Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Челябинская область


УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ
ПО ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ

РЕШЕНИЕ
от 22 марта 2010 г. по делу № 1-07/10

О нарушении антимонопольного законодательства

г. Челябинск,
пр. Ленина, 59

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Челябинское УФАС России) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее - Комиссия) в составе:

Председателя      Козловой А.А.    - руководителя Челябинского УФАС России;
Комиссии:
Членов            Соболевской Т.М. - начальника отдела  контроля  торгов  и
Комиссии:                            органов   власти   Челябинского   УФАС
                                     России;
                  Заводской М.А.   - главного  специалиста-эксперта  отдела
                                     контроля  торгов    и  органов  власти
                                     Челябинского УФАС России,

в отсутствие Магнитогорского городского Собрания депутатов Челябинской области (далее - Собрание депутатов), уведомленного надлежащим образом, рассмотрев дело № 1-07/10, возбужденное по признакам нарушения Собранием депутатов части 1 статьи 15 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее Закон о защите конкуренции),
УСТАНОВИЛА:

В адрес Челябинского УФАС России поступило заявление ООО "Южный" о проведении проверки на предмет соответствия антимонопольному законодательству действий Администрации города Магнитогорска при передаче в аренду ООО "Транс Энерго" земельного участка, расположенного на прилегающей территории к автовокзалу по адресу: г. Магнитогорск, ул. Вокзальная, д. 39.
Впоследствии ООО "Южный" отозвало свое заявление от 12 октября 2009 года из Челябинского УФАС России и просило не возбуждать дело о нарушении антимонопольного законодательства (вх. № 8995 от 30.11.2009).
Вместе с тем, в ходе проверки представленных документов и информации установлено следующее.
Собранием депутатов принято решение от 26 декабря 2007 года № 181 "Об утверждении Положения о земельных отношениях в городе Магнитогорске" (далее - Положение).
Положением предусмотрена глава 1 "Процедуры и критерии предоставления гражданам земельных участков для целей, не связанных со строительством".
Пунктом 4 данной главы Положения установлено, что в случае если в отношении одного и того же земельного участка поступило более одного заявления, решение о предоставлении испрашиваемого земельного участка принимается в пользу гражданина, подавшего заявление ранее других заявителей, если иное не установлено законом или Положением.
Собранием депутатов представлены письменные пояснения, согласно которым установлено следующее.
Нормы главы 1 Положения, принятого на основании требований статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ), регулируют отношения, возникающие между органами местного самоуправления и гражданами.
Поскольку граждане не являются хозяйствующими субъектами, норма о предоставлении земельных участков в порядке, определенном Положением, не нарушает запреты, установленные частью 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.
В связи с чем, в действиях Собрания депутатов, по утверждению Положения, отсутствуют признаки нарушения антимонопольного законодательства.
Собрание депутатов не наделено в установленном законом порядке полномочиями на принятие акта, устанавливающего процедуры и критерии предоставления юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям земельных участков, находящихся в муниципальной собственности города Магнитогорска, для целей, не связанных со строительством, поэтому такой акт не может быть представлен Комиссии.
Кроме того, статьей 34 ЗК РФ установлена обязанность органов местного самоуправления принять акт, устанавливающий процедуры и критерии предоставления гражданам находящихся в муниципальной собственности земельных участков для целей, не связанных со строительством.
В отношении иных лиц, которые согласно пункту 1 статьи 5 ЗК РФ являются участниками земельных отношений: юридические лица, Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования - на органы местного самоуправления ЗК РФ не возложена обязанность по принятию акта, устанавливающего процедуры и критерии предоставления находящихся в муниципальной собственности земельных участков для целей, не связанных со строительством.
В связи с чем, непринятие Собранием депутатов акта, устанавливающего процедуры и критерии предоставления юридическим лицам земельных участков, находящихся в муниципальной собственности города Магнитогорска, для целей, не связанных со строительством, не является бездействием, и основание возложить обязанность на принятие Собранием такого акта у Комиссии отсутствует.
На основании подпункта 16 пункта 1 статьи 34 Устава города Магнитогорска земельными участками, находящимися в муниципальной собственности, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, Челябинской области, решениями Собрания депутатов, распоряжается Администрация города Магнитогорска. Предоставление таких участков согласно Уставу города Магнитогорска осуществляется на основании решения Администрации города Магнитогорска.
Таким образом, в силу требований пункта 1 статьи 57 Устава города Магнитогорска Собрание депутатов осуществляет свою деятельность в пределах своей компетенции и не вправе самостоятельно принимать к своему рассмотрению вопросы, отнесенные законодательством и Уставом города Магнитогорска, к компетенции Администрации города Магнитогорска.
Администрацией города Магнитогорска на запрос Челябинского УФАС России представлены следующие пояснения.
Нормативно-правовой акт, устанавливающий процедуры и критерии предоставления юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям земельных участков, находящихся в муниципальной собственности города Магнитогорска, для целей, не связанных со строительством, отсутствует, поскольку ЗК РФ не возложена обязанность на органы местного самоуправления по принятию указанного акта.
На основании подпункта 16 пункта 1 статьи 34 Устава города Магнитогорска земельными участками, находящимися в муниципальной собственности, в порядке установленном законодательством Российской Федерации. Челябинской области, решениями Собрания депутатов, распоряжается Администрация города Магнитогорска. Предоставление таких участков согласно Уставу города Магнитогорска осуществляется на основании решения Администрации города Магнитогорска.
Порядок предоставления земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям земельным законодательством не установлен.
Однако земельное законодательство не устанавливает запрета на предоставление юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством.
В связи с тем, что действующим законодательством не определен порядок предоставления юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, в соответствии со статьей 6 Гражданского кодекса Российской Федерации правомерно применение статьи 34 ЗК РФ по аналогии закона.
Вместе с тем, в муниципальной собственности города Магнитогорска отсутствуют земельные участки, незанятые объектами недвижимого имущества. Поэтому Администрация города Магнитогорска не предоставляла и не предоставляет юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности для целей, не связанных со строительством.
Изучив материалы дела, Комиссия пришла к следующим выводам.

]]>
Положение принято Собранием депутатов в пределах полномочий, предоставленных действующим законодательством.
Так, согласно статье 7 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты.
Подпунктом 3 пункта 1 статьи 16 указанного Закона установлено, что к вопросам местного значения городского округа относится, в частности, владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности городского округа.
Пунктом 5 части 1 статьи 13 Устава города Магнитогорска предусмотрено, что определение порядка управления и распоряжения муниципальным имуществом относится к полномочиям Собрания депутатов.
Согласно доводам Собрания депутатов в отношении иных лиц, которые согласно пункту 1 статьи 5 ЗК РФ являются участниками земельных отношений: юридические лица, Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования - на органы местного самоуправления ЗК РФ не возложена обязанность по принятию акта, устанавливающего процедуры и критерии предоставления находящихся в муниципальной собственности земельных участков для целей, не связанных со строительством. В связи с чем, Собрание депутатов не наделено в установленном законом порядке полномочиями на принятие акта, устанавливающего процедуры и критерии предоставления юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям земельных участков, находящихся в муниципальной собственности города Магнитогорска, для целей, не связанных со строительством.
Указанные доводы Собрания депутатов не могут быть приняты Комиссией во внимание по следующим основаниям.
Статьей 34 ЗК РФ установлен порядок предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством.
В связи с тем, что действующим законодательством не определен порядок предоставления юридическим лицам находящихся в муниципальной собственности земельных участков для целей, не связанных со строительством, положения статьи 34 ЗК РФ по аналогии закона распространяются и на юридических лиц (Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа № Ф09-8928/09-С1 от 19.11.2009 по делу № А76-11149/2009-51-193).
На основании частей 2, 3 статьи 34 ЗК РФ граждане, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 данного Кодекса, в котором должны быть определены цель использования земельного участка, его предполагаемые размеры и местоположение, испрашиваемое право на землю.
В силу части 1 статьи 34 ЗК РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков. Для этого указанные органы обязаны принять акт, устанавливающий процедуры и критерии предоставления таких земельных участков, в том числе порядок рассмотрения заявок и принятия решений. Рассмотрению подлежат все заявки, поступившие до определенного указанными процедурами срока. Не допускается установление приоритетов и особых условий для отдельных категорий граждан, если иное не установлено законом.
В соответствии с частью 1 статьи 13 Закона Челябинской области от 28.08.2003 № 171-ЗО "О земельных отношениях" (далее - Закон области о земельных отношениях) земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам исполнительными органами государственной власти или органами местного самоуправления в пределах их полномочий.
Граждане и юридические лица, заинтересованные в предоставлении земельного участка, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления с письменным заявлением о предоставлении земельного участка с приложением необходимых документов (часть 2 статьи 13 Закона области о земельных участках).
В силу части 3 статьи 13 Закона области о земельных участках решение о предоставлении земельных участков гражданам и юридическим лицам принимается органом исполнительной власти Челябинской области или органом местного самоуправления в сроки, предусмотренные федеральным законодательством, со дня поступления заявления и необходимых документов. Предоставление земельных участков осуществляется в порядке, установленном федеральным законодательством, и в соответствии с правилами землепользования и застройки поселений, городских округов, утвержденных органами местного самоуправления.
Пунктом 5 части 1 статьи 13 Устава города Магнитогорска предусмотрено, что определение порядка управления и распоряжения муниципальным имуществом относится к полномочиям Собрания депутатов.
Непринятие Собранием депутатов акта, устанавливающего процедуры и критерии предоставления юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, либо невключение в Положение норм, устанавливающих, что оно распространяется на юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, не обеспечивает принципов справедливости, прозрачности, состязательности процедур предоставления земельных участков юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, установленных статьей 34 ЗК РФ.
Указанное бездействие Собрания депутатов может привести к недопущению, ограничению конкуренции, в частности к необоснованному препятствованию осуществления деятельности хозяйствующими субъектами, что противоречит части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.
Доводы Администрации города Магнитогорска о том, что Администрация города Магнитогорска не предоставляла и не предоставляет юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, ввиду отсутствия земельных участков, незанятых объектами недвижимого имущества, не могут быть приняты Комиссией во внимание, поскольку такие земельные участки могут быть предоставлены юридическим лицам в будущем.
Более того, исходя из писем Администрации города Магнитогорска (исх. № ОДП 54/5855 от 01.12.2009, исх. № 6546/07 от исх. № ОДП 54/5678 от 20.11.2009), земельные участки в городе Магнитогорске предоставляются Администрацией города Магнитогорска юридическим лицам для целей, не связанных со строительством, в соответствии с ЗК РФ и Положением.
Так, согласно указанным письмам заявления МП "Магнитогорский городской транспорт" и ООО "Транс-Энерго" подавались в Администрацию города Магнитогорска по инициативе заявителей.
Согласно доводам Администрации города Магнитогорска в Положении отсутствуют нормы, предусматривающие обязанность по опубликованию информации о предоставлении таких земельных участков после получения заявления о предоставлении земельного участка по инициативе граждан. В связи с чем, публикация информации об указанных предоставляемых земельных участках не осуществлялась.
По мнению Комиссии, наличие указанных положений в акте, устанавливающем процедуры и критерии предоставления юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, недопустимо, поскольку это лишает возможности других хозяйствующих субъектов обратиться с заявлением на получение права аренды таких земельных участков, что не соответствует части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.
Кроме того, Положением предусмотрена глава 1 "Процедуры и критерии предоставления гражданам земельных участков для целей, не связанных со строительством".
Пунктом 4 данной главы Положения установлено, что в случае, если в отношении одного и того же земельного участка поступило более одного заявления, решение о предоставлении испрашиваемого земельного участка принимается в пользу гражданина, подавшего заявление ранее других заявителей, если иное не установлено законом или Положением.
По мнению Комиссии, указание в акте, устанавливающем процедуры и критерии предоставления юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, условия о том, что решение о предоставлении земельного участка, в случае если в отношении него поступило более одного заявления, принимается в пользу юридического лица либо индивидуального предпринимателя, подавшего заявление ранее других заявителей, может оцениваться как предоставление преимущества (приоритета) отдельному хозяйствующему субъекту, не обеспечивает принципов справедливости, прозрачности, состязательности процедур предоставления земельных участков, установленных статьей 34 ЗК РФ, которой установлено, что рассмотрению подлежат все заявки, поступившие до определенного срока, не допускается установление приоритетов и особых условий для отдельных категорий хозяйствующих субъектов.
Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 - 4 статьи 41, частью 1 статьи 49, статьей 50 Закона о защите конкуренции, Комиссия
РЕШИЛА:

1. Признать бездействие Магнитогорского городского Собрания депутатов Челябинской области, выразившееся в непринятии акта, устанавливающего процедуры и критерии предоставления юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, либо невключение в Положение норм, устанавливающих, что оно распространяется на юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, нарушением части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.
3. Выдать Магнитогорскому городскому Собранию депутатов Челябинской области предписание о совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции.
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.
Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа частью 2.6 ст. 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить решение антимонопольного органа.

Председатель Комиссии:
А.А.КОЗЛОВА

Члены Комиссии:
Т.М.СОБОЛЕВСКАЯ
М.А.ЗАВОДСКАЯ





УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ
ПО ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ

ПРЕДПИСАНИЕ
от 22 марта 2010 г. по делу № 1-07/10

О совершении действий,
направленных на обеспечение конкуренции

г. Челябинск,
пр. Ленина, 59

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Челябинское УФАС России) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее - Комиссия) в составе:

Председателя      Козловой А.А.    - руководителя Челябинского УФАС России;
Комиссии:
Членов            Соболевской Т.М. - начальника отдела  контроля  торгов  и
Комиссии:                            органов   власти   Челябинского   УФАС
                                     России;
                  Заводской М.А.   - главного  специалиста-эксперта  отдела
                                     контроля  торгов    и  органов  власти
                                     Челябинского УФАС России,

руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции), на основании своего решения от 22 марта 2010 года по делу № 1-07/10 о нарушении Магнитогорским городским Собранием депутатов Челябинской области части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции,
ПРЕДПИСЫВАЕТ:

1. Магнитогорскому городскому Собранию депутатов Челябинской области в срок до 1 июня 2010 года с целью развития конкуренции, создания равных условий для осуществления деятельности хозяйствующими субъектами, реализации полномочий по определению порядка управления и распоряжения муниципальным имуществом города Магнитогорска, в соответствии с требованиями действующего земельного законодательства принять акт, устанавливающий процедуры и критерии предоставления юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, либо внести соответствующие изменения в Положение о земельных отношениях в городе Магнитогорске, утвержденное решением Магнитогорского городского Собрания депутатов Челябинской области от 26 декабря 2007 года № 181 (далее - Положение).
2. Магнитогорскому городскому Собранию депутатов Челябинской области в срок до 14 июня 2010 года направить в Челябинское УФАС России доказательства исполнения пункта 1 настоящего предписания, в том числе копию публикации соответствующего нормативного правового акта в средстве массовой информации либо соответствующих изменений в Положение.
Каждый пакет документов, представленный в доказательство исполнения настоящего Предписания, должен быть заверен печатью организации и подписью должностного лица, прошит и пронумерован, представлен с сопроводительным письмом и описью документов.
В целях предупреждения нарушения антимонопольного законодательства Магнитогорское городское Собрание депутатов Челябинской области вправе, помимо предоставления информации по пункту 2 настоящего предписания, направить в Челябинское УФАС России проект соответствующего нормативного правового акта либо соответствующих изменений до их утверждения и публикации в средстве массовой информации.
Предписание может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его выдачи.
Примечание. За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа частью 2.6 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.

Председатель Комиссии:
А.А.КОЗЛОВА

Члены Комиссии:
Т.М.СОБОЛЕВСКАЯ
М.А.ЗАВОДСКАЯ



Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru