АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
от 13 мая 2009 г. по делу № А14-2227-2009/55/33
(извлечение)
Индивидуальный предприниматель П. обратился в Арбитражный суд с заявлением о признании действий Управления Федеральной регистрационной службы по Воронежской области, выразившихся в отказе в предоставлении информации, незаконными и обязании УФРС по Воронежской области предоставить информацию по запросу временного управляющего ООО "М" о зарегистрированном в ЕГРП за ООО "М", недвижимом имуществе.
Управление ФРС по Воронежской области заявленные требования не признало, ссылаясь на законность обжалуемых действий по отказу в представлении запрашиваемой информации.
Как следует из материалов дела, определением Арбитражного суда Воронежской области от 24 декабря 2008 года в отношении Общества с ограниченной ответственностью "М" введена процедура наблюдения (дело № А14-16655-2008/50/20б).
Определением от 14.01.2009 временным управляющим ООО "М" назначен П.
С целью обеспечения сохранности имущества должника, проведения анализа его финансового состояния, временный управляющий 04.02.2009 направил в УФРС по Воронежской области запрос о предоставлении сведений относительно наличия недвижимого имущества и земельных участков, зарегистрированных за ООО "М".
Письмом 17.02.2009 № 01/062/2009-87 Управление отказало в удовлетворении запроса в связи с тем, что УФРС по Воронежской области при получении указанного запроса по почте не может удостоверить личность лица, обратившегося за предоставлением информации, а также проверить его полномочия, что может привести к нарушению прав и законных интересов правообладателей.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения временного управляющего в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным данного отказа регистрационной службы и об обязании ее предоставить сведения о правах общества на указанное имущество, содержащиеся в ЕГРП.
Управление в представленном отзыве заявленные требования не признает, ссылаясь на то, что временный управляющий при обращении не представил документы, достоверно подтверждающие его полномочия временного управляющего, кроме того в силу п. 3 ст. 7 Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон о регистрации) в перечень лиц, которые могут получать сведения о зарегистрированных правах отдельного лица, временный управляющий не входит.
Рассмотрев представленные сторонами доказательства, заслушав пояснения представителей лиц, участвующих в деле, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении требований по следующим основаниям.
В соответствии с пунктом 1 статьи 7 Закона о госрегистрации государственная регистрация прав носит открытый характер. Орган, осуществляющий государственную регистрацию прав, обязан предоставлять сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре прав, о любом объекте недвижимости любому лицу, предъявившему удостоверение личности и заявление в письменной форме (юридическому лицу - документы, подтверждающие регистрацию данного юридического лица и полномочия его представителя).
Из материалов дела следует, что временный управляющий обратился в УФРС по Воронежской области с запросом о зарегистрированных правах ООО "М", расположенного по адресу: <...>.
Согласно пункту 3 статьи 7 Закона о госрегистрации сведения о содержании правоустанавливающих документов, за исключением сведений об ограничениях (обременениях), обобщенные сведения о правах отдельного лица на имеющиеся у него объекты недвижимости, выписки, содержащие сведения о переходе прав на объекты недвижимости, а также сведения о признании правообладателя недееспособным или ограниченно дееспособным предоставляются в установленном законом порядке только: самим правообладателям или их законным представителям; физическим и юридическим лицам, получившим доверенность от правообладателя или его законного представителя; руководителям органов местного самоуправления и руководителям органов государственной власти субъектов Российской Федерации; налоговым органам в пределах территорий, находящихся под их юрисдикцией; судам, правоохранительным органам, судебным приставам-исполнителям, имеющим в производстве дела, связанные с объектами недвижимого имущества и (или) их правообладателями; лицам, имеющим право на наследование имущества правообладателя по завещанию или по закону; федеральному антимонопольному органу и его территориальным органам в пределах территорий, находящихся под юрисдикцией указанных территориальных органов; Председателю Счетной палаты Российской Федерации, его заместителю и аудиторам Счетной палаты Российской Федерации для обеспечения деятельности Счетной палаты Российской Федерации.
Между тем, в соответствии с положениями статей 24, 66, 67 Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (в редакции от 03.12.2008) в обязанности временного управляющего входит анализ финансового состояния должника, выявление признаков преднамеренного и фиктивного банкротства, предполагающие исследование перечня имущества должника и обязывающие временного управляющего в случае отсутствия таких сведений запрашивать их у государственных органов, обладающих соответствующей информацией.
Порядок проведения арбитражным управляющим проверки наличия признаков фиктивного и преднамеренного банкротства и необходимые для проверки документы, определены Временными правилами проверки арбитражным управляющим наличия признаков фиктивного и преднамеренного банкротства, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 г. № 855, пункт 2 которых обязывает временного управляющего при проведении проверки исследовать перечень имущества должника на дату подачи заявления о признании должника несостоятельным (банкротом), а также перечень имущества должника, приобретенного или отчужденного в исследуемый период.
Принципы и условия проведения арбитражным управляющим финансового анализа, а также состав сведений, используемых арбитражным управляющим при его проведении, определены в Правилах проведения арбитражным управляющим финансового анализа, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 25.06.2003 г. № 367.
Сведения, запрошенные временным управляющим у регистрирующего органа о зарегистрированных правах Общества являются необходимыми сведениями для осуществления временным управляющим своих функций по выявлению признаков преднамеренного и фиктивного банкротства, а также проведению анализа финансового состояния должника.
Согласно пункту 1 статьи 66 Закона о банкротстве и пункту 4 Временных правил временный управляющий вправе получать любую информацию и документы, касающиеся деятельности должника у государственных органов, обладающих соответствующей информацией. Причем, исходя из смысла пункта 5 статьи 24 Закона о банкротстве, право получения необходимых арбитражному управляющему сведений относится и к конфиденциальной информации.
Отказ управления в предоставлении таких сведений о наличии зарегистрированных объектов недвижимости противоречит Закону о банкротстве, препятствует реализации возложенных на временного управляющего обязанностей при проведении процедуры банкротства.
По указанным основаниям также является несостоятельным довод УФРС по Воронежской области о том, что отказ временному управляющему в предоставлении информации был вызван непредъявлением удостоверения личности, поскольку полномочия временного управляющего не могут быть подтверждены удостоверением личности физического лица, а подтверждаются соответствующими судебными актами о его назначении. Законом о регистрации не предусмотрена обязанность личной явки лица, обратившегося за данной информацией, в регистрирующий орган.
Вместе с тем, временный управляющий, обращаясь в регистрирующий орган за предоставлением соответствующей информации, обязан достоверным образом подтвердить свои полномочия.
Как следует из материалов дела, к запросу о представлении информации временным управляющим были приложены ксерокопии с копий судебных актов, подлинность которых была заверена самим П.
Общее понятие "заверенная копия документа" определено в ГОСТ Р 6.30-2003 как "копия документа, на который в соответствии с установленным порядком проставляют необходимые реквизиты, придающие ей юридическую силу".
Необходимые реквизиты, придающие юридическую силу копиям судебных актов арбитражных судов, указаны в ведомственном нормативном акте - Инструкции по делопроизводству в арбитражных судах Российской Федерации (первой, апелляционной и кассационной инстанциях), утвержденных Приказом ВАС РФ от 25.03.2004 № 27, по правилам пункта 3.33 которой верность копий судебных актов, для которых не требуется заверения гербовой печатью, свидетельствуют секретари судебных заседаний (помощники судей) или специалисты судебных составов, и такие копии заверяются печатью отдела делопроизводства или судебного состава.
В рассматриваемом случае, в соответствии с п. 3.34 Инструкции, определения о введении в отношении должника процедуры наблюдения и назначении конкурсного управляющего должны быть подписаны председательствующим в судебном заседании и секретарем судебного заседания или специалистом судебного состава и заверены гербовой печатью.
Указанные требования заявителем не соблюдены, тем самым временный управляющий при обращении в Управление ФРС по Воронежской области не представил документы, подтверждающие его полномочия на затребование необходимой информации.
При таких обстоятельствах, регистрирующий орган правомерно отказал ИП П. в предоставлении информации о зарегистрированных правах ООО "М" по основаниям невозможности проверки полномочий обратившегося лица.
Таким образом, требования заявителя о признании действий Управления Федеральной регистрационной службы по Воронежской области, выразившихся в отказе в предоставлении информации, незаконными и обязании устранить допущенные нарушения путем предоставления информации по указанному запросу временного управляющего ООО "М" о зарегистрированном в ЕГРП за ООО "М", недвижимом имуществе, удовлетворению не подлежат.
Расходы по уплате государственной пошлины относятся на заявителя.
Руководствуясь ст. ст. 110, 167 - 170, 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд
решил:
В удовлетворении требований индивидуального предпринимателя П. о признании действий Управлению Федеральной регистрационной службы по Воронежской области, выразившихся в отказе в предоставлении информации, незаконными и обязании УФРС по Воронежской области предоставить информацию по запросу временного управляющего ООО "М" о зарегистрированном в ЕГРП за ООО "М", недвижимом имуществе, отказать.
Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня его принятия в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд и в течение двух месяцев со дня вступления в законную силу в Федеральный арбитражный суд Центрального округа.