Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Приморский край


УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ
ПО ПРИМОРСКОМУ КРАЮ

РЕШЕНИЕ
от 12 апреля 2010 г. № 6/08-2010

Резолютивная часть решения объявлена: 30 марта 2010 г.
Полный текст решения изготовлен: 12 апреля 2010 г.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Приморскому краю (далее - Приморское УФАС России) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:
председатель Комиссии - В.В. Трякин - заместитель руководителя Приморского УФАС России,
члены Комиссии:
С.К. Бессонов - начальник отдела контроля органов власти,
В.М. Самсонова - главный специалист-эксперт отдела контроля органов власти,
А.Л. Петров - специалист 1 разряда отдела контроля органов власти,
рассмотрев в заседании 30.03.2010 дело № 6/08-2010 от 19.02.2010,
возбужденное в соответствии подпунктом 3 части 2 статьи 39 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции)
в отношении администрации Партизанского городского округа (далее - Администрация, адрес места нахождения: г. Партизанск)
по признакам нарушения части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции", выразившегося в непроведении открытых конкурсов по отбору управляющих организаций для управления многоквартирными домами, которое приводит или может привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции на рынке оказания услуг по управлению многоквартирными домами,
при участии:
от ответчика по делу - администрации Партизанского городского округа: К. - главный специалист юридического отдела администрации Партизанского городского округа (доверенность от 30.12.2009 № 1.2-12/4108),

установила:

в соответствии с заданием ФАС России (от 19.03.2008 № АГ/5737, от 12.05.2009 № АЦ/13798) Приморским УФАС России ежеквартально проводится мониторинг рынка услуг по управлению многоквартирными домами в муниципальных образованиях Приморского края.
При рассмотрении результатов мониторинга за 1 полугодие 2009 года было установлено, что в Приморском крае по 10928 домам с объемом жилищного фонда 3522 тысяч кв. м способ управления не выбран. В том числе на территории Партизанского городского округа не выбран способ управления в 1661 многоквартирном доме.
Приморским УФАС России в администрацию Партизанского городского округа был направлен запрос о причинах не выбора способа управления по отдельным многоквартирным домам, а также об организациях, осуществляющих обслуживание этих домов.
По результатам рассмотрения информации, представленной администрацией Партизанского городского округа (письмо от 29.12.2009 № 1.2-07/4096), установлено следующее.
На территории Партизанского городского округа по данным ФГУП "Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ" находится 2041 многоквартирный дом, из них 746 неблагоустроенных жилых домов барачного типа с прямым выходом на земельный участок и имеющих износ более 66%.
По результатам инвентаризации жилищного фонда на территории Партизанского городского округа, постановлением главы Партизанского городского округа от 22.12.2009 № 1574 "Об упорядочении адресных номеров" двухквартирным жилым домам в количестве 617 домов присвоены новые адресные номера как домовладениям. Списаны как полностью разрушенные 35 многоквартирных дома, признаны негодными для проживания 220 жилых домов.
По состоянию на 01.12.2009 на территории Партизанского городского округа создано 40 ТСЖ, в которые вошли 42 многоквартирных дома, переданы в самостоятельное управление собственникам жилых помещений 335 домов, в ЖСК - 5 домов.
В качестве основной причины не проведения конкурсов по отбору управляющих организаций для управления многоквартирными домами администраций Партизанского городского округа указывает низкую платежеспособность населения, которая негативно скажется на финансово-хозяйственной деятельности победившей в конкурсе управляющей организации. Кроме того, для проведения кадастрового учета земельных участков, расположенных под многоквартирными домами, необходимо порядка 40 млн рублей, которыми бюджет Партизанского городского округа не располагает.
В Партизанском городском округе обслуживание многоквартирных домов, в которых собственники помещений не выбрали способ управления осуществляется МУП УК "Партнер", МУП УК "Жилищник", МУП УК "Весна", МУП УК "Авангард".
На заседании Комиссии представитель поддержал позицию изложенную в письме от 29.12.2009 № 1.2.-07/4096 и уточнил, что Администрацией проведена работа по инвентаризации жилищного фонда и по состоянию на 01.01.2010 на территории Партизанского городского округа значатся 972 многоквартирных дома, из которых:
- 150 аварийных домов, находящихся в стадии расселения;
- 95 домов выбрали способ управления через ТСЖ;
- 77 домов выбрали непосредственное управление;
- 35 домов снесено.
По 604 домам готовятся документы для проведения открытого конкурса по отбору управляющей организации, который планируется провести в апреле 2010 года.
Комиссия, изучив материалы дела, заслушав пояснения ответчика, пришла к следующим выводам.
Согласно частям 2, 3 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления многоквартирным домом:
1) непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме;
2) управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом;
3) управление управляющей организацией.
Способ управления выбирается на общем собрании собственников помещений.
Частью 1 статьи 18 Федерального закона от 29.12.2004 № 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" установлена обязанность органов местного самоуправления провести до 1 мая 2008 года открытый конкурс по выбору управляющей организации, если собственниками помещений в многоквартирном доме до 1 января 2007 года не выбран способ управления многоквартирным домом или принятое такими собственниками решение о выборе способа управления многоквартирным домом не было реализовано.
Частью 4 статьи 161 ЖК РФ регламентирована обязанность проведения органом местного самоуправления открытого конкурса по отбору управляющей организации, в случае если собственниками помещений в многоквартирном доме не выбран способ управления домом, либо если решение о выборе способа не было реализовано. Порядок проведения конкурса установлен Правительством Российской Федерации (постановление от 06.02.2006 № 75 "Об утверждении Правил проведения органом местного самоуправления открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом").
Частью 2 статьи 163 ЖК РФ установлено, что управление многоквартирным домом, все помещения в котором находятся в собственности муниципального образования, осуществляется путем заключения договора управления данным домом с управляющей организацией, выбираемой по результатам открытого конкурса или, если такой конкурс в соответствии с законодательством признан несостоявшимся, без проведения такого конкурса.

В официальном тексте документа, видимо, допущена опечатка: имеется в виду пункт 7 статьи 4 Федерального закона "О защите конкуренции".

В силу пункта 1 статьи 4 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции) конкуренция это соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.
Под услугами по управлению многоквартирными домами понимаются оказываемые управляющей организацией работы и услуги по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, предоставление на основании заключенных договоров коммунальных услуг собственниками помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, а также осуществление иной направленной на достижение целей управления многоквартирным домом деятельности (часть 2 статьи 162 ЖК РФ).
Покупателями данных услуг являются жители многоквартирных домов (собственники и наниматели жилого помещения/квартиры).
В качестве барьеров входа на товарный рынок услуг по управлению многоквартирными домами могут быть:
- ограниченность доступа потенциальных участников к ресурсам, предложение которых ограничено (существующие материально-технические ресурсы, обеспечивающие управление многоквартирными домами, закреплены за действующими хозяйствующими субъектами);
- преимущества хозяйствующих субъектов, действующих на рассматриваемом рынке, перед потенциальными участниками товарного рынка.
Таким образом, Администрация, не проведя открытых конкурсов по отбору управляющих организаций для управления многоквартирными домами на территории Партизанского городского округа, нарушила требования жилищного законодательства, тем самым осуществила бездействие, которое может привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции на рынке услуг по управлению многоквартирными домами на территории Партизанского городского округа.
В соответствии с частью 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции) федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).
Учитывая вышеизложенное, Комиссия приходит к выводу, что бездействие администрации Партизанского городского округа, выразившееся в непроведении открытых конкурсов по отбору управляющей организации для управления многоквартирными домами на территории Партизанского городского округа, которое может привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции на рынке услуг по управлению многоквартирными домами, является нарушением части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.
Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 - 4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции",

решила:

1. Признать факт нарушения администрацией Партизанского городского округа части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции", выразившегося в непроведении открытых конкурсов по отбору управляющей организации для управления многоквартирными домами, которое может привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции на рынке услуг по управлению многоквартирными домами на территории Партизанского городского округа.
2. Выдать администрации Партизанского городского округа предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства.
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.
Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения федерального антимонопольного органа, его территориального органа частью 2.6 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить решение антимонопольного органа.

Председатель комиссии
В.В.ТРЯКИН

Члены комиссии
С.К.БЕССОНОВ
В.М.САМСОНОВА
А.Л.ПЕТРОВ



Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru