АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЯРОСЛАВСКОЙ ОБЛАСТИ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
от 27 августа 2009 г. № А82-8907/2009
Резолютивная часть решения от 21.08.2009.
Арбитражный суд в составе судьи Красновой Т.Б.,
при ведении протокола судебного заседания судьей Красновой Т.Б., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению
индивидуального предпринимателя Шалапановой Галины Анатольевны
об оспаривании постановления № 308 от 29.06.2009, вынесенного
территориальным отделом управления Роспотребнадзора по Ярославской области в Угличском муниципальном районе, о привлечении к административной ответственности по части 2 статьи 14.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
при участии:
от заявителя - Шалапанова Г.А.,
от административного органа - Мезина О.Г., доверенность от 20.08.2009,
установил:
индивидуальный предприниматель Шалапанова Галина Анатольевна обратилась в Арбитражный суд Ярославской области с заявлением о признании незаконным постановления территориального отдела управления Роспотребнадзора по Ярославской области в Угличском муниципальном районе от 29.06.2009 № 308 о привлечении к административной ответственности по части 2 статьи 14.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Правовая позиция заявителя основана на том обстоятельстве, что в его действиях отсутствует состав вменяемого административного правонарушения.
Административный орган считает постановление законным и обоснованным.
Рассмотрев материалы дела, заслушав доводы сторон, суд установил следующее.
Сотрудниками Некоузского РОВД Ярославской области в ходе проверочных мероприятий 09.06.2009, проведенных на рынке с. Некоуз Ярославской области, установлено, что предприниматель Шалапанова Г.А. осуществляла продажу мяса промышленного производства и мясных полуфабрикатов без холодильного оборудования, без головного убора и нарукавников.
По результатам проверки 09.06.2009 в отношении предпринимателя Шалапановой Г.А. составлен протокол об административном правонарушении по части 2 статьи 14.4 КоАП РФ, который был направлен в территориальный отдел управления Роспотребнадзора в Угличском муниципальном районе для рассмотрения.
29.06.2009 главным государственным санитарным врачом по Угличскому, Некоузскому муниципальным районам вынесено постановление о привлечении предпринимателя к административной ответственности по части 2 статьи 14.4 КоАП РФ в виде штрафа в размере 4000 рублей.
Не согласившись с вынесенным постановлением, предприниматель обратился в суд с рассматриваемым заявлением.
Заявитель считает, что пункт 9.2 СП 2.3.6.1006-01, нарушение которого ему вменяется, не подлежит применению в рассматриваемой ситуации, поскольку Шалапанова Г.А. не осуществляла торговлю на рынке, рынка в с. Новый Некоуз нет. Торговые места предоставляет МУП "Энергосервис" на своей территории, и они не подпадают под понятие "рынка", указанного в пункте 2.6 СП 2.3.6.1006-01. Указывает, что осуществляла торговлю охлажденным мясом, для которого холодильного оборудования не требуется; полуфабрикаты находились в изотермическом контейнере в объеме, необходимом на один день торговли; на момент проверки все продукты были в замороженном виде.
Кроме того, считает, что при проведении проверки нарушены положения Федерального закона № 294-ФЗ от 26.12.2008 "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля".
Оценивая правомерность привлечения заявителя к административной ответственности, суд исходит из следующего.
В соответствии с частью 7 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении.
Согласно статье 11 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны, в том числе, выполнять требования санитарного законодательства, обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг, а также продукции производственно-технического назначения, пищевых продуктов и товаров для личных и бытовых нужд при их производстве, транспортировке, хранении, реализации населению.
Согласно пунктам 1.1, 1.2 санитарных правил "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям торговли и обороту в них продовольственного сырья и пищевых продуктов. СП 2.3.6.1066-01", введенных в действие на основании указанного Федерального закона постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 07.09.2001 № 23, настоящие санитарные правила определяют санитарно-эпидемиологические требования к размещению, устройству, планировке, санитарно-техническому состоянию, содержанию организаций торговли продовольственным сырьем и пищевыми продуктами (далее - организации торговли), условиям транспортировки, приемки, хранения, переработки, реализации продовольственного сырья и пищевых продуктов, а также к условиям труда. Распространяются на строящиеся, реконструируемые и действующие организации торговли, рынки, базы, склады продовольственного сырья и пищевых продуктов независимо от организационно-правовых форм и форм собственности (кроме холодильников и рынков, реализующих сельскохозяйственную продукцию непромышленного изготовления), а также индивидуальных предпринимателей.
Пунктами 9.2, 9.13 указанных санитарных правил установлено, что реализация в организациях мелкорозничной сети скоропортящихся пищевых продуктов при отсутствии холодильного оборудования не допускается; продавец строго соблюдает правила личной гигиены, должен быть опрятно одетым, носить чистую санитарную одежду (включая специальный головной убор), нагрудный фирменный знак организации, его наименование, адрес (местонахождение), Ф.И.О. продавца.
В соответствии с пунктом 14.2 санитарных правил, статьей 39 Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ соблюдение настоящих санитарных правил является обязательным для индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.
Материалами дела, в том числе, протоколом осмотра принадлежащих физическому, юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю помещений, территорий и находящихся там вещей и документов от 09.06.2009, протоколом об административном правонарушении от 09.06.2009, оспариваемым постановлением подтверждается нарушение предпринимателем требований вышеуказанных санитарных правил.
Несоблюдение предпринимателем Шалапановой Г.А. санитарных правил свидетельствует о нарушении санитарного законодательства, которое создает угрозу возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений).
Продажа товаров, выполнение работ либо оказание населению услуг с нарушением санитарных правил или без сертификата соответствия (декларации о соответствии), удостоверяющего (удостоверяющей) безопасность таких товаров, работ либо услуг для жизни и здоровья людей, влечет наложение административного штрафа на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, от четырех тысяч до пяти тысяч рублей с конфискацией товаров или без таковой либо административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток с конфискацией товаров или без таковой.
Доводы предпринимателя о нарушении административным органом при проведении проверки положений Федерального закона № 294-ФЗ от 26.12.2008 "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" судом отклоняются.
В соответствии с частью 3 статьи 1 указанного Закона (в редакции Закона от 28.04.2009 № 60-ФЗ) положения настоящего Федерального закона, устанавливающие порядок организации и проведения проверок, не применяются к мероприятиям по контролю, при проведении которых не требуется взаимодействие органов, уполномоченных на осуществление государственного контроля (надзора), муниципального контроля и юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, и на указанных лиц не возлагаются обязанности по предоставлению информации и исполнению требований органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля. При этом под мероприятием по контролю понимаются действия должностного лица или должностных лиц органа государственного контроля (надзора) либо органа муниципального контроля и привлекаемых в случае необходимости в установленном настоящим Федеральным законом порядке к проведению проверок экспертов, экспертных организаций по рассмотрению документов юридического лица, индивидуального предпринимателя, по обследованию используемых указанными лицами при осуществлении деятельности территорий, зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования, подобных объектов, транспортных средств и перевозимых указанными лицами грузов, по отбору образцов продукции, объектов окружающей среды, объектов производственной среды, по проведению их исследований, испытаний, а также по проведению экспертиз и расследований, направленных на установление причинно-следственной связи выявленного нарушения обязательных требований и (или) требований, установленных муниципальными правовыми актами, с фактами причинения вреда.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона № 1026-1 от 18.04.1991 задачами милиции являются, в том числе, предупреждение и пресечение преступлений и административных правонарушений.
Статьей 10 Закона установлено, что милиция в соответствии с поставленными перед ней задачами обязана предотвращать и пресекать преступления и административные правонарушения; выявлять обстоятельства, способствующие их совершению, и в пределах своих прав принимать меры к устранению данных обстоятельств; осуществлять по подведомственности производство по делам об административных правонарушениях.
Статья 11 устанавливает, что милиции для выполнения возложенных на нее обязанностей предоставляется право, в том числе, требовать от граждан и должностных лиц прекращения преступления или административного правонарушения, проверять у физических и юридических лиц разрешения (лицензии) на совершение определенных действий или занятие определенной деятельностью, контроль за которыми возложен на милицию в соответствии с законодательством Российской Федерации; получать от граждан и должностных лиц необходимые объяснения, сведения, справки, документы и копии с них; составлять протоколы об административных правонарушениях.
В официальном тексте документа, видимо, допущена опечатка: судя по тексту решения, имеется в виду Федеральный закон от 26.12.2008 № 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", а не № 296-ФЗ.
На основании изложенного суд полагает, что в рассматриваемом случае Федеральный закон № 296-ФЗ не распространяется на мероприятия по контролю, проведенные органом внутренних дел в соответствии с Законом "О милиции".
Доводы предпринимателя о том, что для осуществления торговли охлажденным мясом холодильного оборудования не требуется; полуфабрикаты находились в изотермическом контейнере в объеме, необходимом на один день торговли; на момент проверки все продукты были в замороженном виде, судом не принимается.
Из положений пункта 1.2 санитарных правил СП 2.3.6.1066-01 усматривается, что данные правила не распространяются на рынки, реализующие сельскохозяйственную продукцию непромышленного изготовления.
В судебном заседании предприниматель Шалапанова Г.А. пояснила, что мясная продукция приобретается ею в ЗАО "Залесье" на свиноферме, что свидетельствует о промышленном изготовлении данной продукции. Документов, содержащих технические характеристики изотермических контейнеров и доказательств отнесения их к холодильному оборудованию, в нарушение требований статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса РФ предпринимателем не представлено.
Иные доводы предпринимателя судом отклоняются как основанные на неверном толковании нормативных актов.
Таким образом, оценив доводы сторон и представленные в материалы дела доказательства, суд пришел к выводу о наличии в действиях (бездействии) предпринимателя состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 2 статьи 14.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Нарушений процедуры привлечения к ответственности со стороны административного органа, а также признаков малозначительности совершенного правонарушения судом не установлено.
При вынесении оспариваемого постановления административным органом учтены все обстоятельства дела, штраф применен в минимальном размере.
Учитывая изложенное, требования заявителя удовлетворению не подлежат.
Руководствуясь статьями 207 - 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
в удовлетворении заявленного индивидуальным предпринимателем Шалапановой Галины Анатольевны требования о признании незаконным постановления территориального отдела управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ярославской области в Угличском муниципальном районе от 29.06.2009 № 308 отказать.
Решение может быть обжаловано во Второй арбитражный апелляционный суд (г. Киров) в десятидневный срок со дня его принятия.
Судья
Т.Б.КРАСНОВА