Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Волгоградская область


АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 30 апреля 2010 г. по делу № А12-4986/2010

Резолютивная часть решения объявлена 27 апреля 2010 года
Решение в полном объеме изготовлено 30 апреля 2010 года
Арбитражный суд Волгоградской области в составе судьи Булычевой Е.В.
при ведении протокола судебного заседания судьей Булычевой Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Домостроитель"
к администрации Волгограда
при участии в деле третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования: комитета по градостроительству и архитектуре Волгограда, Главного управления архитектуры и градостроительства Администрации Волгоградской области
о признании незаконным постановления
при участии в судебном заседании:
от заявителя - К.И.Ю., представитель по доверенности <...>; М.С.В., директор;
от администрации Волгограда - К.И.В., представитель по доверенности <...>;
от Главного управления архитектуры и градостроительства Администрации Волгоградской области - П.Е.М., представитель по доверенности <...>;
от комитета по градостроительству и архитектуре администрации Волгограда - не явился, извещен;

установил:

общество с ограниченной ответственностью "Домостроитель" (далее - Заявитель, ООО "Домостроитель") обратилось в Арбитражный суд Волгоградской области с заявлением о признании незаконным постановления главы Волгограда от 25.01.2010 года № 137 "Об отмене постановлений администрации Волгограда, главы Волгограда".
В качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора, к участию в деле судом привлечены комитет по градостроительству и архитектуре Волгограда и Главное управление архитектуры и градостроительства Администрации Волгоградской области.
В судебном заседании представитель Заявителя настаивал на удовлетворении требований. В обоснование указал на отсутствие у администрации Волгограда оснований для отмены ранее изданных постановлений.
Ответчик, комитет по градостроительству и архитектуре Волгограда и Главное управление архитектуры и градостроительства Администрации Волгоградской области с заявленными требованиями не согласились, просят в их удовлетворении отказать.
Рассмотрев материалы дела, выслушав доводы участвующих в деле лиц, исследовав доказательства, суд находит заявленные требования подлежащими удовлетворению.

В официальном тексте документа, видимо, допущена опечатка: постановление администрации г. Волгограда № 1594 принято 22.10.2004.

Из материалов дела следует, что постановлением администрации г. Волгограда от 22.1004 г. № 1594 "О переоформлении права предварительного согласования места размещения объекта (учетный № 6-22-258)" право предварительного согласования места размещения многоэтажной стоянки кратковременного хранения легковых автомобилей переоформлено с ООО "ВИПойл-Инвест" на ООО "Домостроитель".
Пунктом 3 постановления до сведения ООО "Домостроитель" доведено, что предоставление участка для строительства будет произведено после установления его границ на местности и проведения государственного кадастрового учета. Пунктом 4 постановления предусмотрено, что оно является основанием для последующего принятия решения о предоставлении участка для строительства и действует до 11 марта 2005 года. 14 января 2005 года постановлением № 29 Обществу продлен до 11 марта 2006 года срок действия предварительного согласования места размещения многоэтажной стоянки кратковременного хранения легковых автомобилей на спорном земельном участке.
Постановлением администрации от 30 сентября 2005 года № 1834 внесены изменения в постановление администрации Волгограда от 22 октября 2004 года № 1594, касающиеся объекта будущего строительства - многоэтажная стоянка кратковременного хранения легковых автомобилей заменена многоэтажным жилым домом, а также изменен срок окончания действия постановления.
Постановлением администрации города Волгограда № 452 от 27.02.07 г. "О разработке документации по планировке территории" ООО "Домостроитель" определен заказчиком на подготовку документации по планировке территории Ельшанской балки, ограниченной ул. Базисной, ул. Авиаторской, ул. им. Льва Толстого, ул. Рабоче-Крестьянской в Советском и Ворошиловском районах. Комитету по градостроительству и архитектуре поручено выдать задание на подготовку документации.
Обществом проведены мероприятия по проектированию застройки, разработке границ земельного участка. Эти действия Волгограда согласовывались с соответствующими компетентными органами администрации города Волгограда и одобрялись последними.
Обществом затрачены денежные средства, в том числе на разработку технические условий на радиофикацию многоэтажного жилого дома, на подключение водоснабжения и водоотведения, на теплоснабжение, на выполнение топографических работ, наружное освещение объекта. Кроме того, между администрацией города Волгограда и ООО "Домостроитель" заключено соглашение об участии застройщика в социально-экономическом развитии и благоустройстве, п. 1.1 которого предусмотрено, что в период оформления исходно разрешительной документации и осуществления строительства объекта многоэтажного жилого дома МР-201 в Советском районе, Заявитель передает администрации Волгограда как безвозмездную финансовую помощь 1 млн. рублей. Данные обязательства Обществом исполнены.
Мероприятия по государственному кадастровому учету проведены Заявителем в 2005 году, 21.12.2005 года кадастровый номер земельного участка по ул. Базисной, 18 был внесен в государственный кадастр недвижимости с разрешенным использованием: для строительства капитального объекта - многоэтажного жилого дома, кадастровый номер 34:34:000000:0015 (т. 1 л.д. 49).
Далее, 02.02.2007 ООО "Домостроитель" обратилось в комитет земельных ресурсов администрации Волгограда с заявлением о предоставлении земельного участка для строительства многоэтажного жилого дома по улице Базисной, 28 в Советском районе г. Волгограда.
В ответ на это обращение комитет земельных ресурсов администрации Волгограда сообщил о невозможности предоставления испрашиваемого земельного участка без проведения аукциона в связи с изменениями градостроительного и земельного законодательства.
Указанные выше обстоятельства были рассмотрены Арбитражным судом Волгоградской области в рамках дела № А12-6673/07. Решением Арбитражного суда Волгоградской области от 05.07.2007, оставленным в силе постановлением Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 24.12.2007, отказ администрации Волгограда в предоставлении ООО "Домостроитель" земельного участка по ул. Базисной, 18 в Советском районе города Волгограда, выраженный в письме комитета земельных ресурсов администрации Волгограда от 05.04.2007 признан недействительным. В порядке восстановления нарушенных прав суд обязал администрацию Волгограда принять решение о предоставлении ООО "Домостроитель" на правах аренды спорного земельного участка.
Постановлением главы Волгограда № 835 от 04.05.2008. спорный земельный участок предоставлен Заявителю в аренду на три года для строительства капитального объекта - многоэтажного жилого дома по ул. Базисной, 18, заключен договор аренды № 8072 от 27.06.2008.
Пунктом 1.2 договора аренды, установлено разрешенное использование земельного участка, а именно - строительство капитального объекта - многоэтажного жилого дома.
Постановлением № 2403 от 17.11.2008 года № 2403 глава Волгограда утвердил градостроительный план земельного участка (кадастровый номер 34:34:000000:0015) (т. 1 л.д. 68).
Постановлением № 2238 от 04.09.2009. утверждена схема расположения земельных участков для организации строительной площадки на период строительства многоэтажного жилого дома с последующим благоустройством территории по улице Базисной, 18. Указанные земельные участки были сформированы и поставлены на кадастровый учет Заявителем за свой счет (т.1 л.д. 69).
Постановлением главы Волгограда № 137 от 25.01.2010. (т. 1 л.д. 44) (далее - оспариваемое постановление) отменены: постановление администрации Волгограда от 30.09.2005 № 1834 и постановление главы Волгограда от 17.11.2008 № 2403 (далее - отмененные постановления), что и послужило основанием для обращения в суд с настоящим заявлением.

В официальном тексте документа, видимо, допущена опечатка: постановление администрации г. Волгограда № 1834 принято 30.09.2005.

Причиной отмены послужило предписание Главного управления архитектуры и градостроительства Администрации Волгоградской области № 26-09/П от 12.11.2009. В предписании указано на то, что постановление администрации Волгограда от 30.09.205 № 1834 принято с нарушением процедуры, установленной пунктом 3 части 1 статьи 4 Федерального закона от 29.12.2004. № 191-ФЗ "О введение в действие Градостроительного кодекса РФ" (далее - Закон № 191-ФЗ), а также на то, что постановлением главы Волгограда от 17.11.2008 № 2403 допущено нарушение, выразившееся в том, что большая часть места допустимого размещения намечаемого к строительству жилого дома выходит за красную линию застройки и находится на территории рекреационной зоны городских парков и скверов.
Согласно ст. 13 ГК РФ, ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решения и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение или действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания ненормативного правового акта недействительным необходимо наличие обоих условий - не соответствие закону и нарушение прав и интересов гражданина или юридического лица.
При этом согласно п. 5 ст. 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия) возлагается на орган или лицо которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
В соответствие со статьей 18 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.
Обязанность органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы закреплена частью 2 статьи 15 Конституции Российской Федерации, декларируется в пункте 8 статьи 18 Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации".
Согласно пункту 4 статьи 7 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.
В соответствии со статьей 48 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" муниципальные правовые акты могут быть отменены органами местного самоуправления или должностными лицами местного самоуправления, принявшими соответствующий муниципальный правовой акт.
С учетом указанных норм, основанием для такой отмены может служить несоответствие отменяемого муниципального правового акта Конституции, законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
В обоснование отмены постановлений № 1834 от 30.09.2005 года и № 2403 от 17.11.2008 года в оспариваемом постановлении № 137 от 25.01.2010 года отсутствуют ссылки на нарушение конкретных норм законодательства.
В предписании Главного управления архитектуры и градостроительства Администрации Волгоградской области (т. 1 л.д. 139), послужившим основанием для принятия оспариваемого постановления в качестве оснований указано на то, что постановление администрации Волгограда от 30.09.205 № 1834 принято с нарушением процедуры, установленной пунктом 3 части 1 статьи 4 Федерального закона от 29.12.2004. № 191-ФЗ "О введение в действие Градостроительного кодекса РФ" (далее - Закон № 191-ФЗ), а также на то, что постановлением главы Волгограда от 17.11.2008 № 2403 допущено нарушение, выразившееся в том, что большая часть места допустимого размещения намечаемого к строительству жилого дома выходит за красную линию застройки и находится на территории рекреационной зоны городских парков и скверов.
Согласно статье 30 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию без предварительного согласования мест размещения объектов и с предварительным согласованием мест размещения объектов.
Предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта осуществляется в следующем порядке:
1) выбор земельного участка и приятие в порядке статьи 31 ЗК РФ решения о предварительном согласовании места размещения объекта;
2) проведение работ по формированию земельного участка;
3) государственный кадастровый учет земельного участка в соответствии с правилами, предусмотренными статьей 70 ЗК РФ;
4) принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами, установленными ст. 32 ЗК РФ.
В соответствии с пунктом 6 статьи 31 ЗК РФ решение о предварительном согласовании места размещения объекта осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления. Этим решением утверждается акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, или об отказе в размещении объекта.
Решение о предварительном согласовании места размещения объекта является основанием для последующего принятия в соответствии со ст. 32 ЗК РФ решения о предоставлении земельного участка для строительства и действует в течение трех лет.
Из материалов дела следует, что поскольку Заявителю было отказано в предоставлении земельного участка для строительства, он обратился с соответствующим заявлением в суд.
Решением Арбитражного суда Волгоградской области от 05.07.2007 по делу № А12-6673/07, оставленным в силе постановлением Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 24.12.2007, отказ администрации Волгограда в предоставлении ООО "Домостроитель" земельного участка по ул. Базисной, 18 в Советском районе города Волгограда, выраженный в письме комитета земельных ресурсов администрации Волгограда от 05.04.2007 признан недействительным. В порядке восстановления нарушенных прав суд обязал администрацию Волгограда принять решение о предоставлении ООО "Домостроитель" на правах аренды спорного земельного участка для строительства многоэтажного жилого дома.
Учитывая изложенное, суд, в рамках рассмотрения дела № А12-6673/07, исследовал процедуру предварительного согласования места размещения объекта и, поскольку, обязал администрацию Волгограда принять решение о предоставлении ООО "Домостроитель" на правах аренды спорного земельного участка для строительства многоэтажного жилого дома, счел ее соответствующей действующему на тот момент законодательству.
]]>
В соответствии с частью 1 статьи 16 АПК РФ вступившие в законную силу судебные акты арбитражного суда являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, должностных лиц и граждан и подлежат исполнению на всей территории Российской Федерации.
Администрация Волгограда, отменяя постановление № 1834 от 30.09.2005 года, по сути, переоценивает выводы судебных актов, вступивших в законную силу, что противоречит действующему законодательству.
Таким образом, право на предоставление спорного земельного участка на стадии предварительного согласования уже возникло, реализовано, проведены мероприятия по кадастровому учету и межеванию, заключен договор аренды.
Согласно статье 1 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданское законодательство основывается на признании равенства участников регулируемых им отношений, неприкосновенности собственности, обеспечение восстановления нарушенных прав, их судебной защиты.
Земельным участком является часть земной поверхности, границы которой определены в соответствии с федеральным законом (статья 11.1 Земельного кодекса Российской Федерации).
Согласно статье 30 Градостроительного кодекса РФ в целях создания условий для планировки территорий муниципальных образований должны быть разработаны Правила землепользования и застройки, которые включают в себя порядок их применения и внесения изменений в указанные Правила; карты градостроительного зонирования и градостроительные регламенты.
Порядок применения Правил землепользования и застройки и внесения в них изменений включает в себя положения:
1) о регулировании землепользования и застройки органами местного самоуправления;
2) об изменении видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства физическими и юридическими лицами.
В градостроительном регламенте в отношении земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных в пределах соответствующей территориальной зоны, указываются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства.
Таким образом, в результате совокупного толкования вышеприведенных норм, можно сделать вывод о том, что в отсутствие правил землепользования и застройки, градостроительного регламента, в отсутствие мероприятий по государственному кадастровому учету земельного участка, не может быть установлен и вид разрешенного использования земельного участка.
Вид разрешенного использования для спорного земельного участка по ул. Базисной, 18 был определен впервые при его формировании и фактическом предоставлении Заявителю для строительства постановлением № 835 от 04.05.2008 года, то есть 3 года спустя, с момента издания постановления № 1834. Согласно указанному постановлению № 835, а также пункту 1.2 договора аренды земельного участка от 24.06.2008 года № 8072, предусматривающему, что ООО "Домостроитель" участок предоставлен для строительства капитального объекта - многоэтажного жилого дома, приведенное описание целей использования участка является окончательным и именуется в дальнейшем разрешенным использованием.
В данном случае, постановлением № 1834 от 30.09.2005 года не производилось изменение одного вида разрешенного использования на другой вид разрешенного использования земельного участка, постановлением № 1594 от 22.10.2004 г. (т. 1 л.д. 45) произведено переоформление права предварительного согласования места размещения объекта капитального строительства, а постановлением № 1834 от 30.09.2005. изменен один объект капитального строительства на другой.
Учитывая изложенное, суд считает ссылку Главного управления архитектуры и градостроительства Администрации Волгоградской области на несоответствие постановления № 1834 от 30.09.2005. пункту 1 статьи 4 Федерального закона 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса РФ" несостоятельной.
Оспариваемым постановлением отменено, также, постановление главы Волгограда от 17.11.2008 года № 2403 "Об утверждении градостроительного плана земельного участка (кадастровый номер № 34:34:000000:0015)".
Согласно части 11 статьи 1 Градостроительного кодекса РФ красные линии - это линии, которые обозначают существующие, планируемые (изменяемые, вновь образуемые) границы территорий общего пользования, границы земельных участков, на которых расположены сети инженерно-технического обеспечения, линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения.
В соответствии п. 3.3 Инструкции о порядке проектирования и установления красных линий в городах и других поселениях Российской Федерации РДС 30-201-98, утвержденной постановлением Госстроя РФ от 6 апреля 1998 г. № 18-30 (приложение № 11), красные линии - границы, отделяющие территории кварталов, микрорайонов и других элементов планировочной структуры от улиц, проездов и площадей в городских и сельских поселениях. Красные линии являются обязательным элементом градостроительной документации.
Согласно статье 41 Градостроительного кодекса РФ подготовка документации по планировке территории осуществляется в целях обеспечения устойчивого развития территорий, выделения элементов планировочной структуры (кварталов, микрорайонов, иных элементов), установления границ земельных участков, на которых расположены объекты капитального строительства, границ земельных участков, предназначенных для строительства и размещения линейных объектов. При подготовке документации по планировке территории может осуществляться разработка проектов планировки территории, проектов межевания территории и градостроительных планов земельных участков.
Подготовка проектов межевания территорий осуществляется в составе проектов планировки территорий или в виде отдельного документа (статья 43 Градостроительного кодекса РФ).
Таким образом, красные линии являются составной частью проекта планировки, подлежащего утверждению в установленном законом порядке.
Следовательно, расположение красных линий и выход за их пределы спорного земельного участка в соответствии с положениями градостроительного законодательства может быть установлено только путем исследования проекта планировки определенной территории. В нарушение пункта 1 статьи 65 АПК РФ, Ответчик проект планировки территории в материалы дела не представил.
При определении границ объекта землеустройства на местности и их согласовании обеспечивается учет законных интересов лиц, права которых могут быть затронуты межеванием (статья 69 Земельного кодекса Российской Федерации).
Как следует из материалов дела и не оспаривается Ответчиком, Заявителем беспрепятственно осуществлены межевание спорного земельного участка и постановка его на государственный кадастровый учет, с разрешенным использованием: место размещения многоэтажного жилого дома, 30 марта 2007 года выдан кадастровый план.
Вопрос о границах красных линий не возник и при предоставлении двух дополнительных земельных участков (учетные № № 5-81-20, 5-81-21), смежных с основным, для организации строительной площадки на период строительства многоэтажного жилого дома по ул. Базисной, 18 в городе Волгограда.
ООО "Домостроитель" произведено межевание этих участков, межевые дела прошли соответствующие согласования в администрации города Волгограда, 12.01.2010 года Заявителем осуществлена постановка на государственный кадастровый учет этих земельных участков.
В соответствии со статьей 51 Градостроительного кодекса РФ градостроительный план является необходимым документом для получения разрешения на строительство.
В соответствии со статьей 44 Градостроительного кодекса Российской Федерации подготовка градостроительных планов земельных участков осуществляется применительно к застроенным или предназначенным для строительства, реконструкции объектов капитального строительства земельным участкам. Подготовка градостроительного плана земельного участка осуществляется в составе проекта межевания территории или в виде отдельного документа.
Согласно пункту 17 статьи 46 Градостроительного кодекса РФ в случае, если физическое или юридическое лицо обращается в орган местного самоуправления с заявлением о выдаче ему градостроительного плана земельного участка, проведение процедур, предусмотренных частями 1 - 16 настоящей статьи, не требуется. Орган местного самоуправления в течение тридцати дней со дня поступления указанного обращения осуществляет подготовку градостроительного плана земельного участка и утверждает его.
Постановлением администрации города Волгограда от 11.08.2006. № 1904 комитету по градостроительству и архитектуре Волгограда делегированы следующие полномочия органа местного самоуправления Волгограда:
- подготовка градостроительных планов земельных участков;
- представление градостроительных планов на утверждение заместителю главы Волгограда, курирующему деятельность администрации Волгограда в области градостроительства и земельных правоотношений;
- регистрация утвержденных градостроительных планов земельных участков, присвоение им индивидуального номера и их выдачу заявителям.
Спорный земельный участок сформирован, прошел государственный кадастровый учет, определены границы, размер и вид разрешенного использования - под строительство многоэтажного жилого дома, что подтверждается материалами дела и не оспаривается Ответчиками.
В установленном законом порядке, Заявитель обратился в комитет по градостроительству и архитектуре Волгограда с заявлением о выдаче градостроительного плана спорного земельного участка, предоставленного ему в аренду для строительства многоэтажного жилого дома. К этому заявлению ООО "Домостроитель" был приложен исчерпывающий перечень документов: кадастровый план земельного участка, все технические условия подключения объекта к инженерным сетям, а также проект градостроительного плана земельного участка, подготовленный за счет Заявителя.
Постановлением № 2403 от 17.11.2008 года № 2403 глава Волгограда утвердил градостроительный план земельного участка (кадастровый номер 34:34:000000:0015) (т. 1 л.д. 68).
Статья 35 Градостроительного кодекса РФ содержит перечень видов и составов территориальных зон. Так в соответствии с частью 11 данной статьи в состав зон рекреационного назначения могут включаться зоны в границах территорий, занятых городскими лесами, скверами, парками, городскими садами, прудами, озерами, водохранилищами, пляжами, а также в границах иных территорий, используемых и предназначенных для отдыха, туризма, занятий физической культурой и спортом.
Какие-либо запреты на осуществление строительства в указанной зоне данная норма не содержит. Не содержит таких запретов и земельное законодательство.
Согласно статье 98 Земельного кодекса РФ в состав земель рекреационного назначения входят земельные участки, на которых находятся дома отдыха, пансионаты, кемпинги, объекты физической культуры и спорта, туристические базы, стационарные и палаточные туристско-оздоровительные лагеря, дома рыболова и охотника, детские туристические станции, туристские парки, учебно-туристские тропы, трассы, детские и спортивные лагеря, другие аналогичные объекты. Доказательств расположения указанных в статье 98 ЗК РФ объектов, в материалы дела не представлено.
В данном случае, Обществу предварительно согласовано место размещения строительства многоэтажного жилого дома. На момент формирования земельного участка, он был расположен в зоне жилой застройки.
Арбитражный суд не принимает ссылку Ответчика и Управления в обоснование законности оспариваемого постановления на Генеральный план Волгограда, утвержденный решением Волгоградской городской Думы от 29.06.2007 № 47/1112, согласно которому, по утверждению Ответчика, большая часть места допустимого размещения намечаемого к строительству жилого дома выходит за красную линию застройки и находится на территории рекреационной зоны городских парков и скверов.
Генеральный план Волгограда утвержден только 29.06.2007 г. решением Волгоградской городской Думы № 47/1112, то есть значительно позже предварительного согласования Обществу места размещения объекта и осуществления им кадастрового учета земельного участка.
Кроме того, Генеральный план Волгограда не может служить доказательством в подтверждение доводов Ответчика, поскольку не содержит информации и сам по себе не устанавливает территориальные зоны, границы земельных участков.
Границы территориальных зон в соответствии со статьей 34 Градостроительного кодекса РФ определяются при подготовке Правил землепользования и застройки, которые в настоящее время отсутствуют.
В силу статьи 72 Конституции Российской Федерации, статьи 2 Земельного кодекса Российской Федерации земельное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
В полномочия органов местного самоуправления в области земельных отношений входит, в том числе, установление с учетом требований законодательства Российской Федерации правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, территорий других муниципальных образований (статья 11 Земельного кодекса Российской Федерации).
В соответствии с подпунктом 26 пункта 1 статьи 16 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа относится утверждение Правил землепользования и застройки.
В силу пункта 2, 3 статьи 43 указанного Закона представительный орган муниципального образования по вопросам, отнесенным к его компетенции федеральными законами, законами субъекта Российской Федерации, уставом муниципального образования, принимает решения, которые входят в систему муниципальных правовых актов.
Следовательно, решение Волгоградской городской Думы от 29 июня 2007 года № 47/1112 "Об утверждении Генерального плана Волгограда" является муниципальным правовым актом.
Пунктом 1 статьи 4 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие. При этом, действие закона распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, когда это прямо предусмотрено законом.
Решением Волгоградской городской Думы не предусмотрено, что его действие распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие, то есть решение не имеет обратной силы.
Между тем, процедура согласования места размещения объекта Заявителю завершена до принятия вышеуказанного решения Волгоградской городской Думы.
Следовательно, на момент возникновения правоотношений между Заявителем и администрацией Волгограда действующее законодательство не запрещало строительство многоэтажного жилого дома на спорном земельном участке, расположенном в зоне жилой застройки.
Конституция Российской Федерации содержит положение о том, что органы государственной власти и местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище (часть 2 статьи 40).
Отмена постановления администрации Волгограда от 30.09.2005 № 1834 более чем через четыре года после его принятия и постановления главы Волгограда от 17.11.2008 № 2403 более чем через год после его принятия, при отсутствии законных на то оснований, влечет нестабильность гражданско-правовых и публично-правовых отношений и нарушает баланс частных и публичных интересов.
В судебном заседании нашли подтверждение доводы Заявителя о несоответствии оспариваемого постановления Земельному и Градостроительному кодексам РФ, а также Федеральному закону от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
Оспариваемым постановлением нарушены права Общества, которое лишено возможности осуществить строительство объекта.
В нарушение положений пункта 5 статьи 200 АПК РФ Ответчик не представил доказательства законности принятия оспариваемого постановления. При таких обстоятельствах заявленные требования подлежат удовлетворению.
В резолютивной части судебного акта при признании оспариваемого решения незаконным должно содержаться указание на обязанность соответствующего органа, должностного лица устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя (пункт 3 части 4 статьи 201 АПК РФ).
За подачу заявления общество с ограниченной ответственностью "Домостроитель" уплатило в федеральный бюджет государственную пошлину в сумме 2000 рублей.
На основании части 1 статьи 110 АПК РФ судебные расходы, связанные с уплатой государственной пошлины, относятся на проигравшую сторону.
Высший Арбитражный суд Российской Федерации в определении от 21.12.2009 г. № ВАС-17113/09 указал, что освобождение налогового органа от уплаты государственной пошлины на основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации, не влияет на порядок взыскания судебных расходов на основании пункта 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 167 - 170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

требования общества с ограниченной ответственностью "Домостроитель" удовлетворить.
Признать недействительным постановление главы Волгограда от 25.01.2010. № 137 "Об отмене постановлений администрации Волгограда, главы Волгограда", как противоречащее положениям Земельного кодекса Российской Федерации, Градостроительного кодекса Российской Федерации, Федеральному закону от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
Обязать администрацию Волгограда устранить допущенные нарушения прав и законных интересов общества с ограниченной ответственностью "Домостроитель".
Взыскать с администрации Волгограда в пользу общества с ограниченной ответственностью "Домостроитель" судебные расходы по оплате государственной пошлины в размере 2000 рублей.
Решение может быть обжаловано в месячный срок со дня принятия в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд и в двухмесячный срок с момента вступления решения в законную силу в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в порядке, установленном главами 34 и 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, через суд, вынесший решение.

Судья
Е.В.БУЛЫЧЕВА



Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru