Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Тюменская область


ТОБОЛЬСКАЯ ГОРОДСКАЯ ДУМА

РЕШЕНИЕ
от 25 мая 2010 г. № 72

О ПОРЯДКЕ ПРОВЕДЕНИЯ АНТИКОРРУПЦИОННОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ
НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ И ПРОЕКТОВ
НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ ТОБОЛЬСКОЙ ГОРОДСКОЙ ДУМЫ
И ПРЕДСЕДАТЕЛЯ ГОРОДСКОЙ ДУМЫ

Рассмотрев Порядок проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов Тобольской городской Думы и Председателя городской Думы, решение постоянной комиссии по правовому обеспечению местного самоуправления, в соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Федеральным законом от 17.07.2009 № 172-ФЗ "Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов", распоряжением Правительства РФ от 25.10.2005 № 1789-р "О концепции административной реформы в Российской Федерации в 2006 - 2010 годах", Постановлением Правительства РФ от 26.02.2010 № 96 "Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов", постановлением Правительства Тюменской области от 11.02.2008 № 42-п "Об утверждении порядка проведения антикоррупционной экспертизы проектов нормативных правовых актов Тюменской области", со статьями 24, 44 Устава города Тобольска, городская Дума решила:
1. Утвердить Порядок проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов Тобольской городской Думы и Председателя городской Думы (прилагается).
2. Настоящее решение вступает в силу с даты его опубликования.
3. Опубликовать настоящее решение в газете "Тобольская правда".
4. Контроль за выполнением настоящего решения возложить на постоянную комиссию по правовому обеспечению местного самоуправления.

Председатель городской Думы
В.П.НЕЙМЫШЕВ





Приложение
к решению городской Думы
от 25 мая 2010 года № 72

ПОРЯДОК
ПРОВЕДЕНИЯ АНТИКОРРУПЦИОННОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ
НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ И ПРОЕКТОВ
НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ ТОБОЛЬСКОЙ ГОРОДСКОЙ ДУМЫ
И ПРЕДСЕДАТЕЛЯ ГОРОДСКОЙ ДУМЫ

1. Общие положения

1.1. Настоящий Порядок разработан в целях выявления коррупционных факторов в нормативных правовых актах и проектах нормативных правовых актов, принимаемых Тобольской городской Думой и Председателем городской Думы, их последующего устранения и устанавливает процедуру проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов) Тобольской городской Думы и Председателя городской Думы.
1.2. Основной задачей проведения антикоррупционной экспертизы является обеспечение выявления при подготовке и принятии муниципальных правовых актов коррупционных факторов и коррупциогенных норм, способствующих созданию условий для проявления коррупции.
1.3. Разработчики проектов нормативных правовых актов Тобольской городской Думы и Председателя городской Думы обеспечивают подготовку проектов нормативных правовых актов, не содержащих коррупционных факторов, перечисленных в главе 2 настоящего порядка, в том числе несут персональную ответственность за полноту, достоверность и соответствие проектов нормативных правовых актов антикоррупционным требованиям.
Факт отсутствия в проекте нормативного правового акта коррупционных факторов разработчики проекта отражают в пояснительной записке к проекту муниципального нормативного правового акта.
1.4. Проекты нормативных правовых актов Тобольской городской Думы, вносимые в Тобольскую городскую Думу в порядке, предусмотренном Положением о порядке подготовки, принятия и действия правовых актов Тобольской городской Думы и Председателя городской Думы, поправки в тексты проектов решений Тобольской городской Думы, а также проекты нормативных правовых актов Председателя городской Думы подвергаются антикоррупционной экспертизе в соответствии с настоящим Порядком, а также могут быть направлены на общественную экспертизу на коррупциогенность в соответствии с настоящим порядком.
1.5. Принятые Тобольской городской Думой и Председателем городской Думы нормативные правовые акты подвергаются антикоррупционной экспертизе в соответствии с действующим законодательством и настоящим порядком.

2. Коррупционные факторы

2.1. Коррупционными факторами являются:
а) факторы, устанавливающие для правоприменителя необоснованно широкие пределы усмотрения или возможность необоснованного применения исключений из общих правил;
б) факторы, содержащие неопределенные, трудновыполнимые и (или) обременительные требования к гражданам и организациям.
2.2. Факторами, устанавливающими для правоприменителя необоснованно широкие пределы усмотрения или возможность необоснованного применения исключений из общих правил, являются:
а) широта дискреционных полномочий - отсутствие или неопределенность сроков, условий или оснований принятия решения, наличие дублирующих полномочий органов местного самоуправления (их должностных лиц);

]]>
б) определение компетенции по формуле "вправе" - диспозитивное установление возможности совершения органами местного самоуправления (их должностными лицами) действий в отношении граждан и организаций;
в) выборочное изменение объема прав - возможность необоснованного установления исключений из общего порядка для граждан и организаций по усмотрению органов местного самоуправления (их должностных лиц);
г) чрезмерная свобода подзаконного нормотворчества - наличие бланкетных и отсылочных норм, приводящее к принятию подзаконных актов, вторгающихся в компетенцию органа местного самоуправления, принявшего первоначальный муниципальный правовой акт;
д) принятие муниципального правового акта сверх компетенции - нарушение компетенции органов местного самоуправления (их должностных лиц) при принятии муниципальных правовых актов;
е) заполнение законодательных пробелов при помощи подзаконных актов в отсутствие законодательной делегации соответствующих полномочий - установление общеобязательных правил поведения в подзаконном акте в условиях отсутствия закона;
ж) отсутствие или неполнота административных процедур - отсутствие порядка совершения органами местного самоуправления (их должностными лицами) определенных действий либо одного из элементов такого порядка;
з) отказ от конкурсных (аукционных) процедур - закрепление административного порядка предоставления права (блага).
2.3. Факторами, содержащими неопределенные, трудновыполнимые и (или) обременительные требования к гражданам и организациям, являются:
а) наличие завышенных требований к лицу, предъявляемых для реализации принадлежащего ему права, - установление неопределенных, трудновыполнимых и обременительных требовании к гражданам и организациям;
б) злоупотребление правом заявителя органом местного самоуправления (его должностными лицами) - отсутствие четкой регламентации прав граждан и организаций;
в) юридико-лингвистическая неопределенность - употребление неустоявшихся, двусмысленных терминов и категорий оценочного характера.

3. Процедура проведения антикоррупционной экспертизы
проектов нормативных правовых актов

3.1. Эффективность проведения экспертизы на коррупциогенность определяется ее обоснованностью, объективностью и проверяемостью результатов.
3.2. Для обеспечения обоснованности, объективности и проверяемости результатов экспертизы необходимо проводить экспертизу каждой нормы проектов нормативных правовых актов и излагать ее результаты в заключении с учетом состава и последовательности коррупционных факторов, в том числе с указанием структурных единиц проекта акта (разделы, главы, статьи, части, пункты, подпункты, абзацы).
3.3. По результатам проведения экспертизы в заключении могут быть отражены возможные негативные последствия сохранения в проектах нормативных правовых актов выявленных коррупционных факторов. Факторы, не относящиеся к коррупциогенным в рамках данного порядка, но которые могут способствовать созданию условий для проявления коррупции, также указываются в заключении.
3.4. При выявлении в рамках правовой экспертизы квалифицирующих признаков, относящихся к коррупционным факторам в действующих муниципальных правовых актах, принятых до введения настоящего порядка, в том числе связанных с необходимостью внесения в них соответствующих изменений и дополнений, обусловленных вступлением в силу федеральных и областных нормативных правовых актов, по решению Председателя городской Думы проводится антикоррупционная экспертиза с последующим направлением заключения разработчикам проектов этих муниципальных правовых актов.
Разработчики проектов при получении соответствующего заключения, в котором отражены сведения о наличии коррупционных факторов, в 10-дневный срок разрабатывают соответствующие проекты муниципальных правовых актов о внесении изменений и дополнений либо о признании утратившими силу действующих муниципальных правовых актов.
3.5. В ходе проведения антикоррупционной экспертизы проектов нормативных правовых актов проводится системный анализ текста на предмет выявления квалифицирующих признаков коррупционных факторов, определенных в главе 2 настоящего порядка.
3.6. К участию в проведении антикоррупционной экспертизы по решению Председателя городской Думы могут привлекаться разработчики проектов муниципальных правовых актов, а также лица (эксперты), имеющие специальные познания в определенной области правоотношений.
3.7. Антикоррупционная экспертиза проектов нормативных правовых актов осуществляется:
а) в ходе проведения правовой экспертизы проектов муниципальных нормативных правовых актов, проводимой в соответствии с Положением о порядке подготовки, принятия и действия правовых актов Тобольской городской Думы и Председателя городской Думы, - сотрудниками Тобольской городской Думы, осуществляющими правовое обеспечение ее деятельности;
б) в ходе согласования проектов нормативных правовых актов - сотрудниками Тобольской городской Думы, осуществляющими правовое обеспечение ее деятельности, юридическими службами (специалистами, осуществляющими правовое обеспечение деятельности) Администрации города Тобольска, ее органов и территориальных подразделений, муниципальных учреждений и иными должностными лицами.
3.8. При выявлении коррупционных факторов:
а) лица, осуществляющие согласование проектов муниципальных правовых актов (подпункт б пункта 3.7), излагают свои замечания и возражения в отдельном заключении, которое прикладывается к проекту нормативного правового акта. Соответствующая отметка об этом делается в реквизите "Согласование" проекта нормативного правового акта;
б) сотрудник Тобольской городской Думы в ходе осуществления правовой экспертизы проектов нормативных правовых актов отражает в заключении о наличии в тексте проекта муниципального нормативного правового акта коррупционных факторов.
В заключение проводится описание коррупционных факторов, указываются предложения и рекомендации, направленные на устранение или ограничение действий таких факторов, в том числе следующие сведения:
- основания для проведения антикоррупционной экспертизы;
- перечень выявленных коррупциогенных факторов с указанием их признаков, ссылками на структуру документа (разделы, главы, статьи, части, пункты, подпункты, абзацы) в соответствии с настоящим порядком.
3.9. Заключение, составленное по результатам проведения антикоррупционной экспертизы проектов нормативных правовых актов, направляется разработчикам проектов.
Доработанные с учетом заключений проекты нормативных правовых актов направляются в организационный отдел городской Думы (приемную Председателя городской Думы) для повторной антикоррупционной экспертизы. При отсутствии в доработанных материалах коррупционных факторов проекты визируются лицом, давшим заключение, без заключения.
В случае несогласия с заключением экспертизы разработчик проекта нормативного правового акта готовит пояснительную записку с обоснованием и аргументацией своего несогласия (возражения). При внесении проекта на рассмотрение городской Думой, Председателем городской Думы к материалам проекта прилагаются все поступившие заключения и возражения.

4. Общественная экспертиза проектов
муниципальных правовых актов

4.1. Общественная экспертиза проводится юридическими и физическими лицами (независимыми экспертами), определенными постоянной комиссией по правовому обеспечению местного самоуправления Тобольской городской Думы, которые в инициативном порядке обращаются в городскую Думу.
Комиссия по правовому обеспечению местного самоуправления на очередном заседании рассматривает данные обращения. При соответствии требованиям и условиям включает обратившихся лиц в перечень независимых экспертов, который размещается в сети Интернет на официальном сайте Тобольской городской Думы.
Основными требованиями и условиями включения в перечень независимых экспертов для проведения экспертизы на коррупциогенность являются:
а) для юридических лиц - наличие в штате не менее 2 сотрудников, удовлетворяющих требованиям к физическому лицу, предусмотренным подпунктом "б" настоящего пункта;
б) для физических лиц - наличие высшего профессионального образования и стажа работы по специальности не менее 3 лет.
4.2. Для проведения общественной экспертизы разработчик проекта размещает проект нормативного правового акта в сети Интернет на официальном сайте органов местного самоуправления города Тобольска в течение рабочего дня, соответствующего дню направления его на согласование.
4.3. При размещении проекта муниципального правового акта в сети Интернет на официальном сайте разработчиком указывается период (срок) для проведения общественной экспертизы и направления соответствующих экспертных заключений независимыми экспертами.
По результатам общественной экспертизы составляется экспертное заключение, которое независимыми экспертами направляется разработчику проекта по адресу, указанному в сети Интернет на официальном сайте органов местного самоуправления города Тобольска.
К проекту нормативного правового акта прилагаются все поступившие разработчику проекта экспертные заключения независимых экспертов. В случае если указанные заключения не поступили в установленные сроки, то данная информация указывается в пояснительной записке к проекту.
По внесенным экспертным заключениям разработчик проекта, в случае несогласия с экспертным заключением, готовит пояснительную записку с обоснованием и аргументацией своего несогласия (возражения). При внесении проекта на рассмотрение в Тобольскую городскую Думу, Председателю городской Думы к материалам проекта прилагаются все поступившие экспертные заключения и возражения.
4.4. Не позднее недели с момента принятия нормативного правового акта проект удаляется с официального сайта органов местного самоуправления города Тобольска.
4.5. Общественная экспертиза не проводится в случае приведения нормативного правового акта в соответствие с действующим законодательством на основании акта прокурорского реагирования.

5. Антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов
Тобольской городской Думы и Председателя городской Думы

5.1. Антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов проводится:
1) прокуратурой Российской Федерации - в соответствии с Федеральным законом "Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов" и Федеральным законом "О прокуратуре Российской Федерации", в установленном Генеральной прокуратурой Российской Федерации порядке и согласно методике, определенной Правительством Российской Федерации;
2) федеральным органом исполнительной власти в области юстиции - в соответствии с Федеральным законом "Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов", в порядке и согласно методике, определенной Правительством Российской Федерации;
3) сотрудниками Тобольской городской Думы, осуществляющими правовое обеспечение ее деятельности, - в соответствии с настоящим порядком.
5.2. Прокуроры в ходе осуществления своих полномочий проводят антикоррупционную экспертизу нормативных правовых актов по вопросам, касающимся:
1) прав, свобод и обязанностей человека и гражданина;
2) муниципальной собственности, муниципальной службы, бюджетного, налогового, таможенного, лесного, водного, земельного, градостроительного, природоохранного законодательства, законодательства о лицензировании;
3) социальных гарантий лицам, замещающим (замещавшим) муниципальные должности, должности муниципальной службы.
5.3. Федеральный орган исполнительной власти в области юстиции проводит антикоррупционную экспертизу Устава города Тобольска и нормативных правовых актов о внесении изменений в Устав города Тобольска - при их государственной регистрации.
5.4. Сотрудники Тобольской городской Думы проводят антикоррупционную экспертизу принятых Тобольской городской Думой и Председателем городской Думы нормативных правовых актов при мониторинге их применения.
5.5. Выявленные в нормативных правовых актах коррупциогенные факторы отражаются:
1) в требовании прокурора об изменении нормативного правового акта или в обращении прокурора в суд в порядке, предусмотренном процессуальным законодательством Российской Федерации;
2) в заключении, составляемом при проведении антикоррупционной экспертизы в случаях, предусмотренных пунктами 5.3, 5.4 настоящего порядка.
5.5.1. В требовании прокурора об изменении нормативного правового акта и в заключении должны быть указаны выявленные в нормативном правовом акте коррупциогенные факторы и предложены способы их устранения.
5.5.2. Требование прокурора об изменении нормативного правового акта подлежит обязательному рассмотрению Председателем городской Думы не позднее чем в десятидневный срок со дня поступления требования и учитывается в соответствии с его компетенцией. Требование прокурора об изменении нормативного правового акта, направленное в Тобольскую городскую Думу, подлежит обязательному рассмотрению на ближайшем заседании городской Думы и учитывается в установленном порядке, в соответствии с его компетенцией.
5.6. Требование прокурора об изменении нормативного правового акта может быть обжаловано в установленном порядке.
5.7. Заключение носит рекомендательный характер и подлежит обязательному рассмотрению Тобольской городской Думой и Председателем городской Думы.
5.8. Разногласия, возникающие при оценке указанных в заключении коррупциогенных факторов, разрешаются в установленном порядке.
5.9. С целью проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов Тобольской городской Думы и Председателя городской Думы органами, предусмотренными подпунктами 1, 2 пункта 5.1 настоящего порядка:
5.9.1. Организационный отдел городской Думы в течение 10 дней со дня принятия городской Думой нормативного правового акта направляет в прокуратуру города его текст на бумажном носителе.
5.9.2. Сотрудник городской Думы, осуществляющий регистрацию принятых Председателем городской Думы нормативных правовых актов, направляет в прокуратуру города их текст на бумажном носителе в срок не позднее 7 дней с даты их принятия Председателем городской Думы.
5.9.3. Представление в федеральный орган исполнительной власти в области юстиции Устава города Тобольска и нормативных правовых актов о внесении изменений в Устав города Тобольска производится сотрудником городской Думы в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации уставов муниципальных образований".



Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru