Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Томская область


АРБИТРАЖНЫЙ СУД ТОМСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 17 августа 2009 г. по делу № А67-4856/09

(извлечение)

13 августа 2009 г. дата оглашения резолютивной части
17 августа 2009 г. дата изготовления в полном объеме
ООО "Энергокомфорт" Сибирь" (далее по тексту - заявитель) обратилось в Арбитражный суд Томской области к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Томской области (далее по тексту - ответчик, Управление Роспотребнадзора по Томской области, Управление) с заявлением о признании незаконным предписания от 21 05 2009 г. № 98.
Представитель заявителя в судебном заседании настаивал на удовлетворении требований по основаниям, изложенным в заявлении и дополнительных письменных пояснениях, в том числе: - предписанием установлено, что по адресу: ул. Октябрьская, 44, где проживают потребители, отсутствует общедомовое электрооборудование, общедомовое потребление электроэнергии также отсутствует и, следовательно, начисление электрической энергии на общедомовые нужды является незаконным; - в связи с тем, что в жилом доме по адресу: г. Томск, ул. Октябрьская, 44, расположено 6 квартир, указанный дом является многоквартирным; - в указанном многоквартирном доме общедомовой прибор учета электрической энергии не установлен; - в соответствии со статьей 157 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее по тексту - ЖК РФ), пунктами 7 и 19 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23 05 2006 г. № 307, постановлением Администрации Томской области от 14 12 2006 г. № 153а, в отношении расхода электрической энергии на общедомовые нужды (приборы освещения мест общего пользования многоквартирного дома и придомовой территории, автоматических запирающих устройств, усилителей телеантенн коллективного пользования, систем противопожарной автоматики и дымоудаления, технологических потерь) подлежит применению соответствующий норматив, который составляет 7 кВт.ч. в месяц на 1 человека; - отсутствие в многоквартирном доме по ул. Октябрьская, 44, общедомового имущества, внутридомовой системы электроснабжения, приборов освещения мест общего пользования многоквартирного дома и придомовой территории, автоматических запирающих устройств, усилителей телеантенн коллективного пользования, систем противопожарной автоматики и дымоудаления, технологических потерь, Управлением Роспотребнадзора по Томской области в ходе проверки не установлено; - в соответствии с техническим паспортом в многоквартирном жилом доме по ул. Октябрьская, 44, имеется электроосвещение, в виде конструктивного элемента - электропроводки, и, следовательно, при прохождении электрической энергии по данной сети возникают технологические потери электрической энергии. Факт наличия общедомового имущества в виде электрических сетей подтверждается также "Однолинейной схемой электроснабжения" подписанной ООО "УК "Октябрьский массив" и ООО "Энергокомфорт" Сибирь"; - начисление расхода электрической энергии на общедомовые нужды при отсутствии общедомового прибора учета, на основании постановления Администрации Томской области от 14 12 2006 г. № 153а, которым утверждены "Нормативы потребления коммунальных услуг при отсутствии приборов учета по газоснабжению и электроснабжению для населения Томской области", является законным; - предписание Управления Роспотребнадзора по Томской области от 21 05 2009 г. № 98 не соответствует действующему законодательству: ЖК РФ, Правилам предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 05 2006 г. № 307; Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 05 2006 г. № 306, постановлению Администрации Томской области от 14 12 2006 г. № 153а и нарушает права и законные интересы ООО "Энергокомфорт" Сибирь" в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагает на заявителя обязанность по снятию начислений за электрическую энергию, расходуемую на работу электрооборудования, являющегося общей собственностью многоквартирного дома, начисленную потребителям проживающему по адресу: г. Томск, ул. Октябрьская, 44, квартиры 5, 6, по установленному нормативу при отсутствии соответствующего прибора учета.
Представители Управления Роспотребнадзора по Томской области против удовлетворения заявления возражали по основаниям, изложенным в отзыве на заявление и дополнительно представленных письменных пояснениях, в том числе: - с ноября 2008 г. ООО "Энергокомфорт" Сибирь" ежемесячно начисляет сумму за использование электроэнергии на освещение межквартирных лестничных площадок и для работы иного электрооборудования общего имущества жилого дома. При этом все электроприборы, которые используют Тучак С.Г. и Уткина А.И. в квартире либо на веранде, питаются от электропроводки квартир и все электрозатраты фиксируются через квартирные счетчики. За используемую электроэнергию потребители оплачивают регулярно, в срок и в полном объеме; - из представленных потребителями Тучак С.Г. и Уткиной А.И. квитанций за электроэнергию, расчетный период апрель 2009 г. следует, что начисления за электроэнергию на общедомовые нужды ООО "Энергокомфорт" Сибирь" было произведено по нормативу потребления коммунальных услуг, утвержденному постановлением Администрации Томской области от 14 12 2006 г. № 153а, что и послужило основанием для выдачи предписания от 21 05 2009 г. № 98; - из предоставленных материалов на момент проверки следовало, что договор между ООО "Энергокомфорт" Сибирь" и потребителями Тучак С.Г. и Уткиной А.И., устанавливающий условия предоставления коммунальных услуг и порядок их оплаты, в том числе оплаты электроэнергии на общедомовые нужды не заключался; - разделом VIII Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 05 2006 г. № 307, определен порядок установления факта непредоставления коммунальных услуг или предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества. В соответствии с п. 67 Правил, факт непредоставления коммунальных услуг фиксируется в акте о непредоставлении коммунальных услуг, который подписывается потребителем (или его представителем) и исполнителем (или его представителем). 24 июля 2009 г. комиссией в составе начальника производственно-технического отдела ООО "УК "Октябрьский массив" (исполнителя) Панферовой М.В. и начальника аварийно-диспетчерской службы Артемова Э.Б., в присутствии потребителя Уткиной И.В. и представителей Управления Роспотребнадзора по Томской области Гореликовой О.Г. и Игнатьевой О.А. было проведено повторное обследование дома по ул. Октябрьской, 44 в г. Томске и прилегающей к нему территории на установление факта наличия либо отсутствия общедомового электрооборудования и, соответственно, факта потребления данным оборудованием электроэнергии. В результате обследования установлено, что дом по ул. Октябрьской, 44 в г. Томске деревянный, двухэтажный с печным отоплением. Освещение придомовой территории отсутствует. Освещение лестницы и лестничной площадки, где расположены квартиры 5 и 6, осуществляется через индивидуальные приборы учета квартир 5 и 6. На площадке имеется две лампочки, одна подключена к индивидуальному прибору учета электроэнергии квартиры № 5, а другая к индивидуальному прибору учета квартиры № 6. Такое общедомовое электрооборудование, как автоматические запирающие устройства, усилители телеантенн, системы противопожарной автоматики и дымоулавливания отсутствуют. В квартире № 5 установлен современный индивидуальный прибор учета электроэнергии 1 класса точности; - таким образом, отсутствие в местах общего пользования электрооборудования, потребляющего электроэнергию на общедомовые нужды и не подключенного помимо индивидуальных приборов учета Уткиной А.И. (кв. 5) и Тучак С.Г. (кв. 6) подтверждает, что жильцами названных квартир не потребляется электроэнергия на общедомовые нужды, и, соответственно, взимание с них дополнительно платы за электроэнергию на общедомовые нужды, помимо той, что они оплачивают по индивидуальным приборам учета, не имеет правового обоснования.
Как следует из материалов дела, ООО "Энергокомфорт" Сибирь" зарегистрировано в качестве юридического лица Инспекцией Федеральной налоговой службы по г. Томску 24 03 2006 г., ОГРН 1067017102811.
28 04 2009 г. в Управление Роспотребнадзора по Томской области поступили заявления Тучак С.Г. и Уткиной А.И., проживающих по адресу: г. Томск, ул. Октябрьская, 44, квартиры 5 и 6, по факту нарушения их прав как потребителей коммунальных услуг со стороны ООО "Энергокомфорт" Сибирь" при начислении оплаты за электроэнергию на общедомовые нужды (л.д. 34, 35).
На основании поступивших заявлений должностным лицом Управления Роспотребнадзора по Томской области в рамках полномочий, установленных Законом Российской Федерации от 07 02 1992 г. № 2300-1 "О защите прав потребителей", Положением о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 06 2004 г. № 322, Положением об Управлении Роспотребнадзора по Томской области, утвержденного приказом Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 24 02 2005 г. № 163, и своим должностным регламентом, была проведена проверка по указанным в заявлениях фактам.
По результатам проведенной проверки главным специалистом отдела по контролю на потребительском рынке и защите прав потребителей Гореликовой О.Г. было вынесено предписание от 21 05 2009 г. № 98, в соответствии с которым в двухэтажном деревянном доме по ул. Октябрьская, 44, квартиры 5 и 6, общедомовое электрооборудование отсутствует; электробытовые приборы, освещение проходят через индивидуальные приборы учета; коридорное освещение подключено через индивидуальные приборы учета. Исполнителем услуг ООО "УК "Октябрьский массив" подтвержден факт отсутствия электроэнергии для общедомовых нужд, а значит, начисление за электроэнергию для общедомовых нужд со стороны ООО "Энергокомфорт" Сибирь" не имеет правового обоснования.
На основании Федерального закона от 26 12 2008 г. № 294-ФЗ "О защите юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)", Закона Российской Федерации от 07 02 1992 г. № 2300-1 "О защите прав потребителей" и Положения о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 06 2004 г. № 322, указанным предписанием ООО "Энергокомфорт" Сибирь" предписано прекратить установленные нарушения статей 8 и 37 Закона Российской Федерации "О защите прав потребителей" № 2300-1 в редакции от 23 07 2008 г. и устранить нарушение законных прав и интересов граждан Тучак С.Г., ул. Октябрьская, 44, кв. 6, и Уткиной А.И., ул. Октябрьская, 44, кв. 5. Для прекращения нарушения ООО "Энергокомфорт" Сибирь" предписано привести начисление оплаты по услуге электроснабжение потребителям в соответствие с требованиями статьи 37 Закона Российской Федерации от 07 02 1992 г. № 2300-1 "О защите прав потребителей" в последней редакции от 23 07 2008 г. О выполнении предписания сообщить в Управление Роспотребнадзора по Томской области в срок до 30 06 2009 г.
Признание недействительным предписания Управления Роспотребнадзора по Томской области от 21 05 2009 г. № 98 является предметом требований заявителя по настоящему делу.
Исследовав представленные материалы, заслушав объяснения представителей лиц, участвующих в деле, арбитражный суд считает требования заявителя не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно части 1 статьи 36 ЖК РФ собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежат на праве общей долевой собственности помещения в данном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного помещения в данном доме, в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, технические этажи, чердаки, подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного помещения в данном доме оборудование (технические подвалы), а также крыши, ограждающие несущие и ненесущие конструкции данного дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в данном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного помещения, земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства и иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома объекты, расположенные на указанном земельном участке. Границы и размер земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, определяются в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности.
Статья 210 Гражданского кодекса Российской Федерации устанавливает, что собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Из положений части 3 статьи 30 ЖК РФ следует, что собственник жилого помещения несет бремя содержания данного помещения и, если данное помещение является квартирой, общего имущества собственников помещений в соответствующем многоквартирном доме, если иное не предусмотрено федеральным законом или договором.
Частью 2 статьи 154 ЖК РФ предусмотрено, что плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя плату за содержание и ремонт жилого помещения, включающую в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему и капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме; плату за коммунальные услуги.
Собственники жилых домов несут расходы на их содержание и ремонт, а также оплачивают коммунальные услуги в соответствии с договорами, заключенными с лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности (ч. 3 ст. 154 ЖК РФ).
В силу части 4 статьи 154 ЖК РФ плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления).
В соответствии с частью 1 статьи 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами местного самоуправления (в субъектах Российской Федерации - городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге - органом государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации), за исключением нормативов потребления коммунальных услуг по электроснабжению и газоснабжению, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Правила предоставления коммунальных услуг гражданам устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
На основании положений статьи 157 ЖК РФ Правительством Российской Федерации были приняты Постановление от 23 05 2006 г. № 307 "О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам" и Постановление от 23 05 2006 г. № 306 "Об утверждении Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг".
Согласно пункту 1 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 05 2006 г. № 307, настоящие Правила регулируют отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливают их права и обязанности, ответственность, в том числе порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии.
Пунктом 4 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 05 2006 г. № 307, установлено, что коммунальные услуги предоставляются потребителю в порядке, предусмотренном федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и настоящими Правилами, на основании договора, содержащего условия предоставления коммунальных услуг и заключаемого исполнителем с собственником жилого помещения в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Порядок расчета и внесения платы за коммунальные услуги урегулирован разделом III Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 05 2006 г. № 307, которым предусмотрены различные варианты определения размера платы за коммунальные услуги в зависимости от наличия (отсутствия) коллективных (общедомовых), общих (квартирных) и индивидуальных приборов учета.
В частности, в силу пункта 16 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 05 2006 г. № 307, при наличии в помещениях индивидуальных, общих (квартирных) приборов учета и при отсутствии коллективных (общедомовых) приборов учета размер платы за коммунальные услуги определяется исходя из показаний индивидуальных, общих (квартирных) приборов учета.
Пунктами 19, 21, 22, 23 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 05 2006 г. № 307, предусмотрены варианты расчета платы за коммунальные услуги в случаях:
- отсутствия коллективных (общедомовых), общих (квартирных) и индивидуальных приборов учета;
- оборудования многоквартирного дома коллективными (общедомовыми) приборами учета и отсутствия индивидуальных и общих (квартирных) приборов учета;
- оборудования многоквартирного дома коллективными (общедомовыми) приборами учета и оборудования частично или полностью индивидуальными и (или) общими (квартирными) приборами учета.
При этом, из содержания указанных пунктов и приложений к Правилам следует, что расчет размера платы за коммунальные услуги с использованием норматива потребления, утверждаемого органами местного самоуправления, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, предусмотрен только для случаев полного отсутствия приборов учета: коллективных (общедомовых), общих (квартирных) и индивидуальных приборов учета, а также при расчете размера платы за коммунальные услуги, потребленные в жилом помещении, не оборудованном индивидуальными приборами учета, при оборудовании многоквартирного дома коллективными (общедомовыми) приборами учета и оборудовании отдельных помещений индивидуальными приборами учета (п.п. 19, 22).

]]>
В соответствии с пунктом 2 Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 05 2006 г. № 306, под нормативом потребления коммунальных услуг понимается месячный (среднемесячный) объем (количество, норма) потребления коммунальных ресурсов (холодной и горячей воды, сетевого газа, электрической и тепловой энергии) потребителем в многоквартирном доме или жилом доме при отсутствии приборов учета.
Пунктом 3 Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 05 2006 г. № 306, предусмотрено, что устанавливаемые в соответствии с настоящими Правилами нормативы потребления коммунальных услуг применяются при отсутствии приборов учета и предназначены для определения размера платы за коммунальные услуги.
Согласно пункту 25 Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 05 2006 г. № 306, при определении нормативов потребления коммунальных услуг учитываются нормативные технологические потери коммунальных ресурсов.
В силу пункта 26 Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 05 2006 г. № 306, коммунальные услуги, предназначенные для содержания общего имущества в многоквартирном доме, учитываются при установлении нормативов потребления коммунальных услуг для потребителей.
В рамках полномочий, предоставленных статьей 157 ЖК РФ, а также с учетом положений Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 05 2006 г. № 306, Администрацией Томской области постановлением от 14 12 2006 г. № 153а утверждены нормативы потребления коммунальных услуг при отсутствии приборов учета по газоснабжению и электроснабжению для населения Томской области, согласно которым количество электрической энергии, расходуемой на работу электрооборудования, являющегося общей собственностью многоквартирного дома, включено в норматив электроснабжения исходя из следующих величин: в отношении приборов освещения мест общего пользования многоквартирного дома и придомовой территории, автоматических запирающих устройств, усилителей телеантенн коллективного пользования, систем противопожарной автоматики и дымоудаления, технологических потерь - 7 кВт.ч в месяц на 1 человека; в отношении лифтового оборудования - 7 кВт.ч в месяц на 1 человека.
Из перечисленных положений действующего законодательства следует, что плата за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг.
При этом, нормы статьи 157 ЖК РФ не содержат указания на то, что объем потребляемых коммунальных услуг определяется только по показаниям коллективных (общедомовых) приборов учета. Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 05 2006 г. № 307, предусмотрены различные варианты расчета платы за коммунальные услуги в зависимости от наличия (отсутствия) коллективных (общедомовых), общих (квартирных) и индивидуальных приборов учета.
Так, размер платы за коммунальные услуги для жилых помещений, в которых установлены индивидуальные приборы учета, осуществляется по показаниям данных приборов учета в порядке, определяемом в зависимости от того, оборудован ли многоквартирный дом коллективными (общедомовыми) приборами учета. В частности, при наличии в помещениях индивидуальных приборов учета и при отсутствии коллективных (общедомовых) приборов учета размер платы за коммунальные услуги определяется исходя из показаний индивидуальных приборов учета (п. 16 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 05 2006 г. № 307).
В свою очередь, применение нормативов потребления коммунальных услуг для определения размера оплаты коммунальных услуг предусмотрено для случаев отсутствия приборов учета. В частности, величина расхода электрической энергии в размере 7 кВт.ч в месяц на 1 человека, установленная постановлением Администрации Томской области от 14 12 2006 г. № 153а, представляет собой количество электроэнергии, расходуемой в отношении приборов освещения мест общего пользования, многоквартирного дома и придомовой территории, автоматических запирающих устройств, усилителей телеантенн коллективного пользования, систем противопожарной автоматики и дымоудаления, технологических потерь, включенной в утвержденные данным постановлением нормативы электроснабжения, которые, согласно пункту 1 указанного постановления, подлежат применению при отсутствии приборов учета по электроснабжению. При этом в данной норме отсутствует указание на вид прибора учета (общедомовой, индивидуальный), а говорится вообще об отсутствии прибора учета.
В силу пункта 1 статьи 779 ГК РФ по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги. Заказчик обязан оплатить оказанные ему услуги в сроки и в порядке, которые указаны в договоре возмездного оказания услуг (п. 1 ст. 781 ГК РФ).
Согласно части 1 статьи 539 ГК РФ по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии. Энергоснабжающая организация обязана подавать абоненту энергию через присоединенную сеть в количестве, предусмотренном договором энергоснабжения, и с соблюдением режима подачи, согласованного сторонами. Количество поданной абоненту и использованной им энергии определяется в соответствии с данными учета о ее фактическом потреблении (статья 541 ГК РФ).
Положениями статьи 37 Закона Российской Федерации от 07 02 1992 г. № 2300-I "О защите прав потребителей" определено, что потребитель обязан оплатить оказанные ему услуги в порядке и в сроки, которые установлены договором с исполнителем.
Как установлено в судебном заседании, Тучак С.Г. и Уткина А.И. являются собственниками жилых помещений (квартиры № 5 и № 6) в многоквартирном доме, расположенном по адресу г. Томск, ул. Октябрьская, 44. В апреле 2009г. Тучак С.Г. и Уткиной А.И. получены счета за электроэнергию, выставленные ООО "Энергокомфорт" Сибирь", согласно которым к оплате предъявлен расход электроэнергии на общедомовые нужды исходя из норматива, утвержденного постановлением Администрации Томской области от 14 12 2006 г. № 153а.
В тоже время, по мнению арбитражного суда, предъявление к оплате Тучак С.Г. и Уткиной А.И. стоимости расхода электроэнергии на общедомовые нужды в указанном в счетах размере является необоснованным.
Согласно материалам дела, в многоквартирном жилом доме по адресу: г. Томск, ул. Октябрьская, 44, коллективный (общедомовой) прибор учета электрической энергии не установлен. Указанный факт лицами, участвующими в деле, не оспаривался.
Однако квартиры 5 и 6 в многоквартирном жилом доме по адресу: г. Томск, ул. Октябрьская, 44, принадлежащие Тучак С.Г. и Уткиной А.И., оборудованы индивидуальными приборами учета электрической энергии.
Из акта обследования от 20 05 2009 г., составленного сотрудниками ООО "УК "Октябрьский массив", являющегося исполнителем коммунальных услуг, в присутствии потребителя Уткиной А.И., следует, что в двухэтажном деревянном жилом доме по ул. Октябрьской, 44, общедомовое оборудование отсутствует; электробытовые приборы освещения проходят через индивидуальные приборы учета; коридорное освещение подключено через индивидуальные приборы учета (л.д. 41).
24 07 2009 г. комиссией в составе начальника производственно-технического отдела ООО "УК "Октябрьский массив" Панферовой М.В. и начальника аварийно-диспетчерской службы Артемова Э.Б., в присутствии потребителя Уткиной И.В. и представителей Управления Роспотребнадзора по Томской области Гореликовой О.Г. и Игнатьевой О.А. было проведено повторное обследование дома по ул. Октябрьской, 44 в г. Томске и прилегающей к нему территории на установление факта наличия либо отсутствия общедомового электрооборудования и, соответственно, факта потребления данным оборудованием электроэнергии.
В соответствии с актом от 24 07 2009 г., составленного по результатам обследования, в доме по ул. Октябрьской, 44, в г. Томске освещение придомовой территории отсутствует. Освещение лестницы и лестничной площадки, где расположены квартиры 5 и 6, осуществляется через индивидуальные приборы учета квартир 5 и 6. На площадке имеется две лампочки, одна подключена к индивидуальному прибору учета электроэнергии квартиры № 5, а другая к индивидуальному прибору учета квартиры № 6. Такое общедомовое электрооборудование, как автоматические запирающие устройства, усилители телеантенн, системы противопожарной автоматики и дымоулавливания отсутствуют. В квартире № 5 установлен современный индивидуальный прибор учета электроэнергии 1 класса точности.
Возможность составления указанных актов исполнителем коммунальных услуг предусмотрена положениями пунктов 67, 68 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 05 2006 г. № 307.
Таким образом, имеющимися в материалах дела документами подтверждается, что освещение лестничной площадки на втором этаже многоквартирного дома по адресу г. Томск, ул. Октябрьская, 44, осуществляется двумя лампочками, одна из которых подключена к индивидуальному прибору учета электроэнергии квартиры № 5, а другая к индивидуальному прибору учета квартиры № 6. Доказательств, опровергающих указанные обстоятельства, ООО "Энергокомфорт" Сибирь" в арбитражный суд не представлено.
Следовательно, Тучак С.Г. и Уткина А.И. осуществляют оплату фактически потребленной электроэнергии на освещение мест общего пользования согласно данным индивидуальных приборов учета электроэнергии в составе платы за потребленную энергию.
Предъявление же ООО "Энергокомфорт" Сибирь" Тучак С.Г. и Уткиной А.И. в счетах к оплате стоимости расходов на общедомовые нужды в размере исходя из норматива, утвержденного постановлением Администрации Томской области от 14 12 2006 г. № 153а, без учета оплачиваемой ими стоимости расходов на освещение мест общего пользования согласно данным индивидуальных приборов учета электроэнергии в составе платы за расход электрической энергии по квартире, не может быть признан арбитражным судом обоснованным в связи с возможностью двойного взыскания стоимости расходов на оплату потребленной электроэнергии.
Ссылки ООО "Энергокомфорт" Сибирь" на наличие технологических потерь при передаче электроэнергии в обоснование позиции заявителя о правомерности включения в счета за электроэнергию стоимости расхода электроэнергии на общедомовые нужды исходя из норматива, утвержденного постановлением Администрации Томской области от 14 12 2006 г. № 153а, отклоняются арбитражным судом как необоснованные, поскольку даже при наличии технологических потерь в электрических сетях, но при оплате стоимости расходов на электроэнергию на освещение мест общего пользования согласно данным индивидуальных приборов учета, с учетом того, что при определении нормативов потребления коммунальных услуг учитываются как нормативные технологические потери коммунальных ресурсов, так и сама стоимость коммунальных услуг, предназначенных для содержания общего имущества в многоквартирном доме, соответственно, в величину расхода электрической энергии в размере 7 кВт.ч в месяц на 1 человека, установленную постановлением Администрации Томской области от 14 12 2006 г. № 153а, включено как количество электроэнергии, расходуемой в отношении приборов освещения мест общего пользования так и стоимость технологических потерь, размер которых постановлением № 153а, в свою очередь, не определен и в нормативе 7 кВт. ч в месяц на 1 человека отдельно не выделен.
Наличие договора электроснабжения от 01 02 2007 г. № 2135, заключенного между ООО "Энергокомфорт" Сибирь" и ООО "УК "Октябрьский массив", не свидетельствует о возможности выставления ООО "Энергокомфорт" Сибирь" указанным потребителям сумм оплаты за электроэнергию по нормативу при том, что фактически потребленный объем электроэнергии оплачивается потребителями по счетчику.
Ссылка ООО "Энергокомфорт" Сибирь" на решение Арбитражного суда Томской области от 11 06 2009 г. по делу № А67-2772/09 отклоняется арбитражным судом, поскольку данное решение основано на иных обстоятельствах, отличающихся от фактических обстоятельств, установленных судом в рамках настоящего дела.
С учетом изложенного, при отсутствии коллективного (общедомового) прибора учета электроэнергии в доме, расположенном по адресу: г. Томск, ул. Октябрьская, 44, но при фактическом подключении освещения мест общего пользования (освещения лестничной площадки) к индивидуальным приборам учета потребителей электрической энергии, своевременной и в полном объеме оплате фактически потребленного объема электрической энергии, в том числе на освещение мест общего пользования, оснований для начисления и предъявления к уплате в квитанциях за электроэнергию (расчетный период апрель 2009г.) Тучак С.Г. и Уткиной А.И. стоимости электроэнергии, расходуемой на работу электрооборудования, являющегося общей собственностью многоквартирного дома, с применением утвержденных нормативов потребления коммунальных услуг у ООО "Энергокомфорт" Сибирь" не имелось. В связи с этим, Управление Роспотребнадзора по Томской области обоснованно сделало вывод о нарушении ООО "Энергокомфорт" Сибирь" положений гражданского и жилищного законодательства, а также прав и законных интересов Тучак С.Г. и Уткиной А.И., как потребителей коммунальных услуг, что в свою очередь послужило основанием для выдачи предписания от 21 05 2009 г. № 98 о прекращении нарушения законодательства и устранения последствий такого нарушения.
На основании пункта 4 статьи 200 АПК РФ, при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, при рассмотрении указанной категории дел, суд должен установить наличие двух критериев, необходимых для оценки законности принятия ненормативного акта: соответствует ли оспариваемый акт закону или иному нормативному правовому акту и нарушает ли оспариваемый акт права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Из представленных заявителем и ответчиком доказательств не усматривается несоответствия оспариваемого предписания положениям ЖК РФ, Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 05 2006 г. № 307, Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 05 2006 г. № 306, постановления Администрации Томской области от 14 12 2006 г. № 153а. Заявителем иных доказательств, подтверждающих обоснованность своих требований, в арбитражный суд не представлено.
Согласно части 3 статьи 201 АПК РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
С учетом изложенного, оснований для признания незаконным предписания Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Томской области от 21 05 2009 г. № 98, при отсутствии иных доводов у ООО "Энергокомфорт" Сибирь", кроме заявленных, в подтверждение своей позиции по данному требованию, у суда не имеется.
Руководствуясь статьями 167 - 175, 197 - 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

решил:

В удовлетворении заявления общества с ограниченной ответственностью "Энергокомфорт. Единая Томская сбытовая компания" к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Томской области о признании незаконным предписания от 21 05 2009 г. № 98 отказать.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд апелляционной инстанции в течение месяца со дня принятия.



Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru