль за исполнением настоящего распоряжения возложить на заместителя главы администрации области Н.Д.Горденкова.
Глава администрации области
О.И.Бетин
Приложение
к Распоряжению
администрации Тамбовской области
от 08.06.2010 № 173-р
КОНЦЕПЦИЯ
РАЗВИТИЯ РЕГИОНАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ РАБОТЫ С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ
В ТАМБОВСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2010 - 2014 ГОДЫ
1. Общие положения
Талантливые, одаренные люди являются мощным ресурсом общественного развития, способным раскрыть перед страной перспективы социально-экономического, культурного и духовно-нравственного преображения. Забота об одаренных детях сегодня - это забота о развитии науки, культуры и социальной жизни России в будущем.
Национальная образовательная инициатива "Наша новая школа" обращает внимание на то, что ключевой характеристикой современного российского образования становится не только передача знаний и технологий, но и формирование творческих компетентностей у детей. Именно такой подход к образованию способствует формированию у них инициативности, способности творчески мыслить и находить нестандартные решения.
Подпрограмма "Одаренные дети" федеральной целевой программы "Дети России" на 2007 - 2010 годы указывает на необходимость дальнейшего обеспечения условий, способствующих максимальному раскрытию потенциальных возможностей одаренных детей. Нацеливает на выявление одаренности с раннего возраста, оказание адресной поддержки каждому ребенку, разработку индивидуальных "образовательных маршрутов" с учетом специфики творческой и интеллектуальной одаренности ребенка, на формирование личностного и профессионального самоопределения. При этом необходимым условием полноценного и позитивного развития ребенка является взаимодействие педагогов, психологов и других специалистов с родителями.
В своем Послании Федеральному Собранию Российской Федерации 5 ноября 2008 г. Президент Российской Федерации Д.А.Медведев подчеркнул, что в России "должна быть выстроена разветвленная система поиска и поддержки талантливых детей, а также их сопровождения в течение всего периода становления личности". Таким образом, совершенно четко обозначена позиция государства в работе с одаренными детьми, показана стратегическая направляющая этой деятельности.
Сегодня речь идет о создании системы выявления и психолого-педагогической поддержки одаренных детей, формировании единого научно-методического и информационного пространства не только на федеральном, но и региональном уровне. Важность этой задачи требует комплексного подхода к ее решению в каждом регионе.
Концепция развития региональной системы работы с одаренными детьми в Тамбовской области (далее - Концепция) определяет основные приоритеты, цели и задачи формирования современной модели работы с одаренными детьми в области на период 2010 - 2014 гг.
Концепция разработана в соответствии с рекомендациями 1248 Парламентской ассамблеи Совета Европы, посвященной образованию одаренных детей, Конституцией Российской Федерации, Законом Российской Федерации "Об образовании", другими федеральными и областными законами, иными нормативными актами, регулирующими правоотношения в сфере работы с одаренными детьми. Настоящая Концепция опирается на положения национальной образовательной инициативы "Наша новая школа", материалы "Рабочей концепции одаренности", разработанной ведущими отечественными специалистами в области психологии одаренности по заказу Министерства образования и науки Российской Федерации и определяющей единые теоретико-методологические подходы к решению ключевых проблем одаренности.
2. Понятия, используемые в Концепции
Одаренность - качественно своеобразное сочетание способностей, обеспечивающее успешность выполнения деятельности.
Одаренный ребенок - ребенок, выделяющийся яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.
По критерию "вид деятельности" и обеспечивающие ее сферы психики выделяют следующие виды одаренности:
в практической деятельности - одаренность в ремеслах, спортивная и организационная одаренность;
в познавательной деятельности - интеллектуальная одаренность различных видов в зависимости от предметного содержания деятельности (одаренность в области естественных и гуманитарных наук, интеллектуальных игр и т.д.);
в художественно-эстетической деятельности - хореографическая, сценическая, литературно-поэтическая, изобразительная и музыкальная одаренность;
в коммуникативной деятельности - лидерская и аттрактивная одаренность;
в духовно-ценностной деятельности - одаренность, которая проявляется в создании новых духовных ценностей и служении людям.
По критерию "степень сформированности одаренности":
]]>количество научно-практических конференций, семинаров, "круглых столов", рабочих встреч, мастер-классов по проблемам работы с одаренными детьми и количество участников.
Направление 4: осуществление психолого-педагогического сопровождения детей с признаками одаренности
Важным компонентом системы работы с одаренными детьми является психолого-педагогическое сопровождение детей с признаками одаренности, выступающее как комплексная технология, особая культура поддержки и помощи ребенку в решении задач развития, обучения, воспитания, социализации, сохранения и укрепления здоровья.
Задача формирования самостоятельной, ответственной и социально мобильной личности, способной к успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда, определяет необходимость широкого использования в системе сопровождения соответствующих программ развития социальных навыков, способности к личностному самоопределению и саморазвитию одаренных детей.
Психолого-педагогическое сопровождение является личностно-ориентированным и проводится с учетом возрастных и личностных особенностей каждого ребенка.
Данное направление включает:
индивидуальное психолого-педагогическое сопровождение каждого
ребенка с признаками одаренности на всех возрастных этапах;
психолого-педагогическое сопровождение конкурсных мероприятий, профильных лагерных смен, слетов, фестивалей для талантливых и одаренных детей;
разработку и реализацию программ тренингов, студий, лекториев и других форм работы с одаренными детьми, направленных на развитие личности детей, социально-психологическую адаптацию, формирование здорового образа жизни.
Особого внимания и психолого-педагогической поддержки требуют следующие категории одаренных детей:
дети с ограниченными возможностями здоровья;
дети, оставшиеся без попечения родителей;
дети из семей беженцев и вынужденных переселенцев;
дети, проживающие в малоимущих семьях;
дети с отклонениями в поведении;
разработку моделей и методик применения на территории региона комплексных индивидуальных психолого-педагогических мониторингов с целью выявления детей с признаками одаренности, начиная с раннего возраста.
6. Управление реализацией Концепции
Руководство реализацией Концепции осуществляет управление образования и науки области через областной Координационный совет по работе с одаренными детьми.
Координация деятельности образовательных учреждений всех типов по организации работы с одаренными детьми на территории Тамбовской области на муниципальном уровне осуществляется через координаторов муниципалитетов.
Ресурсное обеспечение работы с одаренными детьми на территории
области возлагается:
в части научно-методического обеспечения, подготовки и переподготовки педагогических кадров - на Тамбовское областное государственное образовательное автономное учреждение дополнительного профессионального образования "Институт повышения квалификации работников образования";
в части нормативно-правового, организационно-методического, информационного обеспечения, обобщения и распространения передового опыта, осуществления психолого-педагогического сопровождения одаренных детей - на Центр по работе с одаренными детьми Тамбовского областного государственного учреждения дополнительного образования детей "Центр творческого развития детей и юношества (развития системы дополнительного образования и воспитания)".
Работа с одаренными детьми на областном и муниципальном уровнях и в образовательных учреждениях строится в соответствии с годовыми планами, включающими основные направления, предусмотренные в настоящей Концепции.
Центр по работе с одаренными детьми, с учетом предложений, поступивших от образовательных учреждений всех уровней, формирует сводный план работы с одаренными детьми на территории Тамбовской области на год, который утверждается управлением образования и науки области.
По итогам года Центр по работе с одаренными детьми готовит отчет о выполнении плана по реализации Концепции и в установленном порядке представляет его в управление образования и науки области.
7. Основные механизмы реализации Концепции
Для реализации Концепции развития региональной системы работы с одаренными детьми в Тамбовской области на 2010 - 2012 годы необходимо использовать следующие основные механизмы:
программно-целевой метод реализации:
это позволит решать основные проблемы, имеющиеся в организации работы с одаренными детьми. В соответствии с содержанием Концепции предлагается разработать комплекс мер по ее реализации. Будут определены конкретные мероприятия, сроки, ответственность и необходимое финансирование. Концепцию, проекты и планы предполагается конкретизировать в ведомственных программах, проектах и планах развития, в программах, проектах и планах развития каждого муниципалитета Тамбовской области и отдельных учреждений образования. Целевое финансирование и повышение ответственности за эффективное расходование средств означает формирование бюджета, предназначенного для развития региональной системы работы с одаренными детьми, в рамках целевых программ "Дети Тамбовщины
на 2009 - 2011 годы" и "Модернизация системы образования
Тамбовской области на 2009 - 2012 годы";
приоритетное развитие ресурсной базы работы с одаренными детьми в области:
будут систематически и планомерно создаваться и наращиваться ресурсы, необходимые для устойчивого развития региональной системы работы с одаренными детьми. Распределение ресурсов при этом должно отвечать задачам обеспечения развития системы работы с одаренными детьми в конкретных районах и учреждениях.
8. Оценка эффективности реализации Концепции
Основными критериями оценки реализации Концепции являются:
определение динамики уровня организации работы с одаренными детьми на территории области (через систему мониторингов);
определение степени вовлеченности детей дошкольного и школьного возраста в систему выявления и развития способностей в различных видах деятельности (через многокомпонентный сравнительный анализ данных);
определение тенденции к росту количества одаренных детей школьного возраста в Тамбовской области (через сравнительный анализ статистических данных системы поиска и выявления одаренных детей);
определение уровня обеспеченности образовательных учреждений необходимыми ресурсами в работе с одаренными детьми (через систему мониторингов).
Зам. главы администрации области
Н.Д.Горденков