Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Томская область


АРБИТРАЖНЫЙ СУД ТОМСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 24 февраля 2010 г. по делу № А67-2564/09

(извлечение)

резолютивная часть решения объявлена 15.02.2010
полный текст решения изготовлен 24.02.2010
Общество с ограниченной ответственностью "Профит" (далее - ООО "Профит", заявитель) обратилось в Арбитражный суд Томской области в порядке главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации с заявлением к Администрации г. Томска (далее по тексту "ответчик") о признании недействительным постановления Мэра г. Томска от 04.03.2009 № 150 "О резервировании земель для муниципальных нужд".
Решением Арбитражного суда Томской области от 06.07.2009 по делу № А67-2564/09 в удовлетворении требований ООО "Профит" о признании недействительным постановления Мэра г. Томска от 04.03.2009 № 150 отказано.
Определением Седьмого арбитражного апелляционного суда от 14.09.2009 производство по апелляционной жалобе ООО "Профит" на решение Арбитражного суда Томской области от 06.07.2009 по делу № А67-2564/09 прекращено с указанием на то, что оспариваемое постановление является нормативным правовым актом.
Постановлением Федерального Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 26.11.2009 решение Арбитражного суда Томской области от 06.07.2009 по делу № А67-2564/09 отменено и дело направлено на новое рассмотрение в Арбитражный суд Томской области, при этом суду предложено устранить допущенные недостатки, дать правовую оценку оспариваемому постановлению администрации.
В силу п. 15 ч. 2 ст. 289 АПК РФ указания арбитражного суда кассационной инстанции, в том числе на толкование закона, изложенные в его постановлении об отмене решения суда первой инстанции, обязательны для арбитражного суда, вновь рассматривающего данное дело. Суд рассматривает дело с учетом постановления Федерального Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 26.11.2009.
Представитель третьего лица Департамента капитального строительства администрации г. Томска в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела данное третье лицо извещено надлежащим образом. На основании ст. 156 АПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело в настоящем судебном заседании в отсутствие представителя надлежащим образом извещенного указанного третьего лица.
В судебном заседании представитель заявителя представил заявление об уточнении заявленных требований из которого следует, что исходя из положений главы 23 АПК РФ, заявитель просит признать недействующим нормативный правовой акт - постановление Мэра г. Томска от 04.03.2009 № 150 "О резервировании земель для муниципальных нужд".
В заявлении об уточнении требований от 05.02.2010 представитель заявителя просил проверить оспариваемое постановление на соответствие нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу: положению о резервировании земель для государственных или муниципальных нужд, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 22.07.2008 № 561 (п.п. "а" п. 3); Градостроительному Кодексу Российской Федерации (ч. 4 ст. 3, ч. 4 ст. 9, ст.ст. 35, 36); Земельному Кодексу Российской Федерации (п. 1 ст. 36. ст. 49, ст. 70.1).
При этом заявитель настаивал на том, что оспариваемое постановление создает препятствия для реализации ООО "Профит" исключительного права, предусмотренного п. 1 ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации, на приобретение у Администрации г. Томска в собственность за плату земельного участка, кадастровый номер 70:21:0200022:0199, площадью 586 кв. м, по адресу: г. Томск, ул. Нахимова, 2, и последующее использование данного земельного участка для осуществления предпринимательской деятельности;
- ООО "Профит" подало заявление о выкупе земельного участка до момента издания обжалуемого постановления (24.02.2009);
- решением Арбитражного суда Томской области от 16.02.2009 по делу № А67-6152/08, вступившим в законную силу, установлено, что земельный участок по адресу: г. Томск, ул. Нахимова, 2, площадью 586 кв. м, кадастровый номер 70:21:0200022:0199, не находится в габаритах красных линий ул. Нахимова, а Генеральный план муниципального образования "Город Томск" либо Правила землепользования и застройки муниципального образования "Город Томск", утвержденные решением Думы г. Томска от 27.11.2007 № 687, не относят указанный земельный участок в рамки границ объектов транспортной инфраструктуры (магистральной улицы общегородского значения);
- в процессе рассмотрения Арбитражным судом Томской области дела № А67-6152/08 представителем Администрации г. Томска было представлено письменное доказательство - фрагмент карты градостроительного зонирования, являющийся составляющей Генерального плана муниципального образования "Город Томск", утвержденного решением Думы г. Томска от 27.11.2007 № 687, в котором указано, что земельный участок по адресу: г. Томск, ул. Нахимова, 2, площадью 586 кв. м, расположен в территориальной зоне "ОЖ" (общественно-жилого назначения);
- цель резервирования земельного участка для муниципальных нужд, указанная в п. 1 оспариваемого постановления (строительство автомобильной дороги местного значения - магистральной улицы общегородского значения), не относится к исключительным случаям, в которых осуществляется резервирование земель для государственных или муниципальных нужд, предусмотренным ст.ст. 49, 70.1 Земельного кодекса Российской Федерации;
- в Приложениях N№ 1, 2 к оспариваемому постановлению в границах планируемого размещения ул. Нахимова (магистральной улицы общегородского значения) начиная от перекрестка пр. Ленина и ул. Учебная и до пл. Транспортной вдоль ул. Нахимова отсутствуют какие-либо иные земельные участки, резервируемые с целью строительства автомобильной дороги местного значения - магистральной улицы общегородского значения (ул. Нахимова);
- согласно письму Департамента дорожного строительства и благоустройства Администрации г. Томска от 03.04.2009 № 1042 "в составе инженерного проекта: "Строительство автомобильной дороги Академгородок (ТВЗ) - Аэропорт (Богашево) на участке Томск - Аэропорт" (заказчик - ДДСиБ, проектировщик - ОАО "Томгипротранс") предусмотрена реконструкция пл. Транспортной. Разработка проектной документации на расширение ул. Нахимова на участке от пр. Ленина до пл. Транспортная не планируется, за исключением небольшого участка от пл. Транспортная до ул. Котовского, реконструкция которого предусмотрена в составе вышеуказанного инженерного проекта";
- согласно решению Думы г. Томска № 687 от 27.11.2007 "О корректировке генерального плана и об утверждении правил землепользования и застройки муниципального образования "Город Томск", генеральный план разработан на перспективу. Основной целью Генерального плана города Томска является разработка долгосрочной градостроительной стратегии. Учитывая, что решение Думы г. Томска № 687 от 27.11.2007 "О корректировке генерального плана и об утверждении правил землепользования и застройки муниципального образования "Город Томск" принято после возникновения у ООО "Профит" права собственности, указанное решение не может воспрепятствовать в реализации заявителем права на приватизацию занимаемого земельного участка;
- на представленной схеме территориальные зоны нанесены схемой без точных координат границ территориальных зон; масштаб на масштабной линейке внизу схемы не соответствует масштабу самой схемы. На опубликованном официальном сайте Администрации г. Томска в разделе Генеральный план г. Томска на пересечении пр. Ленина и ул. Нахимова отсутствует фрагмент (участок) выделенный сиреневым цветом. У Администрации г. Томска в отделе землеустройства и городского земельного кадастра имеется информация о точных координатах границ зон и точные координаты земельных участков поставленных на кадастровый учет, из которого видно, что спорный земельный участок относится к общественно-жилой зоне (ОЖ);
- ссылка ответчика на СНиП 2.07.01-89, устанавливающий ширину дороги в красных линиях в размере 40 - 80 метров несостоятельна, поскольку, во-первых, СНиПы являются документацией, разработанной для целей проектирования и строительства, а не для целей простого проецирования на топооснову М 1:500, и определить ширину дороги может только рабочий проект, прошедший государственную экспертизу и все необходимые согласования, и, во-вторых, самих красных линий по ул. Нахимова нет. Кроме того, ссылка ответчика на СНиП 2.07.01-89 противоречит решениям Думы г. Томска № 358 от 19.12.2006 и № 1198 от 28.04.2009 "Об особо охраняемых природных территориях г. Томска", согласно которым, в границах особо охраняемых природных территорий г. Томска запрещено предоставление земельных участков под застройку, отвод земельных участков под проектирование и строительство зданий, сооружений, иную хозяйственную деятельность, кроме рекреационного природопользования. Следовательно, Администрация г. Томска в случае применения СНиПа 2.07.01-89 обязана учесть наличие утвержденных границ территорий, относящихся согласно вышеуказанным решениям Думы г. Томска, к особо охраняемых природным территориям г. Томска.
Представитель Администрации г. Томска заявленные требования не признал и просил отказать в их удовлетворении по основаниям, изложенным в отзыве на заявление, дополнительных пояснениях, в частности, в связи с тем, что:
- постановление Мэра г. Томска от 04.03.2009 № 150 "О резервировании земель для муниципальных нужд" принято в пределах полномочий Администрации г. Томска, в полном соответствии с действующим законодательством, и не нарушает права и законные интересы заявителя;
- полномочность Администрации г. Томска в принятии оспариваемого акта подтверждается нормами, установленными п. 26 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ (ред. от 08.11.2007) "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (согласно указанной норме функция по резервированию земель и изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков в границах городского округа для муниципальных нужд относится к вопросам местного значения городского округа) и корреспондирующих положений п. 1.26 ст. 39 Устава г. Томска (согласно указанной норме функция по осуществлению резервирования земель и изъятия, в том числе путем выкупа, земельных участков в границах муниципального образования "Город Томск" для муниципальных нужд отнесена к компетенции администрации г. Томска - органа местного самоуправления);
- в соответствии с п. 1 ст. 70.1 Земельного кодекса Российской Федерации резервирование земель для государственных или муниципальных нужд осуществляется в случаях, предусмотренных ст. 49 настоящего Кодекса, а земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности и не предоставленных гражданам и юридическим лицам, также в случаях, связанных с размещением объектов инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, объектов обороны и безопасности, созданием особо охраняемых природных территорий, строительством водохранилищ и иных искусственных водных объектов. В силу п. 1 ст. 49 Земельного кодекса Российской Федерации изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков для муниципальных нужд осуществляется в исключительных случаях, связанных в том числе, с размещением объекта муниципального значения при отсутствии других вариантов возможного размещения этого объекта - автомобильной дороги местного значения;
- земельный участок, расположенный по адресу: г. Томск, ул. Нахимова, 2 (кадастровый номер 70:21:0200022:0199) и интересующий заявителя, входит в состав земель, зарезервированных для муниципальных нужд, для строительства автомобильной дороги местного значения - магистральной улицы общегородского значения (ул. Нахимова) сроком на семь лет. Основанием резервирования данного земельного участка для муниципальных нужд послужил основной регулирующий стратегию градостроительной политики муниципального образования "Город Томск" нормативный акт - Генеральный план муниципального образования "Город Томск" в части установленной Схемы транспортной инфраструктуры, утв. решением Думы г. Томска от 27.11.2007 № 687.
- оспариваемый акт содержит в своем тексте цели и сроки резервирования земель (п. 1); реквизиты документов, в соответствии с которыми осуществляется резервирование земель (Генеральный план муниципального образования "Город Томск", утв. решением Думы г. Томска от 27.11.2007 № 687) (преамбула); ограничения прав на зарезервированные земельные участки, устанавливаемые в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации и другими федеральными законами, необходимые для достижения целей резервирования земель (п. 2); сведения о месте и времени ознакомления заинтересованных лиц со схемой резервируемых земель (п. 4.1), а также перечнем кадастровых номеров земельных участков, которые полностью или частично расположены в границах резервируемых земель (приложение № 2). К оспариваемому акту прилагается схема резервируемых земель (приложение № 1), а также перечень кадастровых номеров земельных участков, которые полностью или частично расположены в границах резервируемых земель (приложение № 2);
- заявителю не запрещено оформить земельный участок, необходимый для эксплуатации принадлежащего ему на праве собственности здания по ул. Нахимова, 2 в г. Томске на праве аренды;
- процедура резервирования земель для муниципальных нужд не связана с наличием или отсутствием планов реализации генеральных планов поселений, поскольку предусмотрена не для реализации генеральных планов, а для соблюдения муниципальных нужд (потребностей города);
- факт принятия оспариваемого постановления после обращения заявителя с заявлением о передаче в собственность земельного участка не играет правовой роли в рамках рассматриваемого спора;
- письма Департамента дорожного строительства и благоустройства администрации г. Томска от 03.04.2009 № 1042, от 18.05.2009 представлены структурным органом администрации г. Томска, вне ведения администрации г. Томска и как доказательства являются информативно ошибочными, поскольку уполномоченным органом на ведение единой градостроительной политики на территории муниципального образования "Город Томск" является администрация г. Томска.
Применительно к доводам, изложенным в отзыве прокурора Томской области, представитель ответчика указал, что в силу ст. 18 Градостроительного кодекса Российской Федерации генеральный план городского округа является документом территориального планирования, в основу оспариваемого ООО "Профит" решения о резервировании земель для муниципальных нужд был положен генеральный план муниципального образования "Город Томск". Соответствуя п. 2 ч. 5 ст. 23 Градостроительного кодекса Российской Федерации, генеральный план муниципального образования "Город Томск" содержит положения о мероприятиях по территориальному планированию, структурно расположенные в разделе 5 этого документа, который указывает на развитие транспортной инфраструктуры Томска как на первоочередную социальную и градостроительно-инженерную задачу. Разрешение транспортных проблем возможно только при комплексном подходе к реконструкции и развитию всех элементов транспортной инфраструктуры. В качестве принципиальных подходов в развитии транспортного комплекса положено, в том числе, преобразование сложившейся радиально-полукольцевой системы в радиально-кольцевую, как элемент транспортной радиально-полукольцевой системы города Томск, ул. Нахимова, подлежит преобразованию (реконструкции), в числе прочих улиц, перечисленных положениями Генерального плана Муниципального образования "Город Томск". Вывод Прокурора Томской области о расположении спорного земельного участка не в границах ул. Нахимова ввиду его нахождения в общественно-жилой зоне не представляется обоснованным, поскольку законодателем допускается распространение территориальной зоны и на транспортную сеть.
Кроме того, имеющиеся в материалах дела доказательства (представленный Департаментом архитектуры и градостроительства фрагмент карты градостроительного зонирования Правил землепользования и застройки с обозначением спорного земельного участка) подтверждают то, что спорный земельный участок расположен частично в границах территориальной зоны ОЖ и на территории ул. Нахимова. Согласно СНиП 2.07.01-89 "Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений", (п. 6.18) расчетные параметры улиц и дорог следует принимать по таблице 8, примечание 1 к которой применительно к магистральным улицам (которой является ул. Нахимова в г. Томске) устанавливает ширину в красных линиях в размере 40 - 80 м. Реализация документов территориального планирования осуществляется путем подготовки проектной документации, которая должна соответствовать требованиям генеральных планов городских поселений. Кроме того, подтверждением намерения администрации г. Томска в изменении параметров ул. Нахимова является план реализации Генерального плана муниципального образования "Город Томск", Постановление администрации г. Томска от 10.03.2009 № 163. Согласно п. 7.6 таблицы № 3-4 (Городской общественный транспорт) заложено сооружение линий троллейбуса от пр. Кирова по ул. Елизаровых - ул. Нахимова (в срок 2015 - 2025 г. - в пределах действия срока оспариваемого решения о резервировании (2015 г.).
Представитель Департамента архитектуры и градостроительства Администрации г. Томска возражал в отношении заявленных требований по основаниям, изложенным в отзыве на заявление, письменных пояснениях, в частности:
- основанием для резервирования земельного участка по ул. Нахимова, 2 явились положения Генерального плана г. Томска (утв. решением Думы г. Томска "О корректировке генерального плана и утверждении Правил землепользования и застройки в г. Томске" от 27.11.2007), согласно которым участок частично располагается в пределах зоны планируемого размещения объектов капитального строительства для муниципальных нужд. Данное обстоятельство не опровергается решением Арбитражного суда Томской области от 13.02.2009 по делу № А67-6152/08. Данным судебным актом установлено, что земельный участок не находится "в границах транспортной инфраструктуры (магистральной улицы общегородского значения)". В то же время, земельный участок в настоящее время располагается в границах зоны планируемого размещения объектов транспортной инфраструктуры, что и послужило основанием для принятия оспариваемого постановления;
- не соответствует действительности утверждение заявителя о нахождении всего участка в территориальной зоне ОЖ. Большая часть участка расположена вне границ территориальных зон (зон, для которых установлен градостроительный регламент), на территории, предназначенной, согласно Генеральному плану г. Томска, для размещения объектов транспортной инфраструктуры;
- согласно транспортной схеме Генерального плана г. Томска (утв. решением Думы г. Томска от 27.11.2007 № 687 "О корректировке генерального плана и утверждении Правил землепользования и застройки в г. Томске"), ул. Нахимова является магистральной улицей общегородского значения с перспективой ее расширения в будущем;
- в соответствии со СНиП 2.07.01-89 "Планировка и застройка городских и сельских поселений", ширина магистральных улиц в красных линиях принимается от 40 до 80 м. В габариты красных линий включаются не только проезжая часть и тротуары, но и газоны, с расположенными под ними инженерными коммуникациями. Таким образом, земельный участок зарезервирован с учетом планируемого расширения магистральной улицы Нахимова общегородского значения, в соответствии с обязательными при проектировании СНиП 2.07.01-89. Хотя проект строительства дороги, согласно сведениям ДДСиБ, не разработан, СНиП 2.07.01-89, который предусматривает ширину дороги 80 м, обязателен при проектировании и будет применяться в обязательном порядке. Поскольку утвержденным в установленном законом порядке Генеральным планом г. Томска данная дорога планируется, наличие или отсутствие проекта на строительство дороги, таким образом, не влияет на применение СНиП. Последний применяется независимо от наличия, или отсутствия проекта;
- согласно оспариваемому постановлению, зарезервированным является не земельный участок, а земли (п. 1 постановления). Это соответствует и постановлению Правительства Российской Федерации от 22.07.2008 № 561, утвердившему положение о резервировании земель для государственных и муниципальных нужд.
Представитель Департамента дорожного строительства и благоустройства Администрации г. Томска в ранее представленном в материалы дела отзыве на заявление просил отказать в удовлетворении требований ООО "Профит", указав в обоснование возражений следующее:
- учитывая, что оспариваемым постановлением Мэра города Томска от 04.03.2009 № 150 "О резервировании земель для муниципальных нужд" установлено, что резервирование земельного участка общей площадью 586 кв. м, расположенного по адресу: г. Томск, ул. Нахимова, 2 (кадастровый номер 70:21:0200022:0199), осуществляется для муниципальных нужд, а именно строительства автомобильной дороги местного значения - магистральной улицы общегородского значения (ул. Нахимова), содержание указанного постановления полностью соответствует закрепленным Земельным кодексом Российской Федерации нормам права о резервировании земель;
- постановление от 04.03.2009 № 150 "О резервировании земель для муниципальных нужд" соответствует требованиям постановления Правительства Российской Федерации от 22.07.2008 № 561 "О некоторых вопросах, связанных с резервированием земель для государственных или муниципальных нужд";
- при разработке проекта строительства указанной дороги обязательны к применению положения СНиП 2.07.01-89 "Планировка и застройка городских и сельских поселений", согласно которым ширина магистральной улицы в красной линии принимается от 40 м до 80 м. Таким образом, земельный участок по ул. Нахимова, 2, зарезервирован с учетом планируемого расширения магистральной улицы общегородского значения. И при реализации решений, предусмотренных Генеральным планом на основании плана реализации Генерального плана, который должен быть в этом случае представлен заказчику работ на строительство, последним будет подготовлен проект на строительство с учетом Генерального плана и требований действующих строительных норм и правил. Кроме того, положения Земельного кодекса Российской Федерации, Положения о резервировании земель для государственных или муниципальных нужд (утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 22.07.2008 № 561), не содержат требований о наличии проекта строительства дороги при резервировании земель для государственных или муниципальных нужд.
На основании ч. 5 ст. 52 АПК РФ в целях обеспечения законности в дело вступил прокурор Томской области. В судебном заседании представитель прокуратуры Томской области просила удовлетворить требования заявителя по основаниям, изложенные в отзыве на заявление, в том числе в связи с тем, что в соответствии со ст. 70.1 Земельного Кодекса Российской Федерации резервирование земель для государственных или муниципальных нужд осуществляется в случаях, предусмотренных ст. 49 настоящего Кодекса, а земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности и не предоставленных гражданам и юридическим лицам, также в случаях, связанных с размещением объектов инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, объектов обороны и безопасности, созданием особо охраняемых природных территорий, строительством водохранилищ и иных искусственных водных объектов.
Резервирование земель допускается в зонах планируемого размещения объектов капитального строительства для государственных или муниципальных нужд, а также в пределах иных необходимых в соответствии с федеральными законами для обеспечения государственных или муниципальных нужд территорий (ч. 2 ст. 70.1 ЗК РФ).

В тексте документа, видимо, допущена опечатка: постановление Правительства РФ от 22.07.2008 имеет номер 561, а не 56.

Порядок резервирования земель для государственных или муниципальных нужд определяется Правительством Российской Федерации (ч. 4 ст. 70.1 ЗК РФ). Согласно п. 3 Положения о резервировании земель для государственных и муниципальных нужд, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 22.07.2008 № 56, решение о резервировании земель принимается в соответствии с документами территориального планирования.
При наличии документации по планировке территории решение о резервировании земель принимается в соответствии с такой документацией. В соответствии с п. 4 ст. 9 Градостроительного кодекса РФ не допускается принятие органами местного самоуправления решений о резервировании земельных участках для государственных или муниципальных нужд при отсутствии документов территориального планирования.
Генеральный план города Томска, являющийся в силу ст. 18 Градостроительного кодекса Российской Федерации документом территориального планирования, не предусматривает размещение каких-либо объектов на спорном земельном участке.
Согласно п. 2 ч. 5 ст. 23 Градостроительного Кодекса Российской Федерации положения о территориальном планировании, содержащиеся в Генеральном плане, включают в себя перечень мероприятий по территориальному планированию и указание на последовательность их выполнения.
В частности, раздел 5 Положения о территориальном планировании Генерального плана города Томска, в числе мероприятий по развитию магистральной улично-дорожной сети, не содержит реконструкцию и расширение ул. Нахимова.
Ссылка Ответчика и третьего лица на Схему транспортной инфраструктуры и карту градостроительного зонирования как основание для резервирования с целью расширения магистральной улицы городского значения, а также довод о том, что спорный земельный участок попадает в границы ул. Нахимова, несостоятельны.
Согласно фрагмента карты градостроительного зонирования спорный земельный участок расположен в зоне общественно-жилого назначения.
В силу п. 11 ст. 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации, красные линии - линии, которые обозначают существующие, планируемые (изменяемые, вновь образуемые) границы территорий общего пользования, границы земельных участков, на которых расположены линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения. Таким образом, красные линии отделяют территорию улично-дорожной сети от остальной территории города. За пределы красных линий в сторону улицы не должны выступать здания и сооружения.
Из анализа представленного в материалы дела фрагмента карты градостроительного зонирования Правил землепользования и застройки с обозначением земельного участка по ул. Нахимова, 2, кадастрового паспорта земельного участка следует, что спорный земельный участок не располагается за красными линиями застройки на территории земель общего пользования. На фрагменте карты указаны только проектируемые красные линии, которые до настоящего времени в установленном законом порядке не утверждены.
Таким образом, спорный земельный участок по ул. Нахимова, 2 не расположен в границах планируемого размещения объектов транспортной инфраструктуры.
Представитель прокуратуры Томской области полагает, что постановление Мэра г. Томска от 04.03.2009 № 150 "О резервировании земель для муниципальных нужд" не соответствует актам большей юридической силы - ч. 1 ст. 36, ст. 70.1 Земельного Кодекса Российской Федерации, п. 4 ст. 9, п.п. 2 ч. 5 ст. 23 Градостроительного Кодекса Российской Федерации, п. 3 Положения о резервировании земель для государственных и муниципальных нужд, в связи с чем полагает, что требования заявителя подлежат удовлетворению.
Более подробно доводы участвующих в деле лиц изложены в письменных пояснениях.
Заслушав представителей лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, арбитражный суд считает установленными следующие обстоятельства.

]]>
Проанализировав нормы права и материалы дела, суд приходит к выводу о том, что оспариваемое постановление от 04.03.2009 № 150 "О резервировании земель для муниципальных нужд" не соответствует положениям нормативных правовых актов, имеющих большую юридическую силу и предусматривающих возможность резервирования земель только при наличии соответствующих оснований, в том числе: ч. 4 ст. 3 Градостроительного кодекса Российской Федерации; п. 2 ст. 49 Земельного кодекса Российской Федерации; ст. 70.1 Земельного кодекса Российской Федерации; Положению о резервировании земель для государственных и муниципальных нужд, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 22.07.2008 № 561; ч. 1 ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации.
Доводы заявителя в части несоответствия оспариваемого нормативного правового акта постановления от 04.03.2009 № 150 положениям п. 4 ст. 9 Градостроительного кодекса Российской Федерации, согласно которым не допускается принятие органами государственной власти, органами местного самоуправления решений о резервировании земель, об изъятии, в том числе путем выкупа, земельных участков для государственных или муниципальных нужд, о переводе земель из одной категории в другую при отсутствии документов территориального планирования, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами отклоняются судом, т. к. положения данной нормы с учетом ст. 3 Федерального закона от 29.12.2004 № 191-ФЗ (ред. от 04.12.2007), должны были быть введены в действие с 01.01.2010, согласно ред. от 27.12.2009 ч. 4 ст. 9 вводится в действие с 01.01.2012.
Таким образом, положения данной нормы в период вынесения оспариваемого акта не действовали, что, тем не менее, не свидетельствует о наличии оснований для отказа в удовлетворении требований с учетом того, что подтверждено несоответствие вынесенного постановления иным положениям нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, указанным заявителем и прокурором.
Нормы ст.ст. 35, 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации, на нарушение которых ссылаются заявитель и прокурор, содержат общие положения, в т.ч. ст. 35 предусматривает, что в результате градостроительного зонирования могут быть установлены жилые, общественно-деловые, производственные зоны, зоны инженерной и транспортной инфраструктур, зоны сельскохозяйственного использования, зоны рекреационного назначения, зоны особо охраняемых территорий, зоны специального назначения, зоны размещения военных объектов и иные виды территориальных зон, ст. 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации включает в себя положения о градостроительном регламенте, которыми согласно ч. 1 ст. 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации определяется правовой режим земельных участков, равно как и всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства.
Данные нормы прямо не регулируют резервирование земель. Вместе с тем, из их толкования следует, что резервирование земель допускается в зонах планируемого размещения объектов капитального строительства для государственных и муниципальных нужд, а также в пределах иных необходимых в соответствии с федеральными законами для обеспечения государственных или муниципальных нужд территорий.
Согласно п. 1 ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации, собственники зданий, строений, сооружений, расположенных на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, имеют исключительное право на приватизацию этих земельных участков и приобретают права на них в порядке и на условиях, установленным настоящим Кодексом. Поскольку оспариваемое постановление было приведено в качестве основания для отказа в предоставлении земельного участка по заявлению общества, данное постановление непосредственно касается прав заявителя, в связи с чем у него имелись основания для обращения в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Обязанность доказывания соответствия оспариваемого акта федеральному конституционному закону, федеральному закону и иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, наличия у органа или должностного лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, а также обстоятельств, послуживших основанием для его принятия, возлагается на орган, должностное лицо, которые приняли акт, в соответствии с ч. 6 ст. 194 АПК РФ.
В связи с тем, что в ходе рассмотрения дела Администрацией г. Томска не представлены доказательства наличия оснований для вынесения оспариваемого постановления о резервировании земельного участка по ул. Нахимова, 2, учитывая, что данное постановление нарушает права ООО "Профит", влияет на возможности их реализации, суд на основании ст. 195 АПК РФ, считает, что постановление Администрации г. Томска от 04.03.2009 № 150 "О резервировании земель для муниципальных нужд" не соответствует ч. 4 ст. 3 с учетом положений ст. 23, 35, 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации, ч. 1 ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации, ст. 49 Земельного кодекса Российской Федерации, ст. 70.1 Земельного кодекса Российской Федерации, п. 3 Положения о резервировании земель для государственных и муниципальных нужд, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 22.07.2008 № 561, в связи с чем требования заявителя подлежат удовлетворению.
В связи с удовлетворением требований заявителя, судебные расходы в сумме 3 000 руб., в т.ч. 1 000 руб. за рассмотрение кассационной жалобы, согласно ст.ст. 110 и 112 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и п.п. 12 п. 1 ст. 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации, относятся на ответчика.
Руководствуясь статьями 110, 167 - 176, 195 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

решил:

Постановление Мэра г. Томска от 04.03.2009 № 150 "О резервировании земель для муниципальных нужд" признать несоответствующим Земельному Кодексу Российской Федерации, Градостроительному кодексу Российской Федерации, Положению о резервировании земель для государственных или муниципальных нужд, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 22.07.2008 № 561, и не действующим.
Взыскать с Администрации г. Томска в пользу Общества с ограниченной ответственностью "Профит" судебные расходы в размере 3 000 рублей.
Решение вступает в законную силу немедленно после принятия и может быть обжаловано в течение месяца со дня вступления в законную силу в арбитражный суд кассационной инстанции - Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа.



Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru