Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Пензенская область


ПРОКУРАТУРА ПЕНЗЕНСКОЙ ОБЛАСТИ

ПРОТЕСТ
от 27 января 2010 г. № 22-16-3-2010

НА СТАТЬИ 3 И 4 ЗАКОНА ПЕНЗЕНСКОЙ ОБЛАСТИ ОТ 12.09.2006
№ 1098-ЗПО "О МЕРАХ СОЦИАЛЬНОЙ ПОДДЕРЖКИ ДЕТЕЙ-СИРОТ И
ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ, А ТАКЖЕ ЛИЦ ИЗ
ЧИСЛА ДЕТЕЙ-СИРОТ И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ
РОДИТЕЛЕЙ, ПРОЖИВАЮЩИХ НА ТЕРРИТОРИИ ПЕНЗЕНСКОЙ ОБЛАСТИ"
(В РЕДАКЦИИ ЗАКОНОВ ПЕНЗЕНСКОЙ ОБЛАСТИ ОТ 18.12.2008
№ 1669-ЗПО, ОТ 30.06.2009 № 1748-ЗПО, ОТ 17.12.2009
№ 1835-ЗПО)

В Законодательное Собрание
Пензенской области

Прокуратурой Пензенской области, в связи с принятием Федерального закона от 17.12.2009 № 315-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", проведена проверка соответствия федеральному законодательству Закона Пензенской области от 12.09.2006 № 1098-ЗПО "О мерах социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, проживающих на территории Пензенской области" (в редакции Законов Пензенской области от 18.12.2008 № 1669-ЗПО, от 30.06.2009 № 1748-ЗПО, от 17.12.2009 № 1835-ЗПО).
В ходе проверки установлено, что статьи 3 и 4 указанного закона не соответствуют федеральному законодательству по следующим основаниям.
Защита семьи, материнства, отцовства и детства, социальная защита, включая социальное обеспечение, находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (пункт "ж" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации).
Согласно статье 76 Конституции Российской Федерации законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон.
Федеральным законодателем для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые нуждаются в особой защите со стороны государства, Федеральным законом от 21.12.1996 № 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (далее - Федеральный закон от 21.12.1996 № 159-ФЗ) установлены дополнительные гарантии.
В частности, статьей 6 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ для указанной категории лиц предусмотрены дополнительные гарантии в сфере образования.
Детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, пунктами 1, 2, 8 и 10 статьи 6 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ гарантируются следующие права:
обучение на курсах по подготовке к поступлению в учреждения среднего и высшего профессионального образования без взимания платы;
получение второго начального профессионального образования без взимания платы;
обеспечение одеждой, обувью, мягким инвентарем, оборудованием и единовременным денежным пособием, в случаях, если указанные лица являются выпускниками образовательных учреждений, находящихся в ведении органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, за исключением лиц, продолжающих обучение по очной форме в образовательных учреждениях профессионального образования;
бесплатный проезд на городском, пригородном, в сельской местности на внутрирайонном транспорте (кроме такси), а также проезд один раз в год к месту жительства и обратно к месту учебы.
Проверка Закона Пензенской области от 12.09.2006 № 1098-ЗПО "О мерах социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, проживающих на территории Пензенской области" (далее - Закон Пензенской области от 12.09.2006 № 1098-ЗПО) показала, что установленный законом объем дополнительных гарантий в сфере образования для указанной выше категории лиц снижен по сравнению с объемом гарантий, закрепленных Федеральным законом от 21.12.1996 № 159-ФЗ.
Так, частью 6 статьи 4 Закона Пензенской области от 12.09.2006 № 1098-ЗПО вопреки пункту 10 статьи 6 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ не гарантируется право бесплатного проезда для лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обучающихся в государственных образовательных учреждениях Пензенской области и муниципальных образовательных учреждениях.
В нарушение пунктов 1 и 2 статьи 6 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ частями 1 и 2 статьи 4 Закона Пензенской области от 12.09.2006 № 1098-ЗПО не предусмотрено возмещение расходов, связанных с:
обучением на курсах по подготовке к поступлению в учреждения среднего и высшего профессионального образования без взимания платы лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, получивших основное общее или среднее (полное) общее образование;
получением второго начального профессионального образования без взимания платы детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей.
Кроме того, необходимо привести статьи 3 и 4 Закона Пензенской области от 12.09.2006 № 1098-ЗПО в соответствие с Федеральным законом от 21.12.1996 № 159-ФЗ в части определения видов образовательных учреждений, обучение в которых дает детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, право на получение дополнительных гарантий.
Указанные выше нарушения создают препятствия для получения детьми-сиротами и детьми, оставшимся без попечения родителей, лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, бесплатного образования и реализации принципа социального государства, закрепленного в статье 7 Конституции Российской Федерации.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 23 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации",

предлагаю:

статьи 3 и 4 Закона Пензенской области от 12.09.2006 № 1098-ЗПО "О мерах социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, проживающих на территории Пензенской области" (в редакции Законов Пензенской области от 18.12.2008 № 1669-ЗПО, от 30.06.2009 № 1748-ЗПО, от 17.12.2009 № 1835-ЗПО) привести в соответствие с федеральным законодательством.
Протест подлежит рассмотрению на очередной сессии Законодательного Собрания Пензенской области. О дне рассмотрения протеста сообщить в прокуратуру области.
О результатах рассмотрения протеста сообщить в прокуратуру области в письменной форме.

Прокурор области
государственный советник
юстиции 2 класса
В.Д.КОШЛЕВСКИЙ



Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru