АРБИТРАЖНЫЙ СУД КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
от 17 июля 2008 г. по делу № А33-12677/2007
Судья Арбитражного суда Красноярского края Цыганкова И.Н.
рассмотрела в судебном заседании дело по иску федерального государственного унитарного предприятия "Росморпорт" в лице Таганрогского филиала (г. Таганрог)
к открытому акционерному обществу "Енисейское речное пароходство" (г. Красноярск)
о взыскании 292 977 рублей 39 копеек долга и процентов за пользование чужими денежным средствами,
при участии в судебном заседании:
от ответчика: Б. - представителя по доверенности от 09.01.2008 № 05-241,
протокол настоящего судебного заседания велся судьей Цыганковой И.Н.
Резолютивная часть решения была объявлена в судебном заседании 10 июля 2008 года. В полном объеме решение изготовлено 17 июля 2008 года.
установил:
федеральное государственное унитарное предприятие "Росморпорт" в лице Таганрогского филиала (далее - ФГУП "Росморпорт") обратилось с исковым заявлением к открытому акционерному обществу "Енисейское речное пароходство" (далее - ОАО "Енисейское речное пароходство") о взыскании 292 977 рублей 39 копеек долга и процентов за пользование чужими денежным средствами.
Определением суда от 20.11.2007 (в редакции определения от 15.05.2008) к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора на стороне ответчика, привлечена фирма "ЛИПОЛАР МЕНЕДЖМЕНТ ЛТД", которая находится по адресу: 224 Арч Макариус III, Ачиллеус, Билдинг, Сьют 32, 3030, Лимассол, Кипр.
Рассмотрение дела откладывалось.
От истца посредством факсимильной связи поступило ходатайство о проведении судебного разбирательства в отсутствие представителя истца.
Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора на стороне ответчика, - фирма "ЛИПОЛАР МЕНЕДЖМЕНТ ЛТД" извещено надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явилось. В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие указанного лица.
Представитель истца возражал против удовлетворения искового заявления на основании следующего: ОАО "Енисейское речное пароходство" не является надлежащим ответчиком, поскольку ОАО "Енисейское речное пароходство" заключило договоры фрахтования судна без экипажа (бербоут-чартера) с иностранным судовладельцем - "ЛИПОЛАР МЕНЕДЖМЕНТ ЛТД", которое находится по адресу: 224 Арч Макариус III, Ачиллеус, Билдинг, Сьют, 32, 3030, Лимассол, Кипр. Представитель ответчика также пояснил, что в соответствии с пунктом 1 статьи 218 Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации фрахтователь осуществляет эксплуатацию судна в соответствии с условиями бербоут-чартера и несет все связанные с эксплуатацией расходы, в том числе расходы на содержание членов экипажа судна. Фрахтователь возмещает расходы на страхование судна и своей ответственности, а также уплачивает взимаемые с судна сборы.
При рассмотрении настоящего дела судом установлено:
ФГУП "Росморпорт" предъявило требование о взыскании с ОАО "Енисейское речное пароходство" маячного сбора за период с 20.08.2004 по 31.12.2004 в связи с тем, что в указанный период ответчику был обеспечен безопасный транзитный судопроход по Азовскому морю от Керченского пролива к портам Ростов и Азов, а также в обратном направлении через акваторию порта Таганрог.
Основанием для предъявления указанных требований являются сведения о регистрации прохода транзитных судов, следующих по акватории порта Таганрог в период с 20.08.2004 по 31.12.2004, и выставленные истцом дисбурсментские счета. Направленные дисбурсментские счета не были оплачены, что и послужило основанием для обращения с иском в суд.
Согласно отзыву на иск ответчика в Азово-Черноморском бассейне находились следующие суда, принадлежащие ОАО "Лесосибирский порт" на праве собственности и находящиеся в доверительном управлении у ОАО "Енисейское речное пароходство": "Пушкино", "Дмитров", "Северодонецк", "Электросталь", "Весьегонск", "Солнечногорск".
Представленными в материалы дела свидетельствами о праве собственности на судно подтверждается, что суда "Дмитров", "Пушкино", "Северодонецк", "Солнечногорск", "Электросталь", "Весьегонск" принадлежат ОАО "Лесосибирский порт" на праве собственности и находятся в доверительном управлении у ОАО "Енисейское речное пароходство".
Названные суда зарегистрированы в Государственном судовом реестре РФ, имеют свидетельства о праве плавания под Государственным флагом Российской Федерации.
Между ОАО "Енисейское речное пароходство" и фирмой "ЛИПОЛАР МЕНЕДЖМЕНТ ЛТД" в отношении указанных судов заключены договоры бербоут-чартера, N, № 01-24-42/02 от 01.09.2002 (теплоход "Пушкино"), № 0-1-24-43/02 от 01.01.2003 (теплоход "Северодонецк"), № 01-24-45/03 от 24.03.2003 ("Дмитров"), № 01-24-46/03 от 27.03.2003 (теплоход "Электросталь"), 01-24-48/03 от 02.10.2003 (теплоход "Солнечногорск"), № 01-24-51/04 от 01.03.2004 (теплоход "Весьегонск")
Передача указанных судов фирме "ЛИПОЛАР МЕНЕДЖМЕНТ ЛТД" подтверждается соответствующими актами приема-передачи от 01.09.2002, 01.01.2003, 24.03.2003, 27.03.2003, 02.10.2003, 22.03.2004
Исследовав представленные доказательства, заслушав и оценив доводы лиц, участвующих в деле, арбитражный суд пришел к следующим выводам:
В соответствии с пунктом 4 Постановления Правительства РФ от 17.12.1993 № 1299 "Об организации управления морскими портами" Министерство транспорта Российской Федерации определяет порядок взимания и использования портовых сборов администрациями морских портов.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.09.2002 № 705 "О совершенствовании системы государственного управления морскими торговыми и специализированными портами" принято решение о создании ФГУП "Росморпорт" с закреплением за ним на праве хозяйственного ведения федерального имущества морских портов, не закрепленного за администрациями морских портов. Пунктом 6 названного Постановления установлено, что предприятие "Росморпорт" находится в ведении Министерства транспорта Российской Федерации и осуществляет свою деятельность за счет остающихся в его распоряжении доходов от использования закрепленного за ним на праве хозяйственного ведения имущества и портовых сборов (корабельного, маячного, канального, причального, якорного, экологического, лоцманского и других сборов, определяемых Министерством транспорта Российской Федерации), которые направляются на содержание и развитие объектов, обеспечивающих безопасность мореплавания, и осуществление другой портовой деятельности.
В нарушение указанных требований Распоряжением Росморречфлота от 30.06.2004 № ВР-33-р "О временных мерах по обеспечению содержания и развития объектов портовой инфраструктуры и выполнения административно-властных полномочий в морском порту Таганрог" полномочия по взиманию портовых сборов: канального, маячного, лоцманского, причального и ледокольного в морском порту Таганрог с 00 часов 1 июля 2004 года передано ФГУП "Росморпорт".
Приказом Министерства транспорта РФ от 31.12.2004 № 53 "Об отмене актов, изданных Федеральной службой и федеральными агентствами, находящимися в ведении Министерства транспорта Российской Федерации с нарушением законодательства Российской Федерации" указанное Распоряжение от 30.06.2004 № ВР-33-р отменено.
В дальнейшем Приказом Министерства транспорта РФ от 31.12.2004 № 53 "О временных мерах по обеспечению деятельности морских администраций портов и содержанию объектов портовой инфраструктуры" на ФГУП "Росморпорт" с 00 часов 1 января 2005 возложено взимание маячного сбора в порту Таганрог (в редакции Приказа Минтранса РФ от 01.02.2005 № 5).
Приказом Министерства транспорта РФ от 29 декабря 2006 г. № 181 "О временных мерах по обеспечению деятельности администраций морских портов и содержанию объектов портовой инфраструктуры" на ФГУП "Росморпорт" с 00 часов 1 января 2007 года возложено взимание маячного сбора в порту Таганрог.
Согласно части 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Истцом не представлено доказательств того, что ФГУП "Росморпорт" в заявленный период с 20.08.2004 по 31.12.2004 было предоставлено право взимания маячного сбора в порту Таганрог.
Кроме того, судом установлено, что суда "Дмитров", "Пушкино", "Северодонецк", "Солнечногорск", "Электросталь", "Весьегонск" были переданы фирме "ЛИПОЛАР МЕНЕДЖМЕНТ ЛТД" по договору бербоут-чартера.
Согласно статье 211 Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации по договору фрахтования судна без экипажа (бербоут-чартеру) судовладелец обязуется за обусловленную плату (фрахт) предоставить фрахтователю в пользование и во владение на определенный срок не укомплектованное экипажем и не снаряженное судно для перевозок грузов, пассажиров или для иных целей торгового мореплавания.
Передача судов фрахтователю - фирме "ЛИПОЛАР МЕНЕДЖМЕНТ ЛТД" подтверждается представленными в материалы дела актами приема-передачи.
Статьей 219 Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации установлено, что фрахтователь несет ответственность перед третьими лицами по любым их требованиям, возникающим в связи с эксплуатацией судна, за исключением требований возмещения ущерба от загрязнения с судов нефтью и ущерба в связи с морской перевозкой опасных и вредных веществ. Также частью 1 статьи 219 Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации предусмотрено, что фрахтователь возмещает расходы на страхование судна и своей ответственности, а также уплачивает взимаемые с судна сборы.
Пп. b п. 9 договоров бербоут-чартера также содержит положение о том, что фирма "ЛИПОЛАР МЕНЕДЖМЕНТ ЛТД", как фрахтователь судов, обязана оплачивать все сборы и расходы любого характера.
Таким образом, в силу статьей 218 и 219 Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации обязанность по оплате маячного сбора, возникающего непосредственно в связи с эксплуатацией судна, возлагается на фрахтователя, то есть в данном случае на фирму "ЛИПОЛАР МЕНЕДЖМЕНТ ЛТД".
С учетом изложенного суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении иска.
Руководствуясь статьями 167 - 170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Красноярского края
решил:
В удовлетворении иска отказать.
Разъяснить, что настоящее решение может быть обжаловано в течение месяца после его принятия в Третий арбитражный апелляционный суд.
Судья
И.Н.ЦЫГАНКОВА