Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Омская область


ВОСЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 19 ноября 2009 г. по делу № А46-12266/2009

Резолютивная часть постановления объявлена 12 ноября 2009 года
Постановление изготовлено в полном объеме 19 ноября 2009 года
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ивановой Н.Е.,
судей Кливера Е.П., Рыжикова О.Ю.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем судебного заседания Михайловой Н.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-7459/2009) Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Омской области (Управление Роснедвижимости по Омской области) на решение Арбитражного суда Омской области от 08.09.2009 по делу № А46-12266/2009 (судья Стрелкова Г.В.), принятое по заявлению
открытого акционерного общества "Омский комбинат строительных конструкций"
к Управлению Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Омской области (Управление Роснедвижимости по Омской области)
3-е лицо: Правительство Омской области, Федеральное государственное учреждение "Земельная кадастровая палата"
о признании незаконными действий,
при участии в судебном заседании представителей:
от Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Омской области (Управление Роснедвижимости по Омской области) - Хоменко В.А. (удостоверение № 206 выдано 20.04.2009, доверенность № 44 от 20.04.2009 сроком действия до 31.12.2009);
от открытого акционерного общества "Омский комбинат строительных конструкций" - Скрягин С.А. (паспорт, доверенность от 28.05.2009 сроком действия 3 года);
от Правительства Омской области - не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом;
от Федеральное государственное учреждение "Земельная кадастровая палата" - не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом;

установил:

открытое акционерное общество "Омский комбинат строительных конструкций" (далее по тексту - ОАО "ОКСК", Общество) обратилось в Арбитражный суд Омской области с заявлением к Управлению Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Омской области (далее по тексту - Управление Роснедвижимости по Омской области), с привлечением Правительства Омской области в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора, о признании незаконными действия Управления Роснедвижимости по Омской области по внесению 27.12.2007 в государственный кадастр недвижимости (государственный земельный кадастр) экономических характеристик, а именно: кадастровой стоимости в размере 642 128 256 руб., удельного показателя кадастровой стоимости в размере 4053 руб. 84 коп. за один квадратный метр земельного участка с кадастровым номером 55:36:14 01 02:11 площадью 158400 квадратных метров, расположенного на землях населенных пунктов, местоположение которого Омская область, г. Омск, Кировский административный округ, ул. Ключевая, д. 37 и обязании заинтересованное лицо исключить из государственного кадастра недвижимости сведения об указанных выше экономических характеристиках.
Определением от 28.07.2009 по делу № А46-12266/2009 Арбитражный суд Омской области к участию в деле в соответствии с положениями статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации привлек федеральное государственное учреждение "Земельная кадастровая палата" (далее - ФГУ "ЗКП").
Решением от 08.09.2009 по делу № А46-12266/2009 Арбитражный суд Омской области удовлетворил требования ОАО "ОКСК", признал незаконными действия Управления Роснедвижимости по Омской области по внесению 27.12.2007 в государственный кадастр недвижимости (государственный земельный кадастр) экономических характеристик, а именно: кадастровой стоимости в размере 642 128 256 руб., удельного показателя кадастровой стоимости в размере 4053 руб. 84 коп. за один квадратный метр земельного участка с кадастровым номером 55:36:14 01 02:11 площадью 158400 квадратных метров, расположенного на землях населенных пунктов, местоположение которого Омская область, г. Омск, Кировский административный округ, ул. Ключевая, д. 37, как не соответствующие Земельному кодексу Российской Федерации, Федеральному закону от 02.01.2000 № 28-ФЗ "О государственном земельном кадастре", Правилам проведения государственной оценки земель, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 № 316.
В качестве способа восстановления нарушенных прав суд первой инстанции обязал Управление Роснедвижимости по Омской области устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ОАО "ОКСК".
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что поскольку о нарушении прав и законных интересов, а именно о документе, на основании которого в государственный земельный кадастр была внесена оспариваемая кадастровая стоимость, ОАО "ОКСК" узнало из письма Управления Роснедвижимости по Омской области, датированного 10.04.2009, то процессуальный срок на обращение в суд с заявлением пропущен не был.
Рассмотрев заявление по существу, суд первой инстанции пришел к выводу о нарушении Управлением Роснедвижимости по Омской области порядка внесения в Государственный кадастр недвижимости сведений о кадастровой стоимости земельного участка Общества. Позиция суда мотивирована тем, что в силу норм действующего законодательства кадастровая стоимость земельного участка является результатом государственной кадастровой оценки земель в субъекте Российской Федерации, правомочие по утверждению результатов которой возложено на органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Постановление Правительства Омской области от 19.12.2007 № 174-П не может являться актом, утверждающим государственную кадастровую оценку земель, поскольку ни один удельный показатель кадастровой стоимости, утвержденный указанным постановлением для кадастрового квартала № 55:36:14 01 02 для каждого из 15 видов разрешенного использования, не совпадает с удельный показателем кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 55:36:14 01 02:11.
В апелляционной жалобе Управление Роснедвижимости по Омской области просит решение арбитражного суда отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных ОАО "ОКСК" требований.
По мнению подателя апелляционной жалобы, суд первой инстанции не дал оценку доводам Управления Роснедвижимости по Омской области в части пропуска срока, предусмотренного частью 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, а именно: организация с заявленными требованиями о признании незаконными действий, совершенных 27.12.2007, обратилась в июне 2009 года, не заявив ходатайство о восстановлении пропущенного процессуального срока. Сведения о кадастровой стоимости земельных участков с момента их опубликования 25.12.2007 в издании "Омский вестник" № 127 и повторно 29.02.2008 в издании "Третья столица" № 10, а также размещения их на официальном сайте Управления Роснедвижимости по Омской области, стали общедоступными, и именно с указанного момента, с учетом подачи организацией расчетов по земельному налогу в 2008 году, по мнению подателя жалобы, следует исчислять процессуальный срок, установленный статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

В официальном тексте документа, видимо, допущена опечатка: Федеральный закон № 28-ФЗ "О государственном земельном кадастре" принят 02.01.2000, а не 01.01.2000.

Кроме того, Управление Роснедвижимости по Омской области указывает, что после утверждения Постановлением № 174-П от 19.12.2007 результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов г. Омска в границах кадастрового района 55:36, результаты кадастровой оценки письмом Управления Роснедвижимости по Омской области были направлены в территориальный отдел № 1 Управления для внесения в государственный земельный кадастр (письмо № 2100 от 26.12.2007) в соответствии с пунктом 4 статьи 17 Федерального закона от 01.01.2000 № 28-ФЗ "О государственном земельном кадастре", действовавшего на момент совершения оспариваемых действий, которым установлено, что сведения об экономических характеристиках земельных участков (в том числе о кадастровой стоимости) подлежали внесению в государственный земельный кадастр не только на основании положений нормативных правовых актов органов государственной власти, но и на основании данных (материалов) государственной кадастровой оценки земель. В данном случае это Отчет об определении кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов муниципального образования город Омск по состоянию на 01.01.2007, подготовленный Омским филиалом ФГУП ФКЦ "Земля".
По мнению Управления Роснедвижимости по Омской области, утвержденные Постановлением № 174-П от 19.12.2007 средние удельные показатели кадастровой стоимости являются производными от кадастровой стоимости конкретных земельных участков в соответствующих кадастровых кварталах по видам разрешенного использования, что соответствует рекомендуемой форме предоставления результатов государственной кадастровой оценки земельных участков в составе населенных пунктов на утверждение органу исполнительной власти субъекта РФ, направленной письмом Роснедвижимости от 11.10.2007 № КЯ/2470@ "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель".
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель Управления Роснедвижимости по Омской области поддержал требования, заявленные в апелляционной жалобе.
В заблаговременно представленном в апелляционный суд отзыве и устном выступлении в заседании суда апелляционной инстанции представитель ОАО "ОКСК" отклонил доводы апелляционной жалобы, просил оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения, считая решение суда первой инстанции законным и обоснованным.
В письменном отзыве на апелляционную жалобу Правительство Омской области просило отменить решение суда первой инстанции полностью и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных организацией требований.
Свою позицию Правительство Омской области обосновывает тем, что суд первой инстанции в нарушение части 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не исследовал должным образом вопрос о пропуске заявителем трехмесячного срока для обращения за судебной защитой, который, по мнению Правительства Омской области, необходимо исчислять с момента официального опубликования в газете "Омский вестник" от 25.12.2007 № 127 и 30.11.2008 № 141 постановлений правительства Омской области от 19.12.2007 № 174-П и от 26.11.2008 № 193-П, которыми для сведения неопределенного круга лиц, в том числе заявителя, доведены результаты работ по государственной кадастровой оценке земель, как в виде средних удельных показателей по кадастровым кварталам, так и в виде кадастровой стоимости конкретного земельного участка заявителя.
Выражая несогласие с существом вынесенного судом решения, Правительство Омской области ссылается на необоснованность вывода суда о том, что на момент совершения оспариваемых действий результаты государственной кадастровой оценки не были утверждены Правительством Омской области. Утверждение средних удельных показателей кадастровой стоимости по кварталам является самостоятельным результатом работ по государственной кадастровой оценке земель, производным от кадастровой стоимости конкретных земельных участков.
ФГУ "ЗКП" отзыв на апелляционную жалобу не представило.
Правительство Омской области и ФГУ "ЗКП", надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного заседания, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, ходатайств об отложении слушания по делу не заявили, что в силу частей 1, 3 статьи 156 Арбитражного кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения дела, в связи с чем апелляционный суд рассмотрел апелляционную жалобу в отсутствие представителей указанных лиц.
Рассмотрев материалы дела, апелляционную жалобу, отзывы на нее, выслушав явившихся в судебное заседание представителей лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства.
ОАО "ОКСК" зарегистрировано в качестве юридического лица 30.06.1993 Городской регистрационной палатой Департамента недвижимости Администрации города Омска, о чем инспекцией Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Кировскому административному округу г. Омска в Единый государственный реестр юридических лиц внесена запись за основным государственным регистрационным номером 1025501376933.
ОАО "ОКСК" на праве постоянного бессрочного пользования имеет земельный участок площадью 158400 кв.м с кадастровым номером 55:36:31 01 03 09 01:0001:0000 (усл.), предоставленный под производственную базу по адрес: г. Омск, ул. Ключевая, дом 37, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права серии АА № 122762 от 22.03.2000.
Письмом от 10.04.2009 за исх. № 01-19/542 Управление Роснедвижимости по Омской области сообщило, что кадастровая стоимость земельного участка, имеющего номер 55:36:14 01 02:11, составляет 642 128 256 руб., удельный показатель кадастровой стоимости 4053 руб. 84 коп./кв.м, внесена в государственный земельный кадастр 27.12.2007 на основании отчета от 27.11.2007 № 05-09/02, утвержденного постановлением Правительства Омской области от 19.12.2007 № 174-п "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов города Омска в границах кадастрового района 55:36" в редакции постановления Правительства Омской области от 26.11.2008 № 193-П "О внесении изменения в постановление Правительства Омской области от 19.12.2007 № 174-П "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов города Омска в границах кадастрового района 55:36".
По данным выписки из государственного кадастра недвижимости от 30.06.2009 за исх. № 5536/216/09-230 земельному участку номер 55:36:14 01 02:11 (предыдущий номер 55:36:31 01 03 09 01 001:0000 усл.) соответствует кадастровая стоимость в размере 642 128 256 руб. исходя из удельного показателя 4053 руб. 84 коп./кв.м.
ОАО "ОКСК", считая действия Управления Роснедвижимости по Омской области, выразившиеся во внесении в государственный земельный кадастр сведений о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 55:36:14 01 02:11, во-первых, незаконными, во-вторых, нарушающими его права и законные интересы, оспорило данные действия, обратившись в Арбитражный суд Омской области с соответствующим заявлением.
08.09.2009 Арбитражный суд Омской области вынес судебный акт, являющийся предметом апелляционного обжалования по данному делу.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции находит его подлежащим отмене, исходя из следующего.
В силу части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт не соответствует закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 4 этой же нормы Кодекса заявление может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.
Из содержания приведенных норм следует, что моментом, с которого начинается исчисление трехмесячного срока, признается день, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом.
Установление в законе сроков для обращения в суд с заявлениями о признании ненормативных правовых актов недействительными, а решений, действий (бездействия) незаконными обусловлено необходимостью обеспечить стабильность и определенность административных и иных публичных правоотношений и не может рассматриваться как нарушающее право на судебную защиту, поскольку несоблюдение установленного срока, в силу соответствующих норм Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не является основанием для отказа в принятии заявлений по делам, возникающим из административных и иных публичных правоотношений, - вопрос о причинах пропуска срока решается судом после возбуждения дела, то есть в судебном заседании. Заинтересованные лица вправе ходатайствовать о восстановлении пропущенного срока, и, если пропуск срока был обусловлен уважительными причинами, такого рода ходатайства подлежат удовлетворению судом.

]]>
Как следует из материалов дела, в ходе рассмотрения дела в суде первой инстанции Управлением Роснедвижимости по Омской области и Правительством Омской области было заявлено о пропуске заявителем предусмотренного частью 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации срока (т. 2, л.д. 21 - 22, 32 - 37).
Как следует из материалов дела, ОАО "ОКСК" обратилось в Арбитражный суд Омской области с требованием о признании незаконными действий Управления Роснедвижимости по Омской области 02.06.2009, что подтверждается штампом Арбитражного суда Омской области на заявлении организации (т. 1, л.д. 8 - 12).
В обоснование заявленного требования ОАО "ОКСК" сослалось на то, что кадастровая стоимость земельного участка номер 55:36:14 01 02:11, внесенная в государственный земельный кадастр 27.12.2007, в нарушение требований Правил проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденных Постановлением Правительством Российской Федерации от 08.04.2000 № 316, органом исполнительной власти Омской области утверждена не была.
Кроме того, постановление Правительства Омской области от 19.12.2007 № 174-п "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов города Омска в границах кадастрового района 55:36" не содержит удельных показателей, содержащихся в государственном кадастре недвижимости в отношении земельного участка, принадлежащего ОАО "ОКСК".
Таким образом, фактически Общество связывает момент того, когда, по его мнению, действия по внесению сведений о кадастровой стоимости его земельного участка в ГКН стали незаконными и нарушающими его права, с фактом издания Постановления Правительства Омской области от 19.12.2007 № 174-п, которым, как считает заявитель, были утверждены усредненные удельные показатели кадастровой стоимости земельных участков квартала, в который они включены, но не кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 55:36:14 01 02:11.
В силу части 3 статьи 15 Конституции Российской Федерации любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения.
Как разъяснил Верховный Суд Российской Федерации в пункте 21 Постановление Пленума от 29.11.2007 № 48 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части" учитывая, что целью официального опубликования нормативного правового акта является обеспечение возможности ознакомиться с содержанием этого акта тем лицам, права и свободы которых он затрагивает, в исключительных случаях при отсутствии в публичном образовании периодического издания, осуществляющего официальное опубликование нормативных правовых актов, принимаемых в этом публичном образовании, и при опубликовании оспариваемого акта в ином печатном издании либо обнародовании акта (например, в порядке, предусмотренном учредительными документами публичного образования) необходимо проверять, была ли обеспечена населению публичного образования и иным лицам, чьи права и свободы затрагивает принятый акт, возможность ознакомиться с его содержанием.
В соответствии с пунктом 3 Указа Губернатора Омской области от 30.03.2004 № 74 "О порядке опубликования и вступления в силу правовых актов Губернатора Омской области, Правительства Омской области, других органов исполнительной власти Омской области" официальным опубликованием правовых актов Губернатора Омской области, Правительства Омской области, других органов исполнительной власти Омской области является публикация их полного текста в газетах "Омский вестник" или "Омская правда".
Постановление Правительства Омской области от 19.12.2007 № 174-П было официально опубликовано в издании "Омский вестник" от 25.12.2007 за № 127. Соответственно с этой даты доведено до сведения неограниченного круга лица, в том числе до сведения заявителя.
Таким образом, фактически с момента публикации Постановления Правительства Омской области от 19.12.2007 № 174-П, то есть с декабря 2007 года, Общество имело возможность узнать о том, что кадастровая стоимость его земельного участка не определена, и соответственно, уже с этого момента могла оценить действия Управления Роснедвижимости по Омской области по внесению в государственный земельный кадастр кадастровой стоимости земельного участка, как незаконные и нарушающие его права и законные интересы.
Кроме того, учитывая, что постановление Правительства Омской области от 19.12.2007 № 174-П является нормативным правовым актом, то есть содержит обязательные для исполнения неограниченного круга лиц правила поведения, при этом в силу основных принципов права незнание закона не освобождает от обязанности исполнения установленных им правил, суд апелляционной инстанции считает, что по смыслу части 1 статьи 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации опубликование нормативного правового акта является общеизвестным фактом, то есть отсутствует необходимость доказывания того, что лицо знало о существовании данного факта, поскольку это презюмируется законом.
Также суд апелляционной инстанции считает необходимым отметить, что согласно пункту 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 07.02.2008 № 52 "О порядке доведения кадастровой стоимости земельных участков до сведения налогоплательщиков", принятого в целях реализации положений пункта 14 статьи 396 Налогового кодекса Российской Федерации, сведения о кадастровой стоимости земельных участков для целей налогообложения размещаются на официальном сайте Федерального агентства кадастра объектов недвижимости в сети Интернет.
Кроме того, в материалах дела имеется представленная в суд ОАО "ОКСК" копия кадастровой выписки от 19.03.2008 № 36/08-9898 о земельном участке номер 55:36:14 01 02:11 (предыдущий номер 55:36:31 01 03 09 01 001:0000 усл.), в соответствии с которой кадастровая стоимость данного участка составляет 642 128 256 руб., удельный показатель кадастровой стоимости - 4053 руб. 84 коп./кв.м (том 2 л.д. 7). В качестве особых отметок в данной кадастровой выписке указано о том, что кадастровая стоимость рассчитана на основании постановления Правительства Омской области № 174-п от 19.12.2007.
Также, материалы дела содержат расчеты по авансовым платежам по земельному налогу, в которых указана названная кадастровая стоимость земельных участков, используемая организацией при налогообложении в течение 2008 года (т. 1, л.д. 116 - 152).
По мнению суда апелляционной инстанции, незнание конкретной даты совершения действий Управления Роснедвижимости по Омской области по внесению в Государственный земельный кадастр кадастровой стоимости земельного участка не может служить основанием для вывода об отсутствии пропуска срока на их обжалование, поскольку уже при получении вышеуказанной кадастровой выписки от 19.03.2008 № 36/08-9898 о земельном участке и при сдаче налогового расчета по авансовым платежам по земельному налогу за 1 квартал 2008 года общество знало о совершении указанных действий, так как обладало сведениями как о кадастровой стоимости земельного участка, являющейся объектом налогообложения земельным налогом, так и о нормативном акте, которым были утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов города Омска в границах кадастрового района 55:36, и на основании которых вносилась в государственный земельный кадастр указанная кадастровая стоимость земельного участка.
При таких обстоятельствах, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что 02.06.2009 - на день обращения ОАО "ОКСК" в Арбитражный суд Омской области, трехмесячный срок на обращение в суд за защитой нарушенных прав и законных интересов истек. Ходатайства о восстановлении пропущенного срока ОАО "ОКСК" заявлено не было.
Согласно позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 19.04.2006 № 16228/05, пропуск срока подачи заявления об оспаривании ненормативного акта государственного органа является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований.
В связи с изложенным, учитывая отсутствие ходатайства ОАО "ОКСК" о восстановлении срока, а также то, что немотивированное восстановление процессуального срока нарушает принцип равноправия сторон, предусмотренный статьей 8 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и пропуск срока без уважительных причин не соответствует требованиям частей 2 и 3 статьи 41 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции считает, что в удовлетворении требований ОАО "ОКСК" следует отказать в связи с пропуском срока, установленного частью 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Кроме того, как следует из материалов дела, ОАО "ОКСК" оспаривало действия Управления Роснедвижимости по Омской области, произведенные 27.12.2007 по внесению в Государственный земельный кадастр (государственный кадастр недвижимости) кадастровой стоимости земельного участка, на который у ОАО "ОКСК" имеется право постоянного бессрочного пользования, без надлежащего, по мнению Общества, утверждения ее размера нормативным правовым актом, то есть, фактически заявило о нарушении Управлением Роснедвижимости по Омской области процедуры внесения в государственный кадастр недвижимости размера кадастровой стоимости принадлежащего ОАО "ОКСК" земельного участка.
В соответствии со статьей 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи. Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель устанавливается Правительством Российской Федерации. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).
Таким образом, законодательно утверждена обязанность органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации по утверждению среднего уровня кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).
Согласно Закону Омской области "О регулировании земельных отношений в Омской области" от 08.02.2006 № 731-ОЗ к полномочиям Правительства Омской области в сфере регулирования земельных отношений относится, в том числе, утверждение результатов государственной кадастровой оценки земель на территории Омской области, утверждение среднего уровня кадастровой стоимости земельных участков по муниципальному району (городскому округу) Омской области (пункты 35, 36 статьи 4).
Правительство Омской области, как это следует из преамбулы, во исполнение пункта 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации, пунктов 3, 10 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 № 316, а также в соответствии с пунктами 35, 36 статьи 4 Закона Омской области "О регулировании земельных отношений в Омской области", приняло Постановление № 174-П, которым утвердило результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов города Омска в границах кадастрового района 55:36 согласно приложению.
Данным приложением были утверждены средние удельные показатели кадастровой стоимости земель в пределах кадастровых кварталов кадастрового района 55:36 по видам разрешенного пользования в рублях за квадратный метр.
Как следует из пункта 4 статьи 17 Федерального закона от 02.01.2000 № 28-ФЗ "О государственном земельном кадастре" (в редакции от 04.12.2006, действовавшей в период издания Постановления № 174-П), сведения об экономических характеристиках земельных участков вносятся в документы государственного земельного кадастра на основании данных государственной кадастровой и иной оценки земель и положений нормативных правовых актов органов государственной власти и органов местного самоуправления.
В соответствии с пунктом 9 Правил проведения государственной оценки земель (в редакции постановлений Правительства Российской Федерации от 11.04.2006 № 206, от 14.12.2006 № 767, от 17.09.2007 № 590) кадастровая оценка земель проводится с учетом данных земельного и других кадастров. Результаты государственной кадастровой оценки земель вносятся в государственный земельный кадастр.
Приказом Минэкономразвития и торговли Российской Федерации № 215 от 28.06.2007, зарегистрированным в Минюсте Российской Федерации за № 9913 от 26.07.2007, был утвержден Административный регламент исполнения Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости государственной функции "организация проведения государственной кадастровой оценки земель" (далее - Административный регламент), который определяет последовательность и сроки осуществления действий (административных процедур) Федерального агентства кадастра объектов недвижимости и его территориальных органов по субъектам Российской Федерации, порядок взаимодействия между ними, а также порядок их взаимодействия с федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации при исполнении государственной функции по организации государственной кадастровой оценки земель.
Согласно пункта 4 Административного регламента, исполнение государственной функции по организации проведения государственной кадастровой оценки земель включает, в том числе, следующие административные процедуры:
- проверка результатов работ по определению кадастровой стоимости земельных участков в субъекте Российской Федерации и представление результатов государственной кадастровой оценки земель органу исполнительной власти субъекта Российской Федерации на утверждение;
- утверждение результатов государственной кадастровой оценки земель органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации;
- внесение сведений об экономических характеристиках земельных участков (сведений о кадастровой стоимости земельных участков) в государственный земельный кадастр;
- разъяснение результатов государственной кадастровой оценки земель.
Как указано в пункте 9.9 Административного регламента, Управление Роснедвижимости по субъекту Российской Федерации представляет в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации сведения о кадастровой стоимости земельных участков (результаты государственной кадастровой оценки земель в субъекте Российской Федерации) на утверждение.
Сведения о кадастровой стоимости земельных участков (результаты государственной кадастровой оценки земель в субъекте Российской Федерации) представляются на утверждение в виде проекта акта органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель.
После утверждения результатов государственной кадастровой оценки земель органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации сведения об экономических характеристиках земельных участков (сведений о кадастровой стоимости земельных участков) вносятся в государственный земельный кадастр (пункты 10, 11 Административного регламента).
Таким образом, Общество необоснованно отождествило утверждение кадастровой стоимости земель, производимое органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, и внесение сведений об экономических характеристиках земельных участков (сведений о кадастровой стоимости земельных участков) в государственный земельный кадастр, производимое Управлением Роснедвижимости после утверждения кадастровой стоимости земель.
То есть, утверждение, что кадастровая стоимость каждого земельного участка, расположенного в пределах кадастрового района 55:36 города Омска, должна быть утверждена Правительством Омской области, является необоснованным, что также подтверждается, во-первых, пунктом 13 Административного регламента, который предусматривает возможность разъяснений как в отношении общих результатов государственной кадастровой оценки земель определенной категории, так и в отношении результатов государственной кадастровой оценки конкретного земельного участка; во-вторых, особым порядком доведения до сведения налогоплательщиков кадастровой стоимости земельных участков, установленным пунктом 14 статьи 396 Налогового кодекса Российской Федерации, постановлением Правительства Российской Федерации № 52 от 07.02.2008.
Управление Роснедвижимости по Омской области не утверждало кадастровую стоимость земельных участков, а внесло сведения об экономических характеристиках земельных участков (в том числе, сведения о кадастровой стоимости земельных участков) в государственный земельный кадастр, в том числе, в целях исполнения постановления Правительства Российской Федерации № 52 от 07.02.2008 по предоставлению плательщикам земельного налога сведений о кадастровой стоимости земельных участков, после утверждения кадастровой стоимости земель Постановлением № 174-П в декабре 2007 года.
То обстоятельство, что в ноябре 2008 года приложение к Постановлению № 174-П было дополнено второй таблицей, - "кадастровая стоимость земельных участков в составе земель населенных пунктов города Омска...", не означает, что кадастровая стоимость земель не была утверждена 19.12.2007, и, соответственно, не означает, что Управление Роснедвижимости по Омской области не имело права вносить в кадастр экономические характеристики земельных участков.
При данных обстоятельствах, Восьмой арбитражный апелляционный суд считает, что обжалуемое решение суда первой инстанции подлежит отмене с принятием по делу нового судебного акта об отказе в удовлетворении заявленных ОАО "ОКСК" требований, апелляционная жалоба Управление Роснедвижимости по Омской области - удовлетворению.
В связи с удовлетворением апелляционной жалобы Управления Роснедвижимости по Омской области и отказе в удовлетворении требований Общества на основании статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по оплате государственной пошлины относятся на ОАО "ОКСК".
Поскольку Управление Роснедвижимости по Омской области при подаче апелляционной жалобы не платило государственную пошлину, с ОАО "ОКСК" подлежит взысканию в федеральный бюджет государственная пошлина за рассмотрение дела в суде апелляционной инстанции в соответствии с подпунктами 12, 2 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации в сумме 1000 руб. 00 коп.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 2 статьи 269, пунктом 4 части 1 статьи 270, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд

постановил:

решение Арбитражного суда Омской области от 08.09.2009 по делу № А46-12266/2009 отменить. Принять по делу новый судебный акт.
В удовлетворении требований открытого акционерного общества "Омский комбинат строительных конструкций" отказать полностью.
Взыскать с открытого акционерного общества "Омский комбинат строительных конструкций" (644015, г. Омск, ул. Ключевая, д. 37) в доход федерального бюджета 1000 руб. 00 коп. государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы в суде апелляционной инстанции.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.

Председательствующий
Н.Е.Иванова

Судьи
Е.П.Кливер
О.Ю.Рыжиков



Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru