Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Коми республика


ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КОМИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 6 августа 2008 г. по делу № 3-55-2008

Верховный суд Республики Коми
в составе председательствующего судьи Кретова В.В.
при секретаре Козловой С.Н.
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Сыктывкаре 6 августа 2008 года дело по заявлению прокурора Республики Коми о признании противоречащими федеральному законодательству и недействующими со дня принятия подпункта "г" пункта 4 и подпункта "и" пункта 5 Порядка лицензирования розничной продажи алкогольной продукции и ведения государственной регистрации выданных лицензий, лицензий, действие которых приостановлено, и аннулированных лицензий на территории Республики Коми, утвержденного Постановлением Правительства Республики Коми "Об утверждении порядка лицензирования розничной продажи алкогольной продукции и ведения государственной регистрации выданных лицензий, лицензий, действие которых приостановлено, и аннулированных лицензий на территории Республики Коми" от 29 декабря 2005 года № 336 в редакции Постановления Правительства Республики Коми от 21 марта 2008 года № 57,

установил:

Прокурор Республики Коми обратился в Верховный Суд Республики Коми с заявлением о признании противоречащими федеральному законодательству и недействующими со дня принятия подпункта "г" пункта 4 и подпункта "и" пункта 5 Порядка лицензирования розничной продажи алкогольной продукции и ведения государственной регистрации выданных лицензий, лицензий, действие которых приостановлено, и аннулированных лицензий на территории Республики Коми, утвержденного Постановлением Правительства Республики Коми "Об утверждении порядка лицензирования розничной продажи алкогольной продукции и ведения государственной регистрации выданных лицензий, лицензий действие которых приостановлено, и аннулированных лицензий на территории Республики Коми" от 29 декабря 2005 года № 336 в редакции Постановления Правительства Республики Коми от 21 марта 2008 года № 57. В обоснование заявления указал, что оспариваемым Порядком установлены лицензионные требования и условия осуществления деятельности по розничной продаже алкогольной продукции, которые, в частности, предусматривают наличие у организаций в каждом территориально обособленном объекте доступных для покупателей приборов контроля подлинности федеральных специальных марок и акцизных марок и документов, подтверждающих наличие таких приборов, хотя в соответствии с действующим федеральным законодательством субъекты Российской Федерации не вправе устанавливать такого лицензионного требования, т.к. федеральные специальные марки и акцизные марки являются документами государственной отчетности, удостоверяющими легальность производства и (или) оборота алкогольной продукции на территории Российской Федерации, осуществление контроля за уплатой налогов, а также являются носителями единой государственной автоматизированной системы и подтверждением фиксации информации о реализуемой на территории Российской Федерации алкогольной продукции. При этом ответственность за подлинность федеральных специальных марок и акцизных марок несут собственники (владельцы) алкогольной продукции, осуществляющие, в том числе, ее розничную продажу.
В судебном заседании прокурор Сметанина Н.Э. настаивала на удовлетворении заявления и дала соответствующие ему пояснения.
Представитель Правительства Республики Коми Усачев С.А. требования прокурора Республики Коми не признал. Полагал, что установление указанного лицензионного требования полностью согласуется с федеральным законодательством, регулирующим производство и оборот алкогольной продукции, и направлено на осуществление контроля за качеством и безопасностью алкогольной продукции и исполнение собственниками (владельцами) данной продукции обязанности по подтверждению ее легальности.
Заслушав прокурора, представителя Правительства Республики Коми и исследовав материалы дела, суд находит, что заявление прокурора Республики Коми подлежит отклонению.
Так, в соответствии с положениями ст. 18 Федерального закона "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" от 22 ноября 1995 года № 171-ФЗ с изменениями и дополнениями деятельность, связанная с производством и оборотом этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, розничной продажей спиртосодержащей продукции, подлежит лицензированию. При этом в порядке регулятивного делегирования и в соответствии со ст. 26.3 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ с изменениями и дополнениями субъектам Российской Федерации переданы полномочия по выдаче лицензий (специальных разрешений) на розничную продажу алкогольной продукции организациям и по установлению с учетом требований настоящего Федерального закона порядка выдачи таких разрешений.
Под учетом же требований Федерального закона "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции", в частности, понимается соблюдение субъектами Российской Федерации установленного Законом порядка принятия решений о выдаче лицензий и их переоформления, а также правил приостановления, возобновления, прекращения действия и аннулирования лицензий.
Поскольку установление порядка выдачи лицензий на розничную продажу алкогольной продукции организациям отнесено к полномочиям субъектов Российской Федерации, то в соответствии с положениями ст. 18 Федерального закона "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" они вправе самостоятельно устанавливать лицензионные требования и условия как предусмотренные п. 1, 2, 3, 4, 5, 9 ч. 1 ст. 19 настоящего Федерального закона, так и иные не противоречащие федеральным законам и общим принципам и началам законодательства Российской Федерации требования и условия, обязательные для исполнения организациями при осуществлении деятельности по розничной продаже алкогольной продукции.
Указанное право субъектов Российской Федерации корреспондирует ст. 19 Федерального закона "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции", в которой прописан порядок выдачи лицензий только на осуществление деятельности, связанной с производством этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и оборотом этой продукции за исключением ее розничной продажи.
Анализ подпункта "г" пункта 4 и подпункта "и" пункта 5 Порядка лицензирования розничной продажи алкогольной продукции и ведения государственной регистрации выданных лицензий, лицензий, действие которых приостановлено, и аннулированных лицензий на территории Республики Коми, утвержденного Постановлением Правительства Республики Коми от 29 декабря 2005 года № 336 в редакции Постановления Правительства Республики Коми от 21 марта 2008 года № 57, применительно к указанным выше обстоятельствам, свидетельствует о соответствии данных норм действующему федеральному законодательству, т.к. установление лицензионного условия о наличии у организаций в каждом территориально обособленном объекте доступных для покупателей приборов контроля подлинности федеральных специальных марок, акцизных марок и документов на такие приборы, непосредственно связано с осуществлением контроля за качеством и безопасностью алкогольной продукции, законностью (легальностью) ее оборота в розничной сети и правом потребителей на получение полной и достоверной информации о данном товаре.
При этом реализация субъектами Российской Федерации полномочий по установлению требований и условий, выполнение которых лицензиатом обязательно при осуществлении розничной продажи алкогольной продукции, обусловлена не только приведенными выше нормами Федерального закона "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции", но и положениями ст. 6, 12, 23 того же Закона, ст. 1, 3, 6 Федерального закона "О качестве и безопасности пищевых продуктов" от 2 января 2000 года № 29-ФЗ с изменениями и дополнениями, ст. 42.1 Закона Российской Федерации "О защите прав потребителей", в соответствии с которыми органы государственной власти субъектов Российской Федерации являются участниками отношений по осуществлению государственного контроля за соблюдением организациями законодательства, регулирующего производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, а также условий, предусмотренных лицензиями на розничную продажу алкогольной продукции, включающих в себя исполнение организациями-продавцами обязанностей по подтверждению законности (легальности) этой продукции и ее соответствия установленным требованиям качества и безопасности.
Кроме того, возможность установления лицензионного условия, предусматривающего наличие у организаций доступных для покупателей приборов контроля подлинности федеральных специальных марок, акцизных марок предусмотрена Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 октября 1998 года № 1159, принятым во исполнение Указа Президента Российской Федерации "Об усилении государственного регулирования в сфере производства и оборота этилового спирта и алкогольной продукции" от 6 октября 1998 года № 1199.
Таким образом, необходимость проверки подлинности федеральных специальных марок и акцизных марок закреплена в нормативных правовых актах федерального значения и связана не только с государственной отчетностью, контролем за уплатой налогов и функционированием единой государственной автоматизированной системы, содержащей информацию о реализуемой на территории Российской Федерации алкогольной продукции, но и с обязанностью организаций, осуществляющих розничную продажу этой продукции, по подтверждению легальности реализуемой алкогольной продукции, ее качества и безопасности для граждан.
Невыполнение же данной обязанности может повлечь за собой причинение значительного ущерба правам, законным интересам, здоровью граждан или интересам государства, и поэтому в целях предотвращения таких, последствий и исключения ответственности организаций за подлинность федеральных специальных марок и акцизных марок субъектам Российской Федерации делегированы полномочия по установлению соответствующих лицензионных требований и условий, в том числе, и в области контроля за соблюдением правил маркировки алкогольной продукции.
Одним из таких условий является наличие у организаций доступных для покупателей приборов контроля подлинности федеральных специальных марок, акцизных марок и подтверждающих документов на эти приборы, что следует из системного анализа приведенных выше норм федерального законодательства, а также из прописанных в законодательстве Российской Федерации целей и задач лицензирования.
При таких обстоятельствах, оснований для признания подпункта "г" пункта 4 и подпункта "и" пункта 5 Порядка лицензирования розничной продажи алкогольной продукции и ведения государственной регистрации выданных лицензий, лицензий, действие которых приостановлено, и аннулированных лицензий на территории Республики Коми, утвержденного Постановлением Правительства Республики Коми от 29 декабря 2005 года № 336 в редакции Постановления Правительства Республики Коми от 21 марта 2008 года № 57, противоречащими федеральному законодательству и недействующими не имеется.
Руководствуясь ст. 194, 199, 253 ГПК РФ, суд

решил:

В удовлетворении заявления о признании противоречащими федеральному законодательству и недействующими со дня принятия подпункта "г" пункта 4 и подпункта "и" пункта 5 Порядка лицензирования розничной продажи алкогольной продукции и ведения государственной регистрации выданных лицензий, лицензий, действие которых приостановлено, и аннулированных лицензий на территории Республики Коми, утвержденного Постановлением Правительства Республики Коми "Об утверждении порядка лицензирования розничной продажи алкогольной продукции и ведения государственной регистрации выданных лицензий, лицензий, действие которых приостановлено, и аннулированных лицензий на территории Республики Коми" от 29 декабря 2005 года № 336 в редакции Постановления Правительства Республики Коми от 21 марта 2008 года № 57, прокурору Республики Коми отказать.
На решение в течение 10 дней могут быть поданы кассационные жалобы и принесено кассационное представление в Верховный Суд Российской Федерации через Верховный Суд Республики Коми.

Председательствующий
В.В.КРЕТОВ



Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru