Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Калужская область


АРБИТРАЖНЫЙ СУД КАЛУЖСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 9 ноября 2009 г. по делу № А23-2802/09А-21-63

Резолютивная часть решения объявлена 02 ноября 2009 года.
Полный текст решения изготовлен 09 ноября 2009 года.
Арбитражный суд Калужской области в составе судьи Аникиной Е.А., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Никишкиной Н.В., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в городе Калуге Калужской области
к Военному комиссариату Октябрьского и Ленинского округов г. Калуги Калужской области, Министерству обороны Российской Федерации
о взыскании убытков в размере 95 630 руб. 07 коп.,
при участии в судебном заседании:
от заявителя - руководителя юридической группы Белой С.Н. по доверенности от 11.01.2009 № 2,
от ответчика - Военного комиссариата Октябрьского и Ленинского округов г. Калуги Калужской области - юрисконсульта Цыганковой С.И. по доверенности от 23.06.2009,
от ответчика - Министерства обороны Российской Федерации - представителя Цыганковой С.И. по доверенности от 29.09.2009 № 1315а,

установил:

Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в городе Калуге Калужской области (далее - заявитель, УПФР в г. Калуге) обратилось в Арбитражный суд Калужской области с заявлением к Военному комиссариату Октябрьского и Ленинского округов г. Калуги Калужской области (далее - первый ответчик) о взыскании 95 630 руб. 07 коп. убытков в связи с излишне выплаченными денежными средствами получателю пенсии Колосовой Н.М.
Определением суда от 03.09.2009 к участию в деле в качестве второго ответчика привлечено Министерство обороны Российской Федерации (далее - второй ответчик).
Представитель заявителя поддержала заявленные требования, огласила доводы, изложенные в заявлении. Пояснила, что Управлением Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в городе Калуге Калужской области выявлена переплата пенсии Колосовой Н.М. в размере 95 630 руб. 07 коп. за период с 01.01.2006 по 30.11.2008.
Переплата образовалась в результате неправомерно выданного Колосовой Н.М. удостоверения ветерана ВОВ Военным комиссариатом Октябрьского и Ленинского округов г. Калуги Калужской области.
Согласно пункту 1 статьи 25 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" физические и юридические лица несут ответственность за достоверность сведений, содержащихся в документах, представляемых ими для установления и выплаты трудовой пенсии. В случае, если представление недостоверных сведений или несвоевременное представление сведений, предусмотренных пунктом 4 статьи 23 настоящего Федерального закона, повлекло за собой перерасход средств на выплату трудовых пенсий, виновные лица возмещают Пенсионному фонду Российской Федерации причиненный ущерб в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Представитель первого и второго ответчиков требования не признала по основаниям, изложенным в отзыве. Пояснила, что в 2005 году Военным комиссариатом Октябрьского округа г. Калуги был представлен в Военный комиссариат Калужской области список на выдачу удостоверения "Ветеран Великой Отечественной войны по статье 15 Федерального закона от 12.01.1995 № 5-ФЗ "О ветеранах" на Колосову Нину Михайловну, 1920 года рождения, инвалида 2 группы по общему заболеванию (л.д. 38). В списке сделана ссылка на подтверждающие документы - справку ЦА МО РФ (л.д. 39).
На основании списка представленного Военным комиссаром Октябрьского округа г. Калуги состоялось решение комиссии Военного комиссариата Калужской области о выдаче удостоверений "Ветеран Великой Отечественной войны", в том числе и Колосовой Н.М.
Выяснилось, что архивная справка ЦА МО РФ от 14.09.2005, констатирует факт, что 820 ОАБ, в котором проходила военную службу рядовая Колосова Н.М., входил в состав действующей армии до января 1943 года. Поэтому ссылка, сделанная в списке и представленная Военным комиссариатом Октябрьского округа г. Калуги, как основание для выдачи удостоверения по статье 15 Федерального закона от 12.01.1995 № 5-ФЗ "О ветеранах", не обоснована и явилась первопричиной случившегося.
Гражданка Колосова Н.М., призванная на военную службу в августе 1943 года, не могла участвовать в боевых действиях в составе действующей армии, что окончательно подтверждено справкой из ЦА МО РФ № 4/14098 от 14.07.2009 (л.д. 37), полученной на запрос военного комиссара Калужской области (исх. № 917 от 28.05.2009 года).
Виновными должностными лицами, действия которых повлекли переплату пенсии гражданке Колосовой Н.М. в сумме 95 630 руб. 07 коп., являются: начальник 4-го отделения Военного комиссариата Октябрьского округа г. Калуги подполковник Мордвинов Ю.Б., получивший удостоверение ВВ № 5147031, по доверенности № 100 от 28.11.2005 года и накладной № 82 от 30.11.2005 года, помощник начальника 4-го отделения Военного комиссариата Октябрьского округа г. Калуги Матвеева Г.К.; представившая заведомо несоответствующие документы в Военный комиссариат Калужской области, а также члены комиссии Военного комиссариата Калужской области, принимавшие решение о выдаче удостоверения гражданке Колосовой Н.М. по статье 15 Федерального закона от 12.01.1995 № 5-ФЗ "О ветеранах", что по представленным документам не имело юридической силы для принятия решения: председатель комиссии подполковник Ковалев А.Д., члены комиссии: капитан 2 ранга Соловьев К.В., подполковник Чучилин В.Н., подполковник Титаренко А.И., старший лейтенант Семенов Ю.В., служащая Поздняева Е.В.
Виновные действия, повторно совершил старший лейтенант Семенов Ю.В. не проверивший соответствие представленных документов при выдаче удостоверения ПНО-4 Военного комиссариата Октябрьского округа г. Калуги Матвеевой Г.К. по накладной № 82 от 30.11.2005 (л.д. 40).
Переплату указанной суммы 95 630 руб. 07 коп. погасить виновными лицами Военного комиссариата Октябрьского и Ленинского округов г. Калуги не представляется возможным, в связи с тем, что виновные должностные лица в различное время уволены с военной службы в запас Вооруженных Сил РФ, гражданский персонал уволены с работы.
По факту переплаты пенсии гр. Колосовой Н.М. в сумме 95630 рублей 07 копеек и невозможностью привлечения к ответственности, в том числе и к материальной, выявленных виновных должностных лиц, в связи с их увольнением с работы и в запас Вооруженных Сил, переплаченную сумму 95 630 руб. 07 коп., списать за счет государства установленным порядком
Заявила ходатайство о привлечении к участию в деле Министерство финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Калужской области, мотивируя тем, что убытки, причиненные в результате незаконных действий государственных органов (Военного комиссариата) подлежат возмещению за счет казны Российской Федерации, от имени которой в силу статьи 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации должно выступать Министерство финансов Российской Федерации либо от его имени Управление Федерального казначейства. В удовлетворении данного ходатайства отказано в связи со следующим. В соответствии с положениями статьи 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации спорные убытки подлежат взысканию с Министерства обороны Российской Федерации за счет казны Российской Федерации, так как Министерство является главным распорядителем средств федерального бюджета по отношению к Военному комиссариату Октябрьского и Ленинского округов г. Калуги Калужской области.
Изучив материалы дела, исследовав представленные доказательства, выслушав пояснения представителей сторон, суд пришел к следующим выводам.
05 декабря 2005 года в отдел по назначению, перерасчету и выплате пенсий Октябрьского округа ГУ УПФР по городу Калуге обратилась Колосова Н.М. с заявлением о назначении второй пенсии по инвалидности в соответствии со статьей 9 Федерального закона Российской Федерации от 15.12.2001 № 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" как участнику ВОВ, имеющему группу инвалидности (л.д. 9).
В соответствии с пунктом 8.2 Перечня документов, необходимых для установления трудовой пенсии по старости и пенсии по государственному пенсионному обеспечению, утвержденного совместным постановлением Минтруда и Пенсионного Фонда РФ и № 16/19-па от 27.02.2002, среди прочих документов, прилагаемых к заявлению участников ВОВ о назначении пенсии по инвалидности, предъявляются документы об установлении инвалидности, а также о признании участником ВОВ. Пунктом 23 данного Перечня определено, что участие в ВОВ подтверждается удостоверением участника ВОВ или удостоверением ветерана ВОВ установленного образца.
Постановлением Правительства РФ от 05.10.1999 № 1122 утверждены единый образец бланка удостоверения ветерана ВОВ, а также Инструкция о порядке заполнения, выдачи и учета указанных удостоверений.
В соответствии с пунктом 1 Инструкции о порядке заполнения, выдачи и учета указанных удостоверений удостоверение ветерана ВОВ, выдаваемое лицам, указанным в статье 2 Федерального закона от 12.01.1995 № 5-ФЗ "О ветеранах", является документом, подтверждающим их право на меры социальной поддержки. Кроме того, в соответствии с Перечнем документов, необходимых для установления трудовой пенсии по старости и пенсии по государственному пенсионному обеспечению данное удостоверение является одним из правоустанавливающих документов для назначения государственной пенсии по инвалидности участникам ВОВ.
Таким образом, в качестве документа, подтверждающего право на выплату, Колосовой Н.М. Управлению была представлено удостоверение серия ВВ № 5147031, выданное 30.11.2005 (л.д. 10).
На основании представленных документов Колосовой Н.М. назначена вторая пенсия.
В ходе тематической проверки заявителем направлен запрос от 29.10.2008 в Военный комиссариат Калужской области с просьбой подтвердить правильность выдачи Колосовой Н.М. удостоверения участника ВОВ с правом на льготы по статье 14 Федерального закона от 12.01.1995 № 5-ФЗ "О ветеранах".
Письмом от 04.12.2008 № 11/592 Военный комиссариат Калужской области сообщил, что Колосова Н.М. относится к участникам ВОВ (подпункт "з" подпункта 1 пункта 1 статьи 2 Федерального закона от 12.01.1995 № 5-ФЗ "О ветеранах") и имеет право на меры социальной поддержки, установленные статьей 17 данного Закона (л.д. 12).
Статьей 17 определяются права и льготы лиц, указанных в пп. "з" пп. 1 п. 1 статьи 2 Федерального закона от 12.01.1995 № 5-ФЗ "О ветеранах", т.е. лиц, проходивших военную службу в воинских частях, не входивших в состав действующей армии, в период с 22.06.1941 по 3.09.1945 не менее шести месяцев. При этом правом на назначение второй пенсии указанные лица не пользуются.
Следовательно, в удостоверении участника ВОВ вышеуказанной категории граждан, должны быть указаны две статьи о праве на льготы - 17, далее - 14. В удостоверении Колосовой Н.М. сотрудниками Военного комиссариата, выдававшими удостоверение, ошибочно была проставлена только статья 14 Федерального закона от 12.01.1995 № 5-ФЗ "О ветеранах", что повлекло переплату пенсии.
Впоследствии, на запрос УПФР в городе Калуге Калужской области от 20.01.2009 № 12-38/46 Военным комиссариатом в письме от 27.02.2009 № 362 сообщено, что Колосовой Н.М. было выдано удостоверение серии ВВ № 5147246 от 05.02.2009 с правом на льготы по статье 17 Закона Федерального закона от 12.01.1995 № 5-ФЗ "О ветеранах" (л.д. 14, 15).
Таким образом, в период с 01.01.2006 по 30.11.2008 Колосовой Н.М. выплачивалась вторая пенсия, переплата составила 95 630 руб. 07 коп.
В связи с выявленными нарушениями, принимая во внимание тот факт, что обязательства выплаты переполученных сумм не могут быть возложены на пенсионера ввиду его смерти (07.02.2009), УПФР в г. Калуге вынесено решение от 11.03.2009 № 15/07 об обязании Военного комиссариата Октябрьского и Ленинского округов г. Калуги Калужской области возместить причиненный Пенсионному фонду ущерб в размере 95 630 руб. 07 коп. (л.д. 16).
УПФР в г. Калуге в адрес Военного комиссариата было направлено требование от 15.04.2009 № 15 о добровольном возмещении переплаченной суммы пенсии до 30.04.2009 (л.д. 17).
Военный комиссариат Октябрьского и Ленинского округов г. Калуги Калужской области отказался в добровольном порядке возместить сумму причиненных убытков, что явилось основанием для обращения УПФР в г. Калуге в арбитражный суд с настоящим заявлением.
В пунктах 1, 2 статьи 25 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" определено, что физические и юридические лица несут ответственность за достоверность сведений, содержащихся в документах, представляемых ими для установления и выплаты трудовой пенсии, а работодатели, кроме того, - за достоверность сведений, представляемых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования. В случае, если представление недостоверных сведений или несвоевременное представление сведений, предусмотренных пунктом 4 статьи 23 настоящего Федерального закона, повлекло за собой перерасход средств на выплату трудовых пенсий, виновные лица возмещают Пенсионному фонду Российской Федерации причиненный ущерб в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Министерство обороны Российской Федерации и Военный комиссариат Октябрьского и Ленинского округов г. Калуги Калужской области не оспаривают факт незаконной выдачи последним Колосовой Н.М. ненадлежащего удостоверения.
Таким образом, необоснованная выплата гражданину пенсионного обеспечения в спорной сумме произошла вследствие незаконных действий Комиссариата.
Согласно пункту 1 статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
Таким образом, для взыскания убытков истцу необходимо доказать следующую совокупность обстоятельств: факт их причинения и размер, противоправное поведение причинителя вреда, наличие причинно-следственной связи между возникшими убытками и действиями указанного лица, а также вину причинителя вреда в произошедшем.
В соответствии со статьей 16 Гражданского кодекса Российской Федерации убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, в том числе издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием.
В силу статей 16 и 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
Судом установлено и материалами дела подтверждается, что представление недостоверных сведений, содержащихся в выданном Комиссариатом удостоверении, явилось причиной необоснованной выплаты Колосовой Н.М. второй пенсии в сумме 95 630 рублей 07 копеек.
Оценив представленные Управлением в подтверждение наличия причинно-следственной связи между наступившими последствиями и действиями причинителя вреда доказательства, суд приходит к выводу о правомерности заявленных исковых требований.
При этом в соответствии с положениями статьи 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации спорные убытки подлежат взысканию с Министерства обороны Российской Федерации за счет казны Российской Федерации, так как Министерство является главным распорядителем средств федерального бюджета по отношению к Комиссариату. В удовлетворении требований к Комиссариату следует отказать.
Руководствуясь статьями 167, 169, 170, 181, 182 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

Взыскать с Министерства обороны Российской Федерации за счет казны Российской Федерации в пользу Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в городе Калуге Калужской области убытки в размере 95 630 (девяносто пять тысяч шестьсот тридцать) рублей 07 копеек.
В удовлетворении исковых требований к Военному комиссариату Октябрьского и Ленинского округов города Калуги Калужской области отказать.
Решение может быть обжаловано в течение месяца после принятия в Двадцатый арбитражный апелляционный суд.

Судья
Е.А.Аникина



Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru