Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Чувашская республика


АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 23 апреля 2009 г. по делу № А79-2427/2009

Арбитражный суд в составе судьи
при ведении протокола судебного заседания судьей,
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению
индивидуального предпринимателя И., Чувашская Республика, Яльчикский район, д. Избахтино,
к административной комиссии Яльчикского района Чувашской Республики, Чувашская Республика, с. Яльчики,
об оспаривании постановления от 11.03.2009,
при участии:
заявителя - индивидуального предпринимателя И.,

установил:

индивидуальный предприниматель И. обратился в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным постановления административной комиссии Яльчикского района Чувашской Республики от 11.03.2009. Данным постановлением предприниматель И. привлечен к ответственности, предусмотренной статьей 17 Закона Чувашской Республики от 23.07.2003 № 22 "Об административных правонарушениях в Чувашской Республике", в виде штрафа в размере 2000 рублей.
Предприниматель указал, что торговля осуществлялась в специально отведенном месте по договоренности с главой Большеяльчикского поселения, в течение длительного периода времени, около 10 лет. Предприниматель производил оплату за место торговли, 25 рублей в день. В день проверки, 18.02.2009, оплата также была произведена.
Таким образом, предприниматель не мог знать, что главой сельского поселения разрешение на организацию рынка (ярмарки) в установленном порядке не оформлено.
В судебном заседании предприниматель заявление поддержал.
Административный орган в судебное заседание представителя не направил. От административной комиссии Яльчикского района поступили материалы проверки и отзыв, в котором административная комиссия указала на наличие состава административного правонарушения в действиях предпринимателя.
На основании части 2 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд рассматривает дело без участия представителя административного органа.
Выслушав заявителя, изучив материалы дела, суд пришел к следующему.
Из материалов дела следует, что 18.02.2009 сотрудником Отдела внутренних дел по Яльчикскому району Чувашской Республики в отношении предпринимателя И. составлен протокол № 11 об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена статьей 17 Закона Чувашской Республики от 23.07.2003 № 22 "Об административных правонарушениях в Чувашской Республике".
В протоколе указано, что предприниматель И. в 11 часов 00 минут в с. Большие Яльчики, по ул. Кооперативная, осуществлял торговую деятельность в неустановленном месте (разместил объект мелкорозничной торговли - стол для продажи промышленных товаров).
Определением от 19.02.2009 протокол об административном правонарушении и другие материалы проверки переданы в административную комиссию Яльчикского района Чувашской Республики.
Постановлением административной комиссии Яльчикского района Чувашской Республики предприниматель И. привлечен к ответственности, предусмотренной статьей 17 Закона Чувашской Республики "Об административных правонарушениях в Чувашской Республике", в виде штрафа в размере 2000 рублей.
В соответствии со статьей 17 Закона Чувашской Республики "Об административных правонарушениях в Чувашской Республике" размещение на улицах, площадях, в парках и скверах, иных общественных местах объектов мелкорозничной торговли (палаток, киосков, прилавков, транспортных средств) без полученного в установленном порядке разрешения влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от трехсот до пятисот рублей; на должностных лиц - от двух тысяч до четырех тысяч рублей; на юридических лиц - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей.
29.03.2007 принят Закон Чувашской Республики № 7 "О розничных рынках".
Указанный Закон регулирует отношения, связанные с организацией розничных рынков (далее - рынки) в Чувашской Республике, и не распространяется на виды деятельности по продаже энергетических ресурсов на рынках и по продаже товаров (выполнению работ, оказанию услуг) на ярмарках, организуемых органами исполнительной власти Чувашской Республики или органами местного самоуправления вне пределов рынков и имеющих временный характер.
Порядок организации деятельности ярмарок, организуемых органами исполнительной власти Чувашской Республики или органами местного самоуправления, устанавливается Кабинетом Министров Чувашской Республики.
В соответствии с Федеральным законом "О розничных рынках и о внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации" и Законом Чувашской Республики "О розничных рынках" Кабинетом Министров Чувашской Республики принято постановление от 04.05.2007 № 97 "О порядке организации и функционирования розничных рынков на территории Чувашской Республики".
Согласно Плану организации розничных рынков на территории Чувашской Республики (Приложение № 1 к постановлению Кабинета Министров Чувашской Республики от 04.05.2007 № 97) на территории Яльчикского района Чувашской Республики должен быть организован один сельскохозяйственный рынок в с. Яльчики.
Этот рынок организован на основании постановления главы Яльчикского района Чувашской Республики от 22.06.2007 № 276.
Как было указано выше, Закон Чувашской Республики "О розничных рынках" не распространяется на виды деятельности по продаже товаров (выполнению работ, оказанию услуг) на ярмарках, организуемых органами исполнительной власти Чувашской Республики или органами местного самоуправления вне пределов рынков и имеющих временный характер.
Порядок деятельности ярмарок, организуемых органами исполнительной власти Чувашской Республики или органами местного самоуправления вне пределов розничных рынков и имеющих временный характер, установлен вышеуказанным постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 04.05.2007 № 97 (Приложение № 11) (далее - Порядок).
Согласно пункту 1.2 Порядка под ярмаркой понимается осуществление деятельности по продаже товаров (выполнению работ, оказанию услуг) юридическими и физическими лицами на территории муниципального образования, определенной решением органа местного самоуправления, носящее временный характер и организуемое в установленные дни недели. Ярмарка может быть тематической, посвященной определенной теме (сельскохозяйственная, садоводческая, школьная, праздничная и др.), на которой организуется реализация товаров соответствующего ассортимента.
Как указал предприниматель, торговая деятельность в с. Большие Яльчики осуществлялась один раз в неделю, по средам.
Таким образом, осуществление розничной торговли в с. Большие Яльчики возможно в случае организации в данном населенном пункте ярмарки.
Согласно пунктам 2.1, 2.2 Порядка ярмарка организуется в соответствии с решениями органов исполнительной власти Чувашской Республики или органов местного самоуправления. Потребность в организации ярмарки определяется исходя из необходимости обеспечения населения теми или иными товарами.
Организатором ярмарки является юридическое или физическое лицо, зарегистрированное в установленном законодательством Российской Федерации порядке (далее - организатор), определенное решением органа исполнительной власти Чувашской Республики или органа местного самоуправления. График и режим работы, профиль ярмарки, группы реализуемых товаров определяются в решениях об организации ярмарки. Размер платы за участие в ярмарках определяется организатором и согласовывается органом, принявшим решение об организации ярмарки (пункты 2.3, 2.4 Порядка).
В соответствии с пунктами 3.1, 3.2 Порядка, размещение объектов торговли для юридических и физических лиц, участвующих в ярмарках, производится только в пределах территории, определенной для проведения ярмарки.
Лица, осуществляющие торговлю и оказывающие услуги на ярмарках, обязаны:
соблюдать установленные законодательством и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и Чувашской Республики требования к организации и осуществлению деятельности по продаже товаров (выполнению работ, оказанию услуг);
обеспечивать наличие вывески с указанием наименования и местонахождения продавца - юридического лица, либо фамилии, имени, отчества продавца - индивидуального предпринимателя, номера его свидетельства о государственной регистрации и наименования органа, зарегистрировавшего его;
обеспечивать соблюдение согласованного ассортиментного перечня, наличие четко оформленных ценников и давать консультации о реализуемом товаре;
использовать для торговли палатки, стеллажи, легкую мебель (столы, стулья), столы для выкладки товаров и расчета с покупателем;
иметь в достаточном количестве торговый инвентарь, лотки для выкладки товаров, посуду одноразового использования, упаковочный материал, салфетки, скатерти, емкости для сбора мусора;
обеспечивать обслуживающий персонал униформой, головными уборами, личными нагрудными знаками, медицинскими книжками с отметкой о прохождении медосмотра;
производить уборку мусора после завершения торговли и оказания услуг общественного питания по месту осуществления деятельности;
обеспечивать доступ представителей контролирующих органов для проведения мероприятий по контролю.
Органом местного самоуправления - администрацией Большеяльчикского сельского поселения - решение об организации ярмарки на территории с.Большие Яльчики не принималось.
Следовательно, разрешение на размещение объекта мелкорозничной торговли предпринимателю не могло быть выдано.
Согласно пункту 1 статьи 2 Гражданского кодекса Российской Федерации предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.
Осуществляя предпринимательскую деятельность, гражданин обязан соблюдать требования законов и иных нормативных правовых актов. При этом незнание законов не освобождает предпринимателя от ответственности, установленной за нарушение этих законов.
Закон Чувашской Республики от 29.03.2007 № 7 "О розничных рынках" и постановление Кабинета Министров Чувашской Республики от 04.05.2007 № 97 опубликованы в установленном порядке, в изданиях "Республика" № 14 от 04.04.2007 и "Собрание законодательства Чувашской Республики" № 3 за 2007 год (Закон от 29.03.2007 № 7) и в изданиях "Вести Чувашии" № 17 от 05.05.2007 и "Собрание законодательства Чувашской Республики" № 5 за 2007 год (постановление Кабинета Министров от 04.05.2007 № 97).
Таким образом, предприниматель должен был знать, что для осуществления мелкорозничной торговли в населенном пункте вне розничного рынка должна быть организована ярмарка в установленном порядке.
В соответствии с пунктом 1 статьи 35 Закона Чувашской Республики "Об административных правонарушениях в Чувашской Республике" производство по делам об административных правонарушениях и исполнение постановлений о назначении административных наказаний осуществляется в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.
В статье 2.2 КоАП РФ перечислены формы вины в совершении административного правонарушения.
В частности, административное правонарушение признается совершенным по неосторожности, если лицо, его совершившее, предвидело возможность наступления вредных последствий своего действия (бездействия), но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывало на предотвращение таких последствий либо не предвидело возможности наступления таких последствий, хотя должно было и могло их предвидеть.
И., осуществляя предпринимательскую деятельность, должен был знать, организована или нет ярмарка в с. Большие Яльчики в установленном порядке. Внесение платы за место торговли Большеяльчикской сельской администрации не свидетельствует о том, что ярмарка организована в установленном порядке; само по себе внесение платы не может быть приравнено к разрешению на осуществление торговли, поскольку осуществлять мелкорозничную торговлю вне розничного рынка можно на ярмарке, которая в с. Большие Яльчики не организована.
Таким образом, в действиях предпринимателя И. имеется состав административного правонарушения, предусмотренного статьей 17 Закона Чувашской Республики "Об административных правонарушениях в Чувашской Республике".
Процессуальных нарушений при возбуждении дела об административном правонарушении и рассмотрении дела органом внутренних дел и административной комиссией не допущено - протокол об административном правонарушении составлен в присутствии предпринимателя, ему разъяснены права, предусмотренные статьей 25.1 КоАП РФ, в рассмотрении дела об административном правонарушении предприниматель И. участвовал.
Вместе с тем, суд отмечает следующее.
Как указал Высший Арбитражный Суд Российской Федерации в пункте 19 постановления Пленума от 02.06.2004 № 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" при рассмотрении заявления об оспаривании постановления административного органа о привлечении к административной ответственности судам необходимо исходить из того, что оспариваемое постановление не может быть признано законным, если при назначении наказания не были учтены обстоятельства, указанные в частях 2 и 3 статьи 4.1 КоАП РФ.
Предпринимателю И. назначено наказание в виде административного штрафа в размере 2000 рублей.
Между тем, статья 17 Закона Чувашской Республики "Об административных правонарушениях в Чувашской Республике" предусматривает такой вид наказания, как предупреждение.
Наказание в виде предупреждения распространяется на всех лиц, совершивших правонарушение, в том числе на должностных лиц (индивидуальных предпринимателей).
Административная комиссия, принимая постановление, не учла обстоятельства, указанные в части 2 статьи 4.1 КоАП РФ, в частности, личность виновного, его имущественное положение, смягчающие ответственность обстоятельства, и привлекла предпринимателя к ответственности в виде штрафа.
Учитывая, что предприниматель И. ранее к административной ответственности по статье 17 Закона Чувашской Республики "Об административных правонарушениях в Чувашской Республике" не привлекался, правонарушение им совершено неумышленно, суд признает данные обстоятельства смягчающими ответственность, в связи с чем постановление административной комиссии Яльчикского района Чувашской Республики от 11.03.2009 подлежит изменению в части наказания. Суд считает необходимым применить к предпринимателю И. наказание в виде предупреждения. В рассматриваемом случае предупреждение является достаточной мерой, соответствующей целям административного наказания и направленной на недопущение совершения предпринимателем И. аналогичных правонарушений в будущем.
Государственная пошлина по делам об административных правонарушениях не уплачивается.
Руководствуясь статьями 167 - 170, 176, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьей 3.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, статьей 17 Закона Чувашской Республики от 23.07.2003 № 22 "Об административных правонарушениях в Чувашской Республике", арбитражный суд

решил:

постановление административной комиссии Яльчикского района Чувашской Республики от 11.03.2009 о привлечении индивидуального предпринимателя И., <...>, к административной ответственности, предусмотренной статьей 17 Закона Чувашской Республики от 23.07.2003 № 22 "Об административных правонарушениях в Чувашской Республике", в виде штрафа в размере 2000 рублей изменить, применив к нему административное наказание в виде предупреждения.
Решение может быть обжаловано в апелляционном и кассационном порядке.



Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru