КОЛЛЕГИЯ ПО ВОПРОСАМ БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ ПОЛНОМОЧНОМ
ПРЕДСТАВИТЕЛЕ ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
В ПРИВОЛЖСКОМ ФЕДЕРАЛЬНОМ ОКРУГЕ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 26 декабря 2008 г. № 2
О ПОВЫШЕНИИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ТЕРРОРИЗМУ,
ПРОЯВЛЕНИЯМ НАЦИОНАЛЬНОГО И РЕЛИГИОЗНОГО ЭКСТРЕМИЗМА,
СОВЕРШЕНСТВОВАНИИ ГОСУДАРСТВЕННОГО КОНТРОЛЯ, НАДЗОРА
И ПРАВООХРАНИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СФЕРЕ
МИГРАЦИОННЫХ ОТНОШЕНИЙ
Рассмотрев вопрос о состоянии работы по противодействию терроризму, проявлениям национального и религиозного экстремизма, совершенствования государственного контроля, надзора и правоохранительной деятельности в сфере миграционных отношений, совещание отмечает, что деятельность, осуществляемая правоохранительными, надзирающими и контролирующими органами, региональными и местными властями позволила избежать на территории Приволжского федерального округа каких-либо существенных проявлений террористической и экстремистской деятельности.
Вместе с тем на фоне осложнения социально-политических и экономических отношений в стране, обострения криминогенной ситуации, антиконституционных проявлений в Северо-Кавказском регионе, усугубления внутриполитических и экономических проблем в странах СНГ оперативная обстановка в округе остается сложной.
За 10 месяцев 2008 года по округу зарегистрировано 30 преступлений террористического характера. Из них 14 совершены в Республике Башкортостан, 6 - в Республике Татарстан, по 2 - в Чувашской Республике, Самарской и Ульяновской областях, по 1 - в Удмуртской Республике, Пермском крае, Кировской и Нижегородской областях. Поставлено на учет 222 преступления о заведомо ложных сообщениях об актах терроризма. Наибольшее их количество зарегистрировано в Саратовской (31), Нижегородской (30), Оренбургской (26) областях и Республике Татарстан (25).
Отмечается рост преступлений экстремистской направленности. За 10 месяцев 2008 г. в ПФО зарегистрировано 95 (+82,7%) подобных преступлений. Наибольшее их количество выявлено в Нижегородской области - 20, Республике Башкортостан - 16, Оренбургской области - 14 и Республике Татарстан - 10. Большинство регистрируемых преступлений связано с возбуждением ненависти либо вражды, а равно унижением человеческого достоинства по признакам расы, национальности, отношения к религии.
Органами прокуратуры в округе выявлено свыше 9,8 тыс. нарушений законодательства о противодействии терроризму, экстремистской деятельности и в сфере межнациональных отношений. В целях их устранения внесено 3466 представлений, опротестовано 724 незаконных правовых акта, предъявлено в суды 1003 иска. По инициативе прокуроров к дисциплинарной и административной ответственности привлечены 2 тыс. лиц.
В округе имеет место и проблема межконфессиональных отношений. Практически все регионы, подавляющая часть населения которых относит себя к традиционным конфессиям, вызывают пристальный интерес зарубежных религиозных объединений деструктивной направленности и тоталитарных сект.
Реальную угрозу безопасности в плане пропаганды религиозного, расового превосходства и оправдания этносепаратистских и экстремистских акций, организованных лидерами национал-радикалов и религиозных фундаменталистов, несет деятельность некоторых правозащитных организаций деструктивной направленности.
Анализ ситуации в молодежной среде свидетельствует о неуклонном росте популярности идей радикального толка, граничащих с политическим экстремизмом, которые исповедуют региональные отделения леворадикальных и анархо-экологических организаций.
Особую угрозу представляют попытки радикальных исламистов расширить социальную базу за счет вербовки в свои ряды молодежи, в том числе в незаконные вооруженные формирования на Северном Кавказе, направления их на учебу за рубеж, а также перехода от идеологической к экстремистской деятельности.
Процессы миграции населения из государств Центрально-Азиатского региона негативно влияют на развитие в округе нетрадиционных для Поволжья форм ислама. Среди мигрантов периодически выявляются лица, скрывающиеся от правоохранительных органов своих стран, в том числе миссионеры зарубежных религиозно-националистических, экстремистских и террористических организаций.
Не достигла должного уровня профилактическая деятельность органов государственной власти и местного самоуправления. Зачастую программы борьбы с преступностью, предусматривающие комплекс мер по противодействию терроризму и экстремистским проявлениям, носят декларативный, неконкретный характер. Имеют место факты неполного финансирования программных мероприятий, ненадлежащего их исполнения.
В отдельных регионах отмечается ослабление внимания со стороны органов власти к проблеме межнациональных отношений. Между тем отсутствие четкой позиции по национальному вопросу, незаинтересованность в работе с лидерами этнических и религиозных общин формируют условия для обострения обстановки в данной среде, ведут к увеличению неконтролируемой миграции из стран ближнего зарубежья и значительному пополнению национальных диаспор регионов.
Несовершенна деятельность антитеррористических комиссий. В Нижегородской, Самарской областях, Республике Башкортостан имеют место нарушения требований антитеррористического законодательства, выразившиеся в незаконности муниципальных актов, с превышением полномочий регулирующих деятельность антитеррористических комиссий, а также бессистемность и неэффективность их деятельности.
Повсеместно региональные и муниципальные власти ненадлежащим образом обеспечивают безопасность образовательных и лечебных учреждений, жилых домов, объектов водоснабжения, энергетики, транспорта, жилищно-коммунальной инфраструктуры.
Недостатки в осуществлении контроля за миграционными процессами потенциально создают угрозу безопасности в округе. В окружении терорганов ФМС России растет количество частных фирм, оказывающих платные услуги по оформлению миграционных документов. Ряд коммерческих организаций действуют под патронажем сотрудников контролирующих и правоохранительных органов.
Выявляемые в ходе проводимых проверок нарушения требований законодательства в деятельности некоммерческих организаций, средств массовой информации свидетельствуют о неэффективности деятельности уполномоченных органов в контролируемых сферах.
Эффективность оперативно-розыскной деятельности зачастую снижается из-за отсутствия должного взаимодействия между правоохранительными структурами. Органы государственной безопасности и внутренних дел, реализуя свои полномочия, не всегда информируют оперативные подразделения таможенных органов о получаемых сведениях в отношении организаций - участников внешнеэкономической деятельности, финансируемых на средства террористических и экстремистских организаций, а также о лицах и организациях, причастных к незаконному перемещению через таможенную границу оружия, боеприпасов, литературы экстремистской направленности.
Имеются определенные недостатки в организации и осуществлении надзора за исполнением законодательства о межнациональных отношениях, противодействии терроризму и экстремизму. Без внимания прокуроров остаются факты неэффективного использования органами государственной власти полномочий по профилактике проявлений терроризма и экстремизма. Не всегда своевременно и полно реализуются меры для организации проверки сведений о конкретных нарушениях законов в данной сфере.
В связи с этим в целях обеспечения эффективного противодействия терроризму, проявлениям национального и религиозного экстремизма совместное совещание постановило:
1. Главному управлению МВД России по Приволжскому федеральному округу, Совету начальников органов ФСБ России в Приволжском федеральном округе, территориальным органам МВД (МВД, УВД, ГУВД, УВДТ) и ФСБ России в субъектах Российской Федерации, находящихся в пределах Приволжского федерального округа:
1.1. Принять необходимые меры по выявлению и пресечению фактов целенаправленного продвижения в государственные и местные органы власти, органы внутренних дел, прокуратуру, судебную систему представителей национальных общин как способа формирования своего "лобби", создания благоприятных условий для оказания влияния на социально-политические и экономические процессы в регионе, прикрытия противоправной деятельности. Принимать исчерпывающие меры по локализации угроз государственной безопасности, в том числе путем информирования руководителей органов государственной власти и местного самоуправления.
Активизировать оперативную разработку этнических организованных преступных сообществ, при этом акцентировать внимание на выявлении их связей, имеющих межрегиональный и международный характер, в т.ч. с зарубежными террористическими и экстремистскими центрами и организациями, незаконными вооруженными формированиями.
1.2. Усилить профилактическую работу с лидерами неформальных молодежных объединений и группировок по недопущению дестабилизации обстановки в регионе, пресечению распространения экстремистской и террористической идеологии.
Активнее привлекать к реализации данных мер органы управления образованием, наукой, культурой, информационной и молодежной политикой, в том числе наделенные полномочиями по профилактике терроризма и экстремизма.
1.3. Путем создания межведомственных рабочих групп с участием представителей заинтересованных контролирующих и правоохранительных органов расширить практику межведомственного взаимодействия при проверках деятельности общественных и религиозных объединений с признаками экстремистской направленности. При выявлении религиозных групп и сект деструктивного характера, созданных вне существующих традиционных конфессий, проверки которых не предусмотрены действующим законодательством, использовать в полном объеме полномочия, предоставленные Федеральным законом "Об оперативно-розыскной деятельности".
1.4. В целях противодействия коррупционным проявлениям в органах, уполномоченных осуществлять процедуры регистрации иностранных граждан, совершенствовать работу по организации и усилению административного и оперативного контроля за их деятельностью.
1.5. Повысить уровень межведомственного взаимодействия по вопросам взаимного информирования о лицах и организациях, причастных к незаконному перемещению через таможенную границу оружия, боеприпасов, литературы экстремистской направленности, а также организациях - участниках внешнеэкономической деятельности, финансируемых на средства террористических и экстремистских организаций.
1.6. Руководителям органов внутренних дел регионов округа в целях подготовки докладов Президенту Российской Федерации ежеквартально до 1-го числа месяца, следующего за отчетным, представлять в ГУ МВД России по Приволжскому федеральному округу для обобщения и последующего направления в аппарат полномочного представителя Президента Российской Федерации по Приволжскому федеральному округу информационно-справочные материалы о принимаемых органами внутренних дел в Приволжском федеральном округе мерах (с оценкой их эффективности), направленных на профилактику экстремизма и этносепаратизма, пресечение экстремистских проявлений, устранение причин, им способствующих.
2. Прокурорам субъектов Российской Федерации, находящихся в пределах Приволжского федерального округа:
2.1. На постоянной основе проводить проверки исполнения органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и их должностными лицами требований законодательства о противодействии экстремистской и террористической деятельности, о межнациональных отношениях.
Принять дополнительные меры к организации действенного надзора за соответствием федеральному законодательству региональных и муниципальных нормативных правовых актов в сфере межнациональных, межконфессиональных отношений и противодействия экстремизму.
В рамках полномочий по участию в правотворческой деятельности обеспечить активное участие прокурорских работников в подготовке нормативных правовых актов в указанных сферах правоотношений. При этом нацеливать органы власти на разработку и принятие целевых региональных и муниципальных программ, направленных на предупреждение террористических и экстремистских проявлений, обеспеченных реальным финансированием.
Текст приказа Генерального прокурора Российской Федерации от 28.11.2007 № 190 включен в информационный банк СПС --> Эксперт-приложение.
В первом полугодии 2009 г. проанализировать региональную и муниципальную практику принятия и реализации правовых актов о противодействии экстремизму и терроризму, а также программ профилактики преступности (в части профилактики терроризма и экстремизма и минимизации и (или) ликвидации последствий их проявлений). Результаты анализа изложить в докладных записках об исполнении приказа Генерального прокурора Российской Федерации от 28.11.2007 № 190 "Об организации прокурорского надзора за исполнением законодательства о противодействии экстремистской деятельности" по итогам работы за первое полугодие 2009 г.
2.2. Обеспечить постоянный и эффективный надзор за исполнением законодательства о межнациональных отношениях и противодействии экстремизму в деятельности территориальных органов Минюста, ФМС и Россвязькомнадзора России.
2.3. С целью выявления и пресечения распространения материалов экстремистского характера проводить постоянный мониторинг продукции средств массовой информации, проводить проверки в организациях, осуществляющих издательскую деятельность, анализировать материалы уголовных дел экстремистской направленности и информацию, поступающую из государственных органов, специально уполномоченных на осуществление контроля в данной сфере правоотношений.
О фактах выявления таких материалов, результатах проведения соответствующих исследований (экспертиз) и судебных постановлениях о признании информационных материалов экстремистскими незамедлительно информировать управление Генеральной прокуратуры Российской Федерации в Приволжском федеральном округе.
Направляемый раз в полугодие управлением Генеральной прокуратуры Российской Федерации в Приволжском федеральном округе сводный реестр информационных материалов с признаками экстремизма на постоянной основе использовать в надзорной деятельности и доводить до сведения нижестоящих прокуроров, соответствующих правоохранительных, контролирующих и иных заинтересованных государственных органов и органов местного самоуправления.
2.4. В мае 2009 г. провести проверку исполнения Федерального закона "Об оперативно-розыскной деятельности" в созданных на базе УБОП подразделениях по противодействию экстремизму. Результаты проверки изложить в докладных записках об исполнении приказа Генерального прокурора Российской Федерации от 28.11.2007 № 190 "Об организации прокурорского надзора за исполнением законодательства о противодействии экстремистской деятельности" по итогам работы за первое полугодие 2009 г.
2.5. Во втором полугодии 2009 г. провести проверку исполнения законодательства, направленного на пресечение нелегальной миграции и нормализацию межэтнических, межконфессиональных отношений. О результатах проинформировать управление Генеральной прокуратуры Российской Федерации в Приволжском федеральном округе.
3. Управлению Генеральной прокуратуры Российской Федерации в Приволжском федеральном округе:
3.1. На основе представляемых региональными прокурорами сведений продолжить ведение сводного по округу реестра информационных материалов с признаками экстремизма. Обеспечить его формирование по итогам работы за полугодие и год, а также направление прокурорам субъектов Российской Федерации для использования в работе.
3.2. В июле 2009 г. на основе информации прокуратур субъектов Российской Федерации, входящих в Приволжский федеральный округ, изучить вопросы регионального и муниципального правотворчества в сфере противодействия экстремизму и терроризму, а также финансирования и эффективности реализации программ профилактики преступности (в части профилактики терроризма и экстремизма и минимизации и (или) ликвидации последствий их проявлений), обобщить практику прокурорского надзора за исполнением Федерального закона "Об оперативно-розыскной деятельности" в созданных на базе УБОП подразделениях по противодействию экстремизму. По результатам рассмотреть вопрос о подготовке информационных писем, актов прокурорского реагирования.
4. Рекомендовать территориальным органам Минюста, Россвязькомнадзора и ФМС России в субъектах Российской Федерации, находящихся в пределах Приволжского федерального округа:
4.1. Обеспечить в полной мере реализацию собственных полномочий контролируемой сфере деятельности. Исключить факты формализма при планировании, организации и проведении контрольных мероприятий. Применять действенные меры реагирования к правонарушителям, добиваясь неукоснительного устранения выявленных нарушений.
4.2. При выявлении в ходе проводимых проверок нарушений закона, принятие мер по устранению которых находится вне компетенции контролирующего органа, безотлагательно информировать о них соответствующие контролирующие органы, а также органы прокуратуры.
В каждом случае при наличии в действиях подконтрольных субъектов признаков преступления материалы проверки, с одновременным уведомлением надзирающего прокурора, незамедлительно направлять в правоохранительные органы для решения вопроса об уголовном преследовании.
5. Рекомендовать Межрегиональному управлению Росфинмониторинга по Приволжскому федеральному округу:
осуществлять постоянный контроль финансовой деятельности региональных отделений общественных объединений экстремистской и националистической направленности, деструктивных религиозных организаций, при выявлении незаконных каналов их финансирования незамедлительно информировать территориальные правоохранительные органы.
6. Рекомендовать органам государственной власти и органам местного самоуправления субъектов Российской Федерации, находящихся в пределах Приволжского федерального округа:
6.1. Привести в соответствие с требованиями законодательства уставы муниципальных образований, в которых до настоящего времени не урегулированы вопросы профилактики терроризма и экстремизма, а также минимизации и (или) ликвидации последствий их проявлений.
Принять меры по разработке правовых актов, регулирующих вопросы наделения полномочиями по профилактике экстремизма и терроризма конкретных органов государственной власти и местного самоуправления, предусматривающих мероприятия по профилактике терроризма и экстремизма, минимизации и (или) ликвидации их последствий, целевое финансирование указанных мероприятий.
6.2. Принять исчерпывающие меры по разработке и реализации мероприятий, направленных на обеспечение антитеррористической и противодиверсионной безопасности стратегических объектов, образовательных и лечебных учреждений, жилых домов, объектов водоснабжения, энергетики, транспорта, жилищно-коммунальной инфраструктуры. Результаты проводимой работы на системной основе обсуждать на заседаниях территориальных антитеррористических комиссий.
6.3. Обеспечить функционирование антитеррористических комиссий в строгом соответствии с действующим законодательством. Исключить формализм и бессистемность в их деятельности.
6.4. Рассматривать работу с национальными (этническими) меньшинствами и землячествами выходцев из стран Азии и Кавказа, зон межнациональных и межконфессиональных конфликтов, с нетрадиционными религиозными общинами и группами как важную составляющую своей профилактической деятельности, направленной на соблюдение ими сложившихся общественных, моральных и иных устоев и правил поведения и на основе этого - их гармоничного вхождения в российское общество.
6.5. Рассмотреть вопрос о принятии закона, регламентирующего создание на территории региона специальных учреждений для временного содержания иностранных граждан, подлежащих административному выдворению либо депортации.
Полномочный представитель
Президента Российской Федерации
в Приволжском федеральном округе
Г.А.РАПОТА
Заместитель Генерального прокурора
Российской Федерации
Э.А.ВАЛЕЕВ