АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЛИПЕЦКОЙ ОБЛАСТИ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
от 21 июня 2010 г. по делу № А36-1702/2010
Резолютивная часть решения объявлена 16 июня 2010 года. Полный текст решения изготовлен 21 июня 2010 года.
Арбитражный суд Липецкой области
в составе судьи Щедухиной Т.М.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Пустохиной Е.Ф.
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению
ООО "Стаханов Центр" г. Липецк
к управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Липецкой области г. Липецк
третье лицо - администрация города Липецка
третье лицо - управление имущественных и земельных отношений Липецкой области о признании незаконными действий по государственной регистрации договора аренды № 02-08-А на земельный участок площадью 62800 кв. м., кадастровый номер 48:20:010501:0082, расположенный по адресу: г. Липецк, ул. Ангарская, Советский округ, аннулировании записи о государственной регистрации договора аренды земельного участка в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним
при участии в заседании:
от заявителя: генеральный директор Дудоров О.Н. (решение участника общества № 01/10 от 24.03.2010 г.)
от органа, чьи действия обжалуются: ведущий специалист-эксперт отдела правового обеспечения Уваров М.А. (доверенность № 57 от 11.05.2010 г.)
от третьего лица - администрации г. Липецка: Начешникова Ю.Ю. (доверенность № 2718-01-11 от 03.11.2009 г.)
от третьего лица - управления имущественных и земельных отношений Липецкой области: Овчинникова О.С. (доверенность № 5976-01 от 28.04.2010 г.)
установил:
Заявлено требование о признании незаконными действий по государственной регистрации договора аренды № 02-08-А земельного участка, площадью 62800 кв. м., кадастровый номер 48:20:010501:0082, расположенного по адресу: г. Липецк, ул. Ангарская, Советский округ, предназначенного для комплексного освоения в целях индивидуального и малоэтажного жилищного строительства, аннулировании записи о государственной регистрации договора аренды земельного участка в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Определением суда от 06.05.2010 г. к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены администрация города Липецка и управление имущественных и земельных отношений Липецкой области.
В судебном заседании заявитель требования поддержал по основаниям, изложенным в заявлении, пояснив, что 28.03.2008 г. между ним и администрацией города Липецка в лице МУ "Земельные ресурсы города Липецка" был подписан договор № 02-08-А земельного участка. На момент передачи управлению имущественных и земельных отношений Липецкой области функций по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена на территории город Липецк Липецкой области, названный договор не был зарегистрирован в установленном законом порядке, следовательно, являлся незаключенным. В связи с чем, по мнению заявителя, к управлению имущественных и земельных отношений Липецкой области не могли перейти права арендодателя по незаключенному договору, и оно не могло выступать заявителем о государственной регистрации договора аренды, а регистрирующий орган обязан был проверить полномочия данного лица и отказать ему в заявленной регистрации.
Представитель заинтересованного лица с требованиями заявителя не согласился, по основаниям, изложенным в возражениях на заявление, указав, что на основании статьи 2
Закона Липецкой области "О распоряжении земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена на территории городского округа город Липецк Липецкой области" № 138-ОЗ от 16.04.2008 г., а также Порядка
распоряжения земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена на территории городского округа город Липецк Липецкой области, утвержденного постановлением администрации Липецкой области № 150 от 23.06.2008 г., полномочия по распоряжению земельным участком были переданы управлению имущественных и земельных отношений Липецкой области, и с заявлением о государственной регистрации договора аренды могло обратиться только вышеуказанное управление.
Представители администрации города Липецка и управления имущественных и земельных отношений Липецкой области также возражали по существу заявленных требований.
Рассмотрев представленные материалы, выслушав заявителя, заинтересованного лица, третьих лиц, суд установил следующее.
На основании протокола о результатах аукциона № 11/1-А от 25.03.2008 г. по продаже права на заключение договора аренды земельного участка (л.д. 75 - 97) между ООО "Стаханов Центр" и администрацией города Липецка в лице МУ "Земельные ресурсы города Липецка" 28.03.2008 г. был подписан договор аренды № 02-08-А земельного участка площадью 62800 кв. м., кадастровый номер 48:20:010501:0082, расположенного по адресу: г. Липецк, ул. Ангарская, Советский округ, предназначенного для комплексного освоения в целях индивидуального и малоэтажного жилищного строительства. Срок аренды установлен с 28 марта 2008 г. по 28 марта 2013 г. (л.д. 32 - 37).
Согласно акту приема-передачи названный выше земельный участок был передан ООО "Стаханов Центр" (л.д. 38).
В соответствии с пунктом 5.4.27. договора арендатор, т.е. заявитель, обязался в течение двух месяцев после подписания договора произвести за счет собственных средств государственную регистрацию договора в органе, осуществляющем государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним (л.д. 56).
20.05.2008 г. ООО "Стаханов Центр" представило в управление Федеральной регистрационной службы по Липецкой области документы на регистрацию договора аренды земельного участка.
11.06.2008 г. регистрирующий орган уведомил ООО "Стаханов Центр" о приостановлении государственной регистрации по причинам, изложенным в уведомлении № 01/015/2008-528 (л.д. 9 - 10).
В последующем государственная регистрация сделки была прекращена на основании заявления ООО "Стаханов Центр".
23.01.2009 г. заявитель обратился в управление имущественных и земельных отношений Липецкой области с просьбой оформить расторжение подписанного договора аренды № 02-08-А от 28.03.20008 г. земельного участка в связи с утратой интереса к данному договору (л.д. 31).
09.04.2009 г. заявитель обратился в управление Федеральной регистрационной службы по Липецкой области с просьбой не проводить регистрационных действий по регистрации договора аренды (л.д. 11).
28.10.2009 г. управление имущественных и земельных отношений Липецкой области обратилось в регистрирующий орган с заявлением о государственной регистрации договора аренды № 02-08-А земельного участка площадью 62800 кв. м., кадастровый номер 48:20:010501:0082, расположенного по адресу: г. Липецк, ул. Ангарская, Советский округ, предоставив для этого соответствующие документы (л.д. 46 - 104).
21.12.2009 г. указанный договор был зарегистрирован (л.д. 106).
Заявитель, полагая, что управление имущественных и земельных отношений Липецкой области, не являясь стороной по договору аренды, не имело права обращаться за его государственной регистрацией, а регистрирующий орган в нарушении абзаца 2 пункта 3 статьи 9, абзаца 3 пункта 1 статьи 13 и абзаца 11 пункта 1 статьи 17 ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" не осуществил проверку полномочий названного лица действовать от имени арендодателя, что повлекло незаконную регистрацию договора аренды и тем самым нарушило права заявителя.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения ООО "Стаханов Центр" с настоящим заявлением.
Оценив представленные доказательства, суд считает, что заявление ООО "Стаханов Центр" не подлежит удовлетворению в связи со следующим.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
На основании пункта 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, требование о признании незаконными решения или действия (бездействия) органов, должностных лиц может быть удовлетворено судом при одновременном наличии двух условий: оспариваемые решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушают права и законные интересы заявителя.
Отсутствие совокупности названных признаков исключает возможность удовлетворения требований, заявленных в рамках главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
По мнению суда, заявителем не доказано несоответствие действий (бездействий) регистрирующего органа закону или иным нормативным актам и нарушение этими действиями (бездействиями) гражданских прав и охраняемых законом интересов юридического лица в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности, исходя из следующего.
В соответствии с пунктом 1 статьи 9 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" № 122-ФЗ от 21.07.1997 г. с последующими изменениями и дополнениями (далее - Федеральный закон "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним"), государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним осуществляют федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области государственной регистрации, и его территориальные органы, действующие в соответствующих регистрационных округах.
Органы по государственной регистрации действуют на основании общего положения, утверждаемого федеральным органом исполнительной власти в области юстиции (пункт 1 статьи 9 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним").
По правилу пункта 3 статьи 9 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", к компетенции органов по государственной регистрации относятся, в том числе следующие действия: проверка действительности поданных заявителем документов и наличия соответствующих прав у подготовившего документ лица или органа власти; проверка наличия ранее зарегистрированных и ранее заявленных прав; государственная регистрация прав; выдача документов, подтверждающих государственную регистрацию прав; выдача информации о зарегистрированных правах.
Приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 03.12.2004 г. № 183 было утверждено Общее положение о территориальном органе Федеральной регистрационной службы по субъекту (субъектам) Российской Федерации. В соответствии с пунктом 1 Общего положения, территориальный орган Федеральной регистрационной службы по субъекту (субъектам) Российской Федерации - главное управление (управление) Федеральной регистрационной службы по субъекту (субъектам) Российской Федерации в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, нормативными правовыми актами Министерства юстиции Российской Федерации, актами Федеральной регистрационной службы, а также настоящим Положением.
Управление осуществляет следующие полномочия:
1) принимает документы, необходимые для государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", регистрирует такие документы;
2) проводит правовую экспертизу документов, представленных на государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, и проверку законности сделок с недвижимым имуществом;
3) вносит записи в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним при отсутствии оснований для отказа или приостановления государственной регистрации прав;
4) совершает соответствующие надписи на правоустанавливающих документах и выдает документы, подтверждающие проведение государственной регистрации прав на недвижимое имущество и т.д.
Как было установлено судом, и следует из материалов дела 28.10.2009 г. управление имущественных и земельных отношений Липецкой области обратилось в регистрирующий орган с заявлением о государственной регистрации договора аренды № 02-08-А земельного участка, государственная собственность на который не разграничена.
Согласно пункту 10 статьи 3 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" от 25.10.2001 № 137-ФЗ распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов. Законами субъектов Российской Федерации может быть установлено, что в административных центрах субъектов Российской Федерации распоряжение такими земельными участками осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Согласно статье 2
Закона Липецкой области от 16.04.2008 г. № 138-ОЗ "О распоряжении земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена на территории городского округа город Липецк Липецкой области", а также Порядку
распоряжения земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена на территории городского округа город Липецк Липецкой области, утвержденному постановлением администрации Липецкой области от 23.06.2008 г. № 150 управление имущественных и земельных отношений Липецкой области распоряжается земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена на территории городского округа город Липецк Липецкой области (л.д. 42 - 45).
В соответствии с пунктом 1.2
. названного Порядка под распоряжением понимается принятие решений по предоставлению земельных участков под объектами недвижимости, по незастроенным земельным участкам; заключению, изменению и расторжению договоров аренды земельных участков; возникновению, прекращению и изменению прав на земельный участки.
Во исполнение статьи 4
Закона Липецкой области от 16.04.2008 г. № 138-ОЗ договоры аренды земельных участков были переданы в управление имущественных и земельных отношений Липецкой области по акту приема-передачи от 30.06.2008 г., включая договор аренды земельного участка № 02-08-А от 28.03.2008 г.
В официальном тексте документа, видимо, допущена опечатка: Федеральный закон № 137-ФЗ принят 25.10.2001, а не 25.01.2001.
Таким образом, Федеральным законом от 25.01.2001 № 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" изменен порядок распоряжения земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, и применительно к положениям статей 382, 387 Гражданского кодекса Российской Федерации в силу закона к управлению имущественных и земельных отношений Липецкой области перешли права арендодателя по договору аренды земельного участка № 02-08-А от 28.03.2008 г. независимо от его переоформления и заключения дополнительного соглашения.
В связи с чем, позицию заявителя о том, что управление имущественных и земельных отношений Липецкой области не является стороной по договору аренды земельного участка, суд находит несостоятельной и основанной на неверном толковании норм действующего законодательства.
В соответствии с пунктом 1 статьи 25 Земельного кодекса Российской Федерации и пунктом 1 статьи 26 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" договор аренды недвижимого имущества подлежит государственной регистрации. С заявлением о государственной регистрации договора аренды недвижимого имущества может обратиться одна из сторон договора аренды недвижимого имущества.
Согласно статье 443 Гражданского кодекса Российской Федерации договор, подлежащий государственной регистрации, считается заключенным с момента его государственной регистрации, если иное не установлено законом.
Таким образом, если договор аренды считается заключенным с момента государственной регистрации, а полномочия по распоряжению земельными участками были переданы управлению имущественных и земельных отношений Липецкой области, следовательно, с заявлением о государственной регистрации могло обратиться только названное управление.
Обращение ООО "Стаханов Центр" в регистрирующий орган с просьбой не проводить действий по регистрации договора аренды не является основанием для отказа в регистрации договора при обращении с соответствующим заявлением управления имущественных и земельных отношений Липецкой области, как стороны по договору.
При таких обстоятельствах суд пришел к выводу о том, что действия управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Липецкой области по регистрации указанного выше договора аренды были совершены в рамках действующего законодательства.
Кроме того, заявитель в силу статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не доказал каким образом действиями регистрирующего органа, выразившимися в государственной регистрации договора аренды, нарушены его охраняемые законом интересы в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
Договор № 02-08-А от 28.03.20008 г. был подписан по итогам проведения аукциона № 11/1-А от 25.03.2008 г. по продаже права на заключение договора аренды земельного участка, как с лицом, выигравшим торги, что соответствует требованиям статьи 447 Гражданского кодекса Российской Федерации. Земельный участок площадью 62 800 кв. м с кадастровым номером 48620601 05 0160082 передан ООО "Стаханов Центр".
Ни аукцион, ни подписанный по его итогам проведения договор не были признаны недействительными в установленном законом порядке.
Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Липецкой области совершило лишь технические действия, произведя государственную регистрацию данного договора, а круг обязанностей, вытекающих из него, не отменяло и не изменяло, следовательно, и не нарушало права и законные интересы общества.
Учитывая изложенное, не подлежит удовлетворению и требование об аннулировании записи о государственной регистрации договора аренды земельного участка в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним
Согласно статье 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.
При подаче заявления истец по платежному поручению № 54 от 30.04.2010 г. уплатил государственную пошлину в сумме 2 000 руб. 00 коп.
Поскольку в удовлетворении заявления ООО "Стаханов Центр" отказано, то расходы по государственной пошлине относятся на истца.
Руководствуясь статьями 167 - 170, 180, 181, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
В удовлетворении заявления общества с ограниченной ответственностью "Стаханов Центр" о признании незаконными действий управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Липецкой области по государственной регистрации договора аренды № 02-08-А на земельный участок площадью 62800 кв. м., кадастровый номер 48:20:010501:0082, расположенный по адресу: г. Липецк, ул. Ангарская, Советский округ, об аннулировании записи о государственной регистрации договора аренды земельного участка в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним отказать.
Решение подлежит немедленному исполнению и может быть обжаловано в течение месяца с момента изготовления в полном объеме в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Липецкой области.
Вступившее в законную силу решение может быть обжаловано в течение двух месяцев в кассационную инстанцию Федерального арбитражного суда Центрального округа через Арбитражный суд Липецкой области.
Судья
Т.М.ЩЕДУХИНА