Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Приморский край


ПРИМОРСКИЙ КРАЕВОЙ СУД

РЕШЕНИЕ
от 27 февраля 2009 г. № 3-15/09

Именем Российской Федерации

Приморский краевой суд в составе:
председательствующего судьи:                                Мишаниной И.Н.,
с участием прокурора                                        Комаровой О.Н.,
представителя ООО "Соланж"                                  Агошко А.А.,
представителя Законодательного Собрания Приморского края    Ким О.Н.,
при секретаре                                               Шаталовой А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению ООО "Соланж" о признании противоречащей федеральному законодательству и недействующей статьи 9.7 Закона Приморского края от 5 марта 2007 г. № 44-КЗ "Об административных правонарушениях в Приморском крае",

установил:

в суд обратилось ООО "Соланж" с заявлением о признании противоречащей федеральному законодательству и недействующей статьи 9.7 Закона Приморского края "Об административных правонарушениях в Приморском крае", указывая, что 24 декабря 2003 г. ООО "Соланж" было привлечено к административной ответственности по этой статье за осуществление розничной продажи алкогольной продукции с содержанием этилового спирта более 15 процентов объема готовой продукции в жилых зданиях в ночное время в виде штрафа в размере 80000 руб.
Заявитель считает, что данная норма принята с превышением компетенции субъекта Российской Федерации, ее положения противоречат статьям 6 и 16 Федерального закона от 22 ноября 1995 г. № 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции", а также ст. 15 Федерального закона от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ "О защите конкуренции".
Положения обжалуемой статьи нарушают законные права и интересы потребителей, а также субъектов предпринимательской деятельности в сфере розничной продажи алкогольной продукции.
В судебном заседании представитель ООО "Соланж" по доверенности А. заявление поддержал по указанным основаниям, заявил дополнительные требования о признании противоречащим федеральному законодательству и недействующим пункта 1 постановления Администрации Приморского края от 11 сентября 2006 г. № 216-па "О дополнительных ограничениях времени розничной продажи алкогольной продукции с содержанием этилового спирта более 15 процентов объема готовой продукции для организаций, осуществляющих розничную продажу алкогольной продукции на территории Приморского края" в связи с тем, что оспариваемая норма предусматривает административную ответственность за нарушение требований пункта 1 названного постановления Администрации Приморского края. Пункт первый постановления Администрации Приморского края противоречит федеральному законодательству в связи с тем, что фактически устанавливает ограничения в отношении определенного круга лиц.
Представитель Законодательного Собрания Ким О.И. с заявлением не согласилась, пояснив, что пунктом 3.1 статьи 16 Федерального закона "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" субъектам Российской Федерации предоставлено право устанавливать дополнительные ограничения времени розничной продажи алкогольной продукции с содержанием этилового спирта более 15 процентов объема готовой продукции.
На территории Приморского края действует постановление Администрации Приморского края от 11 сентября 2006 г. № 216-па "О дополнительных ограничениях времени розничной продажи алкогольной продукции с содержанием этилового спирта более 15 процентов объема готовой продукции для организаций, осуществляющих розничную продажу алкогольной продукции на территории Приморского края". Этим постановлением установлен запрет на розничную продажу алкогольной продукции с содержанием этилового спирта более 15 процентов объема готовой продукции организациям торговли и общественного питания, расположенным в жилых зданиях, с 22 до 7 часов по местному времени.
Данное постановление было проверено на соответствие федеральному законодательству, имеется вступившее в законную силу решение Приморского краевого суда от 1 ноября 2006 г.
Статьей 9.7 Закона Приморского края № 44-КЗ установлена административная ответственность за нарушение порядка осуществления розничной продажи алкогольной продукции с содержанием этилового спирта более 15 процентов объема готовой продукции, определенного постановлением Администрации Приморского края № 216-па.
Законодательное Собрание Приморского края при принятии обжалуемой нормы не превысило свои полномочия, предусмотренные статьями 1.1 и 1.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Выслушав представителя ООО "Соланж", представителя Законодательного Собрания Приморского края, исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора, полагавшего заявление удовлетворить, суд приходит к следующему.
На основании части 3 ст. 246 ГПК РФ статья 9.7 Закона Приморского края "Об административных правонарушениях" подлежит проверке на предмет соответствия не только нормативным правовым актам, указанным в заявлении, но и другим нормативным правовым актам, регулирующим данные отношения и имеющим большую юридическую силу.
В соответствии с пунктом "к" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации административное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
В части 2 статьи 76 Конституции Российской Федерации предусмотрено, что по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской федерации.
В силу ч. 5 этой же статьи Конституции Российской Федерации законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым в соответствии с частями первой и второй настоящей статьи.
Согласно п. 3 ст. 1.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установление административной ответственности по вопросам, имеющим федеральное значение, в том числе административной ответственности за нарушение правил и норм, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, относится к ведению Российской Федерации.
Иные вопросы в области законодательства об административных правонарушениях в части установления ответственности относятся к ведению субъектов Российской Федерации.
Статьей 16 Федерального закона от 22 ноября 1995 г. "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции (с последующими изменениями и дополнениями) установлен порядок поставок и розничной продажи алкогольной продукции. При этом в п. 3.1 статьи 16 субъектам Российской Федерации предоставлено право устанавливать дополнительные ограничения времени розничной продажи алкогольной продукции с содержанием этилового спирта более 15 процентов объема готовой продукции.
В соответствии с Федеральным законом от 22 ноября 1995 г. № 171-ФЗ Администрацией Приморского края принято постановление "О дополнительных ограничениях времени розничной продажи алкогольной продукции с содержанием этилового спирта более 15 процентов объема готовой продукции для организаций, осуществляющих розничную продажу алкогольной продукции на территории Приморского края.
Пунктом 1 постановления установлен запрет на розничную продажу алкогольной продукции с содержанием этилового спирта более 15 процентов объема готовой продукции организациями торговли и общественного питания, расположенными в жилых зданиях, с 22 до 7 часов по местному времени.
Статьей 9.7 Закона Приморского края "Об административных правонарушениях в Приморском крае" установлена административная ответственность должностных лиц и юридических лиц за нарушение предусмотренного п. 1 постановления Администрации Приморского края запрета.
Закон Приморского края "Об административных правонарушениях в Приморском крае" от 5 марта 2007 г. № 44-КЗ опубликован 6 марта 2007 г. в "Ведомостях Законодательного Собрания Приморского края", № 10 и 13 марта 2007 г. в "Приморской газете", № 17 (79).
Таким образом, в статье 9.7 Закона Приморского края "Об административных правонарушениях" установлена административная ответственность за нарушение порядка розничной продажи алкогольной продукции, т.е. за правонарушение в сфере оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.
Между тем, в п. 3 ст. 26 Федерального закона от 22 ноября 1995 г. № 171-ФЗ (в редакции Федерального закона от 21 июля 2005 г. № 102-ФЗ) "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" прямо предусмотрено, что юридические лица, должностные лица и граждане, нарушающие требования настоящего Федерального закона, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Предоставление субъектам Российской Федерации права устанавливать дополнительные ограничения времени розничной продажи алкогольной продукции с содержанием этилового спирта более 15 процентов объема готовой продукции (п. 3.1 ст. 16 Федерального закона от 22 ноября 1995 г. № 171-ФЗ) не означает возможность субъекта Российской Федерации устанавливать административную ответственность за нарушение этого ограничения.
Поэтому нельзя согласиться с мнением представителя Законодательного Собрания Приморского края, что отсутствие в Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях нормы, устанавливающей ответственность за нарушение ограничения времени розничной продажи алкогольной продукции, дает право субъекту Российской Федерации самостоятельно установить такую ответственность.
Статьей 6 Федерального закона от 22 ноября 1995 г. № 171-ФЗ (в ред. Федерального закона от 21.07.2005 № 102-ФЗ) "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" определены полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции:
определение порядка лицензирования и выдача лицензий на розничную продажу алкогольной продукции, ведение государственной регистрации выданных лицензий, лицензий, действие которых приостановлено, и аннулированных лицензий;
введение декларирования розничной продажи алкогольной продукции и установление порядка представления деклараций о розничной продаже алкогольной продукции;
осуществление государственного контроля за соблюдением организациями законодательства, регулирующего производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, а также условий, предусмотренных лицензиями на розничную продажу алкогольной продукции;
внесение предложений о разработке и реализации совместных программ производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции;
иных прав Законом субъекту Российской Федерации не предоставлено.
Ответственность за нарушение правил продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции предусмотрена ст. 14.16 КоАП РФ, часть 3 которой предусматривает ответственность за нарушение иных правил розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции, не предусмотренных частями 1 и 2 данной статьи.
Нельзя согласиться с позицией представителя Законодательного Собрания Приморского края, что субъект Российской Федерации вправе установить административную ответственность за нарушение ограничения времени розничной продажи алкогольной продукции на основании ст. 26 Федерального закона от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ (с последующими изменениями) "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации".
Однако статья 26 названного Закона предусматривает ответственность за нарушение законодательства субъекта Российской Федерации, принятого в пределах его полномочий.
К полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов, перечисленных в п. 2 ст. 26.3 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации". В обширном перечне содержащихся в этом пункте вопросов регулирование производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции не значится.
Таким образом, законом субъекта Российской Федерации не может быть установлена административная ответственность за нарушение правил и норм в области регулирования производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.
Статья 9.7 Закона Приморского края "Об административных правонарушениях в Приморском крае" принята с превышением компетенции законодательного органа субъекта Российской Федерации".
Поэтому заявление является обоснованным и подлежит удовлетворению.
В то же время не подлежит рассмотрению в данном судебном заседании дополнение к заявлению о признании противоречащим федеральному законодательству и недействующим пункта 1 постановления Администрации Приморского края от 11 сентября 2006 г. № 216-па "О дополнительных ограничениях времени розничной продажи алкогольной продукции с содержанием этилового спирта более 15 процентов объема готовой продукции для организаций, осуществляющих розничную продажу алкогольной продукции на территории Приморского края".
Данное дополнение является самостоятельным требованием, которое не оформлено в соответствии с частями 5 и 6 ст. 251 ГПК РФ. Заявитель вправе обратиться в суд с отдельным заявлением в порядке главы 24 ГПК РФ.
Руководствуясь ст. ст. 194 - 198, 253 ГПК РФ, суд

решил:

заявление ООО "Соланж" удовлетворить.
Признать статью 9.7 Закона Приморского края от 5 марта 2007 г. № 44-КЗ "Об административных правонарушениях в Приморском крае" противоречащей федеральному законодательству и недействующей со дня вступления решения в законную силу.
Обязать Законодательное Собрание Приморского края после вступления решения в законную силу опубликовать сообщение о решении в "Ведомостях Законодательного Собрания Приморского края" и "Приморской газете".
На решение может быть подана кассационная жалоба или принесено кассационное представление в Верховный Суд Российской Федерации в течение 10 дней путем подачи жалобы или представления в Приморский краевой суд.

Председательствующий
И.Н.МИШАНИНА



Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru