Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Ярославская область


АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЯРОСЛАВСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 27 августа 2009 г. № А82-8907/2009

Резолютивная часть решения от 21.08.2009.
Арбитражный суд в составе судьи Красновой Т.Б.,
при ведении протокола судебного заседания судьей Красновой Т.Б., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению
индивидуального предпринимателя Шалапановой Галины Анатольевны
об оспаривании постановления № 308 от 29.06.2009, вынесенного
территориальным отделом управления Роспотребнадзора по Ярославской области в Угличском муниципальном районе, о привлечении к административной ответственности по части 2 статьи 14.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
при участии:
от заявителя - Шалапанова Г.А.,
от административного органа - Мезина О.Г., доверенность от 20.08.2009,

установил:

индивидуальный предприниматель Шалапанова Галина Анатольевна обратилась в Арбитражный суд Ярославской области с заявлением о признании незаконным постановления территориального отдела управления Роспотребнадзора по Ярославской области в Угличском муниципальном районе от 29.06.2009 № 308 о привлечении к административной ответственности по части 2 статьи 14.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Правовая позиция заявителя основана на том обстоятельстве, что в его действиях отсутствует состав вменяемого административного правонарушения.
Административный орган считает постановление законным и обоснованным.
Рассмотрев материалы дела, заслушав доводы сторон, суд установил следующее.
Сотрудниками Некоузского РОВД Ярославской области в ходе проверочных мероприятий 09.06.2009, проведенных на рынке с. Некоуз Ярославской области, установлено, что предприниматель Шалапанова Г.А. осуществляла продажу мяса промышленного производства и мясных полуфабрикатов без холодильного оборудования, без головного убора и нарукавников.
По результатам проверки 09.06.2009 в отношении предпринимателя Шалапановой Г.А. составлен протокол об административном правонарушении по части 2 статьи 14.4 КоАП РФ, который был направлен в территориальный отдел управления Роспотребнадзора в Угличском муниципальном районе для рассмотрения.
29.06.2009 главным государственным санитарным врачом по Угличскому, Некоузскому муниципальным районам вынесено постановление о привлечении предпринимателя к административной ответственности по части 2 статьи 14.4 КоАП РФ в виде штрафа в размере 4000 рублей.
Не согласившись с вынесенным постановлением, предприниматель обратился в суд с рассматриваемым заявлением.
Заявитель считает, что пункт 9.2 СП 2.3.6.1006-01, нарушение которого ему вменяется, не подлежит применению в рассматриваемой ситуации, поскольку Шалапанова Г.А. не осуществляла торговлю на рынке, рынка в с. Новый Некоуз нет. Торговые места предоставляет МУП "Энергосервис" на своей территории, и они не подпадают под понятие "рынка", указанного в пункте 2.6 СП 2.3.6.1006-01. Указывает, что осуществляла торговлю охлажденным мясом, для которого холодильного оборудования не требуется; полуфабрикаты находились в изотермическом контейнере в объеме, необходимом на один день торговли; на момент проверки все продукты были в замороженном виде.
Кроме того, считает, что при проведении проверки нарушены положения Федерального закона № 294-ФЗ от 26.12.2008 "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля".
Оценивая правомерность привлечения заявителя к административной ответственности, суд исходит из следующего.
В соответствии с частью 7 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении.
Согласно статье 11 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны, в том числе, выполнять требования санитарного законодательства, обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг, а также продукции производственно-технического назначения, пищевых продуктов и товаров для личных и бытовых нужд при их производстве, транспортировке, хранении, реализации населению.
Согласно пунктам 1.1, 1.2 санитарных правил "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям торговли и обороту в них продовольственного сырья и пищевых продуктов. СП 2.3.6.1066-01", введенных в действие на основании указанного Федерального закона постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 07.09.2001 № 23, настоящие санитарные правила определяют санитарно-эпидемиологические требования к размещению, устройству, планировке, санитарно-техническому состоянию, содержанию организаций торговли продовольственным сырьем и пищевыми продуктами (далее - организации торговли), условиям транспортировки, приемки, хранения, переработки, реализации продовольственного сырья и пищевых продуктов, а также к условиям труда. Распространяются на строящиеся, реконструируемые и действующие организации торговли, рынки, базы, склады продовольственного сырья и пищевых продуктов независимо от организационно-правовых форм и форм собственности (кроме холодильников и рынков, реализующих сельскохозяйственную продукцию непромышленного изготовления), а также индивидуальных предпринимателей.
Пунктами 9.2, 9.13 указанных санитарных правил установлено, что реализация в организациях мелкорозничной сети скоропортящихся пищевых продуктов при отсутствии холодильного оборудования не допускается; продавец строго соблюдает правила личной гигиены, должен быть опрятно одетым, носить чистую санитарную одежду (включая специальный головной убор), нагрудный фирменный знак организации, его наименование, адрес (местонахождение), Ф.И.О. продавца.
В соответствии с пунктом 14.2 санитарных правил, статьей 39 Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ соблюдение настоящих санитарных правил является обязательным для индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.
Материалами дела, в том числе, протоколом осмотра принадлежащих физическому, юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю помещений, территорий и находящихся там вещей и документов от 09.06.2009, протоколом об административном правонарушении от 09.06.2009, оспариваемым постановлением подтверждается нарушение предпринимателем требований вышеуказанных санитарных правил.
Несоблюдение предпринимателем Шалапановой Г.А. санитарных правил свидетельствует о нарушении санитарного законодательства, которое создает угрозу возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений).
Продажа товаров, выполнение работ либо оказание населению услуг с нарушением санитарных правил или без сертификата соответствия (декларации о соответствии), удостоверяющего (удостоверяющей) безопасность таких товаров, работ либо услуг для жизни и здоровья людей, влечет наложение административного штрафа на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, от четырех тысяч до пяти тысяч рублей с конфискацией товаров или без таковой либо административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток с конфискацией товаров или без таковой.
Доводы предпринимателя о нарушении административным органом при проведении проверки положений Федерального закона № 294-ФЗ от 26.12.2008 "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" судом отклоняются.
В соответствии с частью 3 статьи 1 указанного Закона (в редакции Закона от 28.04.2009 № 60-ФЗ) положения настоящего Федерального закона, устанавливающие порядок организации и проведения проверок, не применяются к мероприятиям по контролю, при проведении которых не требуется взаимодействие органов, уполномоченных на осуществление государственного контроля (надзора), муниципального контроля и юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, и на указанных лиц не возлагаются обязанности по предоставлению информации и исполнению требований органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля. При этом под мероприятием по контролю понимаются действия должностного лица или должностных лиц органа государственного контроля (надзора) либо органа муниципального контроля и привлекаемых в случае необходимости в установленном настоящим Федеральным законом порядке к проведению проверок экспертов, экспертных организаций по рассмотрению документов юридического лица, индивидуального предпринимателя, по обследованию используемых указанными лицами при осуществлении деятельности территорий, зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования, подобных объектов, транспортных средств и перевозимых указанными лицами грузов, по отбору образцов продукции, объектов окружающей среды, объектов производственной среды, по проведению их исследований, испытаний, а также по проведению экспертиз и расследований, направленных на установление причинно-следственной связи выявленного нарушения обязательных требований и (или) требований, установленных муниципальными правовыми актами, с фактами причинения вреда.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона № 1026-1 от 18.04.1991 задачами милиции являются, в том числе, предупреждение и пресечение преступлений и административных правонарушений.
Статьей 10 Закона установлено, что милиция в соответствии с поставленными перед ней задачами обязана предотвращать и пресекать преступления и административные правонарушения; выявлять обстоятельства, способствующие их совершению, и в пределах своих прав принимать меры к устранению данных обстоятельств; осуществлять по подведомственности производство по делам об административных правонарушениях.
Статья 11 устанавливает, что милиции для выполнения возложенных на нее обязанностей предоставляется право, в том числе, требовать от граждан и должностных лиц прекращения преступления или административного правонарушения, проверять у физических и юридических лиц разрешения (лицензии) на совершение определенных действий или занятие определенной деятельностью, контроль за которыми возложен на милицию в соответствии с законодательством Российской Федерации; получать от граждан и должностных лиц необходимые объяснения, сведения, справки, документы и копии с них; составлять протоколы об административных правонарушениях.

В официальном тексте документа, видимо, допущена опечатка: судя по тексту решения, имеется в виду Федеральный закон от 26.12.2008 № 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", а не № 296-ФЗ.

На основании изложенного суд полагает, что в рассматриваемом случае Федеральный закон № 296-ФЗ не распространяется на мероприятия по контролю, проведенные органом внутренних дел в соответствии с Законом "О милиции".
Доводы предпринимателя о том, что для осуществления торговли охлажденным мясом холодильного оборудования не требуется; полуфабрикаты находились в изотермическом контейнере в объеме, необходимом на один день торговли; на момент проверки все продукты были в замороженном виде, судом не принимается.
Из положений пункта 1.2 санитарных правил СП 2.3.6.1066-01 усматривается, что данные правила не распространяются на рынки, реализующие сельскохозяйственную продукцию непромышленного изготовления.
В судебном заседании предприниматель Шалапанова Г.А. пояснила, что мясная продукция приобретается ею в ЗАО "Залесье" на свиноферме, что свидетельствует о промышленном изготовлении данной продукции. Документов, содержащих технические характеристики изотермических контейнеров и доказательств отнесения их к холодильному оборудованию, в нарушение требований статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса РФ предпринимателем не представлено.
Иные доводы предпринимателя судом отклоняются как основанные на неверном толковании нормативных актов.
Таким образом, оценив доводы сторон и представленные в материалы дела доказательства, суд пришел к выводу о наличии в действиях (бездействии) предпринимателя состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 2 статьи 14.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Нарушений процедуры привлечения к ответственности со стороны административного органа, а также признаков малозначительности совершенного правонарушения судом не установлено.
При вынесении оспариваемого постановления административным органом учтены все обстоятельства дела, штраф применен в минимальном размере.
Учитывая изложенное, требования заявителя удовлетворению не подлежат.
Руководствуясь статьями 207 - 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

в удовлетворении заявленного индивидуальным предпринимателем Шалапановой Галины Анатольевны требования о признании незаконным постановления территориального отдела управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ярославской области в Угличском муниципальном районе от 29.06.2009 № 308 отказать.
Решение может быть обжаловано во Второй арбитражный апелляционный суд (г. Киров) в десятидневный срок со дня его принятия.

Судья
Т.Б.КРАСНОВА



Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru