Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Нижегородская область


АРБИТРАЖНЫЙ СУД НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 9 апреля 2010 г. по делу № А43-1003/2010-42-52

Резолютивная часть решения объявлена 09 апреля 2010 года.
Решение изготовлено в полном объеме 09 апреля 2010 года.
Арбитражный суд Нижегородской области в составе
судьи Кабанова Владимира Петровича
при ведении протокола судебного заседания судьей Кабановым В.П.,
рассмотрев в открытом судебном заседании,
заявление Государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования государственного "Нижегородский государственный педагогический университет" (ГОУ ВПО НГПУ) о признании недействительным подпунктов 1, 2, 3, 4 пункта 4 Акта ревизии от 28 октября 2009 года финансово-хозяйственной деятельности за 2008 год в части выводов о нецелевом использовании средств федерального бюджета на сумму 3322,5 руб. и 119634 руб., составленного Территориальным управлением Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Нижегородской области,
при участии представителей сторон:
От заявителя - Лютин А.В. (доверенность от 10.11.2009);
От ответчика - Агафонов Е.А. (доверенность от 20.02.2010);

установил:

В Арбитражный суд Нижегородской области обратилось Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования государственного "Нижегородский государственный педагогический университет" (ГОУ ВПО НГПУ) с заявлением о признании недействительным подпунктов 1, 2, 3, 4 пункта 4 Акта ревизии от 28 октября 2009 года финансово-хозяйственной деятельности за 2008 год в части выводов о нецелевом использовании средств федерального бюджета на сумму 3322,5 руб. и 119634 руб., составленного Территориальным управлением Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Нижегородской области (далее - Территориальное управление).
Заявитель в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) уточнил заявленное требование и просит суд:
- признать недействительными подпункты 1, 2, 3, 4 пункта 4 Акта ревизии от 28.10.2009 финансово-хозяйственной деятельности Государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Нижегородский государственный педагогический университет" за 2008 год в части выводов Территориального управления о нецелевом использовании средств федерального бюджета на сумму 3322,5 рублей и на сумму 119634 рубля;
- признать недействительными пункты 1, 2, 3, 4 пункта 1 Представления о ненадлежащем исполнении бюджетного процесса от 17.11.2009 № 32-02-01-04/6478 в части выводов о нецелевом использовании средств федерального бюджета на сумму 3322,5 руб. и на сумму 119634 руб.
Судом данные уточнения рассмотрены и приняты.
В судебном заседании представитель заявителя поддержал требования в полном объеме.
Представитель ответчика просит суд прекратить производство по делу в связи с неподсудностью указанного спора арбитражному суду.
Заслушав представителей сторон, изучив имеющиеся в деле документы, суд установил следующие обстоятельства, имеющие правовое значение для разрешения, рассматриваемого спора.
Как следует из материалов дела, в период с 09.09.2009 по 28.10.2009 Территориальным управлением проведена ревизия финансово-хозяйственной деятельности ГОУ ВПО НГПУ за 2008 год, по результатам которой выявлено следующее:
По заявке от 10.07.2008 № 105 наличные денежные средства получены по чеку от 11.07.2008 серии БЯ № 6883581 в сумме 3322,5 рублей по главе 073 "Федеральное агентство по образованию" разделу 0700 "Образование" подразделу 0706 "Высшее и послевузовское профессиональное образование" целевой статье 4309900 "Обеспечение деятельности подведомственных учреждений" виду расходов 001 "Выполнение функций бюджетными учреждениями" по КОСГУ 340 "Увеличение стоимости материальных запасов".
Полученные денежные средства были оприходованы в кассу Университета приходным кассовым ордером от 11.07.2008 № 515 на сумму 3322,5 рублей, по КБК 073 0706 4309900 001 310. Денежные средства израсходованы по главе 073 "Федеральное агентство по образованию" разделу 0700 "Образование" подразделу 0706 "Высшее и послевузовское профессиональное образование" целевой статье 4309900 "Обеспечение деятельности подведомственных учреждений" виду расходов 001 "Выполнение функций бюджетными учреждениями по КОСГУ 310 "Увеличение стоимости основных средств" в сумме 3322,5 рублей на оплату договора купли-продажи, что подтверждается расходным кассовым ордером от 11.07.2008 № 1041 на сумму 3322,5 руб.
По заявке на получение наличных денежных средств от 01.11.2008 № 176 наличные денежные средства получены по чеку от 05.11.2008 серии БМ № 9053697 в сумме 119 634 руб. по главе 073 "Федеральное агентство по образованию" разделу 0700 "Образование" подразделу 0706 "высшее и послевузовское профессиональное образование" целевой статье 4309900 "Обеспечение деятельности подведомственных учреждений" виду расходов 001 "Выполнение функций бюджетными учреждениями" по КОСГУ 222 "Транспортные услуги".
Полученные денежные средства оприходованы в кассу Университета приходным кассовым ордером от 05.11.2008 № 872 на сумму 119 634 руб. по КБК 073 0706 4309900 001 211.
Денежные средства израсходованы по главе 073 "Федеральное агентство по образованию" разделу 0700 "Образование" подразделу 0706 "Высшее и послевузовское профессиональное образование" целевой статье 4309900 "Обеспечение деятельности подведомственных учреждений" виду расходов 001 "Выполнение функций бюджетными учреждениями" по КОСГУ 211 "Заработная плата" в сумме 119 634 руб. на выплату заработной платы работникам Университета.
По данным фактам НГПУ сделаны исправительные бухгалтерские записи, что подтверждается соответствующими бухгалтерскими справками формами № 433.
ТУ Росфиннадзора по Нижегородской области по упомянутым фактам сделал вывод, что это является нарушением ст. 38 Бюджетного кодекса РФ и раздела 5 Указаний о порядке применения бюджетной классификации РФ, утвержденных приказом Минфина России 24.08.2007 г. № 74н, то есть нецелевым использованием средств федерального бюджета.
Данные ревизии отражены в Акте от 28.10.2009.
На основании указанного выше Акта Территориальным управлением 17.11.2009 вынесено представление № 32-02-01-04/6478 о ненадлежащем исполнении бюджетного процесса, в соответствии с которым ректору ГОУ ВПО НГПУ предлагается в срок до 18.01.2010 рассмотреть указанное представление и принять меры к устранению причин и условий совершения нарушения и недопущению впредь выявленных в ходе ревизии нарушений требований нормативных и правовых актов, а также рассмотреть вопрос о привлечении к ответственности виновных лиц.
Частично не согласившись с указанными Актом ревизии и представлением, ГОУ ВПО НГПУ обратилось в арбитражный суд.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно подпункту 5.1.1 Положения о территориальных органах Федеральной службы финансово-бюджетного надзора, утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации от 11.07.2005 № 89н (далее - Положение), территориальное управление осуществляет полномочия по контролю и надзору за использованием, в том числе средств государственных внебюджетных фондов.
В целях реализации полномочий в установленной сфере деятельности территориальное управление имеет право проводить ревизии и проверки, в ходе которых проверяет правомерность и эффективность использования средств государственных внебюджетных фондов; направляет в пределах своей компетенции в проверенные организации, их вышестоящие органы обязательные для рассмотрения представления или обязательные к исполнению предписания по устранению выявленных нарушений (подпункты 5.14.1 и 5.14.7 Положения).
Как следует из материалов дела, по итогам ревизии Территориальным управлением 28.10.2009 составлен Акт ревизии финансово-хозяйственной деятельности ГОУ ВПО НГПУ за 2008 год, в подпунктах 1, 2, 3, 4 пункта 4 которого отражено следующее.
Проверкой целевого использования денежных средств федерального бюджета, полученных и выданных из кассы в 2008 году, ТУ Росфиннадзора по Нижегородской области установлено, (по мнению контрольного органа), направление и использование средств федерального бюджета на цели, не соответствующие условиям их получения.
В частности, оспариваемыми подпунктами 1, 2, 3, 4 пункта 4 акта ревизии отражены следующие факты, которым дана соответствующая правовая оценка Территориальным управлением.
1. По заявке на получение наличных денежных средств от 10.07.2008 № 105 наличные денежные средства получены по чеку 11.07.2008 серии БЯ № 6883568 в сумме 3 322,5 руб. по главе 073 "Федеральное агентство по образованию" разделу 0700 "Образование" подразделу 0706 "Высшее и послевузовское профессиональное образование" целевой статье 4309900 "Обеспечение деятельности подведомственных учреждений" виду расходов 001 "Выполнении функций бюджетными учреждениями" по КОСГУ 340 "Увеличение стоимости материальных запасов".
Полученные денежные средства оприходованы в кассу Университета приходным кассовым ордером от 11.07.2008 № 515 на сумму 3 322,5 руб., по КБК 073 0706 4309900 001 310.
Денежные средства израсходованы по главе 073 "Федеральное агентство по образованию" разделу 0700 "Образование" подразделу 0706 "Высшее и послевузовское профессиональное образование" целевой статье 4309900 "Обеспечение деятельности подведомственных учреждений" виду расходов G01 "Выполнении функций бюджетными учреждениями" по КОСГУ 310 "Увеличение стоимости основных средств" в сумме 3 322,5 руб. на оплату договора купли-продажи, что подтверждается расходным кассовым ордером (далее - РКО) от 11.07.2008 № 1041 на сумму 3 322,5 руб.
Таким образом, в нарушении ст. 38 Бюджетного кодекса Российской Федерации, раздела 5 Указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утвержденных приказом Минфина России от 24.08.2007 № 74н, наличные денежные средства в сумме 3 322,5 руб., полученные по заявке в кассу Университета по КБК 073 0706 4309900 001 340, направлены и израсходованы по КБК 073 0706 4309900 001 310, то есть, на цели, не соответствующие условиям их получения;
2. По заявке на получение наличных денежных средств от 05.08.2008 № 121 наличные денежные средства получены по чеку 06.08.2008 серии БЯ № 6883581 в сумме 3 322,5 руб. по главе 073 "Федеральное агентство по образованию" разделу 0700 "Образование" подразделу 0706 "Высшее и послевузовское профессиональное образование" целевой статье 4309900 "Обеспечение деятельности подведомственных учреждений" виду расходов 001 "Выполнении функций бюджетными учреждениями" по КОСГУ 310 "Увеличение стоимости основных средств".
Полученные денежные средства оприходованы в кассу Университета приходным кассовым ордером от 06.08.2008 № 596 на сумму 3 322,5 руб., по КБК 073 0706 4309900 001 310.
Денежные средства по главе 073 "Федеральное агентство по образованию" разделу 0700 "Образование" подразделу 0706 "Высшее и послевузовское профессиональное образование" целевой статье 4309900 "Обеспечение деятельности подведомственных учреждений" виду расходов 001 "Выполнении функций бюджетными учреждениями" по КОСГУ 340 "Увеличение стоимости материальных запасов" в сумме 3 322,5 руб. сданы в банк, что подтверждается РКО от 12.08.2008 № 1140 и квитанцией от 12.08.2008 № 41 на сумму 3 322,5 руб.
Таким образом, в нарушении ст. 38 Бюджетного кодекса Российской Федерации, раздела 5 Указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утвержденных приказом Минфина России 24 08.2007 № 74н, наличные денежные средства в сумме 3 322,5 руб., полученные в кассу Университета по КБК 073 0706 4309900 001 310, направлены и израсходованы по КБК 073 0706 4309900 001 340, то есть, на цели, не соответствующие условиям их получения.
По данному изложенному факту сделаны исправительные бухгалтерские записи, что подтверждается бухгалтерской справкой;
3. По заявке на получение наличных денежных средств от 01.11.2008 № 176 наличные денежные средства получены по чеку 05.11.2008 серии БМ № 9053697 в сумме 119 634 руб. по главе 073 "Федеральное агентство по образованию" разделу 0700 "Образование" подразделу 0706 "Высшее и послевузовское профессиональное образование" целевой статье 4309900 "Обеспечение деятельности подведомственных учреждений" виду расходов 001 "Выполнении функций бюджетными учреждениями" по КОСГУ 222 "Транспортные услуги".
Полученные денежные средства оприходованы в кассу Университета приходным кассовым ордером от 05.11.2008 № 872 на сумму 119 634 руб., по КБК 073 0706 4309900 001 211.
Денежные средства израсходованы по главе 073 "Федеральное агентство по образованию" разделу 0700 "Образование" подразделу 0706 "Высшее и послевузовское профессиональное образование" целевой статье 4309900 "Обеспечение деятельности подведомственных учреждений" виду расходов 001 "Выполнении функций бюджетными учреждениями" по КОСГУ 211 "Заработная плата" в сумме 119 634 руб. на выплату заработной платы работникам Университета и на частичную сдачу в банк депонированной заработной платы, что подтверждается следующими РКО:
- РКО от 07.11.2008 № 1526 на сумму 17 589,78 руб.;
- РКО от 11.11.2008 № 1551 на сумму 11 781,5 руб.;
- РКО от 12.11.2008 № 1567 на сумму 2 172,0 руб.;
- РКО от 13.11.2008 № 1579 на сумму 4 658,0 руб.;
- РКО от 07.11.2008 № 1525 на общую сумму 76 888,28 руб., из них сумма нецелевого использования средств составляет 38 720,89 руб.;
]]>
- РКО от 20.11.2008 № 1614 на общую сумму 3 619,0 руб., из них сумма нецелевого использования средств составляет 535,71 руб.;
- РКО от 10.11.2008 № 1530 на общую сумму 44 457,32 руб. из них сумма нецелевого использования средств составляет 44 176,12 руб.
Таким образом, в нарушении ст. 38 Бюджетного кодекса Российской Федерации, раздела 5 Указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утвержденных приказом Минфина России от 24.08.2007 № 74н, наличные денежные средства в сумме 119 634 руб., полученные по заявке в кассу Университета по КБК 073 0706 4309900001 222 направлены и израсходованы по КБК 073 0706 4309900 001 211, то есть, на цели, не соответствующие условиям их получения;
4. По заявке на получение наличных денежных средств от 17.12.2008 № 204 наличные денежные средства получены по чеку 18.12.2008 серии ВА № 3091180 в сумме 119 634 руб. по главе 073 "Федеральное агентство по образованию" разделу 0700 "Образование" подразделу 0706 "Высшее и послевузовское профессиональное образование" целевой статье 4309900 "Обеспечение деятельности подведомственных учреждений" виду расходов 001 "Выполнении функций бюджетными учреждениями" по КОСГУ 211 "Заработная плата".
Полученные денежные средства оприходованы в кассу Университета приходным кассовым ордером от 18.12.2008 № 1017 на сумму 119 634 руб., по КБК 073 0706 4309900 001 211.
Денежные средства по главе 073 "Федеральное агентство по образованию" разделу 0700 "Образование" подразделу 0706 "Высшее и послевузовское профессиональное образование" целевой статье 4309900 "Обеспечение деятельности подведомственных учреждений" виду расходов 001 "Выполнении функций бюджетными учреждениями" по КОСГУ 222 "Транспортные услуги" в сумме 119 634 руб. сданы в банк, что подтверждается РКО от 18.12.2008 № 1827 и квитанцией от 18.12.2008 № 77 на сумму 119 634 руб.
Таким образом, в нарушении ст. 38 Бюджетного кодекса Российской Федерации, раздела 5 Указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утвержденных приказом Минфина России от 24.08.2007 № 74н, наличные денежные средства в сумме 119 634 руб., полученные в кассу Университета по КБК 073 0706 4309900 001 211 направлены и израсходованы по КБК 073 0706 4309900 001 222, то есть, на цели, не соответствующие условиям их получения.
Согласно объяснениям заявителя, данным как в заявлении, так и в возражениях по акту ревизии от 02.11.2009, при оформлении заявки от 11.07.08 для получения наличных денежных средств из банка на приобретение нефинансовых активов (основных средств) в сумме 3322 руб. 50 коп. КОСГУ 310 кассиром была допущена описка при автоматическом выборе КОСГУ, был выбран КОСГУ 340. В результате чего последовало получение денежных средств с лицевого счета по КОСГУ 340, а выдача по кассе произведена по КОСГУ 310 (при этом денежные средства имелись на лицевом счете и по КОСГУ 340 и по КОСГУ 310).
Но 06.08.08 ГОУ ВПО НГПУ было сделано исправление. Были получены средства из банка в сумме 3322 руб. 50 коп. по КОСГУ 310 п/о № 596 и сданы в банк на л/счет по КОСГУ 340 р/о № 1140 от 12.08.08 в сумме 3322 руб. 50 коп., произведено восстановление кассовых расходов.
При оформлении заявки от 05.11.2008 (срок выплаты заплаты, установленный ОФК) на выплату зарплаты в сумме 119634 руб. (п/о от 05.11.08 г. № 872) кассиром была допущена описка при автоматическом выборе КОСГУ, был выбран КОСГУ 222 вместо 211. В результате чего последовало получение денежных средств с лицевого счета по КОСГУ 222, а выдача по кассе по КОСГУ 211. (при этом денежные средства имелись на лицевом счете и по КОСГУ 222 и по КОСГУ 211).
Однако, 18.12.08 университетом было сделано исправление сложившейся ситуации: были получены средства в сумме 119634 руб. п/о № 1017 от 18.12.08 по КОСГУ 211 и сданы в банк на л/с по КОСГУ 222 р/о № 1827 от 18.12.208 на ту же сумму 119634 руб., произведено восстановление кассовых расходов. На конец финансового года анализ целевого использования средств федерального бюджета, полученных в кассу Университета и выданных с 01.01.2008 по 31.12.2008, показал, что расхождений не имеется. Таким образом, фактическое нецелевое расходование бюджетных средств отсутствует.
Согласно пункту 4 Приказа Минфина РФ от 30.12.2008 № 148н "Об утверждении Инструкции по бюджетному учету", исправление ошибок, обнаруженных в регистрах бюджетного учета, производится в следующем порядке:
- ошибка за отчетный период, обнаруженная до момента представления баланса и не требующая изменения данных в журналах операций, исправляется путем зачеркивания тонкой чертой неправильных сумм и текста так, чтобы можно было прочитать зачеркнутое, и написания над зачеркнутым исправленного текста и суммы. Одновременно в регистре бюджетного учета, в котором производится исправление ошибки, на полях против соответствующей строки за подписью главного бухгалтера делается надпись "Исправлено";
- ошибочная запись, обнаруженная до момента представления баланса и требующая изменений в журнале операций, в зависимости от ее характера оформляется по способу "Красное сторно" и дополнительной бухгалтерской записью последним днем отчетного периода;
- ошибка, обнаруженная в регистрах бюджетного учета за отчетный период, за который бюджетная отчетность в установленном порядке уже представлена, оформляется по способу "Красное сторно" и дополнительной бухгалтерской записью датой обнаружения ошибки.
Дополнительные бухгалтерские записи по исправлению ошибок, а также исправления способом "Красное сторно" оформляются Справкой (ф. 0504833), в которой делается ссылка на номер и дату исправляемого журнала операций, документа, обоснование внесения исправления.
На основании вышеуказанного акта Территориальным управлением 17.11.2009 вынесено представление № 32-02-01-04/6478 о ненадлежащем исполнении бюджетного процесса, в соответствии с которым ректору ГОУ ВПО НГПУ предлагается в срок до 18.01.2010 рассмотреть указанное представление и принять меры к устранению причин и условий совершения нарушения и недопущению впредь выявленных в ходе ревизии нарушений требований нормативных и правовых актов, а также рассмотреть вопрос о привлечении к ответственности виновных лиц.
В соответствии с частью 1 статьи 268 Бюджетного кодекса Российской Федерации Федеральная служба финансово-бюджетного надзора осуществляет финансовый контроль за использованием средств федерального бюджета и средств государственных внебюджетных фондов Российской Федерации.
Согласно Положению о Федеральной службе финансово-бюджетного надзора, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 15.06.2004 № 278, Федеральная служба финансово-бюджетного надзора является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере, которому в целях реализации полномочий в установленной сфере деятельности предоставлено право направлять в проверенные организации обязательные для рассмотрения представления или обязательные для исполнения предписания по устранению выявленных нарушений.
Подпунктом 5.14.7 Положения о территориальных органах Федеральной службы финансово-бюджетного надзора, утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации от 11.07.2005 № 89н, аналогичное право предоставлено территориальным органам Федеральной службы финансово-бюджетного надзора.
Согласно пункту 2 статьи 231 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) при выявлении органом, исполняющим бюджет, и органами государственного финансового контроля фактов нецелевого использования бюджетных средств осуществляется блокировка расходов бюджета.

В тексте документа, видимо, допущена опечатка: приказ Министерства финансов Российской Федерации № 162н "Об утверждении порядка сокращения лимитов бюджетных обязательств главным распорядителям средств федерального бюджета по фактам нецелевого использования средств федерального бюджета, установленным Федеральной службой финансово-бюджетного надзора и Счетной палатой Российской Федерации" принят 26.12.2005, а не 26.12.2009.

Блокировка расходов федерального бюджета осуществляется в соответствии с Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 26 декабря 2009 г. № 162н "Об утверждении порядка сокращения лимитов бюджетных обязательств главным распорядителям средств федерального бюджета по фактам нецелевого использования средств федерального бюджета, установленным Федеральной службой финансово-бюджетного надзора и Счетной палатой Российской Федерации".
В соответствии со статьей 289 БК РФ нецелевое использование бюджетных средств, выразившееся в направлении и использовании их на цели, не соответствующие условиям получения указанных средств, определенным утвержденным бюджетом, бюджетной росписью, уведомлением о бюджетных ассигнованиях, сметой доходов и расходов либо иным правовым основанием их получения, влечет наложение штрафов на руководителей получателей бюджетных средств и на само юридическое лицо в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, изъятие в бесспорном порядке бюджетных средств, используемых не по целевому значению, а также при наличии состава преступления уголовные наказания, предусмотренные Уголовным кодексом РФ (письмо Минфина РФ от 18.12.2007 № 02-13-10/3471).
Исходя из статьи 284 БК РФ представление руководителей Федеральной службы финансово-бюджетного надзора и ее территориальных органов о ненадлежащем исполнении бюджетного процесса отнесено к мерам принуждения за нарушение бюджетного законодательства.
Орган бюджетного надзора вынес представление, действуя в рамках своих полномочий по контролю за использованием средств государственных внебюджетных фондов Российской Федерации. В представлении содержатся выводы о неправомерном использовании отделением фонда социального страхования средств социального страхования, о нарушении им бюджетного законодательства, а также требования, обязывающие отделение принять меры по недопущению нарушений в дальнейшем и проинформировать контролирующий орган о результатах рассмотрения представления.
Частью 1 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за невыполнение в установленный срок законного предписания (постановления, представления, решения) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль), об устранении нарушений законодательства.
В соответствии со статьей 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к подведомственности арбитражных судов отнесены дела об оспаривании ненормативных правовых актов органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов и должностных лиц, затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно пункту 20.1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 № 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" (в редакции постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 20.11.2008 № 60) представления административных органов (должностных лиц), осуществляющих государственный надзор (контроль), об устранении нарушений законодательства (ответственность за невыполнение которых предусмотрена частью 1 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях) могут быть оспорены в арбитражном суде в случаях и в порядке, определенных главой 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Таким образом, по мнению суда, упомянутые акт ревизии и представление органа бюджетного надзора принято уполномоченным органом по результатам проведенной проверки в качестве меры принуждения, неисполнение которого влечет административную ответственность, и оно может быть оспорено в арбитражном суде в соответствии с главой 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Ссылка ответчика на Письмо Минфина РФ № 02-14-13/1252, Казначейства РФ № 42-7.1-15/5.1-207 от 15.05.2006 "О внесении изменений в учетные записи в части изменения кодов бюджетной классификации Российской Федерации по произведенным получателем бюджетных средств или финансовым органом субъекта Российской Федерации (муниципального образования) кассовым расходам" является несостоятельной в связи с отменой данного нормативного правового акта Приказом Министерства Финансов Российской Федерации от 23.12.2008 № 144н "О признании утратившими силу приказов Министерства Финансов Российской Федерации", вступившем в силу 13.03.2009.
Согласно отчету использования бюджетных средств по состоянию на 01.01.2009 восстановленные средства по кодам бюджетной классификации университет израсходовал на цели, соответствующие условиям получения указанных средств, определенных бюджетом, в пределах лимита бюджетных обязательств, уведомлением о бюджетных ассигнованиях, сметой доходов и расходов.
Нецелевое использование бюджетных средств, исходя из смысла и содержания ст. 289 БК РФ, выражается в направлении и использовании их на цели, не соответствующие условиям получения указанных средств, определенным, в том числе, утвержденной сметой доходов и расходов. В данном случае законодатель определяет, что нецелевым использованием бюджетных средств является лишь недостижение цели, на которую они выделялись. Что касается несоблюдения установленного порядка получения и расходования бюджетных средств, в том числе при ошибочном указании кода бюджетной классификации, то сами по себе такие факты, нецелевым использованием не являются.
Согласно пункту 79 "Инструкции о порядке открытия и ведения органами федерального казначейства Министерства финансов РФ лицевых счетов для учета операций по исполнению расходов федерального бюджета", утвержденной Приказом Минфина России от 31.12.2002 г. № 142н, действовавшей в спорный период, федеральное казначейство и бюджетополучатель средств вправе в пределах текущего финансового года уточнить коды бюджетной классификации РФ, по которым операции по кассовым расходам федерального бюджета были отражены на лицевом счете получателя средств.
Внесение в установленном порядке изменений в учетные записи в части изменения кодов бюджетной классификации Российской Федерации по произведенным получателем бюджетных средств кассовым расходам - при ошибочном указании получателем бюджетных средств в платежном документе бюджетной классификации РФ, на основании которого органом Федерального казначейства был отражен кассовый расход на соответствующем лицевом счете, допускается внесение в установленном порядке изменений в учетные записи в части изменения кодов бюджетной классификации РФ по произведенным получателем бюджетных средств кассовым расходам.
Аналогичные разъяснения также были даны в совместном Письме Министерства финансов РФ № 02-14-13/1252 и Федерального казначейства № 42-7.1-15/5.1-207 от 15.05.2006 "О внесении изменений в учетные записи в части изменения кодов бюджетной классификации РФ по произведенным получателем бюджетных средств или финансовым органом РФ (муниципального образования) кассовым расходам".
Из анализа использования средств Федерального бюджета поступивших в кассу НГПУ за 2008 год по данным ТУ Росфиннадзора по Нижегородской области на конец отчетного года отклонений не выявлено.
Таким образом, Университет самостоятельно, в течение финансового года, до проведения ревизии произвел уточнение, исправление кода бюджетной классификации Российской Федерации по произведенным кассовым расходам в пределах лимита бюджетных ассигнований на 2008 год, в том числе с учетом предметных статей и видов расходов, в пределах сумм, предусмотренных утвержденными сметами доходов и расходов. В связи с этим, у университета отсутствуют факты нецелевого использования средств федерального бюджета в проверенный период.
Доказательств обратного ответчиком не представлено.
В соответствии со статьей 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
В соответствии со статьей 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
В соответствии со ст. 101, 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы, включая расходы по уплате государственной пошлины, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом с соответствующей стороны.
Руководствуясь статьями 167 - 170, 180 - 182, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

Требования Государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования государственного "Нижегородский государственный педагогический университет" (ГОУ ВПО НГПУ) удовлетворить.
Признать недействительными:
- подпункты 1, 2, 3, 4 пункта 4 Акта ревизии от 28.10.2009 финансово-хозяйственной деятельности Государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Нижегородский государственный педагогический университет" за 2008 год в части выводов Территориального управления о нецелевом использовании средств федерального бюджета на сумму 3322,5 рублей и на сумму 119634 рубля.
- пункты 1, 2, 3, 4 пункта 1 Представления о ненадлежащем исполнении бюджетного процесса от 17.11.2009 № 32-02-01-04/6478 в части выводов о нецелевом использовании средств федерального бюджета на сумму 3322,5 руб. и на сумму 119634 руб.
Взыскать с Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Нижегородской области в пользу Государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования государственного "Нижегородский государственный педагогический университет" (ОГРН 1025203037420, г. Н.Новгород, ул. Ульянова, 1) государственную пошлину в размере 4 000 рублей 00 копеек, уплаченную платежными поручениями № 137 от 15.01.2010 и № 8436 от 26.02.2010.
Исполнительный лист выдать после вступления решения в законную силу.
Настоящее решение вступит в законную силу по истечении одного месяца со дня принятия, если не будет подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы, решение, если оно не будет изменено или отменено, вступит в силу со дня принятия постановления арбитражным судом апелляционной инстанции.
Решение может быть обжаловано в Первый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Нижегородской области в течение одного месяца со дня принятия решения.
В таком же порядке решение может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления в законную силу обжалуемого судебного акта.

Судья
В.П.КАБАНОВ



Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru