Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Приморский край


УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ
ПО ПРИМОРСКОМУ КРАЮ

РЕШЕНИЕ
от 19 мая 2010 г. № 19/07-2010

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Приморскому краю (Приморское УФАС России, Управление) по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:
Председатель Комиссии:
Вялых С.В., руководитель Приморского УФАС России;
члены Комиссии:
Кромской С.В., начальник отдела контроля рекламы и недобросовестной конкуренции;
Марченко Н.Б., ведущий специалист-эксперт отдела контроля рекламы и недобросовестной конкуренции;
Елисеева Е.Г., специалист 1 разряда отдела контроля рекламы и недобросовестной конкуренции,
рассмотрев 18.05.2010 дело № 19/07-2010,
возбужденное:
- по обращению от 26.03.2010 группы граждан (15 подписей) в лице К. (<...>, г. Владивосток);
- по обращению от 29.03.2010 группы граждан (14 подписей) в лице М. (<...>, г. Владивосток);
- по обращению от 29.03.2010 группы граждан (42 подписи) в лице Ч. (<...>, г. Владивосток);
- по обращению от 29.03.2010 группы граждан (24 подписи) в лице жительницы г. Владивостока Д. (<...>, г. Владивосток)
о распространении ненадлежащей наружной рекламы компании "АСК Компьютерс",
при участии:
от групп граждан, обратившихся в Приморское УФАС России: К.И., С., Ч., К.
от ООО "АСК Компьютерс": представителя П.,

установила:

26.03.2010 в Приморское УФАС России поступило обращение группы граждан (15 подписей) в лице К. о распространении в г. Владивосток вблизи от здания ни адресу Некрасовская, 88-А наружной рекламы компании "АСК Компьютерс", содержание которой, по мнению обратившихся граждан, выходит за рамки общепринятых норм морали и нравственности, наносит вред психическому, нравственному, духовному развитию детей, содержит призыв к насилию и жестокости. 29.03.2010 в Приморское УФАС России поступило еще три аналогичных обращения: группы граждан (14 подписей) в лице М., группы граждан (42 подписи) в лице Ч., и группы граждан (24 подписи) в лице жительницы г. Владивостока Д., в которых, в частности, отмечалось, что указанная наружная реклама распространяется также на конструкциях, установленных на автозаправочных станциях Владивостока в районе 14 км, площади Баляева и содержит элементы насилия, жестокости, наносит вред развитию детей, способствуя проявлению в них страха или жестокости, заявителями отмечается, что в рекламе показан образ человека, ассоциирующегося с маньяком, изображенный в его руке окровавленный кухонный нож-топорик указывает на совершение насилия. Заявители высказывали требование о прекращении распространения указанной рекламы. К заявлениям были приложены фотографии наружной рекламы, на которой имеется изображение обнаженной верхней части торса и головы оскалившегося мужчины, держащего в руке окровавленный кухонный нож-топорик. Изображение сопровождается текстом: "У него не было выбора. У тебя есть АСК", указан номер телефона 44-66-00 и товарный знак "АСК computers".
На заседании Комиссии представители групп обратившихся граждан поддержали свои доводы, изложенные в обращениях, и дополнительно сообщили следующее. По мнению С., работающей детским врачом и ведущей социальную работу в центре временного содержания несовершеннолетних преступников, подобная наружная реклама недопустима, поскольку она негативно влияет на психику людей, на нравственное и духовное воспитание детей. По мнению Ч., работающей в Приморской общественной организации социальной поддержки населения "Живая надежда", занимающейся беспризорными детьми, подростки глядя на такую рекламу, видят в ней лишь насилие, а поскольку детям свойственно подражание, то в дальнейшем изображение элементов насилия и жестокости может стать для них нормой поведения. Призыв к жестокости, по мнению заявителей, может найти свое выражение не только в прямом тексте. В рассматриваемом случае призыв к жестокости и насилию, по их мнению, выражается в сочетании изображения агрессивного вида мужчины с искаженным, оскалившимся лицом и глазами, свидетельствующими о его неадекватном поведении, в жесте поднятой руки, в которой он держит окровавленный нож-топорик, и текста: "У него не было выбора..", которые воспринимаются как свидетельство совершенного этим мужчиной преступления.
Из документов и материалов следует, что ООО "АСК Компьютерс" признает, что является рекламодателем рассматриваемой наружной рекламы, но факт нарушения рекламного законодательства отрицает, ссылаясь на то, что рекламный макет был им согласован с рекламопроизводителем и рекламораспространителем - ООО "РА ДВ-Регион". Кроме того, по мнению ООО "АСК Компьютерс" наружная реклама распространялась вдалеке от мест времяпровождения детей, в том числе в районах размещения АЗС, и не могла нанести какой-либо вред детскому здоровью и психике.
На заседании Комиссии представитель ООО "АСК Компьютерс" П. поддержала доводы общества и дополнительно сообщила следующее.
Рекламопроизводителем и рекламораспространителем указанной рекламы является ООО "РА ДВ-Регион". Рекламный макет был согласован ООО "АСК Компьютерс" только после того, как ООО "РА ДВ-Регион", профессиональный участник рекламного рынка, дал заключение о соответствии рекламного макета Федеральному закону "О рекламе". ООО "АСК Компьютерс" не согласно с тем, что рассматриваемая реклама содержит нарушение требований рекламного законодательства, как содержащая призыв к насилию и жестокости. П. сделала ссылки на определения понятия "призыв", в частности, на словарь Ожегова, согласно которому призыв - обращение, в лаконичной форме выражающее руководящий идею, требование; на словарь Ефремовой: призыв - требование вести себя определенным образом; на Большой юридический словарь, определяющий понятие "насилие" как физическое или психическое воздействие одного человека на другого, нарушающее гарантированное Конституцией РФ право граждан на личную неприкосновенность. П. подчеркнула, что в тексте рассматриваемой рекламы нет глаголов в повелительном наклонении, характерных для текста с призывом, и привела примеры судебной практики и практики антимонопольных органов, признавших ненадлежащей рекламу, содержащую такие глаголы: "закопай", "сбрось" и прочие.
Рассмотрев представленные сторонами по делу документы (объяснения ООО "АСК Компьютерс" от 15.04.2010; договор с приложениями между ООО "АСК Компьютерс" и ООО "РА "ДВ-Регион" от 28.01.2010 на оказание рекламно-информационных услуг; договор с приложениями между ООО "АСК Компьютерс" и ООО "Стафф ДВ" от 01.01.2010 на оказание услуг по размещению рекламных материалов), заслушав информацию сторон по делу, Комиссия отмечает следующее.
В рассматриваемом случае достаточно представительные группы граждан, всего 95 человек, высказали общественное мнение о том, что рассматриваемая реклама содержит в своей изобразительной части в сочетании с текстом призыв к насилию и жестокости.
Приведенные выше доводы ООО "АСК Компьютерс" Комиссией отклоняются, поскольку материалами дела установлено, что размещенная в г. Владивостоке наружная реклама была доступна неопределенному кругу лиц, и вызывала у них негативную реакцию на изображение, ассоциирующееся с показом элементов насилия и жестокости, что подтверждается самим фактом обращения групп граждан в антимонопольный орган. Рассматриваемая наружная реклама по своему содержанию и оформлению распространялась с нарушением пункта 2 части 4 статьи 5 Федерального закона "О рекламе".
В соответствии с частью 4 статьи 5 Федерального закона от 13 марта 2006 г. № 38-ФЗ "О рекламе" реклама не должна призывать к насилию и жестокости. Реклама с нарушением требований рекламного законодательства в силу статьи 3 Федерального закона "О рекламе" является ненадлежащей, ее распространение не допускается.
Наличие в рекламе фирменного товарного знака компании "АСК Компьютерс" и телефона этой компании дает основание сделать однозначный вывод, что рекламодателем указанной рекламы является ООО "АСК Компьютерс", имеющее юридический и почтовый адрес: <...>, г. Владивосток, <...>. Указанное общество осуществляет продажу компьютерной техники и осуществляет услуги по ее эксплуатации.
Отношения в сфере рекламы независимо от места ее производства, если распространение рекламы осуществляется на территории Российской Федерации, регулируются Федеральным законом от 13.03.2006 № 38-ФЗ "О рекламе".
Согласно части 1 статьи 33 ФЗ "О рекламе" антимонопольный орган осуществляет в пределах своих полномочий государственный контроль за соблюдением законодательства Российской Федерации о рекламе, в том числе возбуждает и рассматривает дела по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.
В соответствии с частью 6 статьи 38 ФЗ "О рекламе" ответственность за нарушение требований пункта 2 части 4 статьи 5 ФЗ "О рекламе" несет рекламодатель, которым в данном случае является ООО "АСК Компьютерс".
Представитель ООО "АСК Компьютерс" на заседании Комиссии сообщил, что рассматриваемая реклама демонтирована 31.03.2010, сообщив при этом, что демонтаж произведен в связи с окончанием срока, установленного договором на размещение наружной рекламы. Данную информацию подтвердили представители групп граждан - заявителей.
Руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Закона "О рекламе" и в соответствии с пунктами 37 - 42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия

решила:

1. Признать ненадлежащей наружную рекламу ООО "АСК Компьютерс" с изображением обнаженной верхней части торса и головы оскалившегося мужчины, держащего в руке кухонный нож-топорик, сопровождающимся текстом: "У него не было выбора. У тебя есть АСК", поскольку она содержала в своей изобразительной части в сочетании с текстом призыв к насилию и жестокости, то есть распространялась с нарушением пункта 2 части 4 статьи 5 Федерального закона "О рекламе".
2. В связи с демонтажем рассматриваемой рекламы до даты заседания Комиссии предписания рекламодателю - ООО "АСК Компьютерс", рекламоизготовителю и рекламораспространителю - ООО "РА ДВ Регион" о прекращении нарушения законодательства о рекламе не выдавать.
3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Приморского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена статьей 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решение изготовлено в полном объеме 19 мая 2010 года.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного Процессуального кодекса Российской Федерации.

Председатель комиссии
С.В.ВЯЛЫХ

Члены комиссии
С.В.КРОМСКОЙ
Н.Б.МАРЧЕНКО
Е.Г.ЕЛИСЕЕВА



Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru