Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Калужская область


АРБИТРАЖНЫЙ СУД КАЛУЖСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 21 декабря 2009 г. по делу № А23-4777/09А-9-246

Резолютивная часть решения объявлена 15 декабря 2009 года.
Полный текст решения изготовлен 21 декабря 2009 года.
Арбитражный суд Калужской области в составе судьи Храпченкова Ю.В., при ведении протокола секретарем Крицкой Е.А., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью "АЛАНТ", г. Калуга,
к управлению архитектуры, градостроительства и земельных отношений, г. Калуга, о признании незаконными решений от 18.08.2009 № 7621/03-09 и от 06.07.2009 № 6165/01-09,
при участии в заседании:
от заявителя - представителя Наумова С.В. по доверенности от 17.04.2009, представителя Ригуновой Л.М. по доверенности от 11.01.2009, представителя Коршуновой Н.П. по доверенности от 17.03.2009;
от ответчика - главного специалиста правового комитета управления делами Городского Головы города Калуги Оболонковой А.О. на основании доверенности от 15.01.2008 № 158,

установил:

Общество с ограниченной ответственностью "АЛАНТ" обратилось в Арбитражный суд Калужской области с заявлением к Городской Управе города Калуги о признании незаконными решений об отказе в выдаче разрешения на ввод в эксплуатацию десятиэтажного жилого дома со встроенными офисными помещениями по ул. Тульской, 80а в г. Калуге, оформленных письмами от 18.08.2009 № 7621/03-09 и от 06.07.2009 № 6165/01-09.
Определением Арбитражного суда Калужской области от 10.11.2009 ненадлежащий ответчик - Городская Управа города Калуги была заменена надлежащим ответчиком - управлением архитектуры, градостроительства и земельных отношений (далее - Управление).
По мнению заявителя, решения не соответствуют нормам ст. 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации, определяющим основания и порядок выдачи разрешения на ввод объекта в эксплуатацию.
Заявитель считает, что он является застройщиком и в силу норм п. 16 ст. 1 и ч. 2 ст. 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации имеет право требовать выдачу разрешения на ввод в эксплуатацию жилого дома, расположенного в г. Калуге на улице Тульской, 78а (распоряжением Городского Головы от 27.04.2007 № 3808-р дому был присвоен адрес: г. Калуга, ул. Тульская, д. 80а), так как занимается строительством, имеет лицензию, выступал как заказчик строительства этого жилого дома в процессе его проектирования и осуществлял его строительство, которое было фактически завершено в 2006 году.
Кроме того, заявитель ссылался на договор поручения от 03.07.2001 и договор от 09.07.1999 № 16, которые были им заключены с государственным образовательным учреждением "Областной центр дополнительного образования молодежи" (далее - ОЦДОМ), и на основании которых он пользовался земельным участком, предоставленным для строительства, и финансировал это строительство.
Кроме того, факт признания его застройщиком, по мнению заявителя, был установлен в ходе рассмотрения Арбитражным судом Калужской области дела № А23-1008/09А-3-47.
Управление просило отказать заявителю в удовлетворении заявленных им требований. По мнению Управления, письмо от 18.08.2009 № 7621/03-09 не является отказом в выдаче разрешения на строительство, а лишь указывает заявителю на то, что отказ был заявлен в письме от 06.07.2009 № 6165/01-09 и этот отказ заявитель вправе был обжаловать в соответствии с п. 8 ст. 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации. Отказ в выдаче разрешения на строительство соответствует, по мнению Управления, ст. 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации, так как заявитель не является застройщиком, и им не был представлен документ, подтверждающий соответствие параметров построенного, реконструированного, отремонтированного объекта капитального строительства проектной документации (т. 1, л.д. 45-46).
Заслушав доводы и объяснения сторон, приняв во внимание имеющиеся в деле доказательства, суд считает, что заявленные требования не подлежит удовлетворению с учетом следующих обстоятельств.
В соответствии с ч. 1 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Из материалов дела усматривается, что заявитель в письме от 27.08.2007 № 132 в адрес управления архитектуры, градостроительства и земельных отношений (получено 05.09.2007) направил заявление о выдаче ему разрешения на ввод в эксплуатацию десятиэтажного жилого дома со встроенными офисными помещениями по улице Тульская, 80а, в городе Калуге, приложив к указанному заявлению документы, перечисленные в реестре (т. 1 л.д. 43-44).
Управление архитектуры, градостроительства и земельных отношений в письме от 06.07.2009 № 6165/01-09 отказало заявителю в выдаче такого разрешения, ссылаясь на нормы ч. 6 ст. 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации (т. 1, л.д. 45-46).
Заявитель повторно в письме от 30.07.2009 № 100 обратился в Управление с требованием о выдаче разрешения на ввод в эксплуатацию указанного выше жилого дома (т. 1, л.д. 47-49), и 18.08.2009 в письме № 7621/03-09 Управление сообщило заявителю, что отказ в выдаче разрешения на строительство, изложенный в письме от 06.07.2009 № 6165/01-09 заявитель мог обжаловать в суд в соответствии с п. 8 ст. 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Эти обстоятельства и явились причиной обращения заявителя в арбитражный суд с требованием о признании незаконными изложенных, по его мнению, решений в письмах Управления от 06.07.2009 № 6165/01-09 и от 18.08.2009 № 7621/03-09.
Однако письмо Управления от 18.08.2009 № 7621/03-09 не содержит каких-либо решений по отказу в выдаче заявителю разрешений на ввод в эксплуатацию жилого дома № 80а по ул. Тульской г. Калуги, а лишь указывает заявителю на то, что отказ и его мотивы были изложены ранее в письме от 06.07.2009 № 6165/01-09.
Нормы ст. 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации не предусматривают многократного обращения с заявлением о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию и тем более не содержат правил, обязывающих в таких случаях соответствующий орган выносить решения по существу заявления о выдаче разрешения на ввод в объекта в эксплуатацию. Из смысла и содержания правил, указанных в ст. 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации следует, что в результате обращения с требованием о выдаче такого разрешения орган, наделенный необходимыми полномочиями, принимает решение о выдаче разрешения или же отказывает в выдаче такого разрешения. В последнем случае заявитель праве оспорить в судебном порядке такой отказ.
Таким образом, письмо от 18.08.2009 № 7621/03-09 не является решением об отказе заявителю в удовлетворении его заявления, поданного в Управление 30.07.2009, и не нарушает его прав и законных интересов, поэтому требования заявителя в этой его части не подлежит удовлетворению.
Вместе с тем с 06.07.2009 в письме № 6165/01-09 отказ в выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию был заявлен, и среди мотивов отказа Управлением указано на отсутствие у заявителя статуса застройщика.
На момент обращения заявителя в Управление с требованием о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию заявитель не соответствовал нормам, определяющим понятие и признаки организации-застройщика, установленным в п. 16 ст. 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Указанные в данной статье понятия предусматривают в первую очередь наличие у физического и юридического лица принадлежащего ему земельного участка, на котором осуществляется строительство.
Однако земельный участок по ул. Тульской, 78а, на праве бессрочного (постоянного) пользования принадлежал ОЦДОМ (т. 1 л.д. 32), разрешение на строительство жилого дома и дополнительный земельный участок на праве аренды был предоставлен распоряжением Городского Головы от 11.06.2003 № 3134-р также ОЦЦОМ (т. 1 л.д. 31).
Доказательств, свидетельствующих о том, что эти земельные участки были в установленном в законном порядке переданы впоследствии заявителю, им не представлены.
Ссылка заявителя на возникшие у него право на данные участки в силу договора поручения от 03.07.2001 является необоснованной, так как такая сделка не предполагает перехода права бессрочного (постоянного) пользования и права аренды земельными участками.
В соответствии с ч. 1 ст. 971 Гражданского кодекса Российской Федерации поверенные обязуются совершать определенные юридические действия от имени и за счет доверителя, а права и обязанности по сделке возникают не у поверенного, а у доверителя.
Таким образом, изложенные выше обстоятельства подтверждают обоснованность доводов Управления об отсутствии у заявителя права на обращения с требованием о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию.
Не подтверждается обоснованность доводов заявителя и о наличии преюдициального значения судебных актов, вынесенных Арбитражным судом Калужской области и Двадцатым арбитражным апелляционным судом по делу № А23-1008/09А-3-47, в части, касающейся признания его застройщиком.
Вопрос о наличие или отсутствии у заявителя статуса застройщика судами обеих инстанций не исследовался, и ему не была дана оценка.
Вместе с тем, доводы Управления о непредставлении заявителем документов, подтверждающих соответствие параметров построенного, реконструированного, отремонтированного объекта капитального строительства проектной документации, не были доказаны Управлением в ходе рассмотрения дела. В письменном отзыве Управления от 14.12.2009 это обстоятельство вовсе не упоминается, поэтому, исходя из положений, изложенных в ч. 5 ст. 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, это обстоятельство не опровергает утверждение заявителя о выполнении им требований, указанных в ч. 3 ст. 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Суд считает недоказанным и довод заявителя, изложенный им в устной форме в ходе судебного разбирательства, о том, что он действовал от имени доверителя, так как ни одно из его заявлений, направленных в адрес Управления, не содержало таких сведений, то есть заявитель во всех случаях обращался в Управление от своего имени, считая, как это было им указано в его письменных заявлениях, что он обладает статусом застройщика.
Таким образом, требования заявителя не подлежат удовлетворению в соответствии с ч. 3 ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, так как отказ заявителю в выдаче разрешения на ввод в эксплуатацию соответствует ст. 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации, допускающей возможность обращения с таким заявлением лишь застройщика.
Руководствуясь статьями 167-170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

В удовлетворении требований общества с ограниченной ответственностью "АЛАНТ" о признании незаконными решений управления архитектуры, градостроительства и земельных отношений об отказе в выдаче разрешения на ввод в эксплуатацию десятиэтажного жилого дома, расположенного в городе Калуге по улице Тульской, 80а, изложенных в письмах от 18.08.2009 № 7621/03-09 и от 06.07.2009 № 6165/01-09, отказать.
Решение может быть обжаловано в месячный срок со дня его принятия в Двадцатый арбитражный апелляционный суд.

Судья
Ю.В.Храпченков



Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru