Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Красноярский край


АРБИТРАЖНЫЙ СУД КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 17 июля 2008 г. по делу № А33-12677/2007

Судья Арбитражного суда Красноярского края Цыганкова И.Н.
рассмотрела в судебном заседании дело по иску федерального государственного унитарного предприятия "Росморпорт" в лице Таганрогского филиала (г. Таганрог)
к открытому акционерному обществу "Енисейское речное пароходство" (г. Красноярск)
о взыскании 292 977 рублей 39 копеек долга и процентов за пользование чужими денежным средствами,
при участии в судебном заседании:
от ответчика: Б. - представителя по доверенности от 09.01.2008 № 05-241,
протокол настоящего судебного заседания велся судьей Цыганковой И.Н.
Резолютивная часть решения была объявлена в судебном заседании 10 июля 2008 года. В полном объеме решение изготовлено 17 июля 2008 года.

установил:

федеральное государственное унитарное предприятие "Росморпорт" в лице Таганрогского филиала (далее - ФГУП "Росморпорт") обратилось с исковым заявлением к открытому акционерному обществу "Енисейское речное пароходство" (далее - ОАО "Енисейское речное пароходство") о взыскании 292 977 рублей 39 копеек долга и процентов за пользование чужими денежным средствами.
Определением суда от 20.11.2007 (в редакции определения от 15.05.2008) к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора на стороне ответчика, привлечена фирма "ЛИПОЛАР МЕНЕДЖМЕНТ ЛТД", которая находится по адресу: 224 Арч Макариус III, Ачиллеус, Билдинг, Сьют 32, 3030, Лимассол, Кипр.
Рассмотрение дела откладывалось.
От истца посредством факсимильной связи поступило ходатайство о проведении судебного разбирательства в отсутствие представителя истца.
Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора на стороне ответчика, - фирма "ЛИПОЛАР МЕНЕДЖМЕНТ ЛТД" извещено надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явилось. В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие указанного лица.
Представитель истца возражал против удовлетворения искового заявления на основании следующего: ОАО "Енисейское речное пароходство" не является надлежащим ответчиком, поскольку ОАО "Енисейское речное пароходство" заключило договоры фрахтования судна без экипажа (бербоут-чартера) с иностранным судовладельцем - "ЛИПОЛАР МЕНЕДЖМЕНТ ЛТД", которое находится по адресу: 224 Арч Макариус III, Ачиллеус, Билдинг, Сьют, 32, 3030, Лимассол, Кипр. Представитель ответчика также пояснил, что в соответствии с пунктом 1 статьи 218 Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации фрахтователь осуществляет эксплуатацию судна в соответствии с условиями бербоут-чартера и несет все связанные с эксплуатацией расходы, в том числе расходы на содержание членов экипажа судна. Фрахтователь возмещает расходы на страхование судна и своей ответственности, а также уплачивает взимаемые с судна сборы.
При рассмотрении настоящего дела судом установлено:
ФГУП "Росморпорт" предъявило требование о взыскании с ОАО "Енисейское речное пароходство" маячного сбора за период с 20.08.2004 по 31.12.2004 в связи с тем, что в указанный период ответчику был обеспечен безопасный транзитный судопроход по Азовскому морю от Керченского пролива к портам Ростов и Азов, а также в обратном направлении через акваторию порта Таганрог.
Основанием для предъявления указанных требований являются сведения о регистрации прохода транзитных судов, следующих по акватории порта Таганрог в период с 20.08.2004 по 31.12.2004, и выставленные истцом дисбурсментские счета. Направленные дисбурсментские счета не были оплачены, что и послужило основанием для обращения с иском в суд.
Согласно отзыву на иск ответчика в Азово-Черноморском бассейне находились следующие суда, принадлежащие ОАО "Лесосибирский порт" на праве собственности и находящиеся в доверительном управлении у ОАО "Енисейское речное пароходство": "Пушкино", "Дмитров", "Северодонецк", "Электросталь", "Весьегонск", "Солнечногорск".
Представленными в материалы дела свидетельствами о праве собственности на судно подтверждается, что суда "Дмитров", "Пушкино", "Северодонецк", "Солнечногорск", "Электросталь", "Весьегонск" принадлежат ОАО "Лесосибирский порт" на праве собственности и находятся в доверительном управлении у ОАО "Енисейское речное пароходство".
Названные суда зарегистрированы в Государственном судовом реестре РФ, имеют свидетельства о праве плавания под Государственным флагом Российской Федерации.
Между ОАО "Енисейское речное пароходство" и фирмой "ЛИПОЛАР МЕНЕДЖМЕНТ ЛТД" в отношении указанных судов заключены договоры бербоут-чартера, N, № 01-24-42/02 от 01.09.2002 (теплоход "Пушкино"), № 0-1-24-43/02 от 01.01.2003 (теплоход "Северодонецк"), № 01-24-45/03 от 24.03.2003 ("Дмитров"), № 01-24-46/03 от 27.03.2003 (теплоход "Электросталь"), 01-24-48/03 от 02.10.2003 (теплоход "Солнечногорск"), № 01-24-51/04 от 01.03.2004 (теплоход "Весьегонск")
Передача указанных судов фирме "ЛИПОЛАР МЕНЕДЖМЕНТ ЛТД" подтверждается соответствующими актами приема-передачи от 01.09.2002, 01.01.2003, 24.03.2003, 27.03.2003, 02.10.2003, 22.03.2004
Исследовав представленные доказательства, заслушав и оценив доводы лиц, участвующих в деле, арбитражный суд пришел к следующим выводам:
В соответствии с пунктом 4 Постановления Правительства РФ от 17.12.1993 № 1299 "Об организации управления морскими портами" Министерство транспорта Российской Федерации определяет порядок взимания и использования портовых сборов администрациями морских портов.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.09.2002 № 705 "О совершенствовании системы государственного управления морскими торговыми и специализированными портами" принято решение о создании ФГУП "Росморпорт" с закреплением за ним на праве хозяйственного ведения федерального имущества морских портов, не закрепленного за администрациями морских портов. Пунктом 6 названного Постановления установлено, что предприятие "Росморпорт" находится в ведении Министерства транспорта Российской Федерации и осуществляет свою деятельность за счет остающихся в его распоряжении доходов от использования закрепленного за ним на праве хозяйственного ведения имущества и портовых сборов (корабельного, маячного, канального, причального, якорного, экологического, лоцманского и других сборов, определяемых Министерством транспорта Российской Федерации), которые направляются на содержание и развитие объектов, обеспечивающих безопасность мореплавания, и осуществление другой портовой деятельности.
В нарушение указанных требований Распоряжением Росморречфлота от 30.06.2004 № ВР-33-р "О временных мерах по обеспечению содержания и развития объектов портовой инфраструктуры и выполнения административно-властных полномочий в морском порту Таганрог" полномочия по взиманию портовых сборов: канального, маячного, лоцманского, причального и ледокольного в морском порту Таганрог с 00 часов 1 июля 2004 года передано ФГУП "Росморпорт".
Приказом Министерства транспорта РФ от 31.12.2004 № 53 "Об отмене актов, изданных Федеральной службой и федеральными агентствами, находящимися в ведении Министерства транспорта Российской Федерации с нарушением законодательства Российской Федерации" указанное Распоряжение от 30.06.2004 № ВР-33-р отменено.
В дальнейшем Приказом Министерства транспорта РФ от 31.12.2004 № 53 "О временных мерах по обеспечению деятельности морских администраций портов и содержанию объектов портовой инфраструктуры" на ФГУП "Росморпорт" с 00 часов 1 января 2005 возложено взимание маячного сбора в порту Таганрог (в редакции Приказа Минтранса РФ от 01.02.2005 № 5).
Приказом Министерства транспорта РФ от 29 декабря 2006 г. № 181 "О временных мерах по обеспечению деятельности администраций морских портов и содержанию объектов портовой инфраструктуры" на ФГУП "Росморпорт" с 00 часов 1 января 2007 года возложено взимание маячного сбора в порту Таганрог.
Согласно части 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Истцом не представлено доказательств того, что ФГУП "Росморпорт" в заявленный период с 20.08.2004 по 31.12.2004 было предоставлено право взимания маячного сбора в порту Таганрог.
Кроме того, судом установлено, что суда "Дмитров", "Пушкино", "Северодонецк", "Солнечногорск", "Электросталь", "Весьегонск" были переданы фирме "ЛИПОЛАР МЕНЕДЖМЕНТ ЛТД" по договору бербоут-чартера.
Согласно статье 211 Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации по договору фрахтования судна без экипажа (бербоут-чартеру) судовладелец обязуется за обусловленную плату (фрахт) предоставить фрахтователю в пользование и во владение на определенный срок не укомплектованное экипажем и не снаряженное судно для перевозок грузов, пассажиров или для иных целей торгового мореплавания.
Передача судов фрахтователю - фирме "ЛИПОЛАР МЕНЕДЖМЕНТ ЛТД" подтверждается представленными в материалы дела актами приема-передачи.
Статьей 219 Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации установлено, что фрахтователь несет ответственность перед третьими лицами по любым их требованиям, возникающим в связи с эксплуатацией судна, за исключением требований возмещения ущерба от загрязнения с судов нефтью и ущерба в связи с морской перевозкой опасных и вредных веществ. Также частью 1 статьи 219 Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации предусмотрено, что фрахтователь возмещает расходы на страхование судна и своей ответственности, а также уплачивает взимаемые с судна сборы.
Пп. b п. 9 договоров бербоут-чартера также содержит положение о том, что фирма "ЛИПОЛАР МЕНЕДЖМЕНТ ЛТД", как фрахтователь судов, обязана оплачивать все сборы и расходы любого характера.
Таким образом, в силу статьей 218 и 219 Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации обязанность по оплате маячного сбора, возникающего непосредственно в связи с эксплуатацией судна, возлагается на фрахтователя, то есть в данном случае на фирму "ЛИПОЛАР МЕНЕДЖМЕНТ ЛТД".
С учетом изложенного суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении иска.
Руководствуясь статьями 167 - 170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Красноярского края

решил:

В удовлетворении иска отказать.
Разъяснить, что настоящее решение может быть обжаловано в течение месяца после его принятия в Третий арбитражный апелляционный суд.

Судья
И.Н.ЦЫГАНКОВА



Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru