АРБИТРАЖНЫЙ СУД НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
от 6 апреля 2010 г. по делу № А43-1611/2010-1-75
Арбитражный суд Нижегородской области в составе:
судьи Мустафаева Гаджиява Ильясовича
при ведении протокола судебного заседания судьей Мустафаевым Г.И.,
рассмотрел в судебном заседании дело
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Веста", п. Ситники Нижегородской области
к Департаменту Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Приволжскому федеральному округу
об оспаривании постановления № 130-э от 30.12.2009 года о привлечении к административной ответственности
при участии в заседании представителей:
от заявителя: Сурина Е.Л. по доверенности от 26.02.2010;
от заинтересованной стороны: Тюльнева С.С. по доверенности от 02.02.2010; Игрешова И.И. по доверенности от 20.08.2009;
Сущность спора:
В Арбитражный суд Нижегородской области обратилось общество с ограниченной ответственностью "Веста", п. Ситники Нижегородской области (далее заявитель, общество) с заявлением о признании незаконным постановления № 130-э от 30.12.2009 года, вынесенного Департаментом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Приволжскому федеральному округу (далее Департамент, административный орган) о привлечении к административной ответственности по статье 8.41 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее КоАП РФ) в виде штрафа в размере 50 000 рублей.
В позиции заявителя, общество не производит негативного воздействия на окружающую среду.
Департамент не согласился с позицией заявителя указав, что основными видами деятельности общества являются: удаление и обработка твердых отходов; уборка территорий; осуществление обслуживания свалки, в связи с чем последний обязан вносить плату за негативное воздействие на окружающую среду.
В судебном заседании представитель заявителя поддержал требование, указав на то, что общество не загрязняет окружающую среду, а также просил суд восстановить срок на обжалование оспариваемого постановления, в связи с ошибочным направлением жалобы первоначально в Борский городской суд.
Рассмотрев ходатайство и признав пропуск срока для обращения с заявлением об оспаривании постановления уважительным, суд, на основании статьей 41, 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации удовлетворяет ходатайство общества и восстанавливает срок на обжалование постановления.
Представитель административного органа с требованием не согласился, по основаниям, изложенным в отзыве.
В судебном заседании в порядке статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации объявлялся перерыв.
Восстановив срок, заслушав представителей лиц участвующих в деле, изучив материалы дела, суд находит заявление подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов административного дела, сотрудниками Департамента на основании приказа № 533 от 21.12.2009 в период с 23.12.2009 по 25.12.2009 проведена внеплановая проверка соблюдения законодательства об охране окружающей среды, в ходе которой было установлено, что ООО "Веста", осуществляет деятельность с нарушением требований, установленных статьей 16 Федерального закона "Об охране окружающей среды" № 7-ФЗ от 10.01.2002, статьей 23 Федерального закона "Об отходах производства и потребления" от 24.06.1998 № 89, приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору № 204 от 05.04.2007 "Об установлении сроков уплаты за негативное воздействие на окружающую среду".
По результатам проверки государственным инспектором по охране окружающей среды в отсутствие законного представителя, в присутствии представителя по доверенности Суриной Е.Л. 28.12.2009 был составлен протокол об административном правонарушении № 121-э.
В ходе проверки, было установлено, что общество осуществляет складирование отходов на земельном участке под свалкой бытовых отходов, расположенном среди лесного массива хвойных насаждений в месте, где ранее располагалась "Дичья ферма" и не вносит в установленные сроки плату за негативное воздействие на окружающую среду.
Усматривая в действиях заявителя состав административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.41 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, государственным инспектором по охране природы по Приволжскому федеральному округу 30.12.2009 в отсутствие законного представителя, в присутствии представителя по доверенности Суриной Е.Л. вынесено постановление № 130-э о привлечении общества к административной ответственности и назначении административного наказания в виде штрафа в размере 50000 рублей.
Данное обстоятельство явилось основанием для обращения общества в Арбитражный суд Нижегородской области с названным заявлением.
Статьей 8.41 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за невнесение в установленные сроки платы за негативное воздействие на окружающую среду.
Согласно статье 1 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закон об охране окружающей среды) негативным воздействием на окружающую среду является воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды.
В соответствии со статьей 16 Закона об охране окружающей среды негативное воздействие на окружающую среду является платным. К видам негативного воздействия на окружающую среду относятся: выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ и иных веществ; сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади; загрязнение недр, почв; размещение отходов производства и потребления; загрязнение окружающей среды шумом, теплом, электромагнитными, ионизирующими и другими видами физических воздействий; иные виды негативного воздействия на окружающую среду.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.08.1992 № 632 утвержден Порядок определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия, действие которого согласно пункту 1 распространяется на предприятия, учреждения, организации, иностранных юридических и физических лиц, осуществляющих любые виды деятельности на территории Российской Федерации, связанные с природопользованием, и данный Порядок предусматривает взимание платы за следующие виды вредного воздействия на окружающую природную среду: выброс в атмосферу загрязняющих веществ от стационарных и передвижных источников; сброс загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты; размещение отходов; другие виды вредного воздействия (шум, вибрация, электромагнитные и радиационные воздействия и т.п.).
В соответствии с пунктом 1.4 Инструктивно-методических указаний по взиманию платы за загрязнение окружающей природной среды, утвержденных Министерством охраны окружающей среды и природных ресурсов Российской Федерации 26.01.1993 (зарегистрированы в Министерстве юстиции Российской Федерации 24.03.1993 № 190), плата за загрязнение взимается с природопользователей, осуществляющих следующие виды воздействия на окружающую природную среду: выброс в атмосферу загрязняющих веществ от стационарных и передвижных источников; сброс загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, а также любое подземное размещение загрязняющих веществ; размещение отходов.
Пунктом 1 приказа Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 08.06.2006 № 557 (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 17.07.2006 № 8077) установлен срок уплаты платежей за негативное воздействие на окружающую среду: по итогам отчетного периода не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным периодом.
Следовательно, обязанность по внесению платы за негативное воздействие на окружающую среду возложена на физических и юридических лиц только в том случае, если в результате их деятельности происходит такое воздействие на окружающую среду, которое подпадает под виды негативного воздействия, установленные в Законе об охране окружающей среды.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон об отходах) под размещением отходов понимается их хранение и захоронение.
Закон об отходах определяет транспортирование отходов как перемещение отходов с помощью транспортных средств вне границ земельного участка, находящегося в собственности юридического лица или индивидуального предпринимателя либо предоставленного им на иных правах;
Объектом размещения отходов является специально оборудованное сооружение, предназначенное для размещения отходов (полигон, шламохранилище, хвостохранилище, отвал горных пород и другое).
Статья 12 Закона об отходах устанавливает особые требования к объектам размещения отходов: их создание допускается на основании разрешений, выданных специально уполномоченными федеральными органами исполнительной власти; определение места строительства таких объектов осуществляется на основе специальных исследований и при наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы; объекты размещения отходов вносятся в государственный реестр объектов размещения отходов. Ведение государственного реестра объектов размещения отходов осуществляется в порядке, определенном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Следовательно, деятельность по размещению отходов носит специализированный характер и осуществляется в специально оборудованных местах. Однако ни из материалов дела, ни из оспариваемого постановления Министерства не следует, что Общество занималось размещением отходов в смысле, придаваемом этой деятельности нормами Закона об отходах.
Ссылка Департамента в акте проверки от 25.12.2009 на Устав общества, а также указание на то, что ООО "Веста" производит складирование отходов на земельный участок под свалкой бытовых отходов, расположенном среди лесного массива хвойных насаждений на месте, где ранее располагалась "Дичья ферма", о чем свидетельствуют, по утверждению Департамента, периодические заезды грузовых самосвалов с надписью на борте ООО "Веста", как на доказательство осуществления Обществом деятельности, связанной с обращением с отходами, судом отклоняется, как не подтвержденная документально.
Какие-либо документы (договоры на вывоз бытовых отходов, документы, свидетельствующие о наличии транспортных средств) из которых следует, что Общество занимается размещением отходов в смысле, придаваемом этой деятельности нормами Закона № 89-ФЗ, административным органом в материалы дела не представлены.
Заявителем в материалы дела представлен договор аренды транспортного средства № 21 от 24.12.2009 - автомобиля КО440-2 госномер Р991АК, заключенный между обществом и ООО "Спецсервис", а также копия расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду за 2009 год, произведенной ООО "Спецсервис".
Также заявителем в материалы дела представлен договор аренды помещения, заключенный с ООО "Пилон-Бор", дополнительное соглашение к договору, которым внесены изменения в пункт 2.1 договора - платежи за вывоз ТБО учтены и входят в стоимость арендной платы.
Доказательств обратного, свидетельствующих о том, что собственниками транспортного средства, помещения не вносятся платежи за негативное воздействие на окружающую среду административным органом в материалы дела не представлено.
Согласно статьям 65 и 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.
В силу частей 1 и 2 статьи 26.2 КоАП наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, устанавливаются протоколом об административном правонарушении, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
В данном случае в протоколе об административном правонарушении в отношении Общества отсутствуют сведения, относящиеся к событию совершенного правонарушения. Административный орган, рассмотрев административное дело, не установил, какие виды деятельности осуществляет Общество, какие объекты и как оно эксплуатирует, связана ли его деятельность с воздействием на окружающую среду, если связана, то какой вид негативного воздействия из установленных Законом об охране окружающей среды осуществляется.
При таких обстоятельствах следует признать, что административный орган привлек общество к административной ответственности при отсутствии надлежащих доказательств, с нарушением положений КоАП РФ о всестороннем, полном и объективном рассмотрении дела.
На основании вышеизложенного и в силу части 2 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд считает оспариваемое постановление подлежащим отмене.
Вопрос о государственной пошлине не рассматривается, поскольку в соответствии с частью 4 статьи 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.
Руководствуясь статьями 167 - 170, 180 - 182, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
Постановление Департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Приволжскому федеральному округу № 130-э от 30.12.2009 года о привлечении ООО "Веста", п. Ситники Борский район Нижегородской области к административной ответственности по статье 8.41 КоАП РФ, отменить.
Настоящее решение вступит в законную силу по истечении 10 дней со дня принятия.
Решение может быть обжаловано в Первый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Нижегородской области в течение десяти дней с момента принятия решения.
В таком же порядке решение может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления в законную силу обжалуемого судебного акта.
Судья
Г.И.МУСТАФАЕВ