Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Удмуртская республика


УСЛОВИЯ И ПОРЯДОК
ВСТУПЛЕНИЯ В СИЛУ НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ
УДМУРТСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

(Материал подготовлен специалистами КонсультантПлюс)

Вступление в силу нормативного правового акта имеет принципиальное значение, ведь именно с этого момента правовая норма становится обязательной для всех органов, организаций, должностных лиц и граждан, документ начинает действовать, порождает определенные права и обязанности.
В случае, когда в самом документе определен порядок его вступления в силу либо указана точная дата, как правило, особых трудностей не возникает. Если в самом документе вопрос его вступления в силу не урегулирован, применяется так называемый общий порядок вступления в силу. Он представляет собой определенные правила, установленные законодательством, при соблюдении которых нормативные акты вступают в силу.
Федеральным законодательством определен порядок вступления в силу законов, иных нормативных правовых актов субъектов РФ и муниципальных правовых актов, затрагивающих права и свободы человека и гражданина. В остальных случаях определение порядка вступления в силу региональных нормативных правовых актов отнесено к компетенции субъекта РФ, муниципальных правовых актов - соответственно к ведению муниципального образования.

Глава 1. ПОРЯДОК ВСТУПЛЕНИЯ В СИЛУ
НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ УДМУРТСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

1.1. Конституция Удмуртской Республики

1.1.1. Конституция Удмуртской Республики вне пределов ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и Удмуртской Республики имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Удмуртской Республики. Законы и иные правовые акты, принимаемые в Удмуртской Республике, не должны противоречить Конституции Удмуртской Республики.
Конституция Удмуртской Республики вступила в силу со дня ее официального опубликования.
Изменения и дополнения, внесенные в Конституцию Удмуртской Республики, касающиеся полномочий Конституционного Суда Удмуртской Республики, вступают в силу после его формирования.
Источники официального опубликования: газеты "Известия Удмуртской Республики", "Удмурт дунне", "Удмуртская правда", а также Собрание законодательства Удмуртской Республики.
Основание: Конституция Удмуртской Республики (принята постановлением Верховного Совета УР от 07.12.1994 № 663-XII), Закон УР от 05.12.2007 № 65-РЗ.

1.1.2. С 01.05.2000 до 01.11.2003 изменения и дополнения, внесенные в Конституцию Удмуртской Республики, касающиеся полномочий Государственного Совета Удмуртской Республики, Президента Удмуртской Республики и Правительства Удмуртской Республики, вступали в силу с момента вступления в должность Президента Удмуртской Республики.
Основание: Конституция Удмуртской Республики (принята постановлением Верховного Совета УР от 07.12.1994 № 663-XII)(ред. 12.09.2002).

1.2. Законы Удмуртской Республики

1.2.1. С 19.10.1999 по настоящее время закон Удмуртской Республики вступает в силу после его официального опубликования.
Законы Удмуртской Республики и иные нормативные правовые акты Удмуртской Республики по вопросам защиты прав и свобод человека и гражданина вступают в силу не ранее чем через десять дней после их официального опубликования.
Источники официального опубликования: газеты "Известия Удмуртской Республики", "Удмурт дунне", "Удмуртская правда", а также Собрание законодательства Удмуртской Республики.
Основание: Федеральный закон от 06.10.1999 № 184-ФЗ, Конституция Удмуртской Республики (принята постановлением Верховного Совета УР от 07.12.1994 № 663-XII), Закон УР от 05.12.2007 № 65-РЗ.

1.2.2. С 10.01.1998 по 18.10.1999 порядок опубликования и вступления в силу законов Удмуртской Республики законодательно установлен не был.

1.2.3. С 27.12.1994 по 09.01.1998 законы и иные нормативные правовые акты Удмуртской Республики, затрагивающие вопросы защиты прав и свобод человека и гражданина, вступали в силу не ранее десяти дней после их официального опубликования.
Порядок вступления в силу иных законов Удмуртской Республики, порядок опубликования законов Удмуртской Республики и источники официального опубликования законодательно установлены не были.
Основание: Конституция Удмуртской Республики (принята постановлением Верховного Совета УР от 07.12.1994 № 663-XII).

1.3. Постановления Государственного Совета Удмуртской Республики

1.3.1. С 09.12.2007 по настоящее время постановления Государственного Совета Удмуртской Республики вступают в силу с момента их принятия, если иное не установлено законами Удмуртской Республики, Регламентом Государственного Совета либо самим постановлением Государственного Совета.
С 12.12.2008 постановления Государственного Совета, носящие нормативный характер, подлежат официальному опубликованию.
Источники официального опубликования: газеты "Известия Удмуртской Республики", "Удмурт дунне", "Удмуртская правда".
Основание: Закон УР от 05.12.2007 № 65-РЗ, постановление Государственного Совета УР от 25.11.2008 № 183-IV.

1.3.2. До 08.12.2007 порядок вступления в силу постановлений Государственного Совета Удмуртской Республики законодательно установлен не был.

1.4. Акты Президента Удмуртской Республики

1.4.1. Президент Удмуртской Республики издает указы и распоряжения.

]]>
В соответствии с частью 3 статьи 18 Закона УР от 05.12.2007 № 65-РЗ "О Государственном Совете Удмуртской Республики" официальными источниками опубликования (обнародования) Конституции Удмуртской Республики, законов Удмуртской Республики определены два вида республиканских периодических печатных изданий: газеты "Известия Удмуртской Республики", "Удмурт дунне", "Удмуртская правда" и Собрание законодательства Удмуртской Республики.
Так как законодательно не установлено, как определять дату первого официального опубликования нормативного акта, возникает вопрос, каким источником руководствоваться при определении даты публикации и момента вступления в силу акта.
Если закон опубликован, например, и в газете "Известия Удмуртской Республики", и в Собрании законодательства Удмуртской Республики, необходимо выбрать один из источников, по дате которого и определить момент вступления в силу нормативного акта.
Если документ опубликован в газете раньше, чем в Собрании законодательства, проблем, как правило, не возникает. В ситуациях же, когда дата газеты позже, чем дата Собрания законодательства, определить реальный момент вступления закона в силу затруднительно.
Существуют две позиции относительно разрешения данной ситуации.
Сторонники первой считают, что датой официальной публикации в этом случае не может являться дата подписания в печать Собрания законодательства. В качестве основного аргумента приводится постановление Конституционного Суда РФ от 24 октября 1996 г. № 17-П, в котором рассматривается порядок определения даты официального опубликования акта, опубликованного одновременно в журнале "Собрание законодательства" и в "Российской газете". Конституционный Суд РФ полагает, что "Российская газета" является ежедневной газетой, и проставляемая на ней дата является датой, когда опубликованный в газете закон реально доходит до адресатов. В отличие от газеты "Собрание законодательства" является еженедельным изданием, дата которого совпадает с датой его подписания в печать и не является датой поступления журнала в продажу или по подписке, т.е. реально "Собрание законодательства" доходит до адресатов значительно позже. Следовательно, правильнее будет считать первой официальной публикацией публикацию в "Российской газете".
Вторая позиция при решении проблемы первой официальной публикации является формальной и основывается на нормах действующего законодательства: тот источник, который имеет наиболее раннюю дату, и будет первым официальным опубликованием нормативного акта. То есть, если дата Собрания законодательства Удмуртской Республики более ранняя, чем дата газеты "Известия Удмуртской Республики", "Удмурт дунне" или "Удмуртская правда", то и нужно определять первую публикацию по Собранию законодательства.
При этом следует отметить, что в случае опубликования документа сначала в Собрании законодательства, а затем в газете, также может возникнуть проблема с определением даты публикации по Собрания законодательства (см. раздел 2.3 "Опубликование в источнике, в котором отсутствует точная дата").
Каждая из вышеназванных позиций имеет свои недостатки. Так, в первом варианте следует учитывать разницу между датами газеты и Собрания законодательства. Если разница, например, составляет более 10 дней, то еще неизвестно, какой источник официального опубликования дошел до адресатов раньше. Второй вариант, основанный на буквальном толковании закона, может оказаться несостоятельным в суде, который зачастую отдает предпочтение публикации в газете.
Что касается муниципальных правовых актов, то Уставом города Ижевска, принятым решением Городской думы г. Ижевска от 16.06.2005 № 333, установлено, что датой опубликования муниципального правового акта считается дата первой публикации его полного текста в официальных средствах массовой информации. При этом датой публикации является дата выхода в свет (обозначенная на первой странице или на титульном листе) официального средства массовой информации, в котором опубликован муниципальный правовой акт.
Если муниципальный правовой акт официально не опубликован до указанной в нем даты вступления в силу, то днем его вступления в силу является день его официального опубликования, за исключением муниципальных правовых актов, устраняющих обязанности и иным образом улучшающих положение лиц, на которых они распространяются, либо устанавливающих дополнительные гарантии защиты прав, которые вступают в силу с указанной в нем даты вступления в силу.

2.2. Исчисление сроков вступления в силу нормативных правовых актов с учетом различных формулировок, указывающих на момент вступления в силу

В нормативных актах Удмуртской Республики используются разнообразные формулировки, указывающие на момент вступления в силу:
- со дня официального опубликования;
- по истечении... со дня официального опубликования;
- по истечении... после дня официального опубликования;
- через... со дня официального опубликования;
- через... после дня официального опубликования.
К формулировкам о вступлении актов в силу следует относиться максимально внимательно.
В первую очередь нужно различать формулировки "со дня официального опубликования" и "после дня официального опубликования". От этого зависит решение вопроса, в какой день (в день публикации или на следующий день после публикации) вступает документ в силу или какой день считать началом течения срока, если вступление документа в силу связано с истечением определенного срока.
Сторонники одной позиции считают, что если указано "со", то первым днем следует считать день официального опубликования, если "после", то срок начинает исчисляться на следующий день после публикации. Обосновывается эта точка зрения тем, что если законодатель по каким-то причинам использует два разных предлога, значит, они различаются по смыслу, поэтому и понимать их нужно буквально.
Сторонники другой позиции считают, что независимо от формулировки "со" или "после" срок начинает течь на следующий день после публикации. В качестве аргумента приводятся правила исчисления сроков, установленные отраслевыми законами, например: Гражданским кодексом РФ (глава 11), Налоговым кодексом РФ (статья 6.1).

2.3. Опубликование полного текста нормативного акта

Существует неопределенность и в вопросе, связанном с официальным опубликованием полного текста нормативного акта.
Если документ опубликован в официальном источнике частями, с какой же даты в этом случае он вступит в силу: со дня официального опубликования первой части документа, с момента опубликования последней части или же он начинает действовать по частям, по мере официального опубликования? Законодательством этот вопрос на сегодняшний день также не урегулирован. Вероятно, исходя из требования о необходимости опубликования полного текста нормативного правового акта, нужно ориентироваться на дату издания, в котором была завершена публикация.
Например, Закон УР от 29.06.2009 № 31-РЗ "О внесении изменений в Закон Удмуртской Республики "О бюджете Удмуртской Республики на 2009 год" опубликован в следующих источниках:
"Известия Удмуртской Республики", № 75, 21.07.2009 (начало - приложение 5),
"Известия Удмуртской Республики", № 78, 28.07.2009 (приложение 6, начало),
"Известия Удмуртской Республики", № 81, 04.08.2009 (приложение 6, продолжение),
"Известия Удмуртской Республики", № 83, 07.08.2009 (приложение 6, окончание, - приложение 8, начало),
"Известия Удмуртской Республики", № 86, 14.08.2009 (приложение 8, продолжение - приложение 9, начало),
"Известия Удмуртской Республики", № 89, 21.08.2009 (приложение 9, продолжение - окончание).
В данном случае, для определения даты вступления в силу следует принимать дату последней публикации - 21.08.2009.

Аналогичный подход в решении вопроса, какую дату источника публикации принимать в расчет для определения даты вступления в силу, если документ опубликован в нескольких номерах одного источника, можно предложить и для нормативных правовых актов органов местного самоуправления города Ижевска.

2.4. Опубликование в источнике, в котором отсутствует точная дата

Возможна ситуация, когда в печатном издании Удмуртской Республики, которое является источником официального опубликования, не указывается точная дата выхода в свет, а только месяц и год, только номер и месяц либо только номер и год.
Так, например, в 2006 году в № 9 Собрания законодательства Удмуртской Республики дата издания указана не была.
В отношении документов, опубликованных только в этом номере Собрания законодательства, датой официального опубликования документа рекомендуется считать дату подписания его в печать.
Для тех документов, которые опубликованы и в Собрании законодательства Удмуртской Республики, и в периодическом печатном издании, расчет даты вступления документа в силу следует производить исходя из более ранней публикации в газете.



Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru