Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Воронежская область


АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 31 июля 2009 г. по делу № А14-5533-2009/127/33

(извлечение)

Индивидуальный предприниматель С. обратился в Арбитражный суд Воронежской области с заявлением о признании незаконным уведомления № 4 от 23.04.2009 Инспекции ФНС России по Коминтерновскому району г. Воронежа о невозможности применения упрощенной системы налогообложения и обязании налогового органа устранить допущенные нарушения путем выдачи в семидневный срок уведомления о возможности применения упрощенной системы налогообложения.
Налоговый орган в представленном отзыве и в судебном заседании заявленные требования не признал, ссылаясь на правомерность отказа в применении упрощенной системы налогообложения.
Как следует из материалов дела, 16.04.2009 Предпринимателем в налоговый орган подано заявление установленной формы о переходе на упрощенную систему налогообложения с объектом налогообложения "доходы".
23.04.2009 Инспекцией в адрес налогоплательщика направлено уведомление от № 4 о невозможности применения налогоплательщиком УСН.
Основанием для отказа Предпринимателю в применении упрощенной системы налогообложения послужил вывод налогового органа о нарушении налогоплательщиком установленного п. 2 ст. 346.13 НК РФ пятидневного срока подачи указанного заявления от даты постановки на учет в налоговом органе.
Полагая, что уведомление об отказе в применении упрощенной системы налогообложения является незаконным, Предприниматель обратился с соответствующим заявлением в Арбитражный суд.
Исследовав представленные сторонами доказательства, заслушав пояснения лиц, участвующих в деле, суд пришел к выводу об отказе в удовлетворении заявленных требований по следующим основаниям.
Согласно п. 1 ст. 346.11 НК РФ упрощенная система налогообложения организациями и индивидуальными предпринимателями применяется наряду с иными режимами налогообложения, предусмотренными законодательством Российской Федерации о налогах и сборах. Переход к упрощенной системе налогообложения или возврат к иным режимам налогообложения осуществляется организациями и индивидуальными предпринимателями добровольно в порядке, предусмотренном главой 26.2 НК РФ.
В силу п. 2 ст. 346.13 НК РФ вновь созданная организация и вновь зарегистрированный индивидуальный предприниматель вправе подать заявление о переходе на упрощенную систему налогообложения в пятидневный срок с даты постановки на учет в налоговом органе, указанной в свидетельстве о постановке на учет в налогом органе, выданном в соответствии с абзацем 2 пункта 2 статьи 84 НК РФ. В этом случае организация или индивидуальный предприниматель вправе применять упрощенную систему налогообложения с даты постановки на учет в налоговом органе, указанной в свидетельстве о постановке на учет в налоговом органе.
Судом установлено, что С. зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя 15.01.2009, о чем было выдано свидетельство серии 36 № <...> и поставлен на налоговый учет в Инспекции ФНС России по Коминтерновскому району г. Воронежа (ИНН <...>).
Из материалов дела следует, что заявление о переходе на УСН подано Предпринимателем в налоговый орган 16.04.2009, то есть по истечении пяти дней, установленных п. 2 ст. 346.13 НК РФ.
Вместе с тем, нарушение указанного срока подачи заявления не может являться основанием для отказа вновь зарегистрированному индивидуальному предпринимателю в применении УСН.
Исходя из системного толкования положений главы 26.2 НК, заявление о применении упрощенной системы налогообложения носит уведомительный характер.
Положениями главы 26.2 НК РФ не предоставлено право налоговому органу запретить или разрешить налогоплательщику применять выбранную им систему налогообложения (за исключением случаев, прямо предусмотренных п. 3 ст. 346.12 НК РФ).
Статьей 346.13 НК РФ не установлено, что предусмотренный срок является пресекательным и пропуск этого срока является основанием для отказа в переводе на упрощенную систему налогообложения.
При этом вновь созданная организация или индивидуальный предприниматель не вправе применять УСН только в случае, если относится к организациям, перечисленным в п. 3 ст. 346.12 НК РФ.
Доказательства того, что Предприниматель относится к указанным категориям налогоплательщиков, в материалах дела отсутствуют. Кроме того, право налогоплательщика на применение УСН Инспекцией по существу не оспаривается.
Порядок применения УСН вновь созданными индивидуальными предпринимателями является уведомительным, для чего требуется лишь обязательное обращение в налоговый орган с соответствующим заявлением, которое имело место в рассматриваемой ситуации.
Доводы налогового органа о том, что в силу положений п. 2 ст. 346.13 НК РФ если налогоплательщик не подал заявление о переходе на УСН в пятидневный срок с даты постановки на учет в налоговом органе, то он не имеет права применять УСН с момента регистрации, суд считает основанным на неправильном толковании норм материального права.
Вместе с тем, в соответствии с ч. 1 ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, необходимо одновременное соблюдение следующих условий: несоответствие оспариваемого ненормативного правового акта, решений, действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
Также в силу прямого указания ч. 2 ст. 201 АПК РФ обязательным условием для принятия решения об удовлетворении заявленных требований о признании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления недействительными (незаконными) является установление судом совокупности юридических фактов: несоответствия данных актов, действий закону и нарушения ими законных прав и интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Право налогоплательщика на применение УСН связано с наличием оснований, предусмотренных ст. 346.12 НК РФ, а не с фактом направления налоговым органом уведомления о возможности применения специального налогового режима.

В тексте документа, видимо, допущена опечатка: имеется в виду глава 26.2 Налогового кодекса РФ, а не глава 26.

Исходя из системного толкования норм гл. 26 НК РФ заявление о применении УСН носит уведомительный характер, налоговому органу положениями названной главы Кодекса не предоставлено право запретить или разрешить налогоплательщику применение той или иной системы налогообложения.
Если налогоплательщиком соблюдены все ограничения, установленные ст. 346.12 НК РФ, он вправе применять УСН независимо от того, получено им уведомление от Инспекции или нет, ввиду того, что в НК РФ отсутствует норма, закрепляющая обязанность налогового органа подтверждать возможность либо невозможность применения УСН.
Поскольку обжалуемое Предпринимателем уведомление ИФНС России по Коминтерновскому району г. Воронежа не нарушает прав налогоплательщика ввиду того, что не препятствует ИП С. перейти на применение УСН, основания для признания его незаконным отсутствуют.
Указанная правовая позиция отражена в Постановлении ФАС Центрального округа от 21.05.2009 по делу № А14-142-2009/3/33.
При таких обстоятельствах, заявленные требования не подлежат удовлетворению.
Судебные расходы в соответствии со ст. 110 АПК РФ относятся на заявителя.
Руководствуясь ст. ст. 110, 167 - 170, 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд

решил:

В удовлетворении требований индивидуального предпринимателя С. о признании незаконным уведомления № 4 от 23.04.2009 Инспекции ФНС России по Коминтерновскому району г. Воронежа о невозможности применения упрощенной системы налогообложения и обязании налогового органа устранить допущенные нарушения путем выдачи в семидневный срок уведомления о возможности применения упрощенной системы налогообложения отказать.
Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня его принятия в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд и в течение двух месяцев со дня вступления в законную силу в Федеральный арбитражный суд Центрального округа.



Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru