Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Владимирская область


АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВЛАДИМИРСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 11 февраля 2010 г. по делу № А11-13835/2009

Резолютивная часть решения объявлена 04.02.2010.
Полный текст решения изготовлен 11.02.2010.
Арбитражный суд Владимирской области в составе: судьи М.В. Кульпиной, при ведении протокола судебного заседания судьей М.В. Кульпиной, рассмотрел в судебном заседании заявление главы крестьянского (фермерского) хозяйства Шлык Ольги Николаевны от 10.10.2009 о признании незаконными действий администрации Киржачского района, выразившихся в отказе принять решение о предоставлении в собственность земельного участка площадью 100 008 кв. м с кадастровым номером 33:02:02 10 12:0125, находящегося по адресу: Владимирская область, Киржачский район, вблизи д. Бардово и об обязании администрации Киржачского района принять решение о предоставлении в собственность указанного земельного участка и подготовить проект договора купли-продажи указанного земельного участка.
В судебном заседании приняли участие:
от заявителя: Кашайкин А.И. - по доверенности от 18.09.2009 № 33-01/217195;
от заинтересованного лица: не явились (надлежаще извещены о времени и месте проведения судебного разбирательства).
В судебном заседании 04.02.2010 на основании статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации объявлялся перерыв до 17 часов.
Арбитражный суд

установил:

глава крестьянского (фермерского) хозяйства Шлык Ольга Николаевна (далее - заявительница) обратилась в арбитражный суд с требованием, изложенным в заявлении от 10.10.2009 и уточненным в заявлении от 09.12.2009, о признании незаконным действия администрации Киржачского района (далее - заинтересованное лицо, Администрация), выразившегося в отказе письмом главы Киржачского района Владимирской области Старовойтова В.Г. от 21.08.2009 исх. № 1478-01-34 принять решение о предоставлении в собственность земельного участка площадью 100 008 (сто тысяч восемь) кв. м с кадастровым номером 33:02:02 10 12:0125, находящегося по адресу: Владимирская область, Киржачский район, вблизи д. Бардово на землях сельскохозяйственного назначения, предоставленного для организации крестьянского хозяйства.
Заявительница просила обязать Администрацию принять решение о предоставлении в собственность Шлык О.Н. этого земельного участка и обязать подготовить и направить проект договора купли-продажи земельного участка.
В обоснование своего требования заявительница указала, что она на указанном земельном участке с 2008 года осуществляет деятельность по ведению крестьянского (фермерского) хозяйства.
Оспаривая отказ Администрации в предоставлении в собственность указанного земельного участка заявительница сослалась на статьи 1, 10 Федерального закона от 24.07.2002 № 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", статью 5 Закона Владимирской области от 12.03.2007 № 19-ОЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения на территории Владимирской области".
Заявительница указала, что принадлежащий ей на праве пожизненного наследуемого владения земельный участок площадью 100 008 (сто тысяч восемь) кв. м с кадастровым номером 33:02:02 10 12:0125 вспахан, используется в соответствии с разрешенным использованием (для крестьянских фермерских хозяйств), нарушений в сфере земельного законодательства не выявлено, участок используется по целевому назначению.
Администрация Киржачского района отзыв на заявление не представила.
Дело рассмотрено на основании статей 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по имеющимся в нем документам.
Рассмотрев материалы дела, арбитражный суд установил следующее.
Шлык О.Н. обладает статусом главы крестьянского (фермерского) хозяйства, о чем в Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей имеется запись от 18 августа 2008 года (основной государственный регистрационный номер 308331623100020).
Заявительнице на праве пожизненного наследуемого владения принадлежит земельный участок площадью 100 008 (сто тысяч восемь) кв. м с кадастровым номером 33:02:02 10 12:0125, находящийся по адресу: Владимирская область, Киржачский район, вблизи д. Бардово на землях сельскохозяйственного назначения.
Это подтверждено свидетельством о государственной регистрации права 33 АК № 213097, выданным 03.03.2007 Киржачским отделом Управления Федеральной регистрационной службы по Владимирской области.
30 июня 2009 года Шлык О.Н. подала в администрацию Киржачского района заявление о предоставлении указанного земельного участка в собственность за плату (заявление б/н, входящий № 691-01-13).
Письмом от 21.08.2009 № 1478-01-34 Администрация отказала в предоставлении земельного участка, указав, что представленные документы (сведения о сборе урожая сельскохозяйственных культур по состоянию на 01.12.2008, налоговая декларация) не подтверждают статус сельскохозяйственного товаропроизводителя, что позволяет предположить о неиспользовании земельного участка по целевому назначению; а ненадлежащее использование земельного участка не позволяет администрации Киржачского района принять решение о предоставлении его в собственность.
В соответствии с пунктом 7 статьи 10 Федерального закона от 24.07.2002 № 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" приобретение сельскохозяйственными организациями, а также гражданами, осуществляющими деятельность по ведению крестьянского (фермерского) хозяйства, права собственности на земельные участки или права аренды земельных участков, которые находятся у них на праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 25.10.2001 № 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации". Сельскохозяйственные угодья приобретаются в собственность по цене, установленной законом субъекта Российской Федерации в размере не более 20 процентов кадастровой стоимости сельскохозяйственных угодий.
В соответствии с пунктом 1 статьи 5 Закона Владимирской области от 12.03.2007 № 19-ОЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения на территории Владимирской области" сельскохозяйственные организации и граждане, осуществляющие деятельность по ведению крестьянского (фермерского) хозяйства, приобретают право собственности на сельскохозяйственные угодья из земель сельскохозяйственного назначения, находящиеся в государственной и муниципальной собственности и предоставленные им на праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, по цене, равной 15 процентам от кадастровой стоимости сельскохозяйственных угодий.
Пунктом 5 статьи 1 Федерального закона от 24.07.2002 № 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" установлено, что принятие субъектами Российской Федерации законов и иных нормативных правовых актов, содержащих дополнительные правила и ограничения оборота земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения не допускается.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 11.06.2003 № 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" крестьянское (фермерское) хозяйство представляет собой объединение граждан, связанных родством и (или) свойством, имеющих в общей собственности имущество и совместно осуществляющих производственную и иную хозяйственную деятельность (производство, переработку, хранение, транспортировку и реализацию сельскохозяйственной продукции), основанную на их личном участии.
Согласно пункту 7 статьи 10 Закона "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", приобретение сельскохозяйственными организациями, а также гражданами, осуществляющими деятельность по ведению крестьянского (фермерского) хозяйства, права собственности на земельные участки или права аренды земельных участков, которые находятся у них на праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, осуществляется в соответствии с Законом № 137-ФЗ.
Из указанных норм в совокупности следует, что покупателями земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения могут быть только юридические лица и индивидуальные предприниматели, включая крестьянские (фермерские) хозяйства, которые используют их по целевому назначению и осуществляют деятельность по производству сельскохозяйственной продукции.
Согласно предусмотренному в примечании к п. 13 ст. 3 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" порядку переоформления прав на земельные участки, находящиеся в государственной, муниципальной собственности, лицо, заинтересованное в предоставлении ему земельного участка, должно обратиться с заявлением о предоставлении такого участка на соответствующем праве, после чего исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренный ст. 29 Земельного кодекса Российской Федерации, принимает решение о предоставлении земельного участка.
Представленные в дело документы, а именно, письмо Александровского межрайонного отдела Управления Роснедвижимости по Владимирской области от 17.07.2009 № 501, акт проверки соблюдения земельного законодательства от 16.07.2009, сведения о сборе урожая сельскохозяйственных культур по форме № 2-фермер (на 1 декабря 2008 года), свидетельствует о том, что спорный земельный участок используется Шлык О.Н. по целевому назначению. Доказательств обратного Администрация не представила.
Из акта проверки от 16.07.2009 следует, что земельный участок вспахан, используется для крестьянского (фермерского) хозяйства.
Из вышеназванной статистической формы № 2-фермер следует, что площадь чистых паров в 2008 году (включая сидеральные) составляет 10 га.
Администрация не представила доказательств каких-либо иных проверок спорного земельного участка сельскохозяйственного назначения, не представила доказательств нарушения Шлык О.Н. земельного законодательства, доказательств неиспользования ею спорного земельного участка по целевому назначению.
При изложенных обстоятельствах следует также признать необоснованной ссылку Администрации в письме от 21.08.2009 № 1478-01-34 на постановление главы Киржачского района от 08.07.2009 № 815. Пунктом 5 статьи 1 Федерального закона от 24.07.2002 № 101-ФЗ установлено, что принятие субъектами Российской Федерации законов и иных нормативных правовых актов, содержащих дополнительные правила и ограничения оборота земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, не допускается.

В тексте документа, видимо, допущена опечатка: Федеральный закон "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" принят 25.10.2001, а не 25.01.2001.

На основании вышеизложенного арбитражный суд пришел к выводу о том, что оспариваемые действия не соответствуют Федеральному закону от 24.07.2002 № 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", Федеральному закону от 25.01.2001 "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" и являются незаконными.
Требование заявительницы подлежит удовлетворению.
Следует иметь в виду, что согласно пункту 3 статьи 6 Федерального закона от 24.07.2002 № 101-ФЗ земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения принудительно может быть изъят у его собственника в судебном порядке в случае ненадлежащего использования или неиспользования в соответствии с целевым назначением в течение трех лет; случаи ненадлежащего использования земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения определяются в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации; заявление о принудительном изъятии у собственника земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения в случае его ненадлежащего использования или неиспользования в соответствии с целевым назначением в течение трех лет направляется в суд органом государственной власти субъекта Российской Федерации или в случаях, установленных законом субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления.
Руководствуясь статьями 167 - 170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

решил:

признать несоответствующим Федеральному закону от 24.07.2002 № 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", Федеральному закону от 25.01.2001 "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" и незаконным содержащийся в письме администрации Киржачского района от 21.08.2009 № 1478-01-34 отказ в предоставлении в собственность индивидуального предпринимателя главы крестьянского (фермерского) хозяйства Шлык Ольги Николаевны земельного участка площадью 100 008 (сто восемь тысяч) кв. м с кадастровым номером 33:02:02 10 12:0125, расположенного по адресу: Владимирская область, Киржачский район, вблизи дер. Бардово, на землях сельскохозяйственного назначения.
Обязать администрацию Киржачского района Владимирской области в месячный срок со дня вступления решения в законную силу принять решение о предоставлении вышеуказанного земельного участка в собственность Шлык Ольги Николаевны, подготовить и направить в ее адрес проект договора купли-продажи земельного участка.
Решение может быть обжаловано в Первый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Владимирской области в течение месяца со дня его принятия.
В таком же порядке решение может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления решения в законную силу.

Судья
М.В.КУЛЬПИНА



Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru