Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Пензенская область


АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПЕНЗЕНСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 15 июля 2009 г. по делу № А49-4782/2009

(извлечение)

Резолютивная часть решения объявлена 8 июля 2009 года, в полном объеме решение изготовлено 15 июля 2009 года
Арбитражный суд Пензенской области, рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению Заместителя Прокурора Пензенской области (440000, г. Пенза, ул. Богданова, 7) к Собранию представителей города Кузнецка Пензенской области (442530, Пензенская область, г. Кузнецк, ул. Ленина, 191) об оспаривании нормативного правового акта
при участии в судебном заседании: от заявителя - старшего помощника прокурора Беляковой Л.Н. (удостоверение), от ответчика - Александровой О.А. (доверенность № 172 от 03.07.2009),

установил:

заместитель прокурора Пензенской области обратился в арбитражный суд с заявлением о признании недействующим пункта 1 решения Собрания представителей города Кузнецка Пензенской области № 16-67/4 от 14.02.2008 "Об определении цены продажи земельных участков, находящихся в муниципальной собственности города Кузнецка и порядка оплаты муниципального имущества". В обоснование заявленных требований заявитель сослался на статью 36 Земельного кодекса Российской Федерации и статью 2 Федерального закона № 137-ФЗ от 25.10.2001 "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", полагая, что оспариваемое решение не соответствует названным нормативным правовым актам, поскольку ответчиком установлена цена продажи земельных участков, находящихся в муниципальной собственности города Кузнецка в размерах, определяемых на основании отчетов об оценке земельных участков.
В судебном заседании представитель заявителя поддержал заявленные требования по основаниям, изложенным в заявлении, указывая, что пункт 1 Решения Собрания представителей города Кузнецка Пензенской области № 16-67/4 от 14.02.08 "Об определении цены продажи земельных участков, находящихся в муниципальной собственности города Кузнецка и порядка оплаты муниципального имущества" противоречит требованиям действующего законодательства, а именно пункту 1.1 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации, нормам Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации". Кроме того, заявитель указал, что оспариваемое решение нарушает права лиц, являющихся собственниками зданий, строений и сооружений, на приобретение земельных участков, расположенных под указанными объектами недвижимости, на льготных условиях. Заявитель просил признать пункт 1 Решения Собрания представителей города Кузнецка Пензенской области № 16-67 от 14.02.08 недействующим.
Представитель ответчика в письменном отзыве на заявление и в судебном заседании возражал против удовлетворения заявленных требований, считая, что оспариваемый пункт 1 решения № 16-67 от 14.02.08 не противоречит действующему законодательству, поскольку распространяет свое действие только на те земельные участки, которые отчуждаются в порядке приватизации одновременно со зданиями и сооружениями, находящимися на этих участках. Кроме того, представитель ответчика сослался на правовую экспертизу, проведенную прокуратурой города Кузнецка 08.02.08 в отношении проекта оспариваемого решения, указывая, что замечания по проекту решения не касались оспариваемого в настоящем деле пункта 1. Представитель ответчика просил отказать в удовлетворении требований, заявленных прокурором.
Исследовав материалы дела, заслушав пояснения представителей лиц, участвующих в деле, суд установил, что Собрание представителей города Кузнецка Пензенской области 14 февраля 2008 года приняло решение № 16-67/4 "Об определении цены продажи земельных участков, находящихся в муниципальной собственности города Кузнецка и порядка оплаты муниципального имущества". Указанное решение опубликовано в средствах массовой информации органов местного самоуправления города Кузнецка Пензенской области: в газете "Кузнецкий рабочий" 23.02.2008 и в Вестнике Собрания представителей города Кузнецка 15.02.2008 № 1(43). Пункт 1 названного решения изложен в следующей редакции: "Установить цену продажи земельных участков, находящихся в муниципальной собственности города Кузнецка, в размерах, определяемых на основании отчетов об оценке таких земельных участков, составленных в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности. В случае если цена продажи земельного участка, определенная на основании отчета об оценке, превышает его кадастровую стоимость, цена продажи такого земельного участка устанавливается в размере его кадастровой стоимости".
Заместитель прокурора Пензенской области считая, что пункт 1 решения не соответствует Земельному кодексу Российской Федерации и Федеральному закону № 137-ФЗ от 25.10.2001 "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" оспаривает его в суде.
Арбитражный суд находит заявленные требования подлежащими удовлетворению.
В соответствии со статьей 13 Гражданского кодекса Российской Федерации ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными.
В силу статьи 192 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации прокурор, а также государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы вправе обратиться в арбитражный суд в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, с заявлениями о признании нормативных правовых актов недействующими, если полагают, что такой оспариваемый акт или отдельные его положения не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, и нарушают права и законные интересы граждан, организаций, иных лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
На основании части 4 статьи 194 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании нормативных правовых актов арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельного положения, устанавливает соответствие его федеральному конституционному закону, федеральному закону и иному нормативному акту, имеющему большую юридическую силу, а также полномочия органа или лица, принявших оспариваемый нормативный правовой акт.
В соответствии с пунктом 1.1 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, собственникам зданий, строений, сооружений, расположенных на этих земельных участках, осуществляется по цене, установленной соответственно органами исполнительной власти и органами местного самоуправления. Порядок определения цены этих земельных участков, их оплаты устанавливается в отношении:
1) земельных участков, находящихся в федеральной собственности, - Правительством Российской Федерации;
2) земельных участков, которые находятся в собственности субъектов Российской Федерации или государственная собственность на которые не разграничена, - органами государственной власти субъектов Российской Федерации;
3) земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, - органами местного самоуправления.
Пункт 1.2 названной статьи кодекса предусматривает, что цена земельных участков, указанных в пункте 1.1 настоящей статьи, не может превышать их кадастровую стоимость. До установления Правительством Российской Федерации, органом государственной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления порядка определения цены земельного участка эта цена устанавливается в размере его кадастровой стоимости.
Согласно пунктам 1 и 2 статьи 2 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" до 1 января 2010 года в соответствии с настоящим пунктом осуществляется продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности:
коммерческим организациям и индивидуальным предпринимателям являющимся собственниками расположенных на таких земельных участках зданий, строений, сооружений, если эти здания, строения, сооружения были отчуждены из государственной или муниципальной собственности, в том числе в случае, если на таких земельных участках возведены или реконструированы здания, строения, сооружения;
коммерческим организациям и индивидуальным предпринимателям, являющимся собственниками расположенных на таких земельных участках зданий, строений, сооружений, если эти здания, строения, сооружения были возведены на таких земельных участках вместо разрушенных или снесенных и ранее отчужденных из государственной или муниципальной собственности зданий, строений, сооружений;
гражданам и некоммерческим организациям, являющимся собственниками расположенных на таких земельных участках зданий, строений, сооружений, если право собственности указанных лиц на эти здания, строения, сооружения возникло до вступления в силу Земельного кодекса Российской Федерации и если федеральными законами для указанных собственников не установлен иной порядок приобретения земельных участков в собственность.
При приобретении указанными лицами таких земельных участков их цена устанавливается субъектами Российской Федерации в пределах:
двадцати процентов кадастровой стоимости земельного участка, расположенного в городах с численностью населения свыше 3 миллионов человек;
двух с половиной процентов кадастровой стоимости земельного участка, расположенного в иной местности.
До установления субъектами Российской Федерации цены земельного участка применяется наибольшая для соответствующей местности цена земельного участка.
До 1 января 2010 года лица, не указанные в пункте 1 настоящей статьи и являющиеся собственниками зданий, строений, сооружений, расположенных на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают такие земельные участки по цене, устанавливаемой субъектами Российской Федерации, в населенных пунктах с численностью населения:
свыше 3 миллионов человек - в размере от пяти- до тридцатикратного размера ставки земельного налога за единицу площади земельного участка;
от 500 тысяч до 3 миллионов человек - в размере от пяти- до семнадцатикратного размера ставки земельного налога за единицу площади земельного участка;
до 500 тысяч человек, а также за пределами границ населенных пунктов в размере от трех- до десятикратного размера ставки земельного налога за единицу площади земельного участка.
До установления субъектами Российской Федерации цены земельного участка применяется минимальный для соответствующей местности размер ставки земельного налога за единицу площади земельного участка.
Законом Пензенской области от 07.04.2003 № 461-ЗПО "О регулировании земельных отношений на территории Пензенской области" установлены предельные цены продажи земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, собственникам расположенных на таких земельных участках зданий, строений, сооружений.
Так, согласно пункту 3 статьи 12 названного закона (в редакции, действовавшей на момент принятия ответчиком оспариваемого решения) до 1 января 2010 года в соответствии с настоящим пунктом осуществляется продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности:
1) коммерческим организациям и индивидуальным предпринимателям, являющимся собственниками расположенных на таких земельных участках зданий, строений, сооружений, в том числе возведенных на месте разрушенных или снесенных либо реконструированных зданий, строений, сооружений, если эти здания, строения, сооружения были отчуждены из государственной или муниципальной собственности;
гражданам и некоммерческим организациям, являющимся собственниками расположенных на таких земельных участках зданий, строений, сооружений, если право собственности указанных лиц на эти здания, строения, сооружения возникло до вступления в силу Земельного кодекса Российской Федерации и если федеральными законами для указанных собственников не установлен иной порядок приобретения земельных участков в собственность.
При приобретении указанными лицами таких земельных участков их цена устанавливается в размере двух с половиной процентов кадастровой стоимости земельного участка;
2) лица, не указанные в подпункте 1 пункта 3 настоящей статьи и являющиеся собственниками зданий, строений, сооружений, расположенных на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают такие земельные участки по цене в населенных пунктах с численностью населения:
от 500 тысяч до 3 миллионов человек - в десятикратном размере ставки земельного налога за единицу площади земельного участка;
до 500 тысяч человек, а также за пределами границ населенных пунктов - в пятикратном размере ставки земельного налога за единицу площади земельного участка.
Таким образом, для собственников зданий, строений, сооружений, расположенных на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности установлена льготная цена приобретения земельных участков.
Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в пункте 9 постановления от 24.03.2005 № 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства" разъяснил, что согласно статье 2 Закона о введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации при продаже в соответствии с правилами статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации земельных участков собственникам расположенных на них зданий, строений, сооружений их стоимость определяется субъектом Российской Федерации, а если она не определена, применяется установленная минимальная ставка земельного налога. Определяя цену земельного участка по договору купли-продажи, заключаемому в соответствии со статьей 36 Земельного кодекса Российской Федерации, стороны должны руководствоваться Законом о введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации, содержащим императивную норму о конкретных условиях определения стоимости земельного участка.
В названном постановлении также разъяснено, что положения Федерального закона от 29.07.1998 № 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" при определении цены земельного участка по такому договору не применяются.
Как усматривается из преамбулы оспариваемого решения, ответчик, руководствуясь пунктом 1.1 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации и пунктом 7 статьи 35 Федерального закона № 178-ФЗ от 21.12.2001 "О приватизации государственного и муниципального имущества" установил в оспариваемом пункте 1 решения № 16-67/4 от 14.02.2008 "Об определении цены продажи земельных участков, находящихся в муниципальной собственности города Кузнецка и порядка оплаты муниципального имущества" цену продажи земельных участков, находящихся в муниципальной собственности города Кузнецка, в размерах, определяемых на основании отчетов об оценке таких земельных участков, составленных в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности. Тем самым, ответчик лишил собственников зданий, строений, сооружений, расположенных на земельных участках, находящихся в муниципальной собственности, возможности по льготной цене приобрести земельные участки, на которых расположены здания, строения, сооружения.
Довод ответчика о том, что оспариваемым пунктом 1 решения № 16-67/4 от 14.02.2008 установлена цена на земельные участки, отчуждаемые исключительно в порядке приватизации одновременно со зданиями, находящимися на таком земельном участке, судом отклоняется, поскольку из содержания оспариваемого пункта названного решения данное правило не следует.
Кроме того, согласно статье 2 Федерального закона № 137-ФЗ от 25.10.2001 "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" цена на земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности лицам, являющимся собственниками расположенных на таких земельных участках зданий, строений, сооружений устанавливается субъектом Российской Федерации. Данная позиция отражена и в пункте 9 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 № 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства".
Как указано выше, статьей 12 Закона Пензенской области от 07.04.2003 № 461-ЗПО "О регулировании земельных отношений на территории Пензенской области" установлены предельные цены продажи земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, собственникам расположенных на таких земельных участках зданий, строений. Следовательно, ответчик не имел полномочий устанавливать цены на такие земельные участки для указанной категории собственников.
Ссылка ответчика на правовую экспертизу проекта оспариваемого решения, проведенную 08.02.2008 г. прокуратурой города Кузнецка Пензенской области, судом отклоняется, поскольку названная экспертиза не имеет правового значения при рассмотрении дела арбитражным судом.
На основании вышеизложенного, суд пришел к выводу о том, что пункт 1 решения Собрания представителей города Кузнецка Пензенской области № 16-67/4 от 14.02.2008 "Об определении цены продажи земельных участков, находящихся в муниципальной собственности города Кузнецка и порядка оплаты муниципального имущества" не соответствует положениям статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации и статьи 2 Федерального закона № 137-ФЗ от 25.10.2001 "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" и нарушает права лиц, являющихся собственниками зданий, строений и сооружений, на приобретение земельных участков, расположенных под вышеназванными объектами недвижимости, на льготных условиях.
В этой связи пункт 1 решения Собрания представителей города Кузнецка Пензенской области № 16-67/4 от 14.02.2008 "Об определении цены продажи земельных участков, находящихся в муниципальной собственности города Кузнецка и порядка оплаты муниципального имущества" подлежит признанию недействующим на основании статьи 13 Гражданского кодекса Российской Федерации и статей 194 - 195 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 167 - 170, 176, 194 - 195 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

решил:

признать пункт 1 решения Собрания представителей города Кузнецка Пензенской области № 16-67/4 от 14.02.2008 "Об определении цены продажи земельных участков, находящихся в муниципальной собственности города Кузнецка и порядка оплаты муниципального имущества" не соответствующим Федеральному закону от 25.10.2001 № 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", Земельному кодексу Российской Федерации и недействующим полностью.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции в течение месяца со дня вступления в законную силу.



Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru