Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Пензенская область


АССОЦИАЦИЯ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ ПЕНЗЕНСКОЙ ОБЛАСТИ

РАЗЪЯСНЕНИЕ
от 22 марта 2010 года

Вопрос 1. Вступил в силу новый закон "О торговле".

1 февраля 2010 года вступил в силу закон "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации".
Закон направлен на создание прозрачных условий взаимодействия поставщиков продовольственных товаров и сельхозпродукции и торговых сетей, а также содержит довольно жесткие антимонопольные требования.
Новый закон определяет права и обязанности торговых сетей при заключении договоров поставки в магазин продовольственных товаров, устанавливает недопустимость нарушения при этом прав поставщиков сельхозпродукции и продовольственных товаров, оговаривает возможность регулирования торговых наценок и цен.
Необходимо иметь ввиду, что положения закона не распространяются на торговлю непродовольственными товарами.
То есть главная цель закона - это борьба с монополистами в сфере реализации продуктов населению посредством торговой сети. Задача закона создать здоровую конкуренцию, а также устранить и предотвратить нарушения прав поставщиков продуктов. Устанавливается "порог доминирования" крупных торговых сетей по отношению к более мелким продуктовым магазинам, ограничивается плата и различные бонусы за так называемый "доступ к полкам", т.е. за право продажи продуктов торговой сети. Все это должно остаться в прошлом с принятием нового закона.
Важным в законе также является запрет на излишнее вмешательство органов власти в торговую деятельность. Они не имеют права влиять на свободное перемещение товаров по территории страны.
Закон запрещает органам местной власти устанавливать на товарном рынке внутренние, отличающиеся от федеральных, правила торговли
Разработка, обсуждение и принятие законопроекта проходили в непростой обстановке, наталкиваясь на противоречия между интересами торговых сетей и производителями агропищевой промышленности. Активное обсуждение законопроекта на уровне различных органов власти и участников рынка длилось более двух лет, а самой идее закона о регулировании торговли более 8 лет.
Закон о торговле должен сбалансировать распределение прибыли между производителями сельхозпродукции, производителями продовольственных товаров и торговыми сетями, устранив существующие перекосы в пользу торговых сетей.
Принятый Федеральный закон призван создать цивилизованные условия торговой деятельности в России и обеспечить соблюдение прав и законных интересов торговых организаций, поставщиков продукции и населения.
Следить за соблюдением закона будет Федеральная антимонопольная служба.

Вопрос 2. Законом "О торговле" определены предельные размеры вознаграждения до 10%, оплачиваемого поставщиком торговой организации.

Закон о торговле должен отрегулировать отношения между крупными торговыми сетями и поставщиками продовольствия. Это его суть и главный мотив, который двигал его разработкой и дальнейшим принятием. В этой сфере между поставщиками продуктов и крупными торговыми сетями зачастую возникали конфликты. Многие производители сельхозпродукции считают, что крупные торговые сети дискриминируют поставщиков продовольствия. Поскольку, помимо обычной оплаты товара, требуют за право продажи товара в сети платить им некую премию или бонус, то есть фактически входную плату.
При этом некоторые торговые сети стремятся установить в договорах поставки такие условия, которые выгодны магазинам, но совсем не выгодны поставщикам. Например, все, что испортилось в результате хранения магазина, должен оплатить поставщик. Такого рода условия поставщики считают дискриминационными. Поставщики продуктов зачастую вынуждены соглашаться на такие условия, поскольку крупные торговые сети решают их проблемы со сбытом продукции, пользуясь своим доминирующим положением на рынке.
Во избежание нарушения прав поставщиков продукции законом о торговле запрещено взимать плату с поставщиков за доступ на полки магазинов, бонусы, кроме единой скидки размером в 10% от объема закупки. То есть размер бонусов, которые торговая сеть может получить от поставщика за объем проданных товаров, ограничен 10% от суммы договора.
Так, законом установлено, что договор поставки продовольственных товаров может предусматривать вознаграждение, которое оплачивается торговой организации в связи с приобретением ею у поставщика продовольственных товаров, либо определенного их количества. Размер такого вознаграждения должен согласовываться с поставщиком, а не назначаться в одностороннем порядке торговой сетью и не учитываться при определении цены продовольственных товаров. Его размер не может превышать десять процентов от цены приобретенных продуктов.
Не допускается выплата такого вознаграждения в связи с приобретением торговой организацией отдельных видов социально значимых продовольственных товаров, указанных в перечне, установленном Правительством России.
Включение в договор поставки продовольственных товаров иных видов вознаграждения за исполнение торговой организацией условий этого договора не допускаются.
Все договоры поставки, заключенные до 1 февраля 2010 года, должны быть приведены в соответствие с новым законом в течение 180 дней.

Вопрос 3. Законом "О торговле" установлены предельные сроки оплаты за поставленные в торговые сети продукты.

Законом о торговле сделан огромный шаг в сторону производителей продовольственной продукции - ограничен срок расчета торговых сетей с ними за поставленные продукты.
Среди вопросов, по которым крупные торговые сети злоупотребляли своим доминированием, самый болезненный - срок расчетов за поставленные продукты. Например, торговые сети получают хлеб, продают его максимум 2 дня, а рассчитываться с поставщиками могут согласно условий договора в течение нескольких месяцев. Такие сроки расчета зачастую устанавливают торговые сети в договорах. Иногда торговые сети задерживали сроки оплаты, предусмотренные договором, рассчитывая, что поставщик не будет обращаться в суд, потому что на следующий год договор с ним не заключат.
Сейчас законом установлен жесткий срок расчетов за поставленные в магазин продукты. Эта мера должен помочь также и производителям сельхозпродукции, потому что не получая вовремя деньги от торговых сетей за поставленную продукцию, изготовители продуктов не могут в свою очередь вовремя рассчитаться с сельхозпроизводителями за зерно, молоко, овощи.
Так, согласно закону если между торговыми предприятиями и поставщиками продовольственных товаров, заключается договор поставки с условием оплаты продуктов через определенное время после их передачи, срок оплаты теперь органичен и определяется по следующим правилам:
1) продовольственные товары, срок годности которых менее 10-ти дней, подлежат оплате в срок не позднее 10-ти рабочих дней со дня их приемки торговой организацией;
2) продовольственные товары, срок годности которых от 10 до 30 дней включительно, подлежат оплате в срок не позднее 30-ти календарных дней со дня их приемки торговым предприятием;
3) продовольственные товары, на которые срок годности установлен свыше тридцати дней, а также алкогольная продукция, произведенная на территории России, подлежат оплате в срок не позднее 45-ти календарных дней со дня их приемки магазином.
Оплата продовольственных товаров в эти сроки осуществляется при условии передачи поставщиком торговому предприятию всех необходимых документов на реализуемые продукты.
Если поставщик продуктов не передает вовремя торговому предприятию документы на реализуемые товары, сроки оплаты увеличиваются на период предоставления поставщиком продуктов этих документов по запросу торгового предприятия.

Вопрос 4. Закон о торговле устанавливает новый запрет на расширение торговых сетей, доля которых превышает 25% от всех реализованных продуктов в границах региона за год.

Одним из значимых нововведений принятого закона о торговле является антимонопольный запрет открывать новые магазины крупным торговым сетям, которые уже занимают более 25% продуктового рынка в регионах страны (муниципальных районах, субъектах РФ и городских округах).
При этом торговой сетью считается совокупность двух и более торговых объектов, которые находятся под общим управлением, или совокупность двух и более торговых объектов, которые используются под единым коммерческим обозначением или иным средством индивидуализации.
Это очень важная антимонопольная мера. Именно она и будет приводить к конкуренции и существенно влиять на конечную розничную цену.
Законом установлено, что торговое предприятие, которое занимается розничной торговлей продовольственными товарами посредством организации торговой сети и доля которого превышает 25% объема всех реализованных продовольственных товаров в денежном выражении за предыдущий финансовый год в границах субъекта Российской Федерации, в том числе в границах города федерального значения Москвы или Санкт-Петербурга, в границах муниципального района, городского округа, не вправе приобретать или арендовать в границах соответствующего региона дополнительную площадь торговых объектов для осуществления торговой деятельности.
Сделка, совершенная с нарушением этих требований, ничтожна. Требование о применении последствий недействительности такой сделки может быть предъявлено в суд любым заинтересованным лицом, в том числе федеральной антимонопольной службой. То есть, если даже торговое предприятие в нарушение указанных требований заключит договор приобретения новой торговой площади, то такой договор не будет иметь силы и аннулируется решением суда.

]]>
5. Закон о торговле дал право Правительству РФ устанавливать предельно допустимые розничные цены на социально значимые продукты первой необходимости.

Новый закон "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" устанавливает нововведение, согласно которому правительство наделяется правом определять допустимые розничные цены по отдельным видам социально значимых товаров продовольственного рынка, являющихся товарами первой необходимости.
Эта мера принята в целях ограничения неоправданного роста цен на продукты питания и социальной защиты граждан.
В случае, если в течение тридцати календарных дней подряд на территории отдельного субъекта Российской Федерации или территориях нескольких субъектов Российской Федерации рост розничных цен на отдельные виды социально значимых продовольственных товаров первой необходимости составит тридцать и более процентов, Правительство Российской Федерации в целях стабилизации розничных цен на данные виды товаров имеет право устанавливать предельно допустимые розничные цены на них на территории такого региона на срок не более чем 90 календарных дней.
Перечень отдельных видов социально значимых продовольственных товаров первой необходимости пока Правительством не определен. Этот Перечень и порядок установления предельно допустимых розничных цен на продукты будет разработан Правительством России в ближайшие полугода.
В итоге Закон о государственном регулировании торговли должен защитить интересы потребителей. Следить за соблюдением правил будет Федеральная антимонопольная служба.

Вопрос 6. Законом о торговле установлены антимонопольные правила для торговых предприятий и поставщиков продовольственных товаров

Торговым предприятиям, реализующим продовольственные товары посредством организации торговой сети и поставщикам продовольственных товаров в торговые сети, запрещается:
Создавать дискриминационные условия, в том числе:
- создавать препятствия для доступа на товарный рынок или выхода из товарного рынка других хозяйствующих субъектов;
- нарушать установленный порядок ценообразования;
Навязывать в договорах условия:
- о запрете на заключение поставщиком договоров поставки продовольственных товаров с другими магазинами;
- о предоставлении торговой сетью или поставщиком продуктов сведений о заключаемых ими договорах с другими предприятиями, осуществляющими аналогичную деятельность;
- о внесении поставщиком продовольственных товаров платы за право поставок таких товаров в торговую сеть, в функционирующие или вновь открываемые торговые объекты;
- о внесении хозяйствующим субъектом платы за изменение ассортимента продовольственных товаров;
- о снижении поставщиком продовольственных товаров их цены до уровня, который с учетом торговой надбавки (наценки) не превысит минимальную цену таких товаров при их продаже другими поставщиками;
- о возмещении поставщиком продовольственных товаров убытков в связи с утратой или повреждением продуктов после перехода права собственности на них (например, порча продуктов при хранении в магазине), за исключением случаев, если утрата или повреждение произошли по вине самого поставщика;
- о возврате поставщику поставленных им продовольственных товаров, не проданных по истечении определенного срока, за исключением случаев, если возврат таких товаров допускается или предусмотрен законодательством;
Запрещается навязывать и другие условия, если они содержат существенные признаки вышеуказанных случаев.

Вопрос 7. Закон о торговле установил новые требования для торговых сетей и поставщиков продуктов к раскрытию информации об условиях заключения договоров поставки продуктов.

Закон о торговле предъявляет новые требования к информации об условиях заключения договоров поставки продуктов, которая должна предоставляться торговыми сетями и поставщиками продуктов друг другу.
Торговое предприятие, осуществляющее торговую деятельность посредством организации торговой сети, обязано обеспечивать поставщику продовольственных товаров доступ к информации об условиях отбора торговой сетью поставщиков для заключения договора поставки продовольственных товаров, а также о существенных условиях таких договоров.
Эту информацию торговая сеть должна разместить на своем сайте в сети "Интернет" или предоставить безвозмездно поставщику по его письменному запросу в четырнадцатидневный срок со дня получения запроса.
В свою очередь, фирма-поставщик продовольственных товаров или индивидуальный предприниматель-поставщик также обязаны обеспечивать торговому предприятию, осуществляющему торговую деятельность посредством организации торговой сети, доступ к информации об условиях отбора поставщиком продуктов своих клиентов для заключения договора поставки продовольственных товаров и о существенных условиях таких договоров. Кроме того, должен быть обеспечен доступ и к информации о качестве и безопасности поставляемых продовольственных товаров.
Эту информацию поставщик продуктов должен разместить на своем сайте в сети "Интернет" или предоставить торговой сети безвозмездно по ее письменному запросу в четырнадцатидневный срок со дня получения запроса от торговой сети.

Вопрос 8. Информационное обеспечение в области торговой деятельности

Вновь принятым Законом о торговле предполагается создание системы государственного информационного обеспечения в области торговой деятельности. Это нововведение принято в целях повышения эффективности управления в области торговли и содействия ее развитию.
Создание информационной системы в области торговой деятельности и обеспечение ее работы будет осуществляться Министерством промышленности и торговли России.
На официальном сайте Минпромторга России в сети "Интернет" обязательно должна размещаться и обновляться не реже раз в квартал следующая информация:
1) информация о решениях, принятых Минпромторгом России;
2) информация об издании нормативных правовых актов, регулирующих отношения в области торговой деятельности;
3) информация о среднем уровне цен на отдельные виды товаров;
4) иная информация, определенная к размещению Минпромторгом России.
Согласно закону "О торговле" органы государственной власти субъектов России будут формировать торговые реестры в соответствии с формой и порядком, утвержденными Минпромторгом России. Торговый реестр будет включать в себя сведения о торговых предприятиях и предприятиях, осуществляющих поставки товаров (за исключением производителей товаров), и сведения о состоянии торговли на территории соответствующего региона России. В реестре будет указываться наименование торгового предприятия, место его нахождения, юридический адрес, направление деятельности и режим работы).
Планируется размещение торгового реестра в сети "Интернет".
При этом не допускается устанавливать плату за внесение в торговые реестры сведений, плату за получение документов, подтверждающих внесение сведений в торговые реестры, и предусматривать зависимость совершения определенных действий, принятия решений в отношении торговых предприятий и поставщиков от наличия в торговых реестрах информации о них.
Сведения, содержащиеся в торговых реестрах, предоставляются физическим и юридическим лицам бесплатно. Ежеквартально сведения из торгового реестра представляются в Минпромторг России и федеральную службу государственной статистики.

Вопрос 9. Требования к организации ярмарок и продажи товаров на них

Законом о торговле установлены требования к порядку организации ярмарок.
Ярмарки могут быть организованы органами государственной власти, местного самоуправления, либо организациями и индивидуальными предпринимателями.
Организатор ярмарки разрабатывает и утверждает план мероприятий по организации ярмарки и продажи товаров на ней, а также определяет режим работы ярмарки, порядок организации ярмарки, порядок предоставления торговых мест на ярмарке.
Организатор ярмарки должен опубликовать в средствах массовой информации и разместить на своем сайте в сети "Интернет" информацию о плане мероприятий по организации ярмарки и продажи товаров на ней.
Торговые места на ярмарке предоставляются торговым организациям, индивидуальным предпринимателям, а также гражданам, в том числе, ведущим крестьянские (фермерские) хозяйства, личные подсобные хозяйства или занимающимся садоводством, огородничеством, животноводством.
Размер платы за предоставление оборудованных торговых мест на ярмарке, а также за оказание услуг, связанных с обеспечением торговли (уборка территории, проведение ветеринарно-санитарной экспертизы и другие услуги), определяется организатором ярмарки с учетом необходимости компенсации затрат на организацию ярмарки и продажи товаров на ней.
На ярмарке должны быть оборудованы торговые места в соответствии со схемой их размещения, административно-хозяйственные помещения и места общего пользования. Также должны быть оборудованы места для размещения средств пожаротушения.
На ярмарке в доступном для обозрения месте размещается:
- схема размещения на рынке торговых мест;
- схема эвакуации при возникновении аварийных или чрезвычайных ситуаций;
- информация о порядке предоставления торговых мест, о размере платы за них, о наличии свободных торговых мест;
- номера телефонов руководителя управляющей ярмаркой компании;
- информация, предусмотренная законодательством о защите прав потребителей;
- номера телефонов контролирующих органов.
При входе на ярмарку должна быть размещена вывеска, оформленная на русском языке и при необходимости на других языках народов России с названием ярмарки, режиме ее работы, наименованием управляющей ярмаркой компании.
При организации и проведении ярмарок должны соблюдаться требования санитарно-эпидемиологического законодательства, законодательства о пожарной безопасности и охране окружающей среды.

Вопрос 10. Порядок размещения нестационарных торговых объектов

Недавно принятый закон "О торговле" вводит новые требования по порядку размещения нестационарных объектов торговли на территории определенного региона, города.
При этом нестационарный торговый объект - это торговый объект, представляющий собой временное сооружение или временную конструкцию, не связанные прочно с земельным участком вне зависимости от присоединения или неприсоединения к сетям инженерно-технического обеспечения, в том числе передвижное сооружение. Это ларьки, палатки, летние кафе, бочки с квасом, торговля с автомашин.
Законом о торговле предусмотрено, что размещение нестационарных торговых объектов на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, будет осуществляться в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов. Схема будет разрабатываться с учетом необходимости достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов, с учетом потребности в торговых объектах.
Порядок включения в схему размещения нестационарных торговых объектов устанавливается Правительством России. Сама схема размещения нестационарных торговых объектов разрабатывается и утверждается органом местного самоуправления согласно установленному Правительством порядку.
Схемой размещения нестационарных торговых объектов должно предусматриваться размещение не менее чем 60% нестационарных торговых объектов, используемых субъектами малого или среднего предпринимательства, осуществляющими торговую деятельность, от общего количества нестационарных торговых объектов.
Схема размещения нестационарных торговых объектов должна опубликовываться в средствах массовой информации, а также размещаться на официальных сайтах правительства Пензенской области и Администрации г. Пензы в сети "Интернет".
Необходимо иметь в виду, что утверждение схемы размещения нестационарных торговых объектов не может служить основанием для пересмотра мест размещения нестационарных торговых объектов, если их строительство, реконструкция или эксплуатация были начаты до утверждения указанной схемы. То есть такой объект нельзя убрать или переместить на основании того, что по новой схеме он в этом месте не предусмотрен.

Вопрос 11. Проект постановления Правительства России "Об утверждении Перечня отдельных видов социально значимых продовольственных товаров"

Подготовлен проект постановления Правительства России "Об утверждении Перечня социально значимых продовольственных товаров" в целях выполнения нововведений, установленных законом "О торговле", касающихся регулирования в исключительных случаях цен на социально значимые продовольственные товары первой необходимости. Это необходимо для максимально полного удовлетворения потребностей населения в них, сохранения здоровья человека и обеспечения его жизнедеятельности.
Проектом постановления предусмотрен предварительный Перечень социально значимых продовольственных товаров первой необходимости, в отношении которых Правительством России могут устанавливаться предельно допустимые розничные цены если рост цен на эти продукты превысит 30% в течение одного месяца. Перечень составлен исходя из специфики формирования минимального набора продуктов питания, входящего в потребительскую корзину, являющуюся базой для исчисления величины прожиточного минимума на душу населения в целом по России.
При этом основными принципами формирования минимального набора продуктов питания, положенных в основу указанного Перечня, являются: удовлетворение потребности в пищевых веществах исходя из химического состава и энергетической ценности продуктов питания; выбор продуктов, позволяющих организовать здоровое питание при минимальных затратах.
Социально значимые продовольственные товары в проекте постановления представлены в 33-х наименованиях:
- говядина, свинина, баранина (кроме бескостного мяса), куры (кроме куриных окорочков), рыба мороженая, сельдь соленая, яйца куриные,
- масло сливочное, подсолнечное, маргарин, молоко, сметана, творог, сыры;
- сахар, карамель, печенье, чай черный байховый, соль, перец
- хлебобулочные изделия, мука, некоторые крупы и вермишель;
В перечень входят и овощи - картофель, капуста, лук репчатый, морковь, огурцы, яблоки.
Аналогичный список продуктов питания также используется в методике исчисления величины прожиточного минимума в целом по России.
Планируется, что Федеральная служба государственной статистики будет обеспечивать сбор информации о розничных ценах на социально значимые продовольственные товары.
Министерство экономического развития России будет осуществлять мониторинг розничных цен на социально значимые продовольственные товары, по результатам которого в случае необходимости будет вноситься предложение об установлении предельно допустимого уровня розничных цен на данные продукты.



Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru