АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КОМИ
Именем Российской Федерации
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 1 декабря 2006 г. по делу № А29-5959/06А
(извлечение)
24 ноября 2006 года
(дата объявления резолютивной части решения)
1 декабря 2006 года
(дата изготовления решения в полном объеме)
Арбитражный суд Республики Коми в составе:
председательствующий Баублис С.Л.
судьи С.К.Елькин, В.Г.Протащук
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Гайдак И.Н.
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Общества с ограниченной ответственностью "Горблагоустройство"
к Администрации МО "Город Сыктывкар"
при участии в заседании:
от заявителя - Волкова К.В., Новоселова О.П., Костина Л.Н.
от ответчика - Уласик С.В.
установил:
ООО "Горблагоустройство" обратилось с заявлением о признании недействительным пункта 3.1
Приложения 2 к Постановлению Главы Администрации МО "Город Сыктывкар" от 30.12.2005 г. № 12/4581, которым, в предоставляемый перевозчиками речным транспортом расчет на возмещение разницы между фактической себестоимостью перевозок и полученной выручкой не включается рентабельность. Заявитель полагает, что оспариваемая норма принята с нарушением "Положения об установлении и применении тарифов на погрузку и выгрузку грузов и связанные с ними услуги внутреннего водного транспорта" утвержденного Постановлением Правительства РФ от 01.03.2004 г. № 116, п. 4 "Временного порядка установления и применения тарифов на перевозки грузов и сборов за работы и услуги, связанные с перевозками, выполняемые предприятиями речного транспорта в Российской Федерации", утвержденного Роскомцен 29.10.1993 № 01-17/1327-15, Минтрансом РФ 27.10.1993 № ВА-7/709, Приказа Минфина РФ от 22.07.2003 № 67н. Названными нормативными актами установлено, что расчет тарифов на погрузочно-разгрузочные работы осуществляется на основе метода компенсации экономически обоснованных эксплуатационных затрат на выполнение этих работ с учетом обеспечения субъектами регулирования прибыли, необходимой для их эффективного функционирования и развития. Поэтому, исключение рентабельности из расчета фактической себестоимости оказываемых услуг по перевозке пассажиров речным транспортом, по мнению заявителя, недопустимо.
Тарифы на перевозку грузов, в том числе бесплатный провоз граждан и время дежурства для обеспечения переправ аварийно-техническим и спасательным службам, утверждались не как экономически обоснованные, а как социально значимые, предполагающие возмещение организации, осуществляющей перевозки по таким тарифам, разницы между фактической себестоимостью и полученной выручкой с учетом рентабельности.
В отзыве на заявление ООО "Горблагоустройство", Администрация МО ГО "Сыктывкар" указала, что заявитель правомерно сослался на существующий Временный порядок установления и применения тарифов на перевозки грузов и сборов за работы и услуги, связанные с перевозками, выполняемые предприятиями речного транспорта в Российской Федерации, утвержденного Роскомцен 29.10.1993 № 01-17/1327-15, Минтрансом РФ 27.10.1993 № ВА-7/709. Указанными актами, рентабельность включается в тарифы, которые устанавливаются самими предприятиями речного транспорта, осуществляющими перевозки. Поэтому требования ООО "Горблагоустройство" о дополнительном включении показателей рентабельности для определения выручки при возмещении разницы между фактической себестоимостью перевозок (без НДС) и полученной выручкой не обоснованны.
Обжалуемой нормой
, в бюджете муниципального образования, определен порядок финансирования расходов по разделу "Транспорт" перевозчикам речным транспортом убытков от речных перевозок.
Исследовав материалы дела, заслушав представителей сторон, в судебном заседании установлено следующее.
Как следует из материалов дела ООО "Горблагоустройство" Министерством транспорта Российской Федерации 14.02.2006 года выдана лицензия № 013275 на осуществление перевозок внутренним водным транспортом грузов и лицензия № 013276 на осуществление перевозок внутренним водным транспортом пассажиров со сроком действия по 13.02.2011 г., а поэтому свою деятельность общество должно осуществлять в соответствии с нормами законодательства в области внутреннего водного транспорта Российской Федерации.
В статье 6 Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации установлено, что порядок установления тарифов на перевозки грузов, пассажиров и их багажа, а также правила применения таких тарифов устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Провозная плата (плата за перевозки грузов, пассажиров и их багажа) устанавливается перевозчиком.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 7 марта 1995 года № 239 "О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)" утвержден перечень услуг транспортных организаций, по которым органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации предоставляется право вводить государственное регулирование тарифов и надбавок.
Указанным постановлением, в перечень услуг по которым органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации предоставляется право вводить государственное регулирование тарифов и надбавок, включены перевозка пассажиров и багажа на переправах, а также перевозка грузов, пассажиров и багажа речным транспортом в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.
Определение тарифов за выполняемые перевозки, осуществляется самими юридическими лицами, осуществляющими такие перевозки с учетом конъюнктуры рынка (спроса и предложения) и рассчитываются на основе себестоимости прогнозируемой на период введения тарифов и сборов в действие, и предельного уровня рентабельности в размере 35 процентов к себестоимости, или иного предельного уровня рентабельности, установленного в соответствии с действующим законодательством и другими нормативными актами, что установлено в п. 4 "Временного порядка установления и применения тарифов на перевозки грузов и сборов за работы и услуги, связанные с перевозками, выполняемые предприятиями речного транспорта в Российской Федерации" (утверждено Комитетом Российской Федерации по политике цен 29 октября 1993 г. № 01-17/1327-15; Министерством транспорта Российской Федерации 27 октября 1993 г. № ВА-7/709).
Однако в нарушение вышеуказанных норм, ООО "Горблагоустройство", осуществляющее перевозку грузов, пассажиров и багажа речным транспортом в местности, приравненной к району Крайнего Севера, самостоятельно не определило размер тарифов за выполняемые перевозки исходя из спроса и предложения обслуживаемого обществом рынка оказываемых услуг для представления их на согласование в соответствующий орган исполнительной власти Республики Коми.
Ссылка общества на переписку с Главой Администрации МО "Город Сыктывкар" и Администрацией МО "Город Сыктывкар" и принятие этими органами решений регулирующих тарифы по осуществляемым перевозкам является несостоятельной, поскольку эти органы не наделены полномочиями установления тарифов на перевозки грузов, пассажиров и их багажа, как Федеральным законом от 28.08.95 № 154-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", так и "Уставом
муниципального образования "Город Сыктывкар".
Изложенное свидетельствует, что, оказывая услуги по перевозке грузов, пассажиров и их багажа, без установления тарифов на эти услуги, общество действовало в нарушение норм, установленных Постановлением Правительства Российской Федерации от 7 марта 1995 года № 239 "О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)", регламентирующих порядок установления таких тарифов.
В соответствии со ст. 15 Конституции Российской Федерации любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения.
Обжалуя текст "Рентабельность в расчет не включается", являющийся частью пункта 3.1
Приложения 2 к Постановлению главы администрации муниципального образования "Город Сыктывкар" от 30 декабря 2005 г. № 12/4581, официально не опубликованного в средствах массовой информации, заявитель не представил доказательств того, что данный текст затрагивает его права и законные интересы и в чем это выражается, поскольку установление тарифов на осуществляемые перевозки в установленном порядке им не осуществлено.
Обжалование неопубликованных нормативных актов направлено на восстановление нарушенных прав в сфере предпринимательской и экономической деятельности, если заявители полагают, что такой акт или отдельные его положения не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу (ч. 1 ст. 192 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Вместе с тем, в ходе судебного разбирательства заявитель не доказал свою юридическую заинтересованность в оспаривании нормативного правового акта и судом установлено, что обжалуемый акт по своему содержанию не нарушает и не может нарушить права и законные интересы заявителя, а напротив направлен на возмещение убытков от речных перевозок, т.е. включает в себя элементы нормативного предписания, что исключает возможность рассмотрения спора по существу.
На основании изложенного, руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
определил:
Производство по делу № А29-5959/06А прекратить.
Выдать заявителю справку на возврат из федерального бюджета 2000 руб. госпошлины.
Настоящее определение может быть обжаловано в кассационном порядке.
Председательствующий
С.Л.БАУБЛИС
Судьи
С.К.ЕЛЬКИН
В.Г.ПРОТАЩУК