Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Татарстан


КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН

Именем Республики Татарстан

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 29 июня 2010 г. № 40-П

ПО ДЕЛУ О ПРОВЕРКЕ КОНСТИТУЦИОННОСТИ АБЗАЦА ВТОРОГО ЧАСТИ
ВТОРОЙ СТАТЬИ 9 ЗАКОНА РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН
ОТ 8 ДЕКАБРЯ 2004 ГОДА № 63-ЗРТ "ОБ АДРЕСНОЙ СОЦИАЛЬНОЙ
ПОДДЕРЖКЕ НАСЕЛЕНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ ТАТАРСТАН" В СВЯЗИ
С ЖАЛОБОЙ ГРАЖДАНИНА Ю.Я.СЕМИБРАТОВА

Конституционный суд Республики Татарстан в составе Председателя В.Н.Демидова, судей Д.А.Алкаевой, Ф.Н.Багаутдинова, А.Л.Васина, А.Г.Гатауллина, Л.А.Гусевой,
с участием гражданина Ю.Я.Семибратова, обратившегося с жалобой в Конституционный суд Республики Татарстан, представителя органа, издавшего оспариваемый нормативный правовой акт, - заместителя председателя Комитета Государственного Совета Республики Татарстан по социальной политике В.П.Логинова, представителя Президента Республики Татарстан - главного советника отдела правовой экспертизы Государственно-правового управления Президента Республики Татарстан Д.А.Рослова, полномочного представителя Государственного Совета Республики Татарстан - начальника Правового управления Аппарата Государственного Совета Республики Татарстан А.А.Ощепкова, полномочного представителя Кабинета Министров Республики Татарстан - Правительства Республики Татарстан - заместителя начальника Правового управления Аппарата Кабинета Министров Республики Татарстан Г.Л.Удачиной, представителя Председателя Верховного суда Республики Татарстан - помощника судьи Верховного суда Республики Татарстан Р.Р.Насибуллина, представителя Председателя Арбитражного суда Республики Татарстан - начальника отдела анализа и обобщения судебной практики Арбитражного суда Республики Татарстан Д.К.Крылова, представителя прокурора Республики Татарстан - заместителя прокурора Республики Татарстан Г.С.Галимова, представителя Уполномоченного по правам человека в Республике Татарстан - ведущего консультанта аппарата Уполномоченного по правам человека в Республике Татарстан А.Ш.Зиадуллина,
руководствуясь статьей 109 (часть 4) Конституции Республики Татарстан, частями пятой и девятой статьи 3, частью первой и пунктом 1 части второй статьи 39, статьями 68, 100, 101 и 103 Закона Республики Татарстан "О Конституционном суде Республики Татарстан",
рассмотрел в открытом судебном заседании дело о проверке конституционности положений абзаца второго части второй статьи 9 Закона Республики Татарстан от 8 декабря 2004 года № 63-ЗРТ "Об адресной социальной поддержке населения в Республике Татарстан" в связи с жалобой гражданина Ю.Я.Семибратова.
Поводом к рассмотрению дела явилось обращение в форме жалобы гражданина Ю.Я.Семибратова на нарушение его конституционных прав и свобод абзацем вторым части второй статьи 9 указанного Закона. Основанием к рассмотрению дела явилась обнаружившаяся неопределенность в вопросе о том, соответствует ли оспариваемая заявителем правовая норма Конституции Республики Татарстан.
Заслушав сообщение судьи-докладчика Ф.Н.Багаутдинова, выступления заявителя - Ю.Я.Семибратова, представителя органа, издавшего оспариваемый нормативный правовой акт, - В.П.Логинова, выступления приглашенных в заседание представителей: от Президента Республики Татарстан - Д.А.Рослова, от Государственного Совета Республики Татарстан - А.А.Ощепкова, от Кабинета Министров Республики Татарстан - Г.Л.Удачиной, от Председателя Верховного суда Республики Татарстан - Р.Р.Насибуллина, от Председателя Арбитражного суда Республики Татарстан - Д.К.Крылова, от прокурора Республики Татарстан - Г.С.Галимова, от Уполномоченного по правам человека в Республике Татарстан - А.Ш.Зиадуллина, исследовав представленные документы и иные материалы, Конституционный суд Республики Татарстан

установил:

1. В Конституционный суд Республики Татарстан с жалобой на нарушение его конституционных прав и свобод обратился гражданин Ю.Я.Семибратов, который является ветераном военной службы и одновременно пострадавшим от радиационного воздействия вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне. В соответствии с Законом Республики Татарстан от 8 декабря 2004 года № 63-ЗРТ "Об адресной социальной поддержке населения в Республике Татарстан" ему предоставлялись меры социальной поддержки по категории "ветеран труда", в том числе ежемесячная денежная выплата. Однако с января 2008 года Филиал № 21 Государственного бюджетного учреждения "Республиканский центр материальной помощи (компенсационных выплат)" Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан прекратил предоставление таких мер заявителю со ссылкой на то, что гражданин Ю.Я.Семибратов включен в Федеральный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи, и получает ежемесячную денежную выплату на основании статьи 4.1 Федерального закона от 10 января 2002 года № 2-ФЗ "О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне" как гражданин, получивший суммарную (накопительную) эффективную дозу облучения более 5 сЗв (бэр), но не превышающую 25 сЗв (бэр). Свое решение данный орган обосновал ссылкой на положения абзаца второго части второй статьи 9 Закона Республики Татарстан от 8 декабря 2004 года № 63-ЗРТ "Об адресной социальной поддержке населения в Республике Татарстан", согласно которым гражданину, имеющему одновременно право на получение мер социальной поддержки в соответствии со статьями 4 - 7 настоящего Закона и федеральными законами, меры социальной поддержки предоставляются по одному из оснований по выбору гражданина, если иное не установлено федеральным законом.
По мнению заявителя, получение им ежемесячной денежной выплаты, предусмотренной статьей 4.1 Федерального закона от 10 января 2002 года № 2-ФЗ, не может лишать его права на получение мер социальной поддержки, в том числе и ежемесячной денежной выплаты, предусмотренных статьей 5 Закона Республики Татарстан от 8 декабря 2004 года № 63-ЗРТ.
Гражданин Ю.Я.Семибратов считает, что оспариваемые положения Закона Республики Татарстан от 8 декабря 2004 года № 63-ЗРТ "Об адресной социальной поддержке населения в Республике Татарстан" нарушают его конституционные права и свободы, предусмотренные статьями 24, 33 (часть третья), 40, 54 Конституции Республики Татарстан, согласно которым Законы Республики Татарстан не должны противоречить Конституции Республики Татарстан; каждый в Республике Татарстан вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом; каждому в Республике Татарстан обеспечивается судебная защита его прав и свобод, чести и достоинства, жизни, здоровья и имущества; каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. На этом основании он просит проверить оспариваемую им норму на соответствие Конституции Республики Татарстан.
Таким образом, предметом рассмотрения по настоящему делу являются положения абзаца второго части второй статьи 9 Закона Республики Татарстан от 8 декабря 2004 года № 63-ЗРТ "Об адресной социальной поддержке населения в Республике Татарстан", согласно которым гражданину, имеющему одновременно право на получение мер социальной поддержки в соответствии со статьями 4 - 7 данного Закона и федеральными законами, меры социальной поддержки предоставляются по одному из оснований по выбору гражданина, если иное не установлено федеральным законом.
2. Оспариваемые заявителем положения абзаца второго части второй статьи 9 Закона Республики Татарстан от 8 декабря 2004 года № 63-ЗРТ "Об адресной социальной поддержке населения в Республике Татарстан" определяют условия предоставления мер социальной поддержки, являющихся частью социальной защиты, которая в соответствии с Конституцией Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов (пункт "ж" части 1 статьи 72). По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам (статья 76, части 2 и 5, Конституции Российской Федерации).
Согласно статье 22 Федерального закона от 12 января 1995 года № 5-ФЗ "О ветеранах" (в редакции Федерального закона от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ) меры социальной поддержки ветеранов труда, а также граждан, приравненных к ним по состоянию на 31 декабря 2004 года, включая ветеранов военной службы, определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Конституционный суд Республики Татарстан в Постановлениях от 6 декабря 2006 года № 22-П, от 22 февраля 2007 года № 23-П, от 6 мая 2009 года № 34-П, от 25 февраля 2010 года № 38-П пришел к выводу, что республиканский законодатель, осуществляя правовое регулирование мер социальной поддержки отдельных категорий граждан, в том числе ветеранов труда и ветеранов военной службы, исходил из установленного Конституцией Российской Федерации разграничения предметов ведения Российской Федерации и ее субъектов и реализовал полномочие, принадлежащее ему в силу статей 54 (часть 2) и 75 (пункт 2) Конституции Республики Татарстан.
Таким образом, принятие оспариваемых положений, регулирующих условия предоставления мер социальной поддержки ветеранам труда и приравненным к ним лицам, входит в компетенцию Государственного Совета Республики Татарстан.
3. Оспариваемые заявителем положения Закона Республики Татарстан от 8 декабря 2004 года № 63-ЗРТ "Об адресной социальной поддержке населения в Республике Татарстан" определяют, что гражданам, имеющим одновременно право на получение мер социальной поддержки в соответствии со статьями 4 - 7 настоящего Закона и федеральными законами, меры социальной поддержки предоставляются по одному из оснований по выбору гражданина, если иное не установлено федеральным законом. Конституционно-правовой смысл данной нормы может быть раскрыт во взаимосвязи с нормами федерального законодательства, регулирующими социальную защиту граждан.
3.1. Федеральный закон от 10 января 2002 года № 2-ФЗ "О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне" направлен на обеспечение мерами социальной поддержки данной категории граждан Российской Федерации. В соответствии с пунктом 2 части первой статьи 4.1 указанного Закона гражданам, получившим суммарную (накопленную) эффективную дозу облучения более 5 с3в (бэр), но не превышающую 25 с3в (бэр), предоставляется ежемесячная денежная выплата в размере 425 рублей 70 копеек. К этой категории граждан относится и заявитель Ю.Я.Семибратов. Предусмотренные данным Федеральным законом меры социальной поддержки граждан, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, являются расходными обязательствами Российской Федерации (статья 7).
Правовая природа и целевое предназначение выплат гражданам, подвергшимся радиационному воздействию, определены в решениях Конституционного Суда Российской Федерации, который указал, что вред от радиационного воздействия, причиненного в связи с деятельностью государства в сфере ядерной энергетики, порождает особый характер отношений между гражданином и государством: обязанность возмещения вреда, который, исходя из его масштабов и числа пострадавших, не может быть возмещен в порядке, установленном гражданским, административным, уголовным и другим отраслевым законодательством, государство принимает на себя. Причиненный вред, как относящийся к вреду реально невосполнимому и неисчислимому, обязывает государство стремиться к его возможно более полному по объему возмещению (Постановление от 1 декабря 1997 года № 18-П). Такое возмещение, по мнению Конституционного Суда Российской Федерации, не может отождествляться с какими-либо обязательными социальными выплатами, включая выплаты по обязательному социальному страхованию, поскольку особенности такого возмещения обусловлены конституционно-правовой природой соответствующих отношений, включая их длящийся характер, чем предопределяется правовой статус указанных граждан. Установленная действующим законодательством ежемесячная периодичность денежных выплат гражданам, пострадавшим от чернобыльской катастрофы, не означает, что данные выплаты относятся к обязательным социальным выплатам в рамках социального обеспечения (Постановление от 19 июня 2002 года № 11-П).
Конституционный Суд Российской Федерации также определил, что указанные правовые позиции, сформулированные применительно к отдельным положениям федерального законодательства о социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, имеют общее значение для характеристики конституционно-правовых отношений по поводу возмещения вреда между государством, с деятельностью которого в сфере ядерной энергии было связано причинение вреда, и гражданами, подвергшимися радиационному воздействию (Определение от 2 апреля 2009 года № 476-О-П). С учетом изложенного они в равной мере относятся и к лицам, пострадавшим от радиационного воздействия вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне.
При этом Конституционный Суд Российской Федерации отметил, что признание за гражданами, подвергшимися радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, права на возмещение вреда здоровью свидетельствует о принятии государством на себя обязанности по возмещению такого вреда, в том числе в виде предоставления мер социальной поддержки (Определение от 11 июля 2006 года № 404-О). Предоставление мер социальной поддержки гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, является конституционной обязанностью государства по возмещению вреда, причиненного здоровью граждан, что предполагает также обязательность индексации этих выплат (Определение от 2 апреля 2009 года № 476-О-П).
Предоставляемые в соответствии с Федеральным законом от 10 января 2002 года № 2-ФЗ "О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне" меры социальной поддержки в виде льгот, денежных (материальных) компенсаций, других денежных доплат к социальным выплатам входят в объем возмещения вреда на основе принципа максимально возможного использования государством имеющихся средств для обеспечения достаточности такого возмещения и направлены на восстановление, улучшение здоровья, снижение негативных последствий радиационного воздействия на здоровье граждан, подвергшихся радиационному воздействию, путем их медицинского обслуживания, полноценного питания, то есть являются формами возмещения вреда, причиненного здоровью граждан, оказавшихся в зоне влияния радиационного излучения.
Следовательно, ежемесячная денежная выплата, предусмотренная указанным Федеральным законом, представляет собой одно из средств возмещения вреда, причиненного здоровью граждан, и основана на статье 42 Конституции Российской Федерации, предусматривающей право каждого на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением. Аналогичное право закреплено также и статьей 53 Конституции Республики Татарстан.
3.2. Согласно статье 23 Федерального закона "О ветеранах" (в редакции, действовавшей до 1 января 2005 года) ветераны военной службы по достижении возраста, дающего право на пенсию по старости, приобретали право на льготы, установленные для ветеранов труда, то есть при предоставлении мер социальной защиты они были приравнены к ветеранам труда.
До вступления в силу Федерального закона от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ ветераны труда в соответствии с Федеральным законом от 12 января 1995 года № 5-ФЗ "О ветеранах" имели право на транспортные льготы, льготы по оплате услуг за пользование радио и коллективной телевизионной антенной, а также льготы по оплате жилищно-коммунальных услуг. Статья 22 Федерального закона "О ветеранах" (в редакции Федерального закона от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ) предусматривает, что меры социальной поддержки ветеранов труда и лиц, приравненных к ним по состоянию на 31 декабря 2004 года, определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
С 1 января 2005 года ветеранам труда вышеуказанные льготы в соответствии с Законом Республики Татарстан от 8 декабря 2004 года № 63-ЗРТ "Об адресной социальной поддержке населения в Республике Татарстан" заменены ежемесячной денежной выплатой. Также с 1 января 2005 года Федеральным законом от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ ежемесячной денежной выплатой заменена часть натуральных льгот гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне.
Конституционный Суд Российской Федерации указал, что ежемесячная денежная выплата как мера социальной поддержки отдельных категорий населения Российской Федерации была введена Федеральным законом от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ в целях замены ряда натуральных льгот денежной компенсацией и установления принципов разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации по регулированию отношений в сфере социальной защиты населения. По своей правовой природе она предназначена для восполнения потерь граждан, ранее являвшихся получателями натуральных льгот и гарантий, и направлена на обеспечение стабильности их юридического статуса (Определения от 27 декабря 2005 года № 502-О, от 2 февраля 2006 года № 56-О, от 4 апреля 2006 года № 89-О, от 4 июня 2007 года № 521-О-О).
Следовательно, ежемесячная денежная выплата, предусмотренная статьей 5 Закона Республики Татарстан от 8 декабря 2004 года № 63-ЗРТ "Об адресной социальной поддержке населения в Республике Татарстан", представляет собой одну из форм социальной защиты ветеранов труда и основана на положениях статьи 39 (часть 1) Конституции Российской Федерации, согласно которой каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом, и аналогичных положениях статьи 54 (часть 1) Конституции Республики Татарстан.
Таким образом, ежемесячные денежные выплаты, предусмотренные Федеральным законом от 10 января 2002 года № 2-ФЗ "О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне" и Законом Республики Татарстан от 8 декабря 2004 года № 63-ЗРТ "Об адресной социальной поддержке населения в Республике Татарстан", совпадая по форме предоставления (в виде ежемесячных денежных выплат), не могут быть отнесены к одинаковым мерам социальной поддержки, предоставляемым ветеранам труда, относящимся к числу граждан, подвергшихся радиационному воздействию.
3.3. В соответствии с частью третьей статьи 13 Федерального закона от 12 января 1995 года № 5-ФЗ "О ветеранах" (в редакции Федерального закона от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ) при наличии у ветерана права на получение одной и той же формы социальной поддержки по нескольким основаниям социальная поддержка предоставляется по одному основанию по выбору ветерана, за исключением случаев, предусмотренных законодательством. Данная норма закрепляет общее правило предоставления мер социальной поддержки всем категориям ветеранов.
Такое правовое регулирование корреспондирует общепризнанным принципам и нормам международного права, в частности Конвенции Международной Организации Труда № 157 об установлении международной системы сохранения прав в области социального обеспечения (Женева, 21 июня 1982 года, вступила в силу для Российской Федерации 11 сентября 1986 года). Согласно пункту 2 статьи 8 названной Конвенции, если Государство - Член Организации - должно на основании двух или нескольких актов предоставить одному и тому же лицу пособия одинакового характера, то оно обязано предоставить только пособия, в наибольшей степени отвечающие интересам данного лица.
Конституционный Суд Российской Федерации неоднократно указывал в своих решениях, что правовое регулирование, при котором лицам, имеющим одновременно право на социальную поддержку по нескольким предусмотренным законодательством основаниям, социальная поддержка предоставляется по одному из оснований по выбору получателя (за исключением случаев, предусмотренных законодательством) как устанавливающее право выбора гражданином наиболее выгодного основания пользования мерами социальной поддержки, не может расцениваться как ущемляющее права граждан (Определения от 19 июня 2007 года № 474-О-О, от 19 февраля 2009 года № 159-О-О).
Статья 6 Федерального закона от 10 января 2002 года № 2-ФЗ "О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне" как в редакции до 1 января 2005 года, так и в ныне действующей редакции предусматривает, что при наличии у гражданина, пострадавшего от радиационного воздействия вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, права на получение мер социальной поддержки, предусмотренного настоящим Федеральным законом, по различным основаниям ему предоставляются меры социальной поддержки по всем имеющимся основаниям. При этом одинаковые меры социальной поддержки предоставляются гражданину только по одному из оснований по его выбору в соответствии с настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами.
В отношении лиц, являющихся получателями ежемесячной денежной выплаты на основании Федерального закона от 12 января 1995 года № 5-ФЗ "О ветеранах", часть вторая статьи 23.1 указанного Закона предусматривает, что, если гражданин одновременно имеет право на ежемесячную денежную выплату по настоящему Федеральному закону и по другому федеральному закону или иному нормативному правовому акту независимо от основания, по которому она устанавливается (за исключением случаев установления ежемесячной денежной выплаты в соответствии с Законом Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (в редакции Закона Российской Федерации от 18 июня 1992 года № 3061-1), Федеральным законом от 10 января 2002 года № 2-ФЗ "О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне"), ему предоставляется одна ежемесячная денежная выплата либо по настоящему Федеральному закону, либо по другому федеральному закону, или иному нормативному правовому акту по выбору гражданина.
Тем самым федеральный законодатель предусмотрел исключение для граждан, подвергшихся радиационному воздействию, и закрепил за ними право получать одновременно ежемесячные денежные выплаты как на основании Федерального закона "О ветеранах", так и на основании Федеральных законов "О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне" и "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС". Однако данное регулирование не может быть применено к заявителю Ю.Я.Семибратову, так как он не относится к числу лиц, получающих ежемесячную денежную выплату по Федеральному закону "О ветеранах".
Кроме этого, заявитель приобрел право на пенсию по старости в 2006 году по достижении возраста 60 лет и на этом основании с декабря 2006 года по январь 2008 года получал меры социальной поддержки согласно статье 5 Закона Республики Татарстан "Об адресной социальной поддержке населения в Республике Татарстан" по категории "ветеран труда".
Следовательно, по состоянию на 1 января 2005 года гражданин Ю.Я.Семибратов как не достигший возраста, дающего право на пенсию по старости, не был получателем льгот в натуральной форме, которые предусматривались действовавшей в тот период редакцией Федерального закона "О ветеранах". В этой связи изменения, внесенные в порядок реализации льгот Федеральным законом от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ, не повлекли нарушения конституционного права гражданина Ю.Я.Семибратова на социальное обеспечение. С учетом изложенного оспариваемая заявителем норма не может быть признана противоречащей Конституции Республики Татарстан.
Таким образом, по своему конституционно-правовому смыслу положения абзаца второго части второй статьи 9 Закона Республики Татарстан от 8 декабря 2004 года № 63-ЗРТ "Об адресной социальной поддержке населения в Республике Татарстан", устанавливающие право выбора ветеранами труда наиболее выгодного для себя основания получения ежемесячной денежной выплаты и предусматривающие возможность исключения из этого правила в силу соответствующего федерального закона, в системе действующего правового регулирования не могут рассматриваться как нарушающие, ограничивающие либо иным образом ущемляющие права и свободы указанных лиц, относящихся одновременно к числу подвергшихся радиационному воздействию. Исходя из этого оспариваемые положения абзаца второго части второй статьи 9 Закона Республики Татарстан от 8 декабря 2004 года № 63-ЗРТ "Об адресной социальной поддержке населения в Республике Татарстан" соответствуют статьям 24 (часть 1), 33 (часть 3), 40 (часть 1), 53 (часть 1) и 54 (часть 1) Конституции Республики Татарстан.
4. Республиканский законодатель в порядке реализации своих дискреционных полномочий вправе внести в оспариваемую норму необходимое уточнение в условия предоставления мер социальной поддержки тем категориям граждан, которые одновременно являются подвергшимися радиационному воздействию и получают соответствующие меры социальной поддержки по Федеральным законам "О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне" и "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС". Внесение такого уточнения в правовое регулирование явилось бы дополнительной гарантией соблюдения прав и законных интересов граждан, подвергшихся радиационному воздействию, способствовало бы более полному и последовательному осуществлению их права на возмещение ущерба здоровью и имуществу, причиненного экологическим правонарушением, и права на социальное обеспечение, предусмотренных статьями 53 (часть 1) и 54 Конституции Республики Татарстан, а также отвечало бы требованиям принципа равенства граждан и недопустимости издания законов, отменяющих или умаляющих права и свободы человека и гражданина, установленным статьями 28 и 58 (часть 2) Конституции Республики Татарстан.
Исходя из изложенного и руководствуясь статьей 6, частями первой и второй статьи 66, частями первой, второй и шестой статьи 67, статьями 68, 69, 71 и 73, пунктом 1 части первой статьи 104 Закона Республики Татарстан "О Конституционном суде Республики Татарстан", Конституционный суд Республики Татарстан

постановил:

1. Признать положения абзаца второго части второй статьи 9 Закона Республики Татарстан от 8 декабря 2004 года № 63-ЗРТ "Об адресной социальной поддержке населения в Республике Татарстан" соответствующими Конституции Республики Татарстан.
2. Настоящее Постановление окончательно, не подлежит обжалованию, вступает в силу немедленно после его провозглашения, действует непосредственно и не требует подтверждения другими органами и должностными лицами.
3. Согласно статье 72 Закона Республики Татарстан "О Конституционном суде Республики Татарстан" настоящее Постановление подлежит незамедлительному опубликованию в газетах "Ватаным Татарстан" и "Республика Татарстан". Постановление должно быть также опубликовано в "Вестнике Конституционного суда Республики Татарстан".

Конституционный суд
Республики Татарстан



Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru