Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Приморский край


ПРИМОРСКИЙ КРАЕВОЙ СУД

РЕШЕНИЕ
от 5 мая 2010 г. № 3-37/2010

Именем Российской Федерации

Приморский краевой суд в составе:
председательствующего судьи                                  Нужденко Т.П.,
с участием прокурора                                            Заика О.В.,
при секретаре                                               Пилипенко А.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению А. о признании недействующим в части постановления Администрации Приморского края от 26.06.2009 № 155-па "О внесении изменений в постановление Администрации Приморского края от 01.08.2005 № 137-па "Об утверждении Порядка определения мест общественного питания, в которых не разрешаются розничная продажа, в том числе в розлив, и потребление (распитие) пива и напитков, изготавливаемых на его основе, на территориях муниципальных образований Приморского края",

установил:

А. обратился в суд с указанным заявлением, ссылаясь на то, что является индивидуальным предпринимателем; на основании договора аренды с ООО "Формат 2" использует всесезонное (круглогодичное) кафе, расположенное по адресу: г. Владивосток, ул. Батарейная, 5 на территории Спортивной гавани, где оказывают услуги общественного питания, в том числе осуществляют розничную продажу пива и напитков, изготавливаемых на его основе.
Постановлением Администрации Приморского края от 01.08.2005 № 137-па утвержден Порядок определения мест общественного питания, в которых не разрешаются розничная продажа, в том числе в розлив, и потребление (распитие) пива и напитков, изготавливаемых на его основе, на территориях муниципальных образований Приморского края. В указанном порядке установлен запрет на розничную продажу пива, в том числе в розлив, в местах общественного питания, расположенных на территориях мест массового отдыха жителей муниципальных образований, кроме стационарных предприятий общественного питания круглогодичного функционирования.
Постановлением главы Администрации г. Владивостока от 16.12.2005 № 1620 установлен запрет на розничную продажу, в том числе в розлив, и потребление (распитие) пива и напитков, изготавливаемых на его основе, с содержанием этилового спирта более 0,5 процента объема готовой продукции во временных, передвижных предприятиях общественного питания сезонного функционирования, расположенных, в том числе, на территории Спортивной гавани.
Оспариваемым в части постановлением Администрации Приморского края от 26.06.2009 № 155-па внесены изменения в постановление Администрации Приморского края от 01.08.2005 № 137-па. Его пунктом 1.2 из последнего абзаца исключены слова "Исключение составляют расположенные в указанных местах стационарные предприятия общественного питания круглогодичного функционирования", в силу чего под запрет торговли подпадают и стационарные предприятия общественного питания круглогодичного функционирования. В результате этого стационарные предприятия общественного питания круглогодичного функционирования предпринимателя А. лишены возможности осуществлять торговлю пивом и напитками, изготавливаемыми на его основе, в местах, не подпадающих под ограничения, указанные в Федеральном законе от 07.03.2005 № 11-ФЗ "Об ограничении розничной продажи и потребления (распития) пива и напитков, изготавливаемых на его основе".
Полагает, что оспариваемая норма постановления Администрации Приморского края издана с превышением полномочий.
Пунктом 2 статьи 3 указанного Федерального закона к полномочиям субъектов Российской Федерации отнесено только установление для органов местного самоуправления порядка определения мест общественного питания, в которых не разрешается розничная продажа, в том числе в розлив, и потребление (распитие) пива и напитков, изготавливаемых на его основе. При этом указано на то, что установление таких мест общественного питания должно производиться с учетом положений настоящего Федерального закона. Иных полномочий субъекту Российской Федерации не дано. По смыслу пункта 3 статьи 2 названного Федерального закона какого-либо запрета (ограничения) на осуществление данной розничной продажи на предприятиях общественного питания в том числе в зависимости от сезонного характера функционирования предприятий Федеральный закон не содержит.
Таким образом, оспариваемой нормой установлены дополнительные по сравнению со статьями 2, 3 Федерального закона от 07.03.2005 № 11-ФЗ ограничения продажи, розлива, распития пива и напитков, изготавливаемых на его основе, для объектов общественного питания мелкорозничной сети на территории Спортивной Гавани и др., что выходит за рамки полномочий, предоставленных субъекту Российской Федерации федеральным законодательством, и ограничивает право заявителя на осуществление предпринимательской деятельности по продаже пива, в связи с чем просил признать ее недействующей.
В суде представитель заявителя заявление поддержал по тем же основаниям. Настаивал на признании недействующим с момента издания только пункта 1.2 постановления Администрации Приморского края от 26.06.2009 № 155-па, ссылаясь на то, что именно данной нормой нарушены права заявителя. Требований о признании недействующим указанного постановления в иной части, как и требований о признании недействующим постановления администрации Приморского края от 01.08.2005 № 137-па с последующими изменениями не заявлял.
Представитель Администрации Приморского края с доводами заявления А. не согласился. Полагает, что оспариваемый пункт 1.2 постановления Администрации Приморского края от 26.06.2009 № 155-па принят в соответствии с компетенцией, предоставленной субъектам Российской Федерации пунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 07.0.2005 № 11-ФЗ "Об ограничении розничной продажи и потребления (распития) пива и напитков, изготавливаемых на его основе". Пункт 1.2 постановления принят в целях приведения постановления Администрации Приморского края от 01.08.2005 № 137-па в соответствие с нормами действующего законодательства, поскольку в силу положений Федерального закона от 07.03.2005 № 11-ФЗ органам местного самоуправления предоставлено право определять места общественного питания, в которых не разрешается розничная продажа, в том числе в розлив, и потребление (распитие) пива и напитков, изготавливаемых на его основе, на территориях соответствующих муниципальных образований, вне зависимости от времени продажи пива и сезонного характера функционирования предприятий.
Кроме того, статьей 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции" установлен запрет федеральным органам исполнительной власти, органам местного самоуправления принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие) которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия). В связи с этим полагает, что Администрацией Приморского края правомерно были исключены слова: "Исключение составляют расположенные в указанных местах стационарные предприятия общественного питания круглогодичного функционирования" из последнего абзаца Порядка определения мест общественного питания, в которых не разрешаются розничная продажа, в том числе в розлив, и потребление пива и напитков, изготавливаемых на его основе, на территориях муниципальных образований Приморского края, утвержденного постановлением Администрации Приморского края № 137-па, так как они могли привести к ограничению конкуренции.
Просил в удовлетворении заявления отказать, поскольку доводы А. о том, что принятие пункта 1.2 не входит в компетенцию Администрации Приморского края и ограничивает права заявителя на осуществление предпринимательской деятельности по продаже пива, необоснованны и противоречат нормам действующего законодательства.
Выслушав представителя заявителя, представителя Администрации Приморского края, заключение прокурора, полагавшего, что заявление удовлетворению не подлежит, исследовав материалы дела, суд пришел к выводу, что в удовлетворении заявления А. надлежит отказать по следующим основаниям.
Правоотношения в сфере ограничения розничной продажи и потребления (распития) пива и напитков, изготавливаемых на его основе, урегулированы Федеральным законом от 07.03.2005 № 11-ФЗ "Об ограничениях розничной продажи и потребления (распития) пива и напитков, изготавливаемых на его основе".
Пункт 2 его статьи 3 наделяет субъекты Российской Федерации правом устанавливать порядок определения мест общественного питания, в которых не разрешаются розничная продажа, в том числе в розлив, и потребление (распитие) пива и напитков, изготавливаемых на его основе, на территориях муниципальных образований.
Во исполнение данной нормы Федерального закона постановлением Администрации Приморского края от 01.08.2005 № 137-па утвержден Порядок определения мест общественного питания, в которых не разрешаются розничная продажа, в том числе в розлив, и потребление (распитие) пива и напитков, изготавливаемых на его основе, на территориях муниципальных образований Приморского края (далее - Порядок).
В данный Порядок неоднократно вносились изменения - постановлениями от 05.12.2005 № 272-па, от 31.10.2008 № 281-па.
Также в него внесены изменения оспариваемым заявителем в части постановлением Администрации Приморского края от 26.06.2009 № 155-па, опубликованным в официальном источнике опубликования - Приморской газете № 47 (327) от 30.06.2009. Заявитель ставит вопрос о признании недействующим пункта 1.2 данного постановления, которым из последнего абзаца Порядка исключены слова "Исключение составляют расположенные в указанных местах стационарные предприятия общественного питания круглогодичного функционирования".
При этом представитель заявителя, поддерживая заявление А. в суде, настаивал только на данном требовании. На вопросы суда и прокурора пояснил, что сам Порядок, а также иные положения постановления Администрации Приморского края от 26.06.2009 № 155-па об изменении Порядка его доверителем не оспариваются.
В связи с этим предметом проверки на соответствие требованиям федерального законодательства по настоящему делу является только пункт 1.2 постановления Администрации Приморского края от 26.06.2009 № 155-па "О внесении изменений в постановление Администрации Приморского края от 01.08.2005 № 137-па "Об утверждении порядка определения мест общественного питания, в которых не разрешаются розничная продажа, в том числе в розлив, и потребление (распитие) пива и напитков, изготавливаемых на его основе, на территориях муниципальных образований Приморского края".
В обоснование доводов о нарушении его прав данным пунктом постановления А. при обращении в суд (Фрунзенский районный города Владивостока, откуда дело по подсудности передано в Приморский краевой суд) и его представитель, поддерживая заявление при рассмотрении настоящего дела, сослались на то, что в результате принятия данного пункта стационарные предприятия общественного питания круглогодичного функционирования предпринимателя А. лишены имевшейся у них ранее возможности осуществлять торговлю пивом и напитками, изготавливаемыми на его основе, в местах, не подпадающих под ограничения, указанные в Федеральном законе от 07.03.2005 № 11-ФЗ "Об ограничении розничной продажи и потребления (распития) пива и напитков, изготавливаемых на его основе". В подтверждение доводов о нарушении его прав как предпринимателя оспариваемым пунктом 1.2 постановления Администрации Приморского края от 26.06.2009 № 155-па А. представил при обращении в суд регистрационное удостоверение № 44 о/п, выданное ему 03.02.2009 Управлением торговли, общественного питания и бытового обслуживания администрации г. Владивостока, о регистрации за ним такого объекта как закусочная со специализацией общественное питание по адресу ул. Батарейная, 5 с круглосуточным режимом работы.
Между тем, срок действия данного удостоверения истек 03.02.2010.
По ходатайству представителя А. дело 30.04.2010 отложено слушанием на 05.05.2010 для предоставления им суду документа, подтверждающего наличие у А. в настоящее время зарегистрированного стационарного предприятия общественного питания, расположенного на территории мест массового отдыха (в частности, в районе Спортивной гавани). В судебное заседание 05.05.2010 такой документ не представлен и, по признанию представителя А., документы о разрешении на торговлю у его доверителя отсутствуют.
Поскольку на момент разрешения спора заявителем не представлено суду доказательств наличия у него стационарного предприятия общественного питания круглогодичного функционирования на территории Спортивной гавани в г. Владивостоке или другом месте массового отдыха, а также наличия у него разрешения на торговлю, его доводы о нарушении его прав как индивидуального предпринимателя оспариваемым пунктом 1.2 постановления Администрации Приморского края от 26.06.2009 № 155-па лишением его возможности осуществлять в таком предприятии торговлю пивом и напитками, изготавливаемыми на его основе, оснований под собой не имеют.
На нарушение его иных прав оспариваемым в части постановлением заявитель не ссылался.
Кроме того, суд не находит противоречий между оспариваемым пунктом 1.2 постановления Администрации Приморского края от 26.06.2009 № 155-па и Федеральным законом от 07.03.2005 № 11-ФЗ "Об ограничении розничной продажи и потребления (распития) пива и напитков, изготавливаемых на его основе".
Пункт 2 статьи 3 названного Федерального закона устанавливает, что органы местного самоуправления с учетом положений настоящего Федерального закона и в порядке, устанавливаемом субъектами Российской Федерации, определяют места общественного питания, в которых не разрешаются розничная продажа, в том числе в розлив, и потребление (распитие) пива и напитков, изготавливаемых на его основе, на территориях соответствующих муниципальных образований.
Следовательно, данной нормой Федерального закона субъект федерации наделен правом устанавливать порядок определения мест общественного питания, в которых не разрешаются розничная продажа, в том числе в розлив, и потребление (распитие) пива и напитков, изготавливаемых на его основе, на территориях соответствующих муниципальных образований, что предполагает и его право на внесение изменений в такой порядок.
Суд не усматривает нарушения компетенции Администрацией Приморского края при принятии пункта 1.2 постановления от 26.06.2009 № 155-па, которым внесены изменения в Порядок.
При этом суд находит убедительными доводы представителя Администрации Приморского края о том, что исключение из последнего абзаца Порядка слов "Исключение составляют расположенные в указанных местах стационарные предприятия общественного питания круглогодичного функционирования" направлено на приведение Порядка в соответствие с требованиями Федерального закона от 07.03.2005 № 11-ФЗ.
Данный довод соответствует содержанию статей 2 и 3 Федерального закона от 07.03.2005 № 11-ФЗ, устанавливающих ограничения розничной продажи пива и напитков, изготавливаемых на его основе, ограничения потребления (распития) пива и напитков, изготавливаемых на его основе, и иные меры по реализации настоящего Федерального закона.
Указанные нормы Федерального закона не содержат таких условий осуществления розничной продажи пива в местах общественного питания как стационарное и постоянное (круглогодичное) их функционирование, тогда как ранее действовавшая (до внесения изменений оспариваемым пунктом 1.2) редакция последнего абзаца Порядка ставила возможность продажи пива в местах общественного питания в зависимость от стационарного и круглогодичного характера их функционирования.
Следовательно, исключение соответствующих слов из Порядка положениям статей 2 и 3 Федерального закона от 07.05.2005 № 11-ФЗ не противоречит.
Суд также полагает заслуживающим внимания довод представителя Администрации Приморского края, основанный на статье 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции", о том, что сохранение прежней редакции Порядка в данной части могло привести к ограничению конкуренции.
В силу указанной нормы Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ такое ограничение недопустимо.
Последним абзацем Порядка в редакции, действовавшей до внесения в него изменений оспариваемым постановлением, предусматривалось, что "Органы местного самоуправления Приморского края, с учетом положений статьи 2 Федерального закона от 07.03.2005 № 11-ФЗ "Об ограничениях розничной продажи и потребления (распития) пива и напитков, изготавливаемых на его основе" и данного Порядка, определяют на подведомственной территории места общественного питания, в которых не разрешается розничная продажа, в том числе в розлив, и потребление (распитие) пива и напитков, изготавливаемых на его основе, ведут их реестр и публикуют его в средствах массовой информации. Исключение составляют расположенные в указанных местах стационарные предприятия общественного питания круглогодичного функционирования".
Исключение оспариваемым пунктом 1.2 из данного абзаца Порядка слов "Исключение составляют расположенные в указанных местах стационарные предприятия общественного питания круглогодичного функционирования" согласуется с требованиями Федерального закона "О защите конкуренции", т.к. исключает имевшуюся ранее возможность ограничения конкуренции.
В соответствии с частью 1 статьи 253 Гражданского процессуального кодекса РФ суд, признав, что оспариваемый нормативный правовой акт не противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, принимает решение об отказе в удовлетворении соответствующего заявления.
Учитывая, что пункт 1.2 постановления Администрации Приморского края от 26.06.2009 № 155-па принят в пределах компетенции, действующему федеральному законодательству не противоречит, прав заявителя не нарушает, заявление А. удовлетворению не подлежит.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194, 197, 198, 252, 253 ГПК РФ, суд

решил:

А. в удовлетворении заявления о признании недействующим пункта 1.2 постановления Администрации Приморского от 26.06.2009 № 155-па "О внесении изменений в постановление Администрации Приморского края от 01.08.2005 № 137-па "Об утверждении Порядка определения мест общественного питания, в которых не разрешаются розничная продажа, в том числе в розлив, и потребление (распитие) пива и напитков, изготавливаемых на его основе, на территориях муниципальных образований Приморского края" отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации путем подачи кассационной жалобы или кассационного представления через Приморский краевой суд в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Судья
Т.П.НУЖДЕНКО



Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru