Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Нижегородская область


КОЛЛЕГИЯ ПО ВОПРОСАМ БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ ПОЛНОМОЧНОМ
ПРЕДСТАВИТЕЛЕ ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
В ПРИВОЛЖСКОМ ФЕДЕРАЛЬНОМ ОКРУГЕ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 26 декабря 2008 г. № 2

О ПОВЫШЕНИИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ТЕРРОРИЗМУ,
ПРОЯВЛЕНИЯМ НАЦИОНАЛЬНОГО И РЕЛИГИОЗНОГО ЭКСТРЕМИЗМА,
СОВЕРШЕНСТВОВАНИИ ГОСУДАРСТВЕННОГО КОНТРОЛЯ, НАДЗОРА
И ПРАВООХРАНИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СФЕРЕ
МИГРАЦИОННЫХ ОТНОШЕНИЙ

Рассмотрев вопрос о состоянии работы по противодействию терроризму, проявлениям национального и религиозного экстремизма, совершенствования государственного контроля, надзора и правоохранительной деятельности в сфере миграционных отношений, совещание отмечает, что деятельность, осуществляемая правоохранительными, надзирающими и контролирующими органами, региональными и местными властями позволила избежать на территории Приволжского федерального округа каких-либо существенных проявлений террористической и экстремистской деятельности.
Вместе с тем на фоне осложнения социально-политических и экономических отношений в стране, обострения криминогенной ситуации, антиконституционных проявлений в Северо-Кавказском регионе, усугубления внутриполитических и экономических проблем в странах СНГ оперативная обстановка в округе остается сложной.
За 10 месяцев 2008 года по округу зарегистрировано 30 преступлений террористического характера. Из них 14 совершены в Республике Башкортостан, 6 - в Республике Татарстан, по 2 - в Чувашской Республике, Самарской и Ульяновской областях, по 1 - в Удмуртской Республике, Пермском крае, Кировской и Нижегородской областях. Поставлено на учет 222 преступления о заведомо ложных сообщениях об актах терроризма. Наибольшее их количество зарегистрировано в Саратовской (31), Нижегородской (30), Оренбургской (26) областях и Республике Татарстан (25).
Отмечается рост преступлений экстремистской направленности. За 10 месяцев 2008 г. в ПФО зарегистрировано 95 (+82,7%) подобных преступлений. Наибольшее их количество выявлено в Нижегородской области - 20, Республике Башкортостан - 16, Оренбургской области - 14 и Республике Татарстан - 10. Большинство регистрируемых преступлений связано с возбуждением ненависти либо вражды, а равно унижением человеческого достоинства по признакам расы, национальности, отношения к религии.
Органами прокуратуры в округе выявлено свыше 9,8 тыс. нарушений законодательства о противодействии терроризму, экстремистской деятельности и в сфере межнациональных отношений. В целях их устранения внесено 3466 представлений, опротестовано 724 незаконных правовых акта, предъявлено в суды 1003 иска. По инициативе прокуроров к дисциплинарной и административной ответственности привлечены 2 тыс. лиц.
В округе имеет место и проблема межконфессиональных отношений. Практически все регионы, подавляющая часть населения которых относит себя к традиционным конфессиям, вызывают пристальный интерес зарубежных религиозных объединений деструктивной направленности и тоталитарных сект.
Реальную угрозу безопасности в плане пропаганды религиозного, расового превосходства и оправдания этносепаратистских и экстремистских акций, организованных лидерами национал-радикалов и религиозных фундаменталистов, несет деятельность некоторых правозащитных организаций деструктивной направленности.
Анализ ситуации в молодежной среде свидетельствует о неуклонном росте популярности идей радикального толка, граничащих с политическим экстремизмом, которые исповедуют региональные отделения леворадикальных и анархо-экологических организаций.
Особую угрозу представляют попытки радикальных исламистов расширить социальную базу за счет вербовки в свои ряды молодежи, в том числе в незаконные вооруженные формирования на Северном Кавказе, направления их на учебу за рубеж, а также перехода от идеологической к экстремистской деятельности.
Процессы миграции населения из государств Центрально-Азиатского региона негативно влияют на развитие в округе нетрадиционных для Поволжья форм ислама. Среди мигрантов периодически выявляются лица, скрывающиеся от правоохранительных органов своих стран, в том числе миссионеры зарубежных религиозно-националистических, экстремистских и террористических организаций.
Не достигла должного уровня профилактическая деятельность органов государственной власти и местного самоуправления. Зачастую программы борьбы с преступностью, предусматривающие комплекс мер по противодействию терроризму и экстремистским проявлениям, носят декларативный, неконкретный характер. Имеют место факты неполного финансирования программных мероприятий, ненадлежащего их исполнения.
В отдельных регионах отмечается ослабление внимания со стороны органов власти к проблеме межнациональных отношений. Между тем отсутствие четкой позиции по национальному вопросу, незаинтересованность в работе с лидерами этнических и религиозных общин формируют условия для обострения обстановки в данной среде, ведут к увеличению неконтролируемой миграции из стран ближнего зарубежья и значительному пополнению национальных диаспор регионов.
Несовершенна деятельность антитеррористических комиссий. В Нижегородской, Самарской областях, Республике Башкортостан имеют место нарушения требований антитеррористического законодательства, выразившиеся в незаконности муниципальных актов, с превышением полномочий регулирующих деятельность антитеррористических комиссий, а также бессистемность и неэффективность их деятельности.
Повсеместно региональные и муниципальные власти ненадлежащим образом обеспечивают безопасность образовательных и лечебных учреждений, жилых домов, объектов водоснабжения, энергетики, транспорта, жилищно-коммунальной инфраструктуры.
Недостатки в осуществлении контроля за миграционными процессами потенциально создают угрозу безопасности в округе. В окружении терорганов ФМС России растет количество частных фирм, оказывающих платные услуги по оформлению миграционных документов. Ряд коммерческих организаций действуют под патронажем сотрудников контролирующих и правоохранительных органов.
Выявляемые в ходе проводимых проверок нарушения требований законодательства в деятельности некоммерческих организаций, средств массовой информации свидетельствуют о неэффективности деятельности уполномоченных органов в контролируемых сферах.
Эффективность оперативно-розыскной деятельности зачастую снижается из-за отсутствия должного взаимодействия между правоохранительными структурами. Органы государственной безопасности и внутренних дел, реализуя свои полномочия, не всегда информируют оперативные подразделения таможенных органов о получаемых сведениях в отношении организаций - участников внешнеэкономической деятельности, финансируемых на средства террористических и экстремистских организаций, а также о лицах и организациях, причастных к незаконному перемещению через таможенную границу оружия, боеприпасов, литературы экстремистской направленности.
Имеются определенные недостатки в организации и осуществлении надзора за исполнением законодательства о межнациональных отношениях, противодействии терроризму и экстремизму. Без внимания прокуроров остаются факты неэффективного использования органами государственной власти полномочий по профилактике проявлений терроризма и экстремизма. Не всегда своевременно и полно реализуются меры для организации проверки сведений о конкретных нарушениях законов в данной сфере.
В связи с этим в целях обеспечения эффективного противодействия терроризму, проявлениям национального и религиозного экстремизма совместное совещание постановило:
1. Главному управлению МВД России по Приволжскому федеральному округу, Совету начальников органов ФСБ России в Приволжском федеральном округе, территориальным органам МВД (МВД, УВД, ГУВД, УВДТ) и ФСБ России в субъектах Российской Федерации, находящихся в пределах Приволжского федерального округа:
1.1. Принять необходимые меры по выявлению и пресечению фактов целенаправленного продвижения в государственные и местные органы власти, органы внутренних дел, прокуратуру, судебную систему представителей национальных общин как способа формирования своего "лобби", создания благоприятных условий для оказания влияния на социально-политические и экономические процессы в регионе, прикрытия противоправной деятельности. Принимать исчерпывающие меры по локализации угроз государственной безопасности, в том числе путем информирования руководителей органов государственной власти и местного самоуправления.
Активизировать оперативную разработку этнических организованных преступных сообществ, при этом акцентировать внимание на выявлении их связей, имеющих межрегиональный и международный характер, в т.ч. с зарубежными террористическими и экстремистскими центрами и организациями, незаконными вооруженными формированиями.
1.2. Усилить профилактическую работу с лидерами неформальных молодежных объединений и группировок по недопущению дестабилизации обстановки в регионе, пресечению распространения экстремистской и террористической идеологии.
Активнее привлекать к реализации данных мер органы управления образованием, наукой, культурой, информационной и молодежной политикой, в том числе наделенные полномочиями по профилактике терроризма и экстремизма.
1.3. Путем создания межведомственных рабочих групп с участием представителей заинтересованных контролирующих и правоохранительных органов расширить практику межведомственного взаимодействия при проверках деятельности общественных и религиозных объединений с признаками экстремистской направленности. При выявлении религиозных групп и сект деструктивного характера, созданных вне существующих традиционных конфессий, проверки которых не предусмотрены действующим законодательством, использовать в полном объеме полномочия, предоставленные Федеральным законом "Об оперативно-розыскной деятельности".
1.4. В целях противодействия коррупционным проявлениям в органах, уполномоченных осуществлять процедуры регистрации иностранных граждан, совершенствовать работу по организации и усилению административного и оперативного контроля за их деятельностью.
1.5. Повысить уровень межведомственного взаимодействия по вопросам взаимного информирования о лицах и организациях, причастных к незаконному перемещению через таможенную границу оружия, боеприпасов, литературы экстремистской направленности, а также организациях - участниках внешнеэкономической деятельности, финансируемых на средства террористических и экстремистских организаций.
1.6. Руководителям органов внутренних дел регионов округа в целях подготовки докладов Президенту Российской Федерации ежеквартально до 1-го числа месяца, следующего за отчетным, представлять в ГУ МВД России по Приволжскому федеральному округу для обобщения и последующего направления в аппарат полномочного представителя Президента Российской Федерации по Приволжскому федеральному округу информационно-справочные материалы о принимаемых органами внутренних дел в Приволжском федеральном округе мерах (с оценкой их эффективности), направленных на профилактику экстремизма и этносепаратизма, пресечение экстремистских проявлений, устранение причин, им способствующих.
2. Прокурорам субъектов Российской Федерации, находящихся в пределах Приволжского федерального округа:
2.1. На постоянной основе проводить проверки исполнения органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и их должностными лицами требований законодательства о противодействии экстремистской и террористической деятельности, о межнациональных отношениях.
Принять дополнительные меры к организации действенного надзора за соответствием федеральному законодательству региональных и муниципальных нормативных правовых актов в сфере межнациональных, межконфессиональных отношений и противодействия экстремизму.
В рамках полномочий по участию в правотворческой деятельности обеспечить активное участие прокурорских работников в подготовке нормативных правовых актов в указанных сферах правоотношений. При этом нацеливать органы власти на разработку и принятие целевых региональных и муниципальных программ, направленных на предупреждение террористических и экстремистских проявлений, обеспеченных реальным финансированием.

Текст приказа Генерального прокурора Российской Федерации от 28.11.2007 № 190 включен в информационный банк СПС --> Эксперт-приложение.

В первом полугодии 2009 г. проанализировать региональную и муниципальную практику принятия и реализации правовых актов о противодействии экстремизму и терроризму, а также программ профилактики преступности (в части профилактики терроризма и экстремизма и минимизации и (или) ликвидации последствий их проявлений). Результаты анализа изложить в докладных записках об исполнении приказа Генерального прокурора Российской Федерации от 28.11.2007 № 190 "Об организации прокурорского надзора за исполнением законодательства о противодействии экстремистской деятельности" по итогам работы за первое полугодие 2009 г.
2.2. Обеспечить постоянный и эффективный надзор за исполнением законодательства о межнациональных отношениях и противодействии экстремизму в деятельности территориальных органов Минюста, ФМС и Россвязькомнадзора России.
2.3. С целью выявления и пресечения распространения материалов экстремистского характера проводить постоянный мониторинг продукции средств массовой информации, проводить проверки в организациях, осуществляющих издательскую деятельность, анализировать материалы уголовных дел экстремистской направленности и информацию, поступающую из государственных органов, специально уполномоченных на осуществление контроля в данной сфере правоотношений.
О фактах выявления таких материалов, результатах проведения соответствующих исследований (экспертиз) и судебных постановлениях о признании информационных материалов экстремистскими незамедлительно информировать управление Генеральной прокуратуры Российской Федерации в Приволжском федеральном округе.
Направляемый раз в полугодие управлением Генеральной прокуратуры Российской Федерации в Приволжском федеральном округе сводный реестр информационных материалов с признаками экстремизма на постоянной основе использовать в надзорной деятельности и доводить до сведения нижестоящих прокуроров, соответствующих правоохранительных, контролирующих и иных заинтересованных государственных органов и органов местного самоуправления.
2.4. В мае 2009 г. провести проверку исполнения Федерального закона "Об оперативно-розыскной деятельности" в созданных на базе УБОП подразделениях по противодействию экстремизму. Результаты проверки изложить в докладных записках об исполнении приказа Генерального прокурора Российской Федерации от 28.11.2007 № 190 "Об организации прокурорского надзора за исполнением законодательства о противодействии экстремистской деятельности" по итогам работы за первое полугодие 2009 г.
2.5. Во втором полугодии 2009 г. провести проверку исполнения законодательства, направленного на пресечение нелегальной миграции и нормализацию межэтнических, межконфессиональных отношений. О результатах проинформировать управление Генеральной прокуратуры Российской Федерации в Приволжском федеральном округе.
3. Управлению Генеральной прокуратуры Российской Федерации в Приволжском федеральном округе:
3.1. На основе представляемых региональными прокурорами сведений продолжить ведение сводного по округу реестра информационных материалов с признаками экстремизма. Обеспечить его формирование по итогам работы за полугодие и год, а также направление прокурорам субъектов Российской Федерации для использования в работе.
3.2. В июле 2009 г. на основе информации прокуратур субъектов Российской Федерации, входящих в Приволжский федеральный округ, изучить вопросы регионального и муниципального правотворчества в сфере противодействия экстремизму и терроризму, а также финансирования и эффективности реализации программ профилактики преступности (в части профилактики терроризма и экстремизма и минимизации и (или) ликвидации последствий их проявлений), обобщить практику прокурорского надзора за исполнением Федерального закона "Об оперативно-розыскной деятельности" в созданных на базе УБОП подразделениях по противодействию экстремизму. По результатам рассмотреть вопрос о подготовке информационных писем, актов прокурорского реагирования.
4. Рекомендовать территориальным органам Минюста, Россвязькомнадзора и ФМС России в субъектах Российской Федерации, находящихся в пределах Приволжского федерального округа:
4.1. Обеспечить в полной мере реализацию собственных полномочий контролируемой сфере деятельности. Исключить факты формализма при планировании, организации и проведении контрольных мероприятий. Применять действенные меры реагирования к правонарушителям, добиваясь неукоснительного устранения выявленных нарушений.
4.2. При выявлении в ходе проводимых проверок нарушений закона, принятие мер по устранению которых находится вне компетенции контролирующего органа, безотлагательно информировать о них соответствующие контролирующие органы, а также органы прокуратуры.
В каждом случае при наличии в действиях подконтрольных субъектов признаков преступления материалы проверки, с одновременным уведомлением надзирающего прокурора, незамедлительно направлять в правоохранительные органы для решения вопроса об уголовном преследовании.
5. Рекомендовать Межрегиональному управлению Росфинмониторинга по Приволжскому федеральному округу:
осуществлять постоянный контроль финансовой деятельности региональных отделений общественных объединений экстремистской и националистической направленности, деструктивных религиозных организаций, при выявлении незаконных каналов их финансирования незамедлительно информировать территориальные правоохранительные органы.
6. Рекомендовать органам государственной власти и органам местного самоуправления субъектов Российской Федерации, находящихся в пределах Приволжского федерального округа:
6.1. Привести в соответствие с требованиями законодательства уставы муниципальных образований, в которых до настоящего времени не урегулированы вопросы профилактики терроризма и экстремизма, а также минимизации и (или) ликвидации последствий их проявлений.
Принять меры по разработке правовых актов, регулирующих вопросы наделения полномочиями по профилактике экстремизма и терроризма конкретных органов государственной власти и местного самоуправления, предусматривающих мероприятия по профилактике терроризма и экстремизма, минимизации и (или) ликвидации их последствий, целевое финансирование указанных мероприятий.
6.2. Принять исчерпывающие меры по разработке и реализации мероприятий, направленных на обеспечение антитеррористической и противодиверсионной безопасности стратегических объектов, образовательных и лечебных учреждений, жилых домов, объектов водоснабжения, энергетики, транспорта, жилищно-коммунальной инфраструктуры. Результаты проводимой работы на системной основе обсуждать на заседаниях территориальных антитеррористических комиссий.
6.3. Обеспечить функционирование антитеррористических комиссий в строгом соответствии с действующим законодательством. Исключить формализм и бессистемность в их деятельности.
6.4. Рассматривать работу с национальными (этническими) меньшинствами и землячествами выходцев из стран Азии и Кавказа, зон межнациональных и межконфессиональных конфликтов, с нетрадиционными религиозными общинами и группами как важную составляющую своей профилактической деятельности, направленной на соблюдение ими сложившихся общественных, моральных и иных устоев и правил поведения и на основе этого - их гармоничного вхождения в российское общество.
6.5. Рассмотреть вопрос о принятии закона, регламентирующего создание на территории региона специальных учреждений для временного содержания иностранных граждан, подлежащих административному выдворению либо депортации.

Полномочный представитель
Президента Российской Федерации
в Приволжском федеральном округе
Г.А.РАПОТА

Заместитель Генерального прокурора
Российской Федерации
Э.А.ВАЛЕЕВ



Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru