Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Нижегородская область


АРБИТРАЖНЫЙ СУД НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 6 апреля 2010 г. по делу № А43-1611/2010-1-75

Арбитражный суд Нижегородской области в составе:
судьи Мустафаева Гаджиява Ильясовича
при ведении протокола судебного заседания судьей Мустафаевым Г.И.,
рассмотрел в судебном заседании дело
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Веста", п. Ситники Нижегородской области
к Департаменту Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Приволжскому федеральному округу
об оспаривании постановления № 130-э от 30.12.2009 года о привлечении к административной ответственности
при участии в заседании представителей:
от заявителя: Сурина Е.Л. по доверенности от 26.02.2010;
от заинтересованной стороны: Тюльнева С.С. по доверенности от 02.02.2010; Игрешова И.И. по доверенности от 20.08.2009;

Сущность спора:
В Арбитражный суд Нижегородской области обратилось общество с ограниченной ответственностью "Веста", п. Ситники Нижегородской области (далее заявитель, общество) с заявлением о признании незаконным постановления № 130-э от 30.12.2009 года, вынесенного Департаментом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Приволжскому федеральному округу (далее Департамент, административный орган) о привлечении к административной ответственности по статье 8.41 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее КоАП РФ) в виде штрафа в размере 50 000 рублей.
В позиции заявителя, общество не производит негативного воздействия на окружающую среду.
Департамент не согласился с позицией заявителя указав, что основными видами деятельности общества являются: удаление и обработка твердых отходов; уборка территорий; осуществление обслуживания свалки, в связи с чем последний обязан вносить плату за негативное воздействие на окружающую среду.
В судебном заседании представитель заявителя поддержал требование, указав на то, что общество не загрязняет окружающую среду, а также просил суд восстановить срок на обжалование оспариваемого постановления, в связи с ошибочным направлением жалобы первоначально в Борский городской суд.
Рассмотрев ходатайство и признав пропуск срока для обращения с заявлением об оспаривании постановления уважительным, суд, на основании статьей 41, 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации удовлетворяет ходатайство общества и восстанавливает срок на обжалование постановления.
Представитель административного органа с требованием не согласился, по основаниям, изложенным в отзыве.
В судебном заседании в порядке статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации объявлялся перерыв.
Восстановив срок, заслушав представителей лиц участвующих в деле, изучив материалы дела, суд находит заявление подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов административного дела, сотрудниками Департамента на основании приказа № 533 от 21.12.2009 в период с 23.12.2009 по 25.12.2009 проведена внеплановая проверка соблюдения законодательства об охране окружающей среды, в ходе которой было установлено, что ООО "Веста", осуществляет деятельность с нарушением требований, установленных статьей 16 Федерального закона "Об охране окружающей среды" № 7-ФЗ от 10.01.2002, статьей 23 Федерального закона "Об отходах производства и потребления" от 24.06.1998 № 89, приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору № 204 от 05.04.2007 "Об установлении сроков уплаты за негативное воздействие на окружающую среду".
По результатам проверки государственным инспектором по охране окружающей среды в отсутствие законного представителя, в присутствии представителя по доверенности Суриной Е.Л. 28.12.2009 был составлен протокол об административном правонарушении № 121-э.
В ходе проверки, было установлено, что общество осуществляет складирование отходов на земельном участке под свалкой бытовых отходов, расположенном среди лесного массива хвойных насаждений в месте, где ранее располагалась "Дичья ферма" и не вносит в установленные сроки плату за негативное воздействие на окружающую среду.
Усматривая в действиях заявителя состав административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.41 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, государственным инспектором по охране природы по Приволжскому федеральному округу 30.12.2009 в отсутствие законного представителя, в присутствии представителя по доверенности Суриной Е.Л. вынесено постановление № 130-э о привлечении общества к административной ответственности и назначении административного наказания в виде штрафа в размере 50000 рублей.
Данное обстоятельство явилось основанием для обращения общества в Арбитражный суд Нижегородской области с названным заявлением.
Статьей 8.41 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за невнесение в установленные сроки платы за негативное воздействие на окружающую среду.
Согласно статье 1 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закон об охране окружающей среды) негативным воздействием на окружающую среду является воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды.
В соответствии со статьей 16 Закона об охране окружающей среды негативное воздействие на окружающую среду является платным. К видам негативного воздействия на окружающую среду относятся: выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ и иных веществ; сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади; загрязнение недр, почв; размещение отходов производства и потребления; загрязнение окружающей среды шумом, теплом, электромагнитными, ионизирующими и другими видами физических воздействий; иные виды негативного воздействия на окружающую среду.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.08.1992 № 632 утвержден Порядок определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия, действие которого согласно пункту 1 распространяется на предприятия, учреждения, организации, иностранных юридических и физических лиц, осуществляющих любые виды деятельности на территории Российской Федерации, связанные с природопользованием, и данный Порядок предусматривает взимание платы за следующие виды вредного воздействия на окружающую природную среду: выброс в атмосферу загрязняющих веществ от стационарных и передвижных источников; сброс загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты; размещение отходов; другие виды вредного воздействия (шум, вибрация, электромагнитные и радиационные воздействия и т.п.).
В соответствии с пунктом 1.4 Инструктивно-методических указаний по взиманию платы за загрязнение окружающей природной среды, утвержденных Министерством охраны окружающей среды и природных ресурсов Российской Федерации 26.01.1993 (зарегистрированы в Министерстве юстиции Российской Федерации 24.03.1993 № 190), плата за загрязнение взимается с природопользователей, осуществляющих следующие виды воздействия на окружающую природную среду: выброс в атмосферу загрязняющих веществ от стационарных и передвижных источников; сброс загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, а также любое подземное размещение загрязняющих веществ; размещение отходов.
Пунктом 1 приказа Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 08.06.2006 № 557 (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 17.07.2006 № 8077) установлен срок уплаты платежей за негативное воздействие на окружающую среду: по итогам отчетного периода не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным периодом.
Следовательно, обязанность по внесению платы за негативное воздействие на окружающую среду возложена на физических и юридических лиц только в том случае, если в результате их деятельности происходит такое воздействие на окружающую среду, которое подпадает под виды негативного воздействия, установленные в Законе об охране окружающей среды.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон об отходах) под размещением отходов понимается их хранение и захоронение.
Закон об отходах определяет транспортирование отходов как перемещение отходов с помощью транспортных средств вне границ земельного участка, находящегося в собственности юридического лица или индивидуального предпринимателя либо предоставленного им на иных правах;
Объектом размещения отходов является специально оборудованное сооружение, предназначенное для размещения отходов (полигон, шламохранилище, хвостохранилище, отвал горных пород и другое).
Статья 12 Закона об отходах устанавливает особые требования к объектам размещения отходов: их создание допускается на основании разрешений, выданных специально уполномоченными федеральными органами исполнительной власти; определение места строительства таких объектов осуществляется на основе специальных исследований и при наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы; объекты размещения отходов вносятся в государственный реестр объектов размещения отходов. Ведение государственного реестра объектов размещения отходов осуществляется в порядке, определенном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Следовательно, деятельность по размещению отходов носит специализированный характер и осуществляется в специально оборудованных местах. Однако ни из материалов дела, ни из оспариваемого постановления Министерства не следует, что Общество занималось размещением отходов в смысле, придаваемом этой деятельности нормами Закона об отходах.
Ссылка Департамента в акте проверки от 25.12.2009 на Устав общества, а также указание на то, что ООО "Веста" производит складирование отходов на земельный участок под свалкой бытовых отходов, расположенном среди лесного массива хвойных насаждений на месте, где ранее располагалась "Дичья ферма", о чем свидетельствуют, по утверждению Департамента, периодические заезды грузовых самосвалов с надписью на борте ООО "Веста", как на доказательство осуществления Обществом деятельности, связанной с обращением с отходами, судом отклоняется, как не подтвержденная документально.
Какие-либо документы (договоры на вывоз бытовых отходов, документы, свидетельствующие о наличии транспортных средств) из которых следует, что Общество занимается размещением отходов в смысле, придаваемом этой деятельности нормами Закона № 89-ФЗ, административным органом в материалы дела не представлены.
Заявителем в материалы дела представлен договор аренды транспортного средства № 21 от 24.12.2009 - автомобиля КО440-2 госномер Р991АК, заключенный между обществом и ООО "Спецсервис", а также копия расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду за 2009 год, произведенной ООО "Спецсервис".
Также заявителем в материалы дела представлен договор аренды помещения, заключенный с ООО "Пилон-Бор", дополнительное соглашение к договору, которым внесены изменения в пункт 2.1 договора - платежи за вывоз ТБО учтены и входят в стоимость арендной платы.
Доказательств обратного, свидетельствующих о том, что собственниками транспортного средства, помещения не вносятся платежи за негативное воздействие на окружающую среду административным органом в материалы дела не представлено.
Согласно статьям 65 и 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.
В силу частей 1 и 2 статьи 26.2 КоАП наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, устанавливаются протоколом об административном правонарушении, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
В данном случае в протоколе об административном правонарушении в отношении Общества отсутствуют сведения, относящиеся к событию совершенного правонарушения. Административный орган, рассмотрев административное дело, не установил, какие виды деятельности осуществляет Общество, какие объекты и как оно эксплуатирует, связана ли его деятельность с воздействием на окружающую среду, если связана, то какой вид негативного воздействия из установленных Законом об охране окружающей среды осуществляется.
При таких обстоятельствах следует признать, что административный орган привлек общество к административной ответственности при отсутствии надлежащих доказательств, с нарушением положений КоАП РФ о всестороннем, полном и объективном рассмотрении дела.
На основании вышеизложенного и в силу части 2 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд считает оспариваемое постановление подлежащим отмене.
Вопрос о государственной пошлине не рассматривается, поскольку в соответствии с частью 4 статьи 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.
Руководствуясь статьями 167 - 170, 180 - 182, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

Постановление Департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Приволжскому федеральному округу № 130-э от 30.12.2009 года о привлечении ООО "Веста", п. Ситники Борский район Нижегородской области к административной ответственности по статье 8.41 КоАП РФ, отменить.
Настоящее решение вступит в законную силу по истечении 10 дней со дня принятия.
Решение может быть обжаловано в Первый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Нижегородской области в течение десяти дней с момента принятия решения.
В таком же порядке решение может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления в законную силу обжалуемого судебного акта.

Судья
Г.И.МУСТАФАЕВ



Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru