Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Якутия (Саха)

Документ изменён вышестоящим судом.

Подробнее см. Справку
ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 17 августа 2009 г. по делу № 3-40/09

Верховный суд Республики Саха (Якутия) в составе:
председательствующего Пуховой Е.В.,
при секретаре Петуховой О.Е.,
с участием прокурора Ковальского В.П.,
представителя Правительства РС(Я) Кузьмина А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Якутске
"17" августа 2009 года
дело по заявлению заместителя Восточно-Сибирского транспортного прокурора о признании противоречащими федеральному законодательству и недействующими пунктов 3.17 (в части), 3.18 (в части), 3.19 (в части), 4.2 (в части) Правил пользования водными объектами для плавания на маломерных судах на территории РС(Я), утв. постановлением Правительства РС(Я) от 16.08.2007 г. № 353, суд

установил:

постановлением Правительства РС(Я) от 16.08.2007 № 353 были утверждены Правила пользования водными объектами для плавания на маломерных судах на территории РС(Я).
Указанный текст документа был опубликован в газетных изданиях "Якутские ведомости", № 73, 25.08.2007 г., "Сокуоннар. Уураахтар. Дьаhаллар.", № 49, 19.10.2007 г.
Заместитель Восточно-Сибирского транспортного прокурора обратился в суд с заявлением о признании противоречащими федеральному законодательству и недействующими отдельных положений Правил пользования водными объектами для плавания на маломерных судах на территории РС(Я), утв. постановлением Правительства РС(Я) от 16.08.2007 № 353:
- пункта 3.17 в части устанавливающей обеспечение контроля за транспортировкой маломерных судов за пределы базы, т.к. организация выпуска маломерных судов с баз (сооружений) для их стоянок устанавливается федеральными органами исполнительной власти, в частности, разделом IV Правил пользования маломерными судами на водных объектах Российской Федерации, утв. приказом МЧС РФ от 29.06.2005 № 502.
- пункта 3.18 в части, устанавливающей требование фиксировать в журнале учета выхода (прихода) судов количество людей на борту, а также предполагаемое время возвращения на базу, т.к. правилами федерального органа исполнительной власти таких сведений, обязательных для отражения в журнале учета выхода (прихода) судов, не предусмотрено;
- пункта 3.19 в части, устанавливающей основанием для отказа в выпуске маломерных судов в плавание у судоводителя удостоверения на право управления маломерным судном, судового билета (или его копии, заверенной в установленном порядке), технического талона, т.к. МЧС РФ в Правилах, утв. приказом от 29.06.2005 № 502, устанавливает исчерпывающий перечень оснований для недопуска судна к выходу в плавание, среди которых основание, предусмотренное пунктом 3.19, отсутствует, а имеющееся основание не является аналогичным предусмотренному Правилами РС(Я) по смыслу и содержанию;
- пункта 4.2 в части, устанавливающей скорость движения маломерных судов не более 5 км/ч на акваториях в границах населенных пунктов, портов, пристаней, баз (сооружений) для стоянок маломерных судов, т.к. соответствующим полномочием по установлению скорости движения обладают ГИМС;
На судебном заседании прокурор Ковальский В.П. требование поддержал в полном объеме.
Представитель Правительства РС(Я) Кузьмин А.А. с заявлением не согласен, суду пояснил, что в соответствии с п. 7 ст. 25, ч. 4 ст. 6 Водного кодекса РФ субъекты наделены правом утверждать правила пользования водными объектами для плавания на маломерных судах, в том числе устанавливать запреты на использование маломерных судов. Считает, что противоречия федеральному законодательству отсутствуют и в силу того, что пункты 3.17, 3.18, 3.19 Правил пользования водными объектами для плавания на маломерных судах на территории РС(Я), утв. постановлением Правительства РС(Я) от 16.08.2007 № 353, были разработаны в соответствии с методическими рекомендациями по разработке в субъекте РФ проекта Правил пользования водными объектами для плавания на маломерных судах, подготовленными Департаментом территориальной политики и Управлением ГИМС МЧС России. Пункт 4.2 Правил РС(Я) был также разработан в соответствии с приказом Государственной речной судоходной инспекции по Ленскому бассейну № СИ 11/55 от 17.04.2003 года, подпунктом 3 пункта 35 которого запрещено движение водоизмещающих судов (кроме скоростных) в подходном канале Якутского речного порта и Жатайского затона со скоростью более 5 км. в час. Просит в заявлении отказать.
Суд, выслушав пояснения сторон, изучив материалы дела, приходит к следующему.
Статьи 24, 25 Водного кодекса разграничивают полномочия органов государственной власти Российской Федерации и субъектов РФ в области водных отношений.
Так, в соответствии с п. 7 ст. 25 ВК РФ к полномочиям органов государственной власти субъектов РФ относится утверждение Правил пользования водными объектами для плавания на маломерных судах.
В пределах указанных полномочий постановлением Правительства РС(Я) от 16.08.2007 № 353 были утверждены Правила пользования водными объектами для плавания на маломерных судах на территории РС(Я), которыми был установлен порядок пользования водными объектами для плавания и базирования маломерных судов. В соответствии с территориальным разграничением сферы ведения действие Правил, утвержденных постановлением Правительства РС(Я) от 16.08.2007 № 353, ограничено территорией РС(Я).
В тексте общих положений Правил, утвержденных постановлением Правительства РС(Я) от 16.08.2007 № 353, (п. 1.1) содержится указание на соответствие их Правилам пользования маломерными судами на водных объектах Российской Федерации, утв. Приказом МЧС РФ от 29.06.2005 № 502.
Правила, утвержденные приказом МЧС РФ от 29.06.2005 № 502, устанавливают единый порядок пользования маломерными судами на водных объектах Российской Федерации, чем обеспечивается унификация и единообразие среди региональных правил.
Таким образом, субъекты РФ обладают правом самостоятельно вводить правила пользования водными объектами для плавания маломерных судов, однако такие правила должны соответствовать единым, установленным на уровне федеральных органов исполнительной власти.
Пункты 3.17 и 3.18 Правил, утвержденных постановлением Правительства РС(Я) от 16.08.2007 № 353, посвящены вопросам организации выпуска маломерных судов с баз (сооружений) для их стоянок.
В этой части пункты 3.17 и 3.18 противоречат федеральному законодательству, т.к. организация выпуска маломерных судов с баз (сооружений) для их стоянок устанавливается федеральным органом исполнительной власти, а Правительству РС(Я) предоставлено право регулировать только порядок пользования водными объектами на территории РС(Я).
При таких обстоятельствах, подлежат признанию противоречащими федеральному законодательству следующие положения Правил, утвержденных постановлением Правительства РС(Я) от 16.08.2007 № 353:
- пункт 3.17 в части устанавливающей обеспечение контроля за транспортировкой маломерных судов за пределы базы;
- пункт 3.18 в части, устанавливающей требование фиксировать в журнале учета выхода (прихода) судов количество людей на борту, а также предполагаемое время возвращения на базу;
Кроме этого, прокурором указано на несоответствие федеральному законодательству пунктов 3.19 (в части) и 4.2 (в части) Правил, утвержденных постановлением Правительства РС(Я) от 16.08.2007 № 353.
Так, пунктом 3.19 Правил, утвержденных постановлением Правительства РС(Я) от 16.08.2007 № 353, установлены случаи, при наступлении которых выпуск маломерного судна в плавание не допускается. Одним из таких случаев является отсутствие у судоводителя удостоверения на право управления маломерным судном, судового билета (или его копии, заверенной установленном порядке), технического талона. Этот случай, по мнению заявителя, не соответствует перечню оснований, предусмотренных пунктом 14 Правил, утвержденных приказом МЧС РФ от 29.06.2005 № 502.
Пункт 14 Правил, утвержденных приказом МЧС РФ от 29.06.2005 № 502, также устанавливает случаи, при которых выпуск маломерных судов с базы (сооружения) для их стоянок не производится.
При этом в подпункте "а" пункта 14 Правил, утв. приказом МЧС РФ от 29.06.2005 № 502, говорится о "непредъявлении" судоводителем удостоверения на право управления маломерным судном, судового билета с отметкой о прохождении ежегодного технического освидетельствования (осмотра), а не об "отсутствии" у судоводителя соответствующих документов.
Непредъявление соответствующих документов может быть вызвано, как их отсутствием, так и иными причинами, т.е. эти два понятия не соответствуют друг другу по содержанию. Отсутствие документов можно толковать так, как, если их объективно нет в наличии, а непредъявление может быть вызвано субъективным нежеланием их предъявлять.
Не соответствие заключается и в том, что пункт 3.19 Правил РС(Я) в оспариваемой части дополнен еще и указанием на отсутствие копии судового билета и технического талона. Пункт 14 Правил МЧС РФ не содержит таких документов в числе не непредъявляемых.
Исходя из этого, пункт 3.19 в оспариваемой части подлежит признанию противоречащим федеральному законодательству.
Другое оспариваемое прокурором положение Правил, утвержденных постановлением Правительства РС(Я) от 16.08.2007 № 353, а именно пункт 4.2 устанавливает ограничение скорости движения маломерных моторных судов на акваториях в границах населенных пунктов, портов, пристаней, баз (сооружений) для стоянок маломерных судов - не более 5 км/ч.
Между тем, Правительство РС(Я) было не вправе своими правилами определять предел скорости. В соответствии с пунктом 7 Правил, утв. приказом от 29.06.2005 № 502, МЧС РФ поручает Главному государственному инспектору по маломерным судам субъекта РФ устанавливать безопасную скорость движения маломерных судов на акваториях в границах населенных пунктов и баз (сооружений) для стоянок маломерных судов.
Причем, Правительство РС(Я) в развитие вышеуказанного положения в пункте 1.9 Правил, утвержденных постановлением от 16.08.2007 № 353, возлагает определение безопасной скорости движения маломерных судов на акваториях в границах населенных пунктов и баз (сооружений) для стоянок маломерных судов на Главного государственного инспектора по маломерным судам Республики Саха (Якутия). Поэтому, определив порядок установления ограничения скорости движения, Правительство РС(Я) не вправе самостоятельно осуществлять правовое регулирование в обход указанного порядка.
В этой связи подлежит признанию несоответствующим федеральному законодательству пункт 4.2 Правил, утвержденных постановлением Правительства РС(Я) от 16.08.2007 № 353, в части, устанавливающей скорость движения маломерных судов не более 5 км/ч на акваториях в границах населенных пунктов, портов, пристаней, баз (сооружений) для стоянок маломерных судов.
В соответствии с ч. 2 ст. 253 ГПК РФ, установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, суд признает нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.
При этом методические рекомендации, которыми руководствовалось Правительство РС(Я), предписывают субъектам РФ предусматривать пункты 3.17, 3.18, 3.19 в тексте Правил пользования водными объектами для плавания на маломерных судах. Однако это не устраняет противоречий федеральному законодательству, выявленных в пунктах 3.17, 3.18, 3.19 Правил, утв. постановлением Правительства РС(Я) от 16.08.2007 № 353.
Суд приходит к выводу об удовлетворении заявления прокурора на основании того, что оспариваемые им положения не соответствуют акту, имеющему высшую юридическую силу, а соответствие этих положений акту, имеющему рекомендательный характер, доводов заявителя не опровергает. Приказ Государственной речной судоходной инспекции по Ленскому бассейну № СИ 11/55 от 17.04.2003 также не является подтверждением правильности доводов Правительства РС(Я).
На основании вышеизложенного, требования заявителя обоснованы и подлежат удовлетворению в полном объеме.
Руководствуясь ст. 253 ГПК РФ,

решил:

Заявление заместителя Восточно-Сибирского транспортного прокурора - удовлетворить в полном объеме.
Признать противоречащими федеральному законодательству и недействующими со дня вступления в силу решения суда следующие пункты Правил пользования водными объектами для плавания на маломерных судах на территории РС(Я), утв. постановлением Правительства РС(Я) от 16.08.2007 № 353:
- пункт 3.17 в части устанавливающей обеспечение контроля за транспортировкой маломерных судов за пределы базы;
- пункт 3.18 в части, устанавливающей требование фиксировать в журнале учета выхода (прихода) судов количество людей на борту, а также предполагаемое время возвращения на базу;
- пункт 3.19 в части, устанавливающей основанием для отказа в выпуске маломерных судов в плавание у судоводителя удостоверения на право управления маломерным судном, судового билета (или его копии, заверенной в установленном порядке), технического талона;
- пункт 4.2 в части, устанавливающей скорость движения маломерных судов не более 5 км/ч на акваториях в границах населенных пунктов, портов, пристаней, баз (сооружений) для стоянок маломерных судов;
Сведения о принятом решении опубликовать в официальных средствах массовой информации после вступления в законную силу.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в течение 10 дней.

Председательствующий
Е.В.ПУХОВА



Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru