РЯЗАНСКАЯ МЕЖРАЙОННАЯ ПРИРОДООХРАННАЯ ПРОКУРАТУРА
ПРОТЕСТ
от 19 февраля 2010 г. № 2-4-2010
НА РЕШЕНИЕ СОВЕТА ДЕПУТАТОВ МУНИЦИПАЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ - НАДЕЖКИНСКОЕ СЕЛЬСКОЕ ПОСЕЛЕНИЕ
ЕРМИШИНСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА ОТ 22.07.2009 № 7
"ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОРЯДКА ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ЗЕМЕЛЬНОГО
КОНТРОЛЯ НА ТЕРРИТОРИИ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ -
НАДЕЖКИНСКОЕ СЕЛЬСКОЕ ПОСЕЛЕНИЕ"
Рязанской межрайонной природоохранной прокуратурой в рамках надзора за соответствием федеральному законодательству законов и иных нормативных правовых актов органов местного самоуправления изучено решение
Совета депутатов муниципального образования - Надежкинское сельское поселение Ермишинского муниципального района от 22.07.2009 № 7 "Об утверждении Порядка осуществления земельного контроля на территории муниципального образования - Надежкинское сельское поселение".
Анализируемое решение
в части противоречит требованиям Федерального закона № 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля".
Так, в силу ст. 9 Федерального закона № 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" утвержденный руководителем органа муниципального контроля ежегодный план проведения плановых проверок доводится до сведения заинтересованных лиц посредством его размещения на официальном сайте органа муниципального контроля в сети Интернет либо иным доступным способом.
В срок до 1 сентября года, предшествующего году проведения плановых проверок, органы муниципального контроля направляют проекты ежегодных планов проведения плановых проверок в органы прокуратуры.
Обязательность данного обнародования плана и согласования его с прокуратурой не содержится в анализируемом нормативном правовом акте
.
Кроме того, анализируемый нормативный правовой акт
содержит положения, согласно которым мероприятия по контролю либо проверки проводятся в отношении земельных участков (пункты 5.7
, 6.1
анализируемого акта).
Однако ст. 9 названного ФЗ предусмотрено, что предметом плановой проверки является соблюдение юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем в процессе осуществления деятельности обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, а также соответствие сведений, содержащихся в уведомлении о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности, обязательным требованиям.
В силу ст. 10 Федерального закона предметом внеплановой проверки также является соблюдение юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем в процессе осуществления деятельности обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, выполнение предписаний органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля, проведение мероприятий по предотвращению причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, по обеспечению безопасности государства, по предупреждению возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, по ликвидации последствий причинения такого вреда.
Таким образом, мероприятия по контролю проводятся не в отношении земельного участка, а в отношении лица, осуществляющего пользование, владение, распоряжение земельным участком.
В соответствии с подпунктом 7 пункта 2 ст. 14 вышеуказанного Федерального закона в распоряжении или приказе руководителя, заместителя руководителя органа муниципального контроля на проведение проверки указывается в том числе перечень административных регламентов проведения мероприятий по контролю, административных регламентов взаимодействия.
Однако в п. 6
принятого Вами акта, где указаны данные, которые должны содержаться в соответствующем распоряжении о проведении мероприятий по контролю, соответствующий пункт отсутствует.
Согласно п. 3 ст. 14 Федерального закона заверенные печатью копии распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля вручаются под роспись должностными лицами органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, проводящими проверку, руководителю, иному должностному лицу или уполномоченному представителю юридического лица, индивидуальному предпринимателю, его уполномоченному представителю одновременно с предъявлением служебных удостоверений. По требованию подлежащих проверке лиц должностные лица органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля обязаны представить информацию об этих органах, а также об экспертах, экспертных организациях в целях подтверждения своих полномочий.
Однако, вопреки данным требованиям, в п. 6.4
Положения указано, что распоряжение о проведении мероприятий по муниципальному земельному контролю либо его заверенная печатью копия предъявляется, а не вручается земельным инспектором Надежкинского сельского поселения одновременно со служебным удостоверением руководителю юридического лица, ИП, гражданину и (или) их представителям, полномочия которых оформлены в соответствии с законодательством РФ, в отношении которых проводятся мероприятия по контролю.
В силу п. 3 ст. 16 вышеназванного Федерального закона протоколы отбора образцов продукции, проб обследования объектов окружающей среды и объектов производственной среды, протоколы или заключения проведенных исследований, испытаний и экспертиз, объяснения работников юридического лица, работников индивидуального предпринимателя, на которых возлагается ответственность за нарушение обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами, предписания об устранении выявленных нарушений и иные связанные с результатами проверки документы или их копии прилагаются к акту проверки.
Однако подпункт "з" п. 7.1
Положения предусматривает, что сведения о принятых мерах по устранению выявленных нарушений (выдача предписаний об устранении нарушений) не прилагаются, а указываются непосредственно в акте.
Кроме того, в соответствии с п. 8 ст. 16 Федерального закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" в акт проверки вносятся сведения об ознакомлении или отказе в ознакомлении с актом проверки руководителя, иного должностного лица или уполномоченного представителя юридического лица, индивидуального предпринимателя, его уполномоченного представителя, присутствовавших при проведении проверки, о наличии их подписей или об отказе от совершения подписи, а также сведения о внесении в журнал учета проверок записи о проведенной проверке либо о невозможности внесения такой записи в связи с отсутствием у юридического лица, индивидуального предпринимателя указанного журнала.
Соответствующий подпункт в п. 7.1
Положения, в котором бы были указаны вносимые в акты сведения, отсутствует.
Вместе с тем, подпунктом "з"
наоборот расширен перечень сведений, вносимых в акт, так как в нем указано, что в акт вносятся и иные сведения проверяемого участка. Таким образом, инспекторам предоставлено право вносить в акт проверки любые сведения о проверяемом участке, что недопустимо.
Также противоречит требованиям действующего законодательства подпункт "б" п. 8.2
анализируемого Положения, где указано, что собственники, владельцы, пользователи, арендаторы земельных участков по требованию инспекторов по муниципальному земельному контролю обязаны представлять документы о правах на земельные участки, об установлении сервитутов и особых режимов использования земель, проектно-технические и другие материалы, регулирующие вопросы использования и охраны земель.
Однако в п. 2 ст. 14 Федерального закона четко указано, что перечень документов, представление которых юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем необходимо для достижения целей и задач проведения проверки, указывается в распоряжении или приказе руководителя, заместителя руководителя органа муниципального контроля. Таким образом, данный перечень необходимо отражать не в нормативном правовом акте, а в распоряжении на проведение каждой конкретной проверки, и в случае отсутствия указанных в анализируемом акте документов в распоряжении на проверку проверяемый субъект вправе их не представлять.
Более того, обязанность юридических лиц при проведении проверок отражена в ст. 25 Федерального закона, а именно обязанность по обеспечению присутствия руководителей, иных должностных лиц или уполномоченных представителей юридических лиц; индивидуальных предпринимателей или представителей при проведении мероприятий по контролю. Другие обязанности проверяемых в данной статье не содержатся.
Внесение указанной обязанности
для проверяемых лиц в нормативный правовой акт
свидетельствует о наличии завышенных требований к лицу, предъявляемых для реализации принадлежащего ему права, а именно об установлении обременительных требований к гражданам и организациям, что, в свою очередь, является предусмотренным Постановлением Правительства РФ от 05.03.2009 № 196 "Об утверждении Методики проведения экспертизы проектов нормативных актов и иных документов в целях выявления в них положений, способствующих созданию условий для проявлений коррупции", Федеральным законом "Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов" коррупционным фактором.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 23 Федерального закона "О прокуратуре РФ",
предлагаю:
Привести Порядок
осуществления земельного контроля на территории муниципального образования - Надежкинское сельское поселение, утвержденный решением Совета депутатов муниципального образования - Надежкинское сельское поселение Ермишинского муниципального района от 22.07.2009 № 7, в соответствие с Федеральным законом № 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля".
Протест подлежит обязательному рассмотрению в течение 10 дней с момента его получения. О результатах рассмотрения протеста и принятом решении уведомить прокурора в письменной форме.
Рязанский межрайонный
природоохранный прокурор,
старший советник юстиции
Н.Н.МОРОЗОВА