Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Ярославская область


АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЯРОСЛАВСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 29 декабря 2009 г. № А82-16549/2009-29

Резолютивная часть решения объявлена 24 декабря 2009 года.
Полный текст решения изготовлен 29 декабря 2009 года.
Арбитражный суд Ярославской области
в составе судьи Мухиной Е.В.,
при ведении протокола судебного заседания судьей Мухиной Е.В.,
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению
ОАО "Управляющая компания № 1"
к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области,
третье лицо - ОАО "Новгородэнергосервис"
об оспаривании решения антимонопольного органа,
при участии:
от заявителя - Ломоносова О.С., доверенность от 14.09.2009,
от ответчика - Гаве М.В., доверенность от 06.04.2009,
от третьего лица - не явились,

установил:

открытое акционерное общество "Управляющая компания № 1" обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области по делу № 03-03/30-09 от 13 июля 2009 г. (изготовлено в полном объеме 24.07.2009) о признании ОАО "Управляющая компания № 1" нарушившим часть 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции".
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено ОАО "Новгородэнергосервис" (ОАО "НЭС").
Третье лицо надлежащим образом извещено о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание представителя не направило, отзыв не представило, в связи с чем в порядке статьи 156 АПК РФ дело рассматривается судом без участия третьего лица.
Заявитель решение антимонопольного управления считает незаконным, нарушающим интересы ОАО "Управляющая компания № 1", поскольку ни заказчиком, ни конкурсной комиссией не допущено нарушений законодательства при проведении конкурсного отбора.
Ответчик требования заявителя не признает, настаивает на законности и обоснованности оспариваемых актов.
Рассмотрев материалы дела, заслушав доводы сторон, суд установил следующее.
Управлением Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области 13 июля 2009 г. вынесено (24.07.2009 изготовлено в полном объеме) решение по делу № 03-03/30-09.
Оспариваемым решением ОАО "Управляющая компания № 1" и комиссия конкурсного отбора ОАО "Управляющая компания № 1" признаны нарушившими часть 1 статьи 17 Федерального закона "О защите конкуренции".
Статьей 17 Федерального закона "О защите конкуренции" установлены антимонопольные требования к торгам.
В соответствии с частью 1 статьи 17 запрещаются при проведении торгов действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.
Признаки нарушения данной нормы усмотрены антимонопольным управлением в действиях ОАО "Управляющая компания № 1" по неопределению в конкурсной документации системы требований к показателям, на основании которых определяется победитель конкурсного отбора, что привело к отсутствию прозрачного, предсказуемого для участников конкурсного отбора "механизма" определения победителя; по предъявлению к участникам конкурсного отбора необоснованных требований (отборочных критериев), не предусмотренных законодательством; по изменению условий договоров на выполнение работ, заключенных с ОАО "Новгородэнергосервис" по итогам конкурсного отбора по первым 44 лотам, что привело к ограничению числа хозяйствующих субъектов, которые изъявили бы желание на участие в конкурсном отборе.
Признаки нарушения данной нормы усмотрены антимонопольным управлением в действиях комиссии конкурсного отбора по допуску ОАО "Новгородэнергосервис" (участника конкурсного отбора, который не соответствовал требованиям Порядка и конкурсной документации) до процедуры оценки и сопоставления заявок участников конкурсного отбора, при условии бесспорной осведомленности о состоянии аффилированности ОАО "Новгородэнергосервис" и ОАО "Управляющая компания № 1".
В ходе судебного разбирательства установлены следующие фактические обстоятельства дела.
20 декабря 2008 г. в газете "Городские новости" опубликовано извещение о проведении конкурсного отбора на право заключения договоров на выбор подрядной организации на проведение капитального ремонта жилых домов, расположенных на территории Фрунзенского района города Ярославля.
Предметом конкурсного отбора являлись лоты (всего 45) на право заключения договоров на капитальный ремонт жилых домов, расположенных на территории Фрунзенского района города Ярославля.
Извещением и конкурсной документацией определены сроки выполнения работ: ремонт крыш - до 01.05.2009, ремонт систем теплоснабжения - до 01.05.2009, ремонт систем водоснабжения и водоотведения - до 01.02.2009, ремонт фасадов - до 01.05.2009, ремонт лифтового оборудования (лот № 45) - до 01.05.2009.
Согласно извещению заказчиком конкурсного отбора (ОАО "Управляющая компания № 1") разработана конкурсная документация на право заключения договора на выбор подрядной организации на проведение капитального ремонта жилых домов, расположенных на территории Фрунзенского района города Ярославля.
Приказом генерального директора ОАО "Управляющая компания № 1" от 22.12.2007 № 87 для проведения конкурсного отбора создана комиссия. В состав комиссии вошли генеральный директор, заместитель директора, главный инженер, инженер, главный бухгалтер ОАО "Управляющая компания № 1", а также представитель территориальной администрации как представитель собственника муниципального жилого фонда и представители собственников помещений в многоквартирных домах.
Вскрытие конвертов состоялось 30.12.2008, рассмотрение заявок состоялось 31.12.2008, оценка и сопоставление заявок - 31.12.2008, о чем составлены соответствующие протоколы.
Заявки на участие в конкурсном отборе подали 14 хозяйствующих субъектов, допущены к участию все.
Согласно протоколу оценки и сопоставления заявок победителем по 44 лотам стало ОАО "Новгородэнергосервис". По лоту № 45 - ремонт лифтового хозяйства - МУП "Ярославльлифт". ОАО "Новгородэнергосервис" в отборе по лоту № 45 не участвовало.
По всем 44 лотам договоры подряда между ОАО "Управляющая компания № 1" и ОАО "НЭС" заключены 31.12.2008 на условиях конкурсной документации в соответствии с проектом договора.
Пунктом 5.1 проекта договора предусмотрен порядок расчетов: за отдельные этапы выполненных работ путем перечисления заказчиком денежных средств на расчетный счет подрядчика в срок не позднее 35 календарных дней с даты подписания акта формы КС-2 и после получения справки формы КС-3.
По всем 44 лотам сторонами 12 января 2009 г. подписаны дополнительные соглашения, которыми в договор дополнительно включен пункт 5.4, которым предусмотрено право заказчика выплатить аванс в размере 30% суммы договора, при условии поступления денежных средств из бюджета на указанные цели, с последующим зачетом при оплате за выполненные работы.
По всем 44 лотам между ОАО "Управляющая компания № 1" и ОАО "НЭС" в марте 2009 г. заключались дополнительные соглашения, направленные на перенос сроков выполнения работ.
Договоры и дополнительные соглашения представлены суду для обозрения в полном объеме, в материалы дела - выборочно.
В материалы дела представлен отчет о ходе капитального ремонта МКД по состоянию на 01.07.2009, согласно которому процент фактического выполнения по разным лотам колеблется от 10 до 99.
Согласно данным Ярославского филиала ООО "Реестр-РН" по состоянию на 27.02.2008, открытым акционерным обществом "Управляющая компания № 1" выпущено 848 обыкновенных акций, владельцем 482 акций является ОАО "Новгородэнергосервис" (56,84%).
Комитетом по управлению муниципальным имуществом мэрии г. Ярославля 23.06.2009 представлены сведения о продаже пакетов акций, согласно которым на специализированном аукционе 02.06.2008 482 обыкновенные акции ОАО "Управдом Фрунзенского района" проданы ОАО "Новгородэнергосервис".
Оценив доводы сторон и представленные доказательства, суд пришел к следующим выводам.
Пунктом 7 статьи 4 Федерального закона "О защите конкуренции" определено понятие конкуренции - соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.
Пунктом 17 статьи 4 Федерального закона "О защите конкуренции" определены признаки ограничения конкуренции - сокращение числа хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, на товарном рынке, рост или снижение цены товара, не связанные с соответствующими изменениями иных общих условий обращения товара на товарном рынке, отказ хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, от самостоятельных действий на товарном рынке, определение общих условий обращения товара на товарном рынке соглашением между хозяйствующими субъектами или в соответствии с обязательными для исполнения ими указаниями иного лица либо в результате согласования хозяйствующими субъектами, не входящими в одну группу лиц, своих действий на товарном рынке, а также иные обстоятельства, создающие возможность для хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товара на товарном рынке.
Федеральный закон № 185-ФЗ от 21 июля 2007 г. "О фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" в целях создания безопасных и благоприятных условий проживания граждан, повышения качества реформирования жилищно-коммунального хозяйства, формирования эффективных механизмов управления жилищным фондом, внедрения ресурсосберегающих технологий устанавливает правовые и организационные основы предоставления финансовой поддержки субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям на проведение капитального ремонта многоквартирных домов, переселение граждан из аварийного жилищного фонда путем создания некоммерческой организации, осуществляющей функции по предоставлению такой финансовой поддержки, определяет компетенцию, порядок создания некоммерческой организации и ее деятельности, регулирует отношения между указанной некоммерческой организацией, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления.
Согласно статье 3 Федерального закона № 185-ФЗ в целях настоящего Федерального закона создается государственная корпорация - Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства (далее - Фонд). Фонд создается Российской Федерацией. Статус, цели деятельности, функции и полномочия Фонда определяются настоящим Федеральным законом, Федеральным законом от 12 января 1996 года № 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" (далее - Федеральный закон "О некоммерческих организациях") и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, регулирующими деятельность некоммерческих организаций, с особенностями, установленными настоящим Федеральным законом.
Статьей 5 Федерального закона № 185-ФЗ установлено, что имущество Фонда формируется за счет имущественного взноса Российской Федерации в размере двухсот сорока миллиардов рублей, а также доходов, получаемых Фондом от размещения временно свободных средств, и других не запрещенных законом поступлений.
Статьей 20 того же Федерального закона определен порядок расходования средств Фонда. В соответствии с пунктом 8 статьи 20 порядок привлечения товариществом собственников жилья, жилищным, жилищно-строительным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом либо выбранной собственниками помещений в многоквартирном доме управляющей организацией подрядных организаций для выполнения работ по капитальному ремонту многоквартирного дома с использованием средств, предоставляемых в соответствии с настоящим Федеральным законом, может устанавливаться субъектом Российской Федерации. Порядок выплаты товариществом собственников жилья, жилищным, жилищно-строительным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом либо собственниками помещений в многоквартирном доме средств на долевое финансирование капитального ремонта многоквартирного дома, в том числе порядок, предусматривающий возможность предоставления рассрочки выплаты таких средств, определяется органом местного самоуправления.
Согласно пункту 9 статьи 20 оплата работ по капитальному ремонту многоквартирного дома за счет размещенных на банковских счетах и указанных в части 7 настоящей статьи средств производится с учетом требований, установленных частью 5 статьи 15 настоящего Федерального закона, на основании актов приемки работ по капитальному ремонту многоквартирного дома, согласованных с органом местного самоуправления и подписанных лицами, которые уполномочены действовать от имени товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива либо выбранной собственниками помещений в многоквартирном доме управляющей организации, за исключением случая, установленного частью 11 настоящей статьи.
Конкурсный отбор на право заключения договора на выбор подрядной организации на проведение капитального ремонта жилых домов, расположенных на территории Фрунзенского района города Ярославля, проведен в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 2007 г. № 185-ФЗ "О фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства", что следует из конкурсной документации.
Постановлением Правительства Ярославской области от 23 апреля 2008 г. № 198-п утверждена методика расчета размера субсидии на проведение капитального ремонта многоквартирного дома и Порядок привлечения подрядных организаций для выполнения работ по капитальному ремонту многоквартирных домов.
Мэрией города Ярославля 29 августа 2008 г. принято распоряжение № 178 "Об утверждении методических рекомендаций по проведению конкурсного отбора подрядных организаций".
Заказчиком ОАО "Управляющая компания № 1" в конкурсной документации определены критерии оценки заявок участников конкурсного отбора, в том числе, дополнительно к критериям, установленным пунктом 7.5 Порядка, утвержденного Правительством Ярославской области, установлен такой критерий, как "отсутствие предоплаты (аванса) - до 2 баллов".
Как видно из материалов дела, ОАО "НЭС" по данному критерию получено максимальное количество баллов по каждому лоту. Договоры подряда заключены в соответствии с условиями конкурсной документации и положениями Федерального закона № 185-ФЗ - без условия о предварительной оплате - 31.12.2008. Однако уже 12.01.2009 сторонами подписаны дополнительные соглашения по 44 лотам, которыми, фактически, в нарушение Федерального закона № 185-ФЗ от 21 июля 2007 г. изменена конкурсная документация (предусмотрена предварительная оплата в размере 30%). Поскольку на таких условиях конкурсный отбор не проводился, суд полагает, что договоры подряда по 44 лотам заключены с единственным подрядчиком без проведения конкурса.
В силу положений статьи 4 Закона РСФСР № 948-1 от 22 марта 1991 г. "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках", статьи 9 Федерального закона "О защите конкуренции" ОАО "Управляющая компания № 1" и ОАО "НЭС" являются аффилированными лицами, то есть лицами, способными оказывать влияние на деятельность юридических и (или) физических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что действиями конкурсной комиссии и заказчика ОАО "Управляющая компания", совершенными при организации, проведении торгов, заключении и изменении договоров подряда с ОАО "НЭС" устранена конкуренция на рынке работ по капитальному ремонту жилых многоквартирных домов во Фрунзенском районе города Ярославля.
Принимая во внимание изложенное, суд считает оспариваемое решение антимонопольного управления законным и обоснованным, а требования заявителя - не подлежащими удовлетворению.
Руководствуясь статьями 167 - 170, 201, 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

решил:

в удовлетворении заявленного требования отказать.
Решение может быть обжаловано во Второй арбитражный апелляционный суд (г. Киров) в месячный срок.

Судья
Е.В.МУХИНА



Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru