Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Липецкая область


АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЛИПЕЦКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 21 июня 2010 г. по делу № А36-1702/2010

Резолютивная часть решения объявлена 16 июня 2010 года. Полный текст решения изготовлен 21 июня 2010 года.
Арбитражный суд Липецкой области
в составе судьи Щедухиной Т.М.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Пустохиной Е.Ф.
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению
ООО "Стаханов Центр" г. Липецк
к управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Липецкой области г. Липецк
третье лицо - администрация города Липецка
третье лицо - управление имущественных и земельных отношений Липецкой области о признании незаконными действий по государственной регистрации договора аренды № 02-08-А на земельный участок площадью 62800 кв. м., кадастровый номер 48:20:010501:0082, расположенный по адресу: г. Липецк, ул. Ангарская, Советский округ, аннулировании записи о государственной регистрации договора аренды земельного участка в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним
при участии в заседании:
от заявителя: генеральный директор Дудоров О.Н. (решение участника общества № 01/10 от 24.03.2010 г.)
от органа, чьи действия обжалуются: ведущий специалист-эксперт отдела правового обеспечения Уваров М.А. (доверенность № 57 от 11.05.2010 г.)
от третьего лица - администрации г. Липецка: Начешникова Ю.Ю. (доверенность № 2718-01-11 от 03.11.2009 г.)
от третьего лица - управления имущественных и земельных отношений Липецкой области: Овчинникова О.С. (доверенность № 5976-01 от 28.04.2010 г.)

установил:

Заявлено требование о признании незаконными действий по государственной регистрации договора аренды № 02-08-А земельного участка, площадью 62800 кв. м., кадастровый номер 48:20:010501:0082, расположенного по адресу: г. Липецк, ул. Ангарская, Советский округ, предназначенного для комплексного освоения в целях индивидуального и малоэтажного жилищного строительства, аннулировании записи о государственной регистрации договора аренды земельного участка в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Определением суда от 06.05.2010 г. к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены администрация города Липецка и управление имущественных и земельных отношений Липецкой области.
В судебном заседании заявитель требования поддержал по основаниям, изложенным в заявлении, пояснив, что 28.03.2008 г. между ним и администрацией города Липецка в лице МУ "Земельные ресурсы города Липецка" был подписан договор № 02-08-А земельного участка. На момент передачи управлению имущественных и земельных отношений Липецкой области функций по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена на территории город Липецк Липецкой области, названный договор не был зарегистрирован в установленном законом порядке, следовательно, являлся незаключенным. В связи с чем, по мнению заявителя, к управлению имущественных и земельных отношений Липецкой области не могли перейти права арендодателя по незаключенному договору, и оно не могло выступать заявителем о государственной регистрации договора аренды, а регистрирующий орган обязан был проверить полномочия данного лица и отказать ему в заявленной регистрации.
Представитель заинтересованного лица с требованиями заявителя не согласился, по основаниям, изложенным в возражениях на заявление, указав, что на основании статьи 2 Закона Липецкой области "О распоряжении земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена на территории городского округа город Липецк Липецкой области" № 138-ОЗ от 16.04.2008 г., а также Порядка распоряжения земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена на территории городского округа город Липецк Липецкой области, утвержденного постановлением администрации Липецкой области № 150 от 23.06.2008 г., полномочия по распоряжению земельным участком были переданы управлению имущественных и земельных отношений Липецкой области, и с заявлением о государственной регистрации договора аренды могло обратиться только вышеуказанное управление.
Представители администрации города Липецка и управления имущественных и земельных отношений Липецкой области также возражали по существу заявленных требований.
Рассмотрев представленные материалы, выслушав заявителя, заинтересованного лица, третьих лиц, суд установил следующее.
На основании протокола о результатах аукциона № 11/1-А от 25.03.2008 г. по продаже права на заключение договора аренды земельного участка (л.д. 75 - 97) между ООО "Стаханов Центр" и администрацией города Липецка в лице МУ "Земельные ресурсы города Липецка" 28.03.2008 г. был подписан договор аренды № 02-08-А земельного участка площадью 62800 кв. м., кадастровый номер 48:20:010501:0082, расположенного по адресу: г. Липецк, ул. Ангарская, Советский округ, предназначенного для комплексного освоения в целях индивидуального и малоэтажного жилищного строительства. Срок аренды установлен с 28 марта 2008 г. по 28 марта 2013 г. (л.д. 32 - 37).
Согласно акту приема-передачи названный выше земельный участок был передан ООО "Стаханов Центр" (л.д. 38).
В соответствии с пунктом 5.4.27. договора арендатор, т.е. заявитель, обязался в течение двух месяцев после подписания договора произвести за счет собственных средств государственную регистрацию договора в органе, осуществляющем государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним (л.д. 56).
20.05.2008 г. ООО "Стаханов Центр" представило в управление Федеральной регистрационной службы по Липецкой области документы на регистрацию договора аренды земельного участка.
11.06.2008 г. регистрирующий орган уведомил ООО "Стаханов Центр" о приостановлении государственной регистрации по причинам, изложенным в уведомлении № 01/015/2008-528 (л.д. 9 - 10).
В последующем государственная регистрация сделки была прекращена на основании заявления ООО "Стаханов Центр".
23.01.2009 г. заявитель обратился в управление имущественных и земельных отношений Липецкой области с просьбой оформить расторжение подписанного договора аренды № 02-08-А от 28.03.20008 г. земельного участка в связи с утратой интереса к данному договору (л.д. 31).
09.04.2009 г. заявитель обратился в управление Федеральной регистрационной службы по Липецкой области с просьбой не проводить регистрационных действий по регистрации договора аренды (л.д. 11).
28.10.2009 г. управление имущественных и земельных отношений Липецкой области обратилось в регистрирующий орган с заявлением о государственной регистрации договора аренды № 02-08-А земельного участка площадью 62800 кв. м., кадастровый номер 48:20:010501:0082, расположенного по адресу: г. Липецк, ул. Ангарская, Советский округ, предоставив для этого соответствующие документы (л.д. 46 - 104).
21.12.2009 г. указанный договор был зарегистрирован (л.д. 106).
Заявитель, полагая, что управление имущественных и земельных отношений Липецкой области, не являясь стороной по договору аренды, не имело права обращаться за его государственной регистрацией, а регистрирующий орган в нарушении абзаца 2 пункта 3 статьи 9, абзаца 3 пункта 1 статьи 13 и абзаца 11 пункта 1 статьи 17 ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" не осуществил проверку полномочий названного лица действовать от имени арендодателя, что повлекло незаконную регистрацию договора аренды и тем самым нарушило права заявителя.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения ООО "Стаханов Центр" с настоящим заявлением.
Оценив представленные доказательства, суд считает, что заявление ООО "Стаханов Центр" не подлежит удовлетворению в связи со следующим.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
На основании пункта 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, требование о признании незаконными решения или действия (бездействия) органов, должностных лиц может быть удовлетворено судом при одновременном наличии двух условий: оспариваемые решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушают права и законные интересы заявителя.
Отсутствие совокупности названных признаков исключает возможность удовлетворения требований, заявленных в рамках главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
По мнению суда, заявителем не доказано несоответствие действий (бездействий) регистрирующего органа закону или иным нормативным актам и нарушение этими действиями (бездействиями) гражданских прав и охраняемых законом интересов юридического лица в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности, исходя из следующего.
В соответствии с пунктом 1 статьи 9 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" № 122-ФЗ от 21.07.1997 г. с последующими изменениями и дополнениями (далее - Федеральный закон "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним"), государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним осуществляют федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области государственной регистрации, и его территориальные органы, действующие в соответствующих регистрационных округах.
Органы по государственной регистрации действуют на основании общего положения, утверждаемого федеральным органом исполнительной власти в области юстиции (пункт 1 статьи 9 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним").
По правилу пункта 3 статьи 9 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", к компетенции органов по государственной регистрации относятся, в том числе следующие действия: проверка действительности поданных заявителем документов и наличия соответствующих прав у подготовившего документ лица или органа власти; проверка наличия ранее зарегистрированных и ранее заявленных прав; государственная регистрация прав; выдача документов, подтверждающих государственную регистрацию прав; выдача информации о зарегистрированных правах.
Приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 03.12.2004 г. № 183 было утверждено Общее положение о территориальном органе Федеральной регистрационной службы по субъекту (субъектам) Российской Федерации. В соответствии с пунктом 1 Общего положения, территориальный орган Федеральной регистрационной службы по субъекту (субъектам) Российской Федерации - главное управление (управление) Федеральной регистрационной службы по субъекту (субъектам) Российской Федерации в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, нормативными правовыми актами Министерства юстиции Российской Федерации, актами Федеральной регистрационной службы, а также настоящим Положением.
Управление осуществляет следующие полномочия:
1) принимает документы, необходимые для государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", регистрирует такие документы;
2) проводит правовую экспертизу документов, представленных на государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, и проверку законности сделок с недвижимым имуществом;
3) вносит записи в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним при отсутствии оснований для отказа или приостановления государственной регистрации прав;
4) совершает соответствующие надписи на правоустанавливающих документах и выдает документы, подтверждающие проведение государственной регистрации прав на недвижимое имущество и т.д.
Как было установлено судом, и следует из материалов дела 28.10.2009 г. управление имущественных и земельных отношений Липецкой области обратилось в регистрирующий орган с заявлением о государственной регистрации договора аренды № 02-08-А земельного участка, государственная собственность на который не разграничена.
Согласно пункту 10 статьи 3 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" от 25.10.2001 № 137-ФЗ распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов. Законами субъектов Российской Федерации может быть установлено, что в административных центрах субъектов Российской Федерации распоряжение такими земельными участками осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Согласно статье 2 Закона Липецкой области от 16.04.2008 г. № 138-ОЗ "О распоряжении земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена на территории городского округа город Липецк Липецкой области", а также Порядку распоряжения земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена на территории городского округа город Липецк Липецкой области, утвержденному постановлением администрации Липецкой области от 23.06.2008 г. № 150 управление имущественных и земельных отношений Липецкой области распоряжается земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена на территории городского округа город Липецк Липецкой области (л.д. 42 - 45).
В соответствии с пунктом 1.2. названного Порядка под распоряжением понимается принятие решений по предоставлению земельных участков под объектами недвижимости, по незастроенным земельным участкам; заключению, изменению и расторжению договоров аренды земельных участков; возникновению, прекращению и изменению прав на земельный участки.
Во исполнение статьи 4 Закона Липецкой области от 16.04.2008 г. № 138-ОЗ договоры аренды земельных участков были переданы в управление имущественных и земельных отношений Липецкой области по акту приема-передачи от 30.06.2008 г., включая договор аренды земельного участка № 02-08-А от 28.03.2008 г.

В официальном тексте документа, видимо, допущена опечатка: Федеральный закон № 137-ФЗ принят 25.10.2001, а не 25.01.2001.

Таким образом, Федеральным законом от 25.01.2001 № 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" изменен порядок распоряжения земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, и применительно к положениям статей 382, 387 Гражданского кодекса Российской Федерации в силу закона к управлению имущественных и земельных отношений Липецкой области перешли права арендодателя по договору аренды земельного участка № 02-08-А от 28.03.2008 г. независимо от его переоформления и заключения дополнительного соглашения.
В связи с чем, позицию заявителя о том, что управление имущественных и земельных отношений Липецкой области не является стороной по договору аренды земельного участка, суд находит несостоятельной и основанной на неверном толковании норм действующего законодательства.
В соответствии с пунктом 1 статьи 25 Земельного кодекса Российской Федерации и пунктом 1 статьи 26 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" договор аренды недвижимого имущества подлежит государственной регистрации. С заявлением о государственной регистрации договора аренды недвижимого имущества может обратиться одна из сторон договора аренды недвижимого имущества.
Согласно статье 443 Гражданского кодекса Российской Федерации договор, подлежащий государственной регистрации, считается заключенным с момента его государственной регистрации, если иное не установлено законом.
Таким образом, если договор аренды считается заключенным с момента государственной регистрации, а полномочия по распоряжению земельными участками были переданы управлению имущественных и земельных отношений Липецкой области, следовательно, с заявлением о государственной регистрации могло обратиться только названное управление.
Обращение ООО "Стаханов Центр" в регистрирующий орган с просьбой не проводить действий по регистрации договора аренды не является основанием для отказа в регистрации договора при обращении с соответствующим заявлением управления имущественных и земельных отношений Липецкой области, как стороны по договору.
При таких обстоятельствах суд пришел к выводу о том, что действия управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Липецкой области по регистрации указанного выше договора аренды были совершены в рамках действующего законодательства.
Кроме того, заявитель в силу статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не доказал каким образом действиями регистрирующего органа, выразившимися в государственной регистрации договора аренды, нарушены его охраняемые законом интересы в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
Договор № 02-08-А от 28.03.20008 г. был подписан по итогам проведения аукциона № 11/1-А от 25.03.2008 г. по продаже права на заключение договора аренды земельного участка, как с лицом, выигравшим торги, что соответствует требованиям статьи 447 Гражданского кодекса Российской Федерации. Земельный участок площадью 62 800 кв. м с кадастровым номером 48620601 05 0160082 передан ООО "Стаханов Центр".
Ни аукцион, ни подписанный по его итогам проведения договор не были признаны недействительными в установленном законом порядке.
Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Липецкой области совершило лишь технические действия, произведя государственную регистрацию данного договора, а круг обязанностей, вытекающих из него, не отменяло и не изменяло, следовательно, и не нарушало права и законные интересы общества.
Учитывая изложенное, не подлежит удовлетворению и требование об аннулировании записи о государственной регистрации договора аренды земельного участка в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним
Согласно статье 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.
При подаче заявления истец по платежному поручению № 54 от 30.04.2010 г. уплатил государственную пошлину в сумме 2 000 руб. 00 коп.
Поскольку в удовлетворении заявления ООО "Стаханов Центр" отказано, то расходы по государственной пошлине относятся на истца.
Руководствуясь статьями 167 - 170, 180, 181, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

В удовлетворении заявления общества с ограниченной ответственностью "Стаханов Центр" о признании незаконными действий управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Липецкой области по государственной регистрации договора аренды № 02-08-А на земельный участок площадью 62800 кв. м., кадастровый номер 48:20:010501:0082, расположенный по адресу: г. Липецк, ул. Ангарская, Советский округ, об аннулировании записи о государственной регистрации договора аренды земельного участка в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним отказать.
Решение подлежит немедленному исполнению и может быть обжаловано в течение месяца с момента изготовления в полном объеме в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Липецкой области.
Вступившее в законную силу решение может быть обжаловано в течение двух месяцев в кассационную инстанцию Федерального арбитражного суда Центрального округа через Арбитражный суд Липецкой области.

Судья
Т.М.ЩЕДУХИНА



Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru