Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Красноярский край


АРБИТРАЖНЫЙ СУД КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 22 февраля 2008 г. по делу № А33-16847/2007

Судья Арбитражного суда Красноярского края И.П. Крицкая,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению государственного предприятия Красноярского края "Комплекс "Сосна" (г. Красноярск)
к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Красноярскому краю (г. Красноярск)
о признании недействительным распоряжения от 09.11.2007 № 6180 и признании незаконными действий по проведению проверки,
при участии в судебном заседании представителей:
заявителя: Ю., доверенность от 15.01.2008,
ответчика: Х., доверенность от 21.11.2006, Т.,
доверенность от 27.11.2007,
при ведении протокола судебного заседания судьей Крицкой И.П.,
резолютивная часть решения объявлена в судебном заседании 22 февраля 2008 года,
мотивированное решение изготовлено в полном объеме 22 февраля 2008 года,

установил:

государственное предприятие Красноярского края "Комплекс "Сосна" (далее - заявитель, предприятие) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Красноярскому краю (далее - ответчик) о признании недействительным распоряжения от 09.11.2007 № 6180 и признании незаконными действий по проведению проверки.
Заявитель настаивает на требованиях по основаниям, изложенным в заявлении, дополнении к заявлению.
Ответчик требования заявителя не признает по основаниям, изложенным в отзыве на заявление, дополнении к отзыву.
При рассмотрении настоящего дела судом установлены следующие обстоятельства.
Заместителем главного государственного санитарного врача по Красноярскому краю 9 ноября 2997 года издано распоряжение о проведении мероприятия по контролю № 6180 на проведение внепланового мероприятия по контролю в отношении государственного предприятия Красноярского края "Комплекс "Сосна".
Оспариваемым распоряжением в связи с визитом Президента Российской Федерации П. поручено главному специалисту-эксперту отдела надзора за питанием населения Г. (руководитель группы), специалисту первого разряда отдела надзора за питанием населения К. провести внеплановое мероприятие по контролю в отношении предприятия с целью обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия человека и защиты прав потребителей, реализуя задачи по осуществлению государственного надзора и контроля за исполнением требований законодательства Российской Федерации по предупреждению вредного воздействия на человека факторов среды обитания, по профилактике инфекционных и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) человека.
По результатам проверки составлен акт от 07.12.2007.
Заявитель, оспаривая указанное распоряжение о проведении мероприятий по контролю, считает, что оно не соответствует требованиям Федерального закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)", что выразилось в отсутствии законных оснований для проведения внеплановой проверки, предусмотренных названным Законом. Также заявитель оспаривает действия ответчика по проведению названной проверки, поскольку считает, что она проведена по распоряжению, не соответствующему Закону, а также полагает, что ответчиком допущены нарушения Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при совершении конкретных действий в ходе данной проверки.
Ответчик не согласен с доводами заявителя, считает оспариваемое распоряжение и действия по проведению проверки предприятия соответствующими Закону.
Исследовав представленные доказательства, заслушав и оценив доводы лиц, участвующих в деле, арбитражный суд пришел к следующим выводам.
В соответствии со статьей 123 Конституции Российской Федерации, статьями 8, 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равенства сторон.
Согласно части 4 статьи 200 при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушает ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно пункту 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, возлагается на орган, принявший акт.
В соответствии с Положением "О федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека", утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 г. № 322 (далее - Положение № 322), Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защиты прав потребителей и потребительского рынка. Федеральная служба осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.
Полномочия Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека определены разделом 2 указанного Положения № 322, к числу которых относится осуществление надзора и контроля за исполнением обязательных требований законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в том числе государственный санитарно-эпидемиологический надзор за соблюдением санитарного законодательства, проверка деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей по выполнению требований санитарного законодательства.
В соответствии с пунктом 8 Положения № 322 Федеральную службу по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека возглавляет руководитель, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Правительством Российской Федерации по представлению министра здравоохранения и социального развития Российской Федерации. Руководитель Федеральной службы является главным государственным санитарным врачом Российской Федерации.
Приказом руководителя Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 06.09.2006 № 308 утверждено Положение об Управлении Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Красноярскому краю.
Таким образом, вынесение оспариваемого распоряжения и проведение проверки соответствует полномочиям должностных лиц и компетенции данного государственного органа.
В соответствии с пунктом 1 статьи 7 Федерального закона от 08.08.2001 № 134-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)" (далее - Федеральный закон № 134-ФЗ) мероприятия по контролю проводятся на основании распоряжений (приказов) органов государственного контроля (надзора).
В соответствии с пунктом 5 статьи 7 Федерального закона № 134-ФЗ предусмотрена возможность внеплановой проверки юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в случаях возникновения угрозы здоровью и жизни граждан. Мероприятия по контролю в таких случаях проводятся по мотивированному решению органа государственного контроля (надзора). Обращение, не позволяющее установить лицо, обратившееся в орган государственного контроля (надзора), не могут служить основанием для проведения внепланового мероприятия по контролю.
Из положений пункта 5 статьи 7 Федерального закона № 134-ФЗ следует, что перечень источников информации, которые могут послужить основанием для проведения внепланового государственного контроля, является открытым.
Формулируя обязательные требования к содержанию распоряжения (приказа) органов государственного контроля (надзора) о проведении мероприятий по контролю, законодатель не указывает на необходимость раскрыть источник информации (пункт 1 статьи 7 Федерального закона № 134-ФЗ).
Из содержания оспариваемого распоряжения и акта проверки усматривается, что в отношении предприятия проведена внеплановая проверка с целью предотвращения угрозы здоровью и жизни Президента Российской Федерации и иных граждан, связанных с визитом Президента Российской Федерации в г. Красноярск.
Президент Российской Федерации является объектом государственной охраны, осуществление которой регламентировано Федеральным законом Российской Федерации от 27.05.1996 № 57-ФЗ "О государственной охране" (далее - Федеральный закон № 57-ФЗ) (статья 6 Федерального закона № 57-ФЗ).
В соответствии со статьей 5 Федерального закона № 57-ФЗ в обеспечение безопасности объектов государственной охраны и защиты охраняемых объектов в пределах своих полномочий участвуют органы федеральной службы безопасности, органы внутренних дел Российской Федерации и внутренние войска Министерства внутренних дел Российской Федерации, органы внешней разведки Российской Федерации, Вооруженные Силы Российской Федерации и иные государственные органы обеспечения безопасности.
В статье 12 Федерального закона № 57-ФЗ в числе основных задач федеральных органов государственной охраны указаны прогнозирование и выявление угрозы жизненно важным интересам объектов государственной охраны, осуществление комплекса мер по предотвращению этой угрозы; обеспечение безопасности объектов государственной охраны в местах постоянного и временного пребывания. Для исполнения этих задач в обязанности федеральных органов государственной охраны, предусмотренные статьей 14 Федерального закона № 57-ФЗ, входит организовывать и проводить охранные, режимные, технические и иные мероприятия по обеспечению безопасности объектов государственной охраны; организовывать и проводить на охраняемых объектах, а также в местах постоянного и временного пребывания объектов государственной охраны оперативно-технический, санитарно-гигиенический, экологический, радиационный и противоэпидемический контроль.
Статьей 16 Федерального закона № 57-ФЗ предусмотрено, что федеральные органы государственной охраны обеспечивают безопасность объектов государственной охраны во взаимодействии между собой и с федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и организациями независимо от форм собственности, которые обязаны оказывать содействие федеральным органам государственной охраны в решении задач по обеспечению безопасности объектов государственной охраны.
В соответствии с Уставом государственного предприятия Красноярского края "Комплекс "Сосна", его учредителем является Красноярский край (пункт 14.4 Устава). В силу пунктов 2.1, 2.2 Устава, предприятие осуществляет свою деятельность в целях комплексного материально-технического, социально-бытового обеспечения деятельности органов исполнительной власти Красноярского края и получения прибыли. Для достижения указанных целей предприятие оказывает услуги общественного питания в органах исполнительной и законодательной власти Красноярского края, оказывает услуги по обслуживанию мероприятий, проводимых Губернатором края, Советом администрации края, официальных делегаций, прибывающих в Красноярский край, правительственных делегаций.
Факт визита Президента Российской Федерации в г. Красноярск в ноябре 2007 года в силу части 1 статьи 69 Арбитражного процессуального законодательства не нуждается в доказывании.
Выявленные при проведении проверки и зафиксированные в акте от 07.12.2007 нарушения предприятием санитарных правил создавали угрозу для здоровья и жизни граждан.
Таким образом, суд, руководствуясь вышеприведенными правовыми нормами в их системном толковании, пришел к выводу, что проведение в отношении предприятия внеплановых мероприятий по контролю в связи с визитом Президента Российской Федерации в г. Красноярск соответствует закону, следовательно, вынесение оспариваемого распоряжения и проведении по нему контрольных мероприятий закону не противоречат.
Довод заявителя о нарушении ответчиком статьи 7 Федерального закона № 134-ФЗ в связи с не указанием в оспариваемом распоряжении данных о служебных удостоверениях должностных лиц, проводящих проверку, и не предъявлением служебных удостоверений при осуществлении мероприятий по контролю, суд не принимает. В копии распоряжения, представленного при начале проверки представителям предприятия, не содержит указания на реквизиты служебных удостоверений. Как пояснили представители ответчика суду, данная копия снята с двух листов распоряжения представителями предприятия при его предъявлении проверяющими. Ответчиком представлен в дело полный текст распоряжения (на трех листах), где имеется указание на номера служебных удостоверений и содержится роспись законного представителя предприятия об ознакомлении с данным распоряжением.
В судебном заседании свидетель Г. подтвердила, что при предъявлении оспариваемого распоряжения проверяющие также предъявили законному представителю предприятия служебные удостоверения. Данное обстоятельство суд считает доказанным в силу статьей 64, 88 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Доводы заявителя о нарушении ответчиком при совершении конкретных действий норм Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях судом не принимаются, поскольку обстоятельства законности привлечения к административной ответственности не имеют значения для настоящего дела, не входят в предмет доказывания по сформулированному заявителем предмету заявленных требований.
При изложенных выше обстоятельствах суд пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 167 - 170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

решил:

В удовлетворении заявления государственного предприятия Красноярского края "Комплекс "Сосна" о признании недействительным распоряжения от 09.11.2007 № 6180 Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Красноярскому краю и признании незаконными действий по проведению проверки, отказать.
Оспариваемое предписание и действия проверены на соответствие Федеральному закону "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)", Положению "О федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека", утвержденному Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 № 322.
Разъяснить, что настоящее решение может быть обжаловано в Третий арбитражный апелляционный суд в соответствии с Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации в течение одного месяца со дня его принятия.

Судья
И.П.КРИЦКАЯ



Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru