Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Рязанская область


АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЯЗАНСКОЙ ОБЛАСТИ

РЕШЕНИЕ
от 18 июня 2010 г. № А54-1438/2010-С4

ООО "Ново-Рязанская ТЭЦ" в лице Рязанского филиала обратилось с заявлением к Рязанской городской Думе о признании недействующим решения от 28.01.2010 № 36-I об утверждении тарифов на подключение.
Ответчик требование не признает.
Из материалов дела судом установлено: в соответствии с техническим заданием на разработку инвестиционных программ организаций коммунального комплекса по развитию систем коммунальной инфраструктуры города Рязани на 2009 - 2011 годы, утвержденным решением Рязанской городской Думы от 26.02.2009 № 43-I, Рязанским филиалом ООО "Ново-Рязанская ТЭЦ" в порядке, установленном распоряжением администрации города Рязани от 01.09.2009 № 1240-р, разработан проект инвестиционной программы по развитию систем коммунальной инфраструктуры города Рязани для подключения тепловых нагрузок микрорайона комплексной застройки "Зиловская бровка" к центральному теплоснабжению. Проект представлен в администрацию города Рязани.
Согласно паспорту программы, разделам 4, 5 финансовые потребности для реализации инвестиционной программы составляют 16172,6 тыс. руб. (с НДС), исходя из этого рассчитан тариф на подключение в размере 817,31 тыс. руб. (с НДС). Финансирование мероприятий проекта планируется осуществить за счет тарифа на подключение к системе коммунальной инфраструктуры, в соответствии с требованиями Федерального закона от 30.12.2004 № 210-ФЗ.
Для получения заключения проект инвестиционной программы с приложением обосновывающих документов администрацией города Рязани сопроводительным письмом от 05.11.2009 № 20/1/2-18/6892 направлен в Главное управление "Региональная энергетическая комиссия" Рязанской области.
Согласно заключению от 24.12.2009 № ВП-1652 по результатам анализа представленных материалов ГУ РЭК Рязанской области установило, что Рязанским филиалом ООО "Ново-Рязанская ТЭЦ" понесены дополнительные расходы, по мнению ГУ РЭК не связанные с созданием построенного им имущества, указанные расходы включены в расчет платы за подключение. В соответствии со ст. 5 Федерального закона "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" вопрос о включении указанных дополнительно фактически понесенных затрат в расчет тарифа на подключение находится в компетенции органов местного самоуправления. В зависимости от принятого решения, согласно заключению ГУ РЭК тариф на подключение к тепловым сетям Рязанского филиала ООО "Ново-Рязанская ТЭЦ" строящихся объектов микрорайона комплексной застройки "Зиловская бровка" может составить от 0,56 до 0,69264 млн. руб. за 1 Гкал/час подключаемой мощности без НДС.
Рассмотрев инвестиционную программу Рязанского филиала ООО "Ново-Рязанская ТЭЦ" комиссия администрации города по рассмотрению нормативов, тарифов и цен 30.12.2009 приняла решение № 56 рекомендовать к утверждению тариф на подключение вновь создаваемых (реконструируемых) объектов недвижимости к системе теплоснабжения Рязанского филиала ООО "Ново-Рязанская ТЭЦ" в размере 563,73 тыс. руб. за 1 Гкал/час (без НДС), тариф Рязанского филиала ООО "Ново-Рязанская ТЭЦ" на подключение к системе теплоснабжения в размере 563,73 тыс. руб. за 1 Гкал/час (без НДС).
По результатам рассмотрения обращения главы администрации города Рязани от 18.01.2010 № 9-24, решения комиссии администрации города 30.12.2009 № 56, заключения ГУ РЭК Рязанской области от 24.12.2009 № ВП-1652 Рязанской городской Думой 28.01.2010 принято решение № 35-I об утверждении инвестиционной программы Рязанского филиала ООО "Ново-Рязанская ТЭЦ", согласно которой финансовые потребности составляют 16172,6 тыс. руб. (с НДС), тариф на подключение - 817,31 тыс. руб. (с НДС). Вопрос о внесении изменений в инвестиционную программу не ставился.
Одновременно 28.01.2010 принято оспариваемое решение № 36-I об установлении на период действия с 01.03.2010 по 31.12.2015 тарифа на подключение вновь создаваемых (реконструируемых) объектов недвижимости к системе теплоснабжения Рязанского филиала ООО "Ново-Рязанская ТЭЦ" для подключения тепловых нагрузок микрорайона комплексной застройки "Зиловская бровка" к центральному теплоснабжению в размере 563,73 тыс. руб. за 1 Гкал/час. (без НДС), пунктом 2 решения на этот же период установлен тариф Рязанского филиала ООО "Ново-Рязанская ТЭЦ" на подключение к системе теплоснабжения в размере 563,73 тыс. руб. за 1 Гкал/час. (без НДС). Решение опубликовано в газете "Рязанские ведомости" от 30.01.2010 № 16.
В судебном заседании стороны объяснили, что установленный тариф 563,73 тыс. руб. за 1 Гкал/час. (без НДС) соответствует нижнему пределу 0,56 млн. руб. за 1 Гкал/час (без НДС) возможного тарифа, указанного в заключении ГУ РЭК Рязанской области от 24.12.2009 № ВП-1652 и решению комиссия администрации города 30.12.2009 № 56. Тариф на подключение - 817,31 тыс. руб. (с НДС), указанный в утвержденной инвестиционной программе, соответствует верхнему пределу 0,69264 млн. руб. за 1 Гкал/час (без НДС) возможного тарифа, указанного в заключении ГУ РЭК Рязанской области от 24.12.2009 № ВП-1652.
Оспаривая решение Рязанской городской Думы от 28.01.2010 № 36-I, заявитель указывает на нарушение установленных статьей 3 Федерального закона "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" общих принципов регулирования тарифов и надбавок, согласно которым установленные тарифы и надбавки должны обеспечивать финансовые потребности организаций коммунального комплекса, необходимые для реализации их производственных программ и инвестиционных программ, полностью возмещать затраты организации коммунального комплекса, связанные с реализацией их производственных программ и инвестиционных программ.
Заявитель указывает на нарушение Основ ценообразования в сфере деятельности организаций коммунального комплекса, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 14.07.2008 № 520, Правил регулирования тарифов, надбавок и предельных индексов в сфере деятельности организаций коммунального комплекса, утвержденных этим же постановлением, в соответствии с п. 15 которых организация коммунального комплекса за 10 дней до рассмотрения дела об установлении тарифов и надбавок извещается органами регулирования о проведении заседания, не позднее, чем за 1 день должна быть ознакомлена с материалами заседания в части, касающейся установления для нее тарифов и надбавок, включая проект соответствующего решения.
Рязанский филиал ООО "Ново-Рязанская ТЭЦ" с проектом решения ознакомлен не был, о проведении заседания не извещен. Копия решения об установлении тарифа, протокол заседания органа регулирования в адрес Рязанского филиала ООО "Ново-Рязанская ТЭЦ" в соответствии с п. 18 Правил не направлялись.
Возражая против заявленного требования, Рязанская городская Дума указывает на то, что установленным тарифом полностью возмещаются затраты Рязанского филиала, поскольку согласно заключению ГУ РЭК Рязанской области дополнительные расходы, включенные в инвестиционную программу, не связаны с построенным имуществом. Решение об исключении этих расходов при расчете тарифа в соответствии со статьей 5 Федерального закона "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" отнесен к компетенции органов местного самоуправления. При этом Рязанская городская Дума считает, что необходимости во внесении изменений в Инвестиционную программу в части изменения финансовой потребности и тарифа на подключение нет, поскольку данный документ не носит обязательного характера.
Администрация города Рязани полагает, что оспариваемое решение является законным и обоснованным, соответствующим Федеральному закону "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса".
Главное управление "Региональная энергетическая комиссия" Рязанской области указывает на то, что управлением дано заключение о возможном размере тарифа, окончательное решение об учете произведенных расходов и тарифе принимается органом регулирования, при этом установленный размер тарифа должен соответствовать инвестиционной программе.
Оценив материалы дела, доводы сторон, суд пришел к выводу, что заявление подлежит удовлетворению.
В соответствии с ч. 1 ст. 192 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в Арбитражный суд с заявлением о признании недействующим нормативного правового акта, принятого государственным органом, органом местного самоуправления, иным органом, должностным лицом, если полагают, что оспариваемый нормативный правовой акт или отдельные его положения не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности или создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
При рассмотрении дел об оспаривании нормативных правовых актов в соответствии с ч. 4 ст. 194 АПК РФ Арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельного положения, устанавливает соответствие его федеральному конституционному закону, федеральному закону и иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, а также полномочия органа или лица, принявших оспариваемый нормативный правовой акт.
Решение Рязанской городской Думы от 28.01.2010 № 36-I об утверждении тарифов является нормативным правовым актом, поскольку устанавливает обязательные правила, рассчитано на неопределенный круг лиц, на неоднократное применение.
Частью 1 статьи 132 Конституции Российской Федерации установлено, что органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения.
К полномочиям органов местного самоуправления, в соответствии с п. 4.1 ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в числе других вопросов отнесено регулирование тарифов на подключение к системе коммунальной инфраструктуры, тарифов организаций коммунального комплекса на подключение, надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса, надбавок к ценам (тарифам) для потребителей.
Статьей 2 Федерального закона от 30.12.2004 № 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" определены основные понятия, используемые в законе, а именно:
инвестиционная программа организации коммунального комплекса по развитию системы коммунальной инфраструктуры - определяемая органами местного самоуправления для организации коммунального комплекса программа финансирования строительства и (или) модернизации системы коммунальной инфраструктуры и объектов, используемых для утилизации (захоронения) бытовых отходов, в целях реализации программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры (далее также - инвестиционная программа);
тариф на подключение к системе коммунальной инфраструктуры вновь создаваемых (реконструируемых) объектов недвижимости (зданий, строений, сооружений, иных объектов) - ценовая ставка, формирующая плату за подключение к сетям инженерно-технического обеспечения указанных объектов недвижимости (далее - тариф на подключение к системе коммунальной инфраструктуры);
тариф организации коммунального комплекса на подключение к системе коммунальной инфраструктуры - ценовая ставка, которая устанавливается для организации коммунального комплекса и используется для финансирования инвестиционной программы организации коммунального комплекса (далее также - тариф организации коммунального комплекса на подключение);
финансовые потребности организации коммунального комплекса - расчетные значения объема денежных средств от реализации товаров (оказания услуг) организации коммунального комплекса по тарифам и надбавкам, который необходим для выполнения производственной программы и (или) инвестиционной программы организации коммунального комплекса по развитию системы коммунальной инфраструктуры;
Согласно пунктам 2, 5 ч. 1 ст. 3 указанного закона общими принципами регулирования тарифов и надбавок в том числе являются:
установление тарифов и надбавок, обеспечивающих финансовые потребности организаций коммунального комплекса, необходимые для реализации их производственных программ и инвестиционных программ;
полное возмещение затрат организаций коммунального комплекса, связанных с реализацией их производственных программ и инвестиционных программ.
Из объяснений сторон следует, что при установлении спорного тарифа использован метод, установленный пунктом 1 ч. 1 ст. 8 Закона № 210-ФЗ, а именно: установление фиксированных тарифов на товары и услуги организации коммунального комплекса на очередной период исходя из сложившейся себестоимости товаров и услуг этой организации в истекший период действия тарифов с учетом стоимости заложенных в производственную программу мероприятий по повышению эффективности деятельности организации коммунального комплекса, предусматривающих улучшение качества производимых ею товаров (оказываемых услуг) и проведение при необходимости мероприятий по реконструкции эксплуатируемой этой организацией системы коммунальной инфраструктуры.
Полномочиями в области регулирования тарифов и надбавок наделены представительные органы муниципальных образований, которые в соответствии с пунктами 1, 2, 3 ч. 1 ст. 5 указанного закона:
утверждают в соответствии с документами территориального планирования муниципальных образований программу комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры;
утверждают инвестиционные программы организаций коммунального комплекса по развитию систем коммунальной инфраструктуры;
устанавливают надбавки к ценам (тарифам) для потребителей.
Органы местного самоуправления в соответствии с частью 2 ст. 5 этого же закона осуществляют в числе других полномочий в области регулирования тарифов и надбавок организаций коммунального комплекса, указанных в части 3 настоящей статьи (далее - органы регулирования муниципальных образований, а также органы регулирования), следующие полномочия:
рассматривают проекты инвестиционных программ организаций коммунального комплекса по развитию систем коммунальной инфраструктуры;
осуществляют расчет цен (тарифов) для потребителей;
устанавливают тарифы на товары и услуги организаций коммунального комплекса и надбавки к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса в соответствии с предельным индексом, установленным органом регулирования субъекта Российской Федерации для соответствующего муниципального образования, тарифы на подключение к системам коммунальной инфраструктуры, тарифы организаций коммунального комплекса на подключение.
Рязанским городским Советом 26.10.2006 принято решение № 696-III, согласно которому администрация города Рязани осуществляет полномочия органов местного самоуправления, предусмотренные частью 2 статьи 5 Федерального закона от 30.12.2004 № 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса", кроме полномочий установленных пунктом 7 части 2 указанной статьи.
Порядок разработки и утверждения инвестиционных программ организаций коммунального комплекса установлен статьей 11 Закона № 210-ФЗ, в соответствии с частью 2 которой инвестиционная программа организации коммунального комплекса разрабатывается на основании условий технического задания.
В соответствии с частями 3, 4 указанной статьи подготовка проекта инвестиционной программы и расчет финансовых потребностей, необходимых для реализации данной программы, производятся организацией коммунального комплекса.
Подготовленный проект инвестиционной программы и расчет необходимых для ее реализации финансовых потребностей представляются организацией коммунального комплекса в орган регулирования муниципального образования, который проводит проверку соответствия проекта инвестиционной программы условиям утвержденного технического задания на ее формирование и проверку обоснованности расчета необходимых для ее реализации финансовых потребностей.
В случае необоснованности представленных расчетов, несоответствия рассчитанных финансовых потребностей проекту представленной инвестиционной программы или несоответствия проекта указанной программы техническому заданию на ее разработку согласно части 5 указанной статьи орган регулирования муниципального образования вправе вернуть проект инвестиционной программы и расчет необходимых для ее реализации финансовых потребностей соответствующей организации коммунального комплекса для устранения выявленных несоответствий.
Частями 11, 12 ст. 11 указанного закона предусмотрено, что инвестиционную программу организации коммунального комплекса рассматривает и утверждает представительный орган муниципального образования.
После ее утверждения орган регулирования муниципального образования устанавливает тариф на подключение к системам коммунальной инфраструктуры, а также тариф организации коммунального комплекса на подключение.
В соответствии с п. 25 статьи 30 Устава муниципального образования - городской округ город Рязань Рязанской области и указанным ранее решением Рязанского городского Совета от 26.10.2006 № 696-III установление тарифов на подключение к системам коммунальной инфраструктуры, а также тарифов организации коммунального комплекса на подключение отнесено к полномочиям представительного органа города Рязани - Рязанской городской Думы.
На основании изложенных положений Федерального закона № 210-ФЗ суд пришел к выводу, что инвестиционная программа не является документом рекомендательного характера. Инвестиционная программа, утвержденная решением Рязанской городской Думы, является правовым актом обязательным к применению при установлении тарифа на подключение к системам коммунальной инфраструктуры, тарифа организации коммунального комплекса на подключение.
Иное толкование значения инвестиционной программы приводит к нарушению установленных Законом № 210-ФЗ обязательных принципов при установлении тарифа, а именно обеспечение финансовых потребностей организаций коммунального комплекса, необходимых для реализации инвестиционной программы, полного возмещения затрат организации коммунального комплекса, связанных с реализацией ее инвестиционной программы.
Имеющие место, по мнению Рязанской городской Думы и администрации города Рязани, обстоятельства необоснованного включения в сумму финансовых потребностей инвестиционной программы дополнительных затрат могли быть основанием для возврата проекта этой программы организации коммунального комплекса для устранения несоответствий в порядке, установленном частью 5 ст. 11 Федерального закона № 210-ФЗ.
Поскольку инвестиционная программа утверждена в предложенной редакции, установление тарифов на подключение должно соответствовать указанной инвестиционной программе.
Данный вывод подтверждается также пунктами 2, 42 Основ ценообразования в сфере деятельности организаций коммунального комплекса, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.2008 № 520, согласно которым установление надбавок к тарифам и тарифов на подключение осуществляется исходя из необходимости обеспечения финансовых потребностей для реализации инвестиционной программы; размер тарифа организации коммунального комплекса на подключение определяется как отношение финансовых потребностей, финансируемых за счет тарифов организаций коммунального комплекса на подключение, к присоединяемой нагрузке.
В соответствии с п. 14 Правил регулирования тарифов, надбавок и предельных индексов в сфере деятельности организаций коммунального комплекса, утвержденных указанным Постановлением Правительства РФ от 14.07.2008 № 520, процедура рассмотрения органом регулирования дел об установлении тарифов и надбавок включает в себя проверку соответствия рассчитанных тарифов и надбавок финансовым потребностям для реализации производственной и (или) инвестиционной программ.
Пунктом 15 Правил установлено, что организация коммунального комплекса за 10 дней до рассмотрения дела об установлении тарифов и надбавок извещается органами регулирования способом, позволяющим подтвердить получение извещения, о дате, времени и месте проведения заседания, на котором будет рассматриваться дело об установлении тарифов и надбавок.
Организация коммунального комплекса не позднее чем за 1 день до заседания органа регулирования должна быть ознакомлена с материалами заседания в части, касающейся установления для нее тарифов и надбавок, включая проект соответствующего решения.
Согласно объяснениям сторон ни Администрацией города Рязани, ни Рязанской городской Думой Рязанский филиал ООО "Ново-Рязанской ТЭЦ" о проведении заседания по установлению тарифов не извещался, материалы заседания для ознакомления не представлялись.
В соответствии с п. 18 Правил орган регулирования в течение 5 рабочих дней с даты принятия решения об установлении тарифов и надбавок направляет копию решения и копию протокола или выписку из протокола заседания органа регулирования в организацию коммунального комплекса. Доказательства выполнения требований данного пункта Правил в материалы дела не представлены.
Согласно п. 19 Правил разногласия между органами регулирования и организациями коммунального комплекса, связанные с установлением тарифов и надбавок, рассматриваются в соответствии с Правилами рассмотрения разногласий, возникающих между органами, осуществляющими регулирование тарифов и надбавок на товары и услуги организаций коммунального комплекса, и организациями коммунального комплекса, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 7 апреля 2007 г. № 208 "О порядке рассмотрения разногласий, возникающих между органами, осуществляющими регулирование тарифов и надбавок на товары и услуги организаций коммунального комплекса, и организациями коммунального комплекса".
Ссылка Рязанской городской Думы на то, что Рязанским филиалом ООО "Ново-Рязанская ТЭЦ" не соблюден досудебный порядок рассмотрения разногласий, установленный указанным Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.04.2007 № 208, является неправомерной, поскольку Федеральным законом от 30.12.2004 № 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" обязательный досудебный порядок рассмотрения разногласий не установлен.
На основании изложенного, суд пришел к выводу, что оспариваемое решение Рязанской городской Думы от 28.01.2010 № 36-I об утверждении тарифов на подключение не соответствует требованиям статей 3, 11 Федерального закона от 30.12.2004 № 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса", пунктам 2, 42 Основ ценообразования в сфере деятельности организаций коммунального комплекса, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.2008 № 520, в связи с этим подлежит признанию недействующим.
В соответствии со ст. 110 АПК РФ расходы по госпошлины относятся на Рязанскую городскую Думу.
Руководствуясь статьями 110, 167 - 170, 195 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд

решил:

1. Решение Рязанской городской Думы от 28.01.2010 № 36-I об утверждении тарифов на подключение, проверенное на соответствие Федеральному закону от 30.12.2004 № 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса", Постановлению Правительства Российской Федерации от 14.07.2008 № 520 "Об основах ценообразования и порядке регулирования тарифов, надбавок и предельных индексов в сфере деятельности организаций коммунального комплекса", признать не соответствующим статьям 3, 11 Федерального закона от 30.12.2004 № 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса", пунктам 2, 42 Основ ценообразования в сфере деятельности организаций коммунального комплекса, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.2008 № 520, и не действующим полностью.
2. Взыскать с Рязанской городской Думы в пользу ООО "Ново-Рязанская ТЭЦ" в лице Рязанского филиала расходы по госпошлине в сумме 2000 руб.
Решение Арбитражного суда по делу об оспаривании нормативного правового акта вступает в законную силу немедленно после его принятия, может быть обжаловано в суд кассационной инстанции в течение месяца.



Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru