Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Челябинская область


УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ
ПО ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ

РЕШЕНИЕ
от 2 февраля 2010 года

г. Челябинск

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы России по Челябинской области (далее - Челябинское УФАС России) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее - Комиссия) в составе:

Председатель Комиссии: - Козлова А.А.     - руководитель Челябинского УФАС
                                            России;
Члены Комиссии         - Данильченко А.В. - специалист-эксперт отдела
                                            антимонопольного контроля
                                            Челябинского УФАС России;
                       - Сатыбалдина Ю.Р. - старший специалист 1 разряда
                                            отдела антимонопольного
                                            контроля Челябинского УФАС
                                            России;

в присутствии представителя ОАО "Межрегиональная распределительная сетевая компания Урала" (доверенность от 23.04.2009 № ЧЭ-40) <...>, в отсутствии <...>, извещенного надлежащим образом о месте и времени рассмотрения данного дела,
рассмотрев дело № 63-04/09 по признакам нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции) в отношении ОАО "Межрегиональная распределительная сетевая компания Урала" (далее - ОАО "МРСК Урала"),
УСТАНОВИЛА:

04.06.2009 <...> (далее - заявитель) подал заявку в ОАО "МРСК Урала" (далее - сетевая организация, ответчик) на технологическое присоединение объектов электросетевого хозяйства, расположенных по адресу: Челябинская область, Сосновский район, д. Новое Поле, вторая очередь, участок по генплану № 71-В (далее - Объект), мощностью 10 кВт к электрическим сетям ответчика.
05.06.2009 указанная заявка поступила в ОАО "МРСК Урала" под № 852.
30.06.2009 ОАО "МРСК Урала" направило <...> письмо от 30.06.2009 № 406-13/919, в котором сообщило, что технические условия на электроснабжение Объекта подготовит в течение 40 дней.
27.07.2009 ОАО "МРСК Урала" составило акт определения необходимых объемов работ в отношении объектов электросетевого хозяйства <...> с присоединяемой мощностью 15 кВт.
04.08.2009 <...> обратился в Челябинское УФАС России с заявлением на действия ОАО "МРСК Урала", выразившиеся в нарушении срока направления договора на технологическое присоединение и технических условий, установленного Правилами технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утв. постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 № 861 (далее - Правила присоединения).
24.08.2009 ОАО "МРСК Урала" выдало <...> договор на технологическое присоединение от 20.08.2009 № 2009-0939 (далее - договор № 0939) и технические условия от 20.08.2009 № 0939-ЦС-1246-ТУ (далее - технические условия № 0939), в деле имеется расписка заявителя о получении указанных документов.
Однако, согласно пояснениям <...>, 11.08.2009 ОАО "МРСК Урала" пригласило его, чтобы он написал новую заявку на технологическое присоединение Объекта мощностью 15 кВт, при этом заявка была датирована 05.06.2009 № 852 (далее - заявка от 11.08.2009), то есть зарегистрирована под реквизитами первой заявки на технологическое присоединение. В этот же день ОАО "МРСК Урала" выдало заявителю договор на технологическое присоединение без технических условий.
05.11.2009 в Челябинское УФАС России поступило письмо № 8128 от <...>, в котором последний сообщает, что претензий не имеет к ОАО "МРСК Урала", поскольку последнее выдало договор на технологическое присоединение и технические условия.
Представитель ОАО "МРСК Урала" <...> на заседании Комиссии 09.12.2009, 02.02.2010 поддержала доводы, изложенные в письмах от 10.09.2009 исх. № ЧЭ/108/401, 08.12.2009 исх. № 138-08-1410, 19.01.2010 исх. № 138-10-53 и пояснила следующее.
Заявка от 11.08.2009 содержит информацию об объекте, планируемом к присоединению, а именно: объект с присоединяемой мощностью 15 кВт. Указанные характеристики объекта предполагают питание от линии 0,4 кВ, так как прокладка кабельных линий более высокого класса напряжения в данном случае нецелесообразна и экономически не обоснованна.
Существующие вблизи от земельного участка <...> объекты электросетевого хозяйства ОАО "МРСК Урала" необходимого потребителю класса напряжения расположены на расстоянии 450 м от ТП - распределительное устройство, а от ТП-1414 - распределительное устройство - 600 м.
Наличие распределительного устройства необходимого класса напряжения на расстоянии 450 м от границы земельного участка <...> является основанием для применения пункта 17 Правил присоединения, предусматривающего взимание платы за технологическое присоединение к электрическим сетям в размере 550 рублей при условии, что расстояние от границ участка заявителя до объектов электросетевого хозяйства необходимого класса напряжения сетевой организации, в которую подана заявка, составляет в сельской местности не более 500 метров.
ОАО "МРСК Урала" признает, что не выдало договор на технологическое присоединение <...> в срок, установленный Правилами присоединения.
При этом ОАО "МРСК Урала" отмечает, что с 05.06.2009 по 24.08.2009 ответчик не бездействовал, а проводил необходимые мероприятия по технологическому присоединению в отношении энергопринимающих устройств заявителя, а также направил уведомление заявителю о продлении срока рассмотрения заявки на технологическое присоединение на 40 дней в связи со сложным характером технологического присоединения.
Изучив материалы дела, заслушав доводы и объяснения сторон, Комиссия пришла к выводу о нарушении ОАО "МРСК Урала" части 1 статьи 10 Закона "О защите конкуренции" по следующим основаниям.
1. Услуги по технологическому присоединению являются обязательной составной частью единого технологического процесса по оказанию услуг по передаче электрической энергии (постановление Федерального Арбитражного суда Уральского округа от 23.04.2009 № Ф09-2387/09-С1, определение ВАС РФ от 27.05.2009 № 6246/09).
В силу положений пункта 1 статьи 4 Федерального закона от 17.08.1995 № 147-ФЗ "О естественных монополиях" услуги по передаче электрической энергии относятся к сфере деятельности субъектов естественных монополий.
Следовательно, ОАО "МРСК Урала" как хозяйствующий субъект, оказывающий услуги по передаче электрической энергии, является субъектом естественной монополии.
Таким образом, в силу ч. 5 ст. 5 Закона о защите конкуренции положение ОАО "МРСК Урала" на данном товарном рынке признается доминирующим.
2. В силу своего доминирующего положения на рынке услуг по передаче электрической энергии и технологическому присоединению к электрическим сетям ОАО "МРСК Урала" обязано соблюдать запреты, установленные статьей 10 Закона о защите конкуренции, в том числе не допускать действий, которые имеют либо могут иметь своим результатом недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.
Согласно статье 23 Закона о защите конкуренции антимонопольные органы уполномочены возбуждать и рассматривать дела о нарушении антимонопольного законодательства.
В соответствии с абзацем 2 пункта 2 постановления Правительства РФ от 27.12.2004 № 861 Федеральная антимонопольная служба является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим контроль за соблюдением Правил присоединения в рамках своих полномочий.
Из содержания статьи 26 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ "Об электроэнергетике" следует, что технологическое присоединение осуществляется на основании договора об осуществлении технологического присоединения к объектам электросетевого хозяйства, заключаемого между сетевой организацией и обратившимся к ней лицом. Указанный договор является публичным.
В соответствии с пунктом 3 Правил присоединения сетевая организация обязана выполнить в отношении любого обратившегося к ней лица мероприятия по технологическому присоединению при условии соблюдения им данных правил и наличии технической возможности технологического присоединения.
Независимо от наличия или отсутствия технической возможности технологического присоединения на дату обращения заявителя сетевая организация обязана заключить договор с лицами, указанными в пунктах 12.1, 14 и 34 Правил присоединения, обратившимися в сетевую организацию с заявкой на технологическое присоединение энергопринимающих устройств, принадлежащих им на праве собственности или на ином предусмотренном законом основании (далее - заявка), а также выполнить в отношении энергопринимающих устройств таких лиц мероприятия по технологическому присоединению (абзац 2 пункт 3 Правил присоединения).
В силу пунктов 7, 8 Правил присоединения для заключения договора заявитель, имеющий намерение осуществить технологическое присоединение, реконструкцию и увеличение мощности энергопринимающих устройств, а также изменить категорию надежности электроснабжения, точки присоединения, виды производственной деятельности, не влекущие пересмотр (увеличение) величины мощности, но изменяющие схему внешнего электроснабжения энергопринимающих устройств, направляет заявку в сетевую организацию, к электрическим сетям которой планируется технологическое присоединение.
Таким образом, оказать услугу по технологическому присоединению фактически может и в силу императивного требования закона обязана только та сетевая организация, в адрес которой обратилось с соответствующей заявкой на технологическое присоединение юридическое или физическое лицо.
<...> относится к категории заявителей, указанных в пункте 14 Правил присоединения, т.е. это заявитель, который является физическим лицом и направляет заявку на технологическое присоединение в целях технологического присоединения энергопринимающих устройств, максимальная мощность которых составляет до 15 кВт.
В соответствии с абзацем 2 пункта 15 Правил присоединения заявителям, указанным в пункте 14 данных Правил, сетевая организация обязана направить заполненный и подписанный ею проект договора в 2 экземплярах и технические условия как неотъемлемое приложение к этому проекту договора в течение 30 дней с даты получения заявки.
В силу пункта 17 Правил присоединения размер платы за технологическое присоединение энергопринимающих устройств максимальной мощностью, не превышающей 15 кВт включительно (с учетом ранее присоединенной в данной точке присоединения мощности), устанавливается исходя из стоимости мероприятий по технологическому присоединению в размере не более 550 рублей при условии, что расстояние от границ участка заявителя до объектов электросетевого хозяйства необходимого заявителю класса напряжения сетевой организации, в которую подана заявка, составляет не более 300 метров в городах и поселках городского типа и не более 500 метров в сельской местности.
Согласно схеме электроснабжения, являющейся приложением № 1 к акту определения необходимых объемов работ от 27.07.2009, объекты электросетевого хозяйства, а именно распределительное устройство ОАО "МРСК Урала", расположены на расстоянии 450 метров от границ земельного участка <...>.
Таким образом, ОАО "МРСК Урала" должно было направить договор на технологическое присоединение, в котором плата за технологическое присоединение установлена в размере не более 550 рублей, и технические условия в течение 30 дней с момента получения заявки.
05.06.2009 в адрес ОАО "МРСК Урала" поступила под вх. № 852 заявка на технологическое присоединение от <...>.
ОАО "МРСК Урала" в соответствии с Правилами присоединения должно было выдать договор на технологическое присоединение и технические условия в течение 30 дней, т.е. 04.07.2009.
Однако ОАО "МРСК Урала" выдало договор на технологическое присоединение только 24.08.2009, задержав процесс заключения указанного договора почти на 2 месяца (с 4 июля по 28 августа 2009 года).
Ответчик на протяжении более чем тридцати дней с момента получения заявки от 05.06.2009 вх. № 852 не предпринимал никаких действий, связанных с осуществлением мероприятий по технологическому присоединению, в отношении энергопринимающих объектов заявителя, и только 27.07.2009 ОАО "МРСК Урала" определило необходимый объем работ по технологическому присоединению на Объект <...>, что подтверждается соответствующим актом.
Правила присоединения не предусматривают право сетевой организации при сложном характере технологического присоединения увеличивать срок рассмотрения заявки на технологическое присоединение на 40 дней для заявителей, указанных в пункте 14 Правил присоединения.
При этом сетевая организация вправе увеличить срок рассмотрения заявки на 40 дней при сложном характере технологического присоединения, но только в отношении категории заявителей, указанных в пункте 12 Правил присоединения, т.е. это заявители, которые являются юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, суммарная присоединенная мощность энергопринимающих устройств которых не превышает 750 кВА.
На основании изложенного, Комиссия не принимает довод ОАО "МРСК Урала" о том, что сетевая организация вправе увеличить срок рассмотрения заявки на технологическое присоединение на 40 дней при сложном характере технологического присоединения в отношении <...>
В результате бездействия ОАО "МРСК Урала", выразившегося в ненаправлении договора на технологическое присоединение и технических условий в срок, установленный в абзаце 2 пункта 15 Правил присоединения, законные права и интересы <...> были ущемлены: срок заключения договора на технологическое присоединение заявителя к электрическим сетям ОАО "МРСК Урала" был задержан почти на 2 месяца (с 04.07.2009 по 24.08.2009).
С учетом изложенного Комиссия расценивает бездействие ОАО "МРСК Урала" по ненаправлению договора на технологическое присоединение и технических условий <...> в срок, предусмотренный абзацем 2 пунктом 15 Правил присоединения, нарушением части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.
ОАО "МРСК Урала" в августе 2009 года добровольно устранило до возбуждения данного дела нарушение антимонопольного законодательства путем направления <...> договора на технологическое присоединение от 20.08.2009 № 2009-0939 и технических условий от 20.08.2009 № 0939-ЦС-1246-ТУ, что является основанием для прекращения рассмотрения данного дела.
Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 - 4 статьи 41, частями 1 - 2 статьи 48 Закона "О защите конкуренции", Комиссия
РЕШИЛА:

1. Признать бездействие ОАО "МРСК Урала", выразившееся в ненаправлении договора на технологическое присоединение и технических условий в срок, предусмотренный абзацем 2 пунктом 15 Правил присоединения, нарушающим часть 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции".
2. Прекратить производство по делу в отношении ОАО "МРСК Урала" по признакам нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции" в связи с добровольным устранением ОАО "МРСК Урала" нарушения антимонопольного законодательства и его последствий.
3. Предписание об устранении нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции" в отношении ОАО "МРСК Урала" не выдавать в связи с тем, что ОАО "МРСК Урала" направило <...> договор на технологическое присоединение от 20.08.2009 № 2009-0939 и технические условия от 20.08.2009 № 0939-ЦС-1246-ТУ.
4. Передать материалы настоящего дела должностному лицу Челябинского УФАС России, уполномоченному составлять протоколы об административных правонарушениях.
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.

Председатель Комиссии
А.А.КОЗЛОВА

Члены Комиссии
А.В.ДАНИЛЬЧЕНКО
Ю.Р.САТЫБАЛДИНА



Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru