Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Нижегородская область


АРБИТРАЖНЫЙ СУД НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 6 апреля 2010 г. по делу № А43-3275/2010-10-68

Арбитражный суд Нижегородской области в составе судьи Иванова Алексея Викторовича,
при ведении протокола судебного заседания судьей Ивановым А.В.,
при участии представителей заявителя - директора Семенова Н.М. (выписка из протокола № 1 годового общего собрания акционеров от 20 июня 2007 года), адвоката Мошариной Н.К. (доверенность № 3 от 1 марта 2010 года),
рассмотрев 5 апреля 2010 года в открытом судебном заседании с объявлением резолютивной части судебного решения заявление
открытого акционерного общества "Чкаловское дорожное ремонтно-строительное управление" (ОАО "Чкаловское ДРСУ") г. Чкаловск Нижегородской области об оспаривании постановления по делу об административном правонарушении,

установил:

заявитель с учетом поданного в судебном заседании уточнения требований в порядке ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации просит признать незаконными и отменить постановления по делам об административных правонарушениях в сфере благоустройства от 3 февраля 2010 года № 06-168-2033 и № 06-102-2034, вынесенные в отношении ОАО "Чкаловское ДРСУ" должностным лицом Инспекции административно-технического надзора Нижегородской области (Балахнинский отдел). По дополнительно заявленным ранее требованиям о признании незаконными протоколов об административных правонарушениях в сфере благоустройства от 27 января 2010 года № 06-102-02 и от 28 января 2010 года № 06-168-06 представитель заявителя просит производство в арбитражном суде прекратить.
Рассмотрев заявление в части прекращения производства по требованию об оспаривании протоколов об административных правонарушениях как фактический отказ заявителя от данного требования, суд считает возможным принять этот отказ, прекратив производство по делу в означенной части по основаниям п. 4 ч. 1 ст. 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Оставшееся требование об оспаривании постановлений по делам об административных правонарушениях в сфере благоустройства заявитель мотивирует тем, что, по его мнению, при производстве по делам об административных правонарушениях нарушен порядок привлечения лица к административной ответственности, установленный Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - федеральный КоАП), что привело к неполному и одностороннему разрешению дела. Существо нарушения порядка привлечения заявителя к административной ответственности состояло в том, что административный орган (ответчик) нарушил требования ст. 28.2 Федерального КоАП при составлении протоколов об административных правонарушениях, не принимал мер для ознакомления заявителя с результатами проверок и упомянутыми протоколами вплоть до дня вынесения оспариваемых постановлений. При этом заявитель утверждает, что должностными лицами административного органа (ответчика) не доказана виновность ОАО "Чкаловское ДРСУ" в предполагаемых административных правонарушениях, поскольку заявитель в рамках государственного контракта надлежащим образом исполняет взятые на себя обязательства по содержанию и очистке дорожного полотна автомобильных дорог.
От ответчика поступили копии материалов дел об административных правонарушениях и ходатайство о рассмотрении дела без участия своих представителей. Дело рассмотрено в отсутствие представителей ответчика по правилам ч. 3 ст. 156 и ч. 2 ст. 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Проверив обстоятельства привлечения ОАО "Чкаловское ДРСУ" к административной ответственности, порядок фиксации признаков административных правонарушений, полномочия должностных лиц, осуществлявших производство по делам об административных правонарушениях, сроки давности привлечения к административной ответственности, изучив материалы дела и заслушав доводы представителей заявителя, арбитражный суд пришел к выводу о наличии оснований для отмены оспариваемых постановлений по делам об административных правонарушениях ввиду следующих обстоятельств.
Как следует из материалов дела, при проведении мониторинга соблюдения правил благоустройства 19 января 2010 года в 11 час. 20 мин. и в 14 час. 36 мин. должностными лицами Балахнинского территориального отдела Инспекции административно-технического надзора Нижегородской области обнаружены факты осуществления лицами, ответственными за содержание автомобильных дорог общего пользования и полос отвода этих дорог, тротуаров и мест общего пользования в г. Чкаловске Нижегородской области, роторной переброски загрязненного снега на кустарники и иные насаждения по ул. Пушкина, у дома № 36; формирования снежного вала с его перемещением на тротуар на пл. Чкалова и пешеходный переход через ул. Ленина. Признаки выявленных нарушений зафиксированы в актах обнаружения достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения, от 19 января 2010 года № 06-168-06 и № 06-102-02.
Посчитав достаточными признаки событий административных правонарушений и определив в качестве их субъекта ОАО "Чкаловское ДРСУ", должностными лицами ответчика 27 и 28 января 2010 года возбуждены дела об административных правонарушениях и составлены соответствующие протоколы № 06-102-02 и № 06-168-06 по ч. 1 ст. 3.1. Кодекса Нижегородской области об административных правонарушениях - нарушение установленных органами местного самоуправления правил содержания территорий муниципальных образований, в том числе территорий, непосредственно прилегающих к зданиям и другим объектам, правил благоустройства.
В названных протоколах об административных правонарушениях имеется подпись и собственноручные объяснения законного представителя заявителя - директора Семенова Н.М., который однако, при обращении в суд и в ходе судебного заседания утверждает о том, что о составлении данных протоколов ему не было известно, и записи в них учинены им в день рассмотрения дел об административных правонарушениях. Доказательств вручения законному представителю заявителя копий названных протоколов ответчиком не представлено.
Существо вмененных заявителю административных правонарушений указано следующим образом:
в протоколе об административном правонарушении в сфере благоустройства от 28 января 2010 года № 06-168-06 - ОАО "Чкаловское ДРСУ" произвело роторную переброску загрязненного снега с обочины и проезжей части по обе стороны тротуара на кустарники и иные зеленые насаждения;
в протоколе об административном правонарушении в сфере благоустройства от 27 января 2010 года № 06-102-02 - ОАО "Чкаловское ДРСУ" не приняло надлежащих мер по содержанию автодорог в зимних условиях.
Данные действия, как указано в упомянутых протоколах об административных правонарушениях, нарушают п. 7.8, 7.10.3.1, 7.10.4.1 Типовых правил санитарного содержания территорий, организации уборки и обеспечения чистоты и порядка на территории Нижегородской области, утвержденных постановлением Правительства Нижегородской области от 12 декабря 2005 года № 309.
Рассмотрев вышеназванные протоколы и материалы проверки, должностное лицо ответчика оспариваемыми постановлениями от 3 февраля 2010 года № 06-168-2033 и № 06-102-2034 признало заявителя виновным в совершении административных правонарушений, предусмотренных ч. 1 ст. 3.1 Кодекса Нижегородской области об административных правонарушениях с назначением административного наказания в виде штрафа в размере 5000 рублей и 10000 рублей (соответственно).
Не согласившись с указанными постановлениями по делам об административных правонарушениях, заявитель обратился за судебной защитой.
Оценивая обстоятельства данного дела, арбитражный суд исходит из следующего.
Согласно ст. 1.6 федерального КоАП лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом. Применение уполномоченным на то органом или должностным лицом административного наказания осуществляется в пределах компетенции указанных органа или должностного лица в соответствии с законом.
Исходя из установленных в ст. 24.1 федерального КоАП задач производства по делам об административных правонарушениях, по каждому делу об административном правонарушении путем доказывания необходимо установить наличие события и состава административного правонарушения, лицо, совершившее противоправное деяние, и вину этого лица (ст. 26.1 федерального КоАП). При этом в силу ч. 2 ст. 2.1 федерального КоАП, юридическое лицо признается виновным, когда будет установлено нарушение этим лицом норм и правил, влекущее за собой административную ответственность, и если у юридического лица имелась возможность для соблюдения таких норм и правил, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Оценивая законность оспариваемых постановлений по делам об административных правонарушениях, арбитражный суд констатирует, что должностными лицами ответчика вопрос о составе административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 3.1 Кодекса Нижегородской области об административных правонарушениях, не исследовался должным образом.
Представители ответчика, вменяя заявителю совершение административных правонарушений в области благоустройства, исходили из факта заключения заявителем с государственным учреждением "Главное управление дорожного и транспортного хозяйства Нижегородской области" государственного контракта № 135 от 12 октября 2009 года на выполнение работ по содержанию автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения Чкаловского района Нижегородской области.
В силу правила п. 1 ст. 702 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору подряда одна сторона (подрядчик) обязуется выполнить по заданию другой стороны (заказчика) определенную работу и сдать ее результат заказчику, а заказчик обязуется принять результат работы и оплатить его.
Таким образом, объем и качество работ по содержанию дорог, которые должен выполнять заявитель, ограничен рамками упомянутого государственного контракта.
Следовательно, доказывание вины заявителя в совершении вмененного ему административного правонарушения, предполагало установление обстоятельств ненадлежащего исполнение обязательств заявителя как подрядчика при исполнении работы по содержанию автомобильных дорог. Между тем, таких доказательств в материалах дела об административном правонарушении не содержится.
Помимо вышеназванного, суд также отмечает, что формальным основанием административной ответственности по ч. 1 ст. 3.1 Кодекса Нижегородской области об административных правонарушениях является нарушение лицом установленных органами местного самоуправления правил содержания территорий муниципальных образований, в том числе территорий, непосредственно прилегающих к зданиям и другим объектам, правил благоустройства. Однако материалы дел об административных правонарушениях в отношении заявителя не содержат указания на то, какой именно муниципальный правовой акт был нарушен заявителем. Вместо этого, в протоколах об административном правонарушении и оспариваемых постановлениях указано на нарушение заявителем п. 7.8, 7.10.3.1, 7.10.4.1 Типовых правил санитарного содержания территорий, организации уборки и обеспечения чистоты и порядка на территории Нижегородской области, утвержденных постановлением Правительства Нижегородской области от 12 декабря 2005 года № 309. В то время как нарушение актов органов государственной власти Нижегородской области в сфере благоустройства формально не охвачено диспозицией ч. 1 ст. 3.1 Кодекса Нижегородской области об административных правонарушениях.
Кроме того, доводы заявителя о нарушении ответчиком норм ст. 28.2 федерального КоАП, направленных на защиту прав и законных интересов лица, в отношении которого ведется дело об административном правонарушении, нашли свое подтверждение в ходе судебного разбирательства.
При таких обстоятельствах, оспариваемые заявителем постановления подлежат отмене по основаниям п. 3 ч. 1, ст. 30.7 федерального КоАП.
Исходя из вышеизложенного и руководствуясь ст. 167 - 170, 176, 180 - 182, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

решил:

Признать незаконными и отменить постановления Инспекции административно-технического надзора Нижегородской области (Балахнинский отдел) по делам об административных правонарушениях в сфере благоустройства от 3 февраля 2010 года № 06-168-2033 и № 06-102-2034, вынесенные в отношении открытого акционерного общества "Чкаловское дорожное ремонтно-строительное управление" (ОАО "Чкаловское ДРСУ") г. Чкаловск Нижегородской области.
По требованию о признании незаконными протоколов об административном правонарушении в сфере благоустройства от 27 января 2010 года № 06-102-02 и от 28 января 2010 года № 06-168-06 производство в арбитражном суде прекратить.
Настоящее решение вступит в законную силу по истечении 10 дней со дня принятия, если не будет подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не будет изменено или отменено, вступит в силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
Решение может быть обжаловано в Первый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Нижегородской области в течение 10-ти дневного срока со дня принятия решения.
В таком же порядке решение может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления в законную силу обжалуемого судебного акта.

Судья
А.В.ИВАНОВ



Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru