Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Калужская область


АРБИТРАЖНЫЙ СУД КАЛУЖСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 3 декабря 2009 г. по делу № А23-5021/09А-18-250

Резолютивная часть решения объявлена 26 ноября 2009 года.
Полный текст решения изготовлен 03 декабря 2009 года.
Арбитражный суд Калужской области в составе судьи Ефимовой Г.В., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Сивцовой Ю.Е., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Эвридика", г. Калуга, к Министерству конкурентной политики и тарифов Калужской области о признании незаконным решения от 09.09.2009 № 366,
при участии в судебном заседании:
от заявителя - представителя Корсакова А.В. по доверенности от 10.01.2009 № 5; представителя Каменщикова С.Ю. по доверенности от 10.01.2009 № 7;
от ответчика - главного специалиста Гореловой Е.А. по доверенности от 07.09.2009 ЮД-04/2801-09,

установил:

Общество с ограниченной ответственностью "Эвридика" обратилось в Арбитражный суд Калужской области с заявлением к Министерству конкурентной политики и тарифов Калужской области (далее - Министерство, ответчик) о признании незаконным решения от 09.09.2009 № 366 об отказе в переоформлении лицензии.
В судебном заседании представители заявителя поддержали заявленные требования, мотивируя тем, что требование общего метража в 50 кв. м касаются всех стационарных торговых складских помещений как торговых объектов одного юридического лица и не обязательно находящихся только под одной крышей; Федеральный закон "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" и Закон Калужской области "О регулировании отдельных правоотношений в сфере оборота алкогольной продукции на территории Калужской области" не содержат обязательных указаний складское помещение какого вида необходимо предоставить соискателю лицензии, а также не требуется обязательного наименования "склад" или "складское" в техническом паспорте на стационарный объект недвижимости и согласно ГОСТ Р 51303-99 "Торговля. Термины и определения", принятого постановлением Госстандарта РФ от 11.08.199 № 242-ст, в состав складских помещений подсобного назначения входят помещения для хранения упаковочных и обвязочных материалов, технологического оборудования, инвентаря.
Представитель ответчика в судебном заседании и в отзыве по делу требования заявителя не признал, пояснив, что п. 3 ст. 5 Закона Калужской области "О регулировании отдельных правоотношений в сфере оборота алкогольной продукции на территории Калужской области" установлены лицензионные требования и условия розничной продажи алкогольной продукции к которым относятся, в том числе наличие у организации, осуществляющей в городах розничную продажу алкогольной продукции с содержанием этилового спирта более 15 процентов объема готовой продукции, для таких целей стационарных торговых и складских помещений общей площадью не менее 50 квадратных метров. Если организация предполагает осуществлять розничную продажу алкогольной продукции на нескольких обособленных подразделениях, то для выдачи лицензии документы, подтверждающие соответствие заявленных подразделений лицензионным требованиям и условиям, предусмотренным Федеральным законом, представляются по каждому обособленному подразделению. Наличие у заявителя помещений по адресу: г. Калуга, ул. Плеханова, д. 48/8 - кафе "8 чашек", не может быть принято во внимание, так как эти площади (146 кв. м) заявлены при подаче лицензии на розничную продажу алкогольной продукции 25.07.2005 по указанному адресу.
Заслушав пояснения представителей сторон, изучив материалы дела, суд считает, что требования заявителя не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, ООО "Эвридика" зарегистрировано в качестве юридического лица и включено в Единый государственный реестр юридических лиц за основным государственным регистрационным номером 1024001183920.
25 июля 2007 года ООО "Эвридика" получена лицензия Г 114175 регистрационный номер 286 на осуществление деятельности по розничной продаже алкогольной продукции по адресу: г. Калуга, ул. Плеханова, д. 48/8, офис 401. Общество по указанному адресу является арендатором помещения общей площадью 146 кв. м.
24 августа 2009 года ООО "Эвридика" обратилось в министерство конкурентной политики и тарифов Калужской области с заявлением о переоформлении лицензии Г 114175 регистрационный номер 286 от 25.07.2007 в связи с изменением мест нахождения территориально обособленных подразделений: ввод объекта - г. Калуга, ул. Театральная, д. 13/47 - кафе, с приложением документов согласно описи.
На основании приказа от 24.08.2009 № 438 сотрудниками Министерства проведено обследование объекта соискателя лицензии - ООО "Эвридика" г. Калуга, ул. Театральная, д. 13/47, кафе "Сластена", оформлен акт № 195.
Уведомлением от 02.09.2009 ООО "Эвридика" просило учесть площадь помещений по обособленным подразделениям кафе "8 чашек".
По результатам проведенного обследования, а также на основании заключения по экспертизе документов, представленных для получения лицензии по розничной продаже алкогольной продукции от 09.09.2009 № 300, протокола от 09.09.2009 № 35 заседания экспертной комиссии, Министерством было принято решение от 09.09.2009 № 366 об отказе в переоформлении лицензии Г114175 регистрационный номер 286 от 25.07.2007 на осуществление деятельности по розничной продаже алкогольной продукции на территории Калужской области г. Калуга, ул. Театральная, д. 13/47 - кафе "Сластена", в связи с нарушением п. 5 ст. 16 Федерального закона от 22.11.1995 № 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" и пп. "в" п. 3 ст. 5 Закона Калужской области от 06.04.2006 № 182-ОЗ "О регулировании отдельных правоотношений в сфере оборота алкогольной продукции на территории Калужской области" организация не соответствует установленным лицензионным требованиям и условиям, а именно: заявленные торговые и складские помещения обособленного подразделения кафе "Сластена" для осуществления лицензируемого вида деятельности имеют общую площадь менее 50 квадратных метров.
Считая, что решение об отказе в переоформлении лицензии на осуществление деятельности по розничной продаже алкогольной продукции нарушает его права и законные интересы, ООО "Эвридика" обратилось с настоящим заявлением в арбитражный суд.
Статьей 26 Федерального закона от 22.11.1995 № 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" (далее - Федеральный закон № 171-ФЗ) введены ограничения в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции. Согласно п. 1 указанной статьи в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции запрещаются, в частности, розничная продажа алкогольной продукции с нарушением требований статьи 16 настоящего Федерального закона, нарушение установленных законом правил розничной продажи алкогольной продукции.
В силу п. 5 ст. 16 Федерального закона № 171-ФЗ организации, осуществляющие в городах розничную продажу алкогольной продукции с содержанием этилового спирта более 15 процентов объема готовой продукции, должны иметь для таких целей стационарные торговые и складские помещения общей площадью не менее 50 квадратных метров, охранную сигнализацию, сейфы для хранения документов и денег, контрольно-кассовую технику.
В соответствии со статьей 6 Федерального закона "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции относится определение порядка лицензирования и выдача лицензий на розничную продажу алкогольной продукции, ведение государственной регистрации выданных лицензий, лицензий, действие которых приостановлено, и аннулированных лицензий, осуществление государственного контроля за соблюдением организациями законодательства, регулирующего производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, а также условий, предусмотренных лицензиями на розничную продажу алкогольной продукции.
Статьей 5 Закона Калужской области от 06.04.2006 № 182-ОЗ "О регулировании отдельных правоотношений в сфере оборота алкогольной продукции на территории Калужской области" (далее - Закон № 182-ОЗ) предусмотрено, что розничная продажа алкогольной продукции осуществляется организациями на основании лицензии, выданной лицензирующим органом.
Пунктом 3 статьи 5 Закона № 182-ОЗ установлены лицензионные требования и условия при выполнении которых может осуществляться розничная продажа алкогольной продукции. К таким требованиям и условиям, в частности, относятся:
- наличие у организации принадлежащих ей на праве собственности или ином законном основании торговых и складских помещений, в том числе наличие у организации, осуществляющей в городах розничную продажу алкогольной продукции с содержанием этилового спирта более 15 процентов объема готовой продукции, для таких целей стационарных торговых и складских помещений общей площадью не менее 50 квадратных метров, охранной сигнализации, сейфов для хранения документов и денег и в соответствии с законодательством контрольно-кассовой техники (пп. "в" п. 3 ст. 5);
- соблюдение требований законодательства Российской Федерации в сфере оборота алкогольной продукции, правил продажи алкогольной продукции, санитарно-гигиенических, противопожарных норм и правил, а также лицензионных требований и условий, установленных Федеральным законом "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" в области оборота алкогольной продукции (пп. "з" п. 3 ст. 5).
В соответствии с п. 4.1 статьи 5 Закона № 182-ОЗ для получения лицензии на осуществление розничной продажи алкогольной продукции соискатель лицензии (организация) представляет в лицензирующий орган следующие документы:
а) заявление о выдаче лицензии с указанием полного и (или) сокращенного наименования и организационно-правовой формы юридического лица (организации), места его нахождения, мест нахождения его обособленных подразделений, а также их типа (типов) в соответствии с классификацией предприятий, установленной государственными стандартами Российской Федерации, занимаемой площади (площадей), наименования банка и номера расчетного счета в банке;
лицензируемого вида деятельности;
вида продукции;
срока, на который испрашивается лицензия;
б) копии учредительных документов и копию документа о государственной регистрации организации - юридического лица (с предъявлением оригиналов в случае, если копии документов не заверены нотариусом);
в) копию документа о постановке организации на учет в налоговом органе;
г) копию документа об уплате сбора за выдачу лицензии;
д) справку налогового органа об отсутствии у организации задолженности по уплате налогов и сборов;
е) документ, выданный органом местного самоуправления поселения, городского округа, на территории которого располагается организация или ее обособленное подразделение, подтверждающий согласование их местонахождения в целях реализации статьи 2 настоящего Закона;
ж) документ, подтверждающий наличие у организации (за исключением организаций общественного питания) уставного капитала (уставного фонда) в соответствии с установленными настоящим Законом требованиями;
з) документ, подтверждающий в установленном порядке право собственности и (или) владения и пользования торговым предприятием (свидетельство о праве собственности, договор аренды или субаренды и др.), технический паспорт с поэтажным планом и экспликацией к нему;
и) заключения специально уполномоченных государственных органов о соответствии торговых и складских помещений организации санитарно-эпидемиологическим, противопожарным нормам и требованиям, предъявляемым к организации или ее обособленным подразделениям и условиям хранения и продажи алкогольной продукции;
к) заключение специально уполномоченного государственного органа об оснащенности организации или ее обособленных подразделений средствами охранной сигнализации в случае, если предполагается осуществлять в городах розничную продажу алкогольной продукции с содержанием этилового спирта более 15 процентов объема готовой продукции;
л) карточку регистрации контрольно-кассовой техники.

В тексте документа, видимо, допущена опечатка: в пункте 4.1 части 4 статьи 5 Закона Калужской области от 06.04.2006 № 182-ОЗ подпункт "м" отсутствует.

Если организация предполагает осуществлять розничную продажу алкогольной продукции на нескольких обособленных подразделениях, то для выдачи лицензии документы, указанные в подпунктах "е", "з", "и", "к", "л", "м" пункта 4.1 части 4 настоящей статьи, подтверждающие соответствие указанных подразделений лицензионным требованиям и условиям, предусмотренным настоящим Законом, представляются по каждому обособленному подразделению.
С учетом изложенного, суд считает, что требование о наличии стационарных торговых и складских помещений общей площадью не менее 50 кв. м относится к каждому из объектов, где осуществляется розничная продажа алкогольной продукции. Иное толкование противоречило бы смыслу и цели вышеназванных законодательных актов.
В связи с чем, довод заявителя о том, что организация, имеющая в своем составе несколько обособленных подразделений (объектов) может суммировать площадь этих объектов в целях п. 5 ст. 16 Федерального закона № 171-ФЗ и п. 3 ст. 5 Закона № 182-ОЗ, основан на неверном толковании указанных норм и судом во внимание не принимается.
Пунктом 4.10 статьи 5 Закона № 182-ОЗ определен порядок отказа в выдаче лицензии на розничную продажу алкогольной продукции, одним из оснований отказа является несоответствие организации установленным настоящим Законом лицензионным требованиям и условиям.
Из материалов дела следует, что 20 августа 2008 года между Воробьевой И.Е. (арендодатель) и ООО "Эвридика" (арендатор) заключен договор аренды № 1-С, с учетом дополнительного соглашения от 10.08.2009 по условиям п. 1 которого арендодатель предоставляет арендатору во временное владение и пользование нежилое помещение, общей полезной площадью 57,5 кв. м, находящееся на первом этаже двухэтажного кирпичного здания по адресу: г. Калуга, ул. Театральная, д. 13/47.
Согласно экспликации к техническому паспорту на данное помещение, оно состоит из торговой площади помещение № 1 - 31,7 кв. м, вспомогательной (два туалета: помещение № 2 - 1,4 кв. м, помещение № 3 - 1,3 кв. м, кухня - помещение № 4 - 16, кв. м, подсобная - помещение № 5 - 1,8 кв. м), склада - помещение № 6 - 1,7 кв. м, раздевалки - помещение № 7 - 1,7 кв. м, коридора - помещение № 8 - 1,8 кв. м и тамбура - помещение № 9 - 1,5 кв. м. Как пояснили в судебном заседании представители заявителя помещения № 5 и № 7 используются как кабинет и для хранения инвентаря.
Учитывая, что площадь кухни составляет 16,1 кв. м (помещение № 4) и используется как кухня, а, следовательно, не может использоваться для иных целей, вся оставшаяся площадь помещений составляет менее 50 кв. м, таким образом, суд считает, что помещения ООО "Эвридика" по обособленному подразделению кафе "Сластена" не соответствуют лицензионным требованиям и условиям, а, следовательно, оспариваемое решение об отказе в переоформлении лицензии на осуществлении деятельности по розничной продаже алкогольной продукции на территории Калужской области является законным и обоснованным.
С учетом выше изложенного, руководствуясь статьями 167-170, 176, 201 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации, суд

решил:

В удовлетворении заявленных требований отказать.
Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня его принятия в Двадцатый арбитражный апелляционный суд.

Судья
Г.В.Ефимова



Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru