Своевременное обнаружение и индикация радиоактивного, химического, биологического (бактериологического) заражения (загрязнения) питьевой воды, пищевого и фуражного сырья, продовольствия, объектов окружающей среды (воздуха, почвы, воды, открытых водоемов, растительности и др.) при чрезвычайных ситуациях;
выработка предложений для принятия экстренных мер по защите населения от радиоактивный веществ (РВ), аварийно химически опасных веществ (АХОВ), биологических (бактериологических) средств (БС) - возбудителей инфекционных заболеваний;
оперативный сбор и передача информации о сложившейся радиационной, химической, биологической (бактериологической), метеорологической обстановке в единые дежурно-диспетчерские службы и вышестоящие организации.
III. Режимы функционирования СНЛК
Функционирование СНЛК осуществляется в 3 режимах:
в режиме повседневной деятельности (мирное время, нормальная радиационная, химическая, микробиологическая обстановка, отсутствие эпидемий);
в режиме повышенной готовности (ухудшение производственно-промышленной, радиационной, химической, биологической (бактериологической), гидрометеорологической обстановки, прогноз о возможном возникновении ЧС);
в режиме чрезвычайной ситуации (возникновение и ликвидация ЧС) учреждения (лаборатории), входящие в состав СНЛК, осуществляют круглосуточное дежурство.
IV. Организационная структура СНЛК
В состав СНЛК входят учреждения (лаборатории):
ФГУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии по Курской области" (по согласованию);
государственное учреждение "Курский центр по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды с региональными функциями" (ГУ "Курский ЦГМС-Р") (по согласованию);
лаборатории предприятий и учреждений: МУП "Водоканал города Курска", ОАО "САН-ИнБев", ЗАО "Конти-Рус", ОАО "Курский хладокомбинат", ФГУП "Курская биофабрика - фирма "БИОК", ООО "Курскхимволокно", ОАО "Молоко", ОАО "Фармстандарт-Лексредства".
V. Задачи учреждений (лабораторий), входящих в состав СНЛК
1. На комитет экологической безопасности и природопользования города Курска возлагается:
координация деятельности организаций, осуществляющих контроль экологической обстановки в городе, обобщение, хранение, обработка и анализ поступающей от них информации;
методическое руководство работами по ликвидации экологических последствий ЧС и контроль за ходом работ;
организация работ по прогнозированию изменений экологической обстановки в районах размещения потенциально опасных объектов и интенсивной хозяйственной деятельности, в том числе при ЧС.
2. На ФГУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии по Курской области" возлагается:
проведение санитарно-эпидемиологической разведки на обслуживаемой территории;
установление наличия (на основе косвенных признаков) в объектах окружающей среды возбудителей инфекционных заболеваний людей при ЧС;
исследование проб объектов окружающей среды, продовольствия, питьевой воды и пищевого сырья на зараженность известными возбудителями;
измерение мощности доз радиоактивного излучения на местности в районе расположения учреждения;
установление наличия в объектах окружающей среды АХОВ, проведение их предварительной идентификации;
отбор проб объектов окружающей среды, продовольствия, питьевой воды и пищевого сырья, зараженных РВ, АХОВ, БС, и доставка их в областной Центр для лабораторных исследований и проведения санитарной экспертизы.
3. На ГУ "Курский центр гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды с региональными функциями" (ГУ Курский ЦГМС-Р):
измерение мощности доз радиоактивного излучения на местности в районе расположения метеоплощадок;
установление наличия АХОВ в атмосферном воздухе, воде открытых водоемов и на местности;
осуществление отбора проб воздуха, аэрозолей из приземного слоя атмосферы, воды открытых водоемов и доставка их в межрегиональное территориальное управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды Центрально-Черноземных областей (МТУ ГМС ЦЧО);
обеспечение информацией о метеорологической обстановке, фактах и прогнозе возникновения стихийных гидрометеорологических явлений на территории города и влиянии гидрометеоусловий на последствия аварий и стихийных бедствий;
осуществление ежедневного наблюдения за уровнем, температурой и загрязнением воды рек и открытых водоемов;
обследование участка водного объекта с целью определения месторасположения источника загрязнения, отбор проб воды и доставка их на исследование.
4. На лаборатории предприятий пищевой и химической промышленности возлагается:
измерение мощности доз радиоактивного излучения на территории расположения лаборатории;
установление наличия в воздухе, почве и растительности в районе расположения предприятия (объекта) АХОВ и проведение их индикации;
установление на контролируемой территории факта заражения (загрязнения) РВ, АХОВ воды открытых водоемов, используемой для промышленных нужд и рыбного хозяйства, питьевой воды на контролируемых городских водопроводных станциях, на выпусках сточных вод;
установление наличия РВ, АХОВ в перерабатываемой, выпускаемой, перевозимой и хранящейся пищевой продукции, продовольствии, пищевом сырье соответствующего предприятия;
определение удельной и объемной активности радионуклидов в пробах воды, продовольствия, пищевого сырья, пищевой продукции;
отбор и доставка проб в соответствующие учреждения (лаборатории), входящие в состав СНЛК, для проведения экспертизы и исследований по определению их зараженности (загрязненности) РВ, АХОВ и БС.
VI. Перечень документов, которые должны иметь учреждения
(лаборатории), входящие в состав СНЛК
I. Перечень документов, разрабатываемых в СНЛК города Курска:
1. План обеспечения мероприятий ГО на военное время.
2. План действий предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
3. План основных мероприятий по вопросам ГО и ЧС на текущий год.
4. Перспективный план развития учреждений (лабораторий), входящих в СНЛК города на текущий год.
II. Перечень документов, разрабатываемых в учреждениях (лабораториях), входящих в состав СНЛК города Курска: ведомственное Положение (инструкция) о работе учреждения (лаборатории), входящего в состав СНЛК;
соответствующий штат и табель оснащения; план-график перевода учреждения с мирного на военное положение; план-график приведения в готовность учреждения (лаборатории) при возникновении ЧС;
план подготовки и развития учреждения (лаборатории) на текущий год и на перспективу;
схема оповещения, сбора личного состава учреждения в рабочее и нерабочее время;
функциональные обязанности специалистов учреждений;
перечень особо опасных заболеваний и поражений людей, сельскохозяйственных животных и растений;
перечень АХОВ, хранящихся (используемых) на территории объекта и города;
перечень потенциально опасных объектов в радиационном, химическом, микробиологическом отношении, имеющихся на территории города;
инструкция о порядке ведения радиационного, химического, биологического (бактериологического) наблюдения (разведки) и порядок оповещения о заражении (загрязнении) объектов окружающей среды;
методики отбора проб и проведения исследований на зараженность РВ, АХОВ и БС, определенных Перечнем особо опасных заболеваний и поражений людей, сельскохозяйственных животных и растений;
нормы допустимых уровней радиоактивного заражения (загрязнения), предельно допустимых концентраций АХОВ в воздухе, питьевой воде, продовольствии, пищевом и фуражном сырье на мирное и военное время;
карта (схема) контролируемого района для отображения радиационной, химической и биологической (бактериологической) обстановки;
журнал регистрации отобранных (поступивших) проб и учета результатов анализов;
инструкция по мерам безопасности при работе с пробами, зараженными (загрязненными) РВ, АХОВ и БС;
инструкция о порядке передачи информации по подчиненности и в Единую дежурно-диспетчерскую службу города Курска;
журнал радиационного, химического и биологического (бактериологического) наблюдения (разведки).
VII. Материально-техническое и финансовое обеспечение,
подготовка специалистов СНЛК
Оснащение учреждений (лабораторий), входящих в состав СНЛК, лабораторным оборудованием, химическими реактивами, посудой, техническими средствами для выполнения задач при возникновении ЧС производится за счет средств, выделяемых соответствующими федеральными и государственными органами исполнительной власти, а также за счет бюджета города Курска и собственных средств.
Готовность учреждений (лабораторий), входящих в состав СНЛК, к решению возложенных на нее задач обеспечивается соответствующими организациями путем подготовки (обучения) специалистов в мирное время и оснащения учреждений (лабораторий) необходимым оборудованием, приборами и методиками. За подготовку (переподготовку) специалистов несут ответственность руководители учреждений (лабораторий), входящих в состав СНЛК.
Годовые отчеты о работе и состоянии готовности учреждений (лабораторий), входящих в состав СНЛК, предоставляются в соответствующие органы исполнительной власти по подчиненности и управление по делам ГО и ЧС в установленном порядке.
Основными источниками финансирования деятельности СНЛК являются ассигнования, выделяемые организациям, расположенным на территории города, на мероприятия ГО федеральными органами исполнительной власти, а также иные средства, получаемые в результате деятельности, не запрещенной законодательством Российской Федерации.
Основанием для истребования финансовых средств является план подготовки текущего и перспективного развития учреждений (лабораторий), входящих в состав СНЛК, согласованный с управлением по делам ГО и ЧС города Курска, который высылается (представляется) в организации по подчиненности.
Финансирование мероприятий, связанных с участием СНЛК в ликвидации ЧС проводится за счет средств организаций, находящихся в зонах ЧС, средств федеральных органов исполнительной власти местного бюджета, страховых фондов и других источников.
Ущерб и убытки, причиненные учреждениям (лабораториям), входящим в состав СНЛК, не по их вине в результате выполнения ими задач по ликвидации последствий ЧС и стихийных бедствий, возмещаются в установленном действующим законодательством порядке.