Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Красноярский край


АРБИТРАЖНЫЙ СУД КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 28 июля 2009 г. по делу № А33-12172/2009

Резолютивная часть решения объявлена 28 июля 2009 года.
В полном объеме решение изготовлено 28 июля 2009 года.
Арбитражный суд Красноярского края в составе судьи Шайхутдинова Е.М., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению индивидуального предпринимателя Д. (Красноярский край, г. Туруханск)
к Межрайонной инспекции ФНС России № 13 по Красноярскому краю (г. Красноярск)
об оспаривании постановления от 29.06.2009 № 26 о назначении административного наказания за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
без участия сторон в судебном заседании,
при ведении протокола судьей Шайхутдиновым Е.М.,

установил:

индивидуальный предприниматель Д. (далее - ИП Д.) обратилась в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением к Межрайонной инспекции ФНС России № 13 по Красноярскому краю об оспаривании постановления от 29.06.2009 № 26 о назначении административного наказания за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее также - КоАП).
Заявление принято к производству суда. Определением от 15.07.2009 возбуждено производство по делу.
Стороны в судебное заседание не явились, о дате, времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом.
В соответствии с частью 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса указанное обстоятельство не препятствует рассмотрению дела.
При рассмотрении дела установлены следующие, имеющие значение для рассмотрения спора, обстоятельства.
ИП Д. зарегистрирована в ЕГРИП за основным государственным регистрационным номером 304243732300021, осуществляет предпринимательскую деятельность, в том числе, по розничной продаже товаров.
Из материалов дела следует, что в июне 2009 года административным органом проведена проверка указанной деятельности заявителя по вопросам полноты учета выручки, соблюдения порядка работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций за период с 01.05.2009 до 02.06.2009 в магазине ИП Д., расположенном по адресу: Россия, Красноярский край, с. Туруханск, ул. Дружбы Народов, 3. По результатам проверки составлен протокол об административном правонарушении от 10.06.2009 № 26-1, отразивший следующие обстоятельства:
- общая сумма выручки за проверенный период составила 104639,30 руб. (согласно показаниям контрольных лент, записям в журнале кассира-операциониста);
- записи в кассовую книгу не вносились;
- ИП Д. нарушены пункты 22, 24 Порядка ведения кассовых операций в Российской Федерации, утвержденного Центральным банком России 22.09.1993 № 40, то есть допущено неоприходование в кассу наличных денежных средств в размере 104639,30 руб.
Постановлением от 29.06.2009 № 26 на заявителя наложено административное взыскание, предусмотренное статьей 15.1 КоАП, в виде штрафа в размере 4000 рублей, что послужило поводом для обращения заявителя в арбитражный суд.
Исследовав представленные доказательства, оценив доводы лиц, участвующих в деле, арбитражный суд пришел к следующим выводам.
В соответствии со статьей 123 Конституции Российской Федерации, статьями 7, 8, 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равенства сторон. Согласно статье 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать те обстоятельства, на которые оно ссылается как на основания своих требований и возражений.
В силу части 6 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Согласно части 4 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на орган, принявший оспариваемое решение.
В соответствии со статьей 2.1 КоАП административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП установлена административная ответственность.
Согласно статье 15.1 КоАП нарушение порядка работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций, выразившееся в осуществлении расчетов наличными деньгами с другими организациями сверх установленных размеров, неоприходовании (неполном оприходовании) в кассу денежной наличности, несоблюдении порядка хранения свободных денежных средств, а равно в накоплении в кассе наличных денег сверх установленных лимитов, - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
Приведенная норма не предполагает возможности привлечения к административной ответственности за любое нарушение порядка работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций, содержит исчерпывающий перечень таких нарушений. А именно, статья 15.1 КоАП устанавливает признаки объективной стороны четырех самостоятельных составов административных правонарушений:
- нарушение порядка работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций, выразившееся в осуществлении расчетов наличными деньгами с другими организациями сверх установленных размеров;
- нарушение порядка работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций, выразившееся в неоприходовании (неполном оприходовании) в кассу денежной наличности;
- нарушение порядка работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций, выразившееся в несоблюдении порядка хранения свободных денежных средств;
- нарушение порядка работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций, выразившееся в накоплении в кассе наличных денег сверх установленных лимитов.
Из текста оспариваемого постановления следует, что ИП Д. привлечена к ответственности за нарушение порядка работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций, выразившееся в неоприходовании (неполном оприходовании) в кассу денежной наличности.
При этом, как следует из протокола об административном правонарушении от 10.06.2009 № 26-1, постановления от 29.06.2009 № 26 ИП Д. нарушены пункты 22, 24 Порядка ведения кассовых операций в Российской Федерации, утвержденного Центральным банком России 22.09.1993 № 40 (далее - Порядок ведения кассовых операций).
Пунктом 22 Порядка ведения кассовых операций установлено, что все поступления и выдачи наличных денег предприятия учитывают в кассовой книге.
Как предусмотрено пунктом 24 Порядка ведения кассовых операций, записи в кассовую книгу производятся кассиром сразу же после получения или выдачи денег по каждому ордеру или другому заменяющему его документу. Ежедневно в конце рабочего дня, кассир подсчитывает итоги операций за день, выводит остаток денег в кассе на следующее число и передает в бухгалтерию в качестве отчета кассира второй отрывной лист (копию записей в кассовой книге за день) с приходными и расходными кассовыми документами под расписку в кассовой книге.
Факт неведения кассовой книги ИП Д. не оспаривается, подтверждается материалами дела.
Вместе с тем, согласно пункту 1 статьи 9 Федерального закона от 21.11.1996 № 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" все хозяйственные операции, проводимые организацией, должны оформляться оправдательными документами. Эти документы служат первичными учетными документами, на основании которых ведется бухгалтерский учет.
Постановлением Государственного комитета Российской Федерации по статистике от 18.08.1998 № 88 "Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету кассовых операций, по учету результатов инвентаризации" (в ред. Постановлений Госкомстата Российской Федерации от 27.03.2000 № 26, от 03.05.2000 № 36) к документам первичной учетной документации отнесены, в том числе: приходный кассовый ордер, расходный кассовый ордер, журнал регистрации приходных и расходных кассовых документов, кассовая книга.
В соответствии со статьей 4 Федерального закона "О бухгалтерском учете" настоящий Федеральный закон распространяется на все организации, находящиеся на территории Российской Федерации, а также на филиалы и представительства иностранных организаций, если иное не предусмотрено международными договорами Российской Федерации (пункт 1).
Граждане, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, ведут учет доходов и расходов в порядке, установленном налоговым законодательством Российской Федерации (пункт 2).
Следовательно, обязанность ведения бухгалтерского учета, в том числе в части оформления первичных учетных документов, на индивидуальных предпринимателей не возложена.
Статья 54 Налогового кодекса Российской Федерации предусматривает, что налогоплательщики-организации исчисляют налоговую базу по итогам каждого налогового периода на основе данных регистров бухгалтерского учета и (или) на основе иных документально подтвержденных данных об объектах, подлежащих налогообложению либо связанных с налогообложением (пункт 1).
Индивидуальные предприниматели, нотариусы, занимающиеся частной практикой, адвокаты, учредившие адвокатские кабинеты, исчисляют налоговую базу по итогам каждого налогового периода на основе данных учета доходов и расходов и хозяйственных операций в порядке, определяемом Министерством финансов Российской Федерации (пункт 2).
Вышеуказанный Порядок ведения кассовых операций утвержден Центральным банком России (а не Министерством финансов). При этом по смыслу разделу I Порядка ведения кассовых операций он распространяется на предприятия, объединения, организации и учреждения.
Более того, согласно пункту 2 вышеприведенного Постановления Государственного комитета Российской Федерации по статистике от 18.08.1998 № 88 названные унифицированные формы первичной учетной документации по учету кассовых операций распространены на юридические лица всех форм собственности, кроме кредитных организаций, осуществляющих кассовое обслуживание физических и юридических лиц.
Таким образом, налоговый орган неправомерно распространил на заявителя, являющегося индивидуальным предпринимателем, требования пунктов 22, 24 Порядка ведения кассовых операций в Российской Федерации, утвержденного Центральным банком России 22.09.1993 № 40.
При этом судом установлено, что Министерством финансов Российской Федерации во исполнение пункта 2 статьи 54 Налогового кодекса Российской Федерации изданы:
- Приказ от 13.08.2002 Минфина РФ № 86н, МНС РФ № БГ-3-04/430 "Об утверждении Порядка учета доходов и расходов и хозяйственных операций для индивидуальных предпринимателей" (зарегистрирован в Минюсте РФ 29.08.2002 № 3756);
- Приказ от 31.12.2008 № 154н "Об утверждении форм Книги учета доходов и расходов организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения, Книги учета доходов индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения на основе патента, и порядков их заполнения" (зарегистрирован в Минюсте РФ 10.02.2009 № 13290);
- Приказ от 11.12.2006 № 169н "Об утверждении формы Книги учета доходов и расходов индивидуальных предпринимателей, применяющих систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог), и порядка ее заполнения" (зарегистрирован в Минюсте РФ 17.01.2007 № 8778).
Перечисленные нормативные правовые акты обязанности индивидуальных предпринимателей вести кассовую книгу не предусматривают.
Ссылка административного органа на положения статьи 23 Гражданского кодекса Российской Федерации (с учетом, в том числе позиции Верховного Суда Российской Федерации, отраженной в Решении от 15.09.2008 № ГКПИ08-1000), арбитражным судом не принимается.
Так, в соответствии с пунктом 3 статьи 23 Гражданского кодекса Российской Федерации к предпринимательской деятельности граждан, осуществляемой без образования юридического лица, соответственно применяются правила настоящего Кодекса, которые регулируют деятельность юридических лиц, являющихся коммерческими организациями, если иное не вытекает из закона, иных правовых актов или существа правоотношения.
Одним из принципов гражданского законодательства является принцип равенства участников регулируемых им отношений, закрепленный в пункте 1 статьи 1 Гражданского кодекса Российской Федерации.
В соответствии со статьей 2 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданское законодательство регулирует имущественные и личные неимущественные отношения, основанные на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности участников (пункт 1).
К имущественным отношениям, основанным на административном или ином властном подчинении одной стороны другой, в том числе к налоговым и другим финансовым и административным отношениям, гражданское законодательство не применяется, если иное не предусмотрено законодательством (пункт 3).
Рассматриваемый Порядок ведения кассовых операций не относится к гражданскому законодательству, осуществляет правовое регулирование государственно-властных отношений, не основанных на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности участников.
При вышеизложенных обстоятельствах, действия (бездействие) ИП Д. не образуют состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 15.1 КоАП.
Таким образом, законные основания для привлечения заявителя к административной ответственности отсутствуют, оспариваемое постановление от 29.06.2009 № 26 по делу об административном правонарушении не соответствует закону и подлежит отмене.
В соответствии с пунктом 2 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности установлено, что оспариваемое решение или порядок его принятия не соответствует закону, либо отсутствуют основания для привлечения к административной ответственности, арбитражный суд принимает решение о признании незаконным и об отмене оспариваемого акта.
Согласно статье 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях вышеуказанные обстоятельства являются основанием для прекращения производства по делу об административном правонарушении
На основании изложенного и руководствуясь статьями 167 - 170, 176, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

решил:

Заявление индивидуального предпринимателя Д. удовлетворить.
Признать незаконным и отменить постановление Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 13 по Красноярскому краю от 29.06.2009 № 26 о назначении индивидуальному предпринимателю Д., зарегистрированной в ЕГРИП за основным государственным регистрационным номером 304243732300021, проживающей <...>, административного наказания за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в виде административного штрафа в размере 4000 руб.
Производство по делу об административном правонарушении прекратить.
Разъяснить лицам, участвующим в деле, что настоящее решение может быть обжаловано в течение 10 дней после его принятия путем подачи апелляционной жалобы в Третий арбитражный апелляционный суд, либо в течение двух месяцев после вступления решения в законную силу путем подачи кассационной жалобы в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа.
Апелляционная и кассационная жалобы на настоящее решение подаются через Арбитражный суд Красноярского края.

Судья
Е.М.ШАЙХУТДИНОВ



Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru