Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Нижегородская область


НИЖЕГОРОДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 25 августа 2009 г. № 33-6274

Судья Захаров С.М.

25 августа 2009 года судебная коллегия по гражданским делам Нижегородского областного суда в составе:
председательствующего судьи Серова В.А.
судей Курепчиковой О.С., Кондаковой Т.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи областного суда Курепчиковой О.С.
при секретаре М.
дело по кассационной жалобе администрации г. Княгинино, кассационному представлению Княгининского городского прокурора
на решение Сергачского районного суда Нижегородской области от 09 июля 2009 года
по заявлению прокурора Княгининского района Нижегородской области в интересах муниципального образования г. Княгинино Нижегородской области и Российской Федерации о признании незаконными действия Сергачского отдела Инспекции административно-технического надзора Нижегородской области по проверке органов местного самоуправления по вопросам планирования и осуществления контроля за состоянием благоустройства,

установил:

Прокурор Княгининского района Нижегородской области обратился в суд с заявлением в интересах муниципального образования г. Княгинино Нижегородской области и Российской Федерации о признании незаконными действия Сергачского отдела Инспекции административно-технического надзора Нижегородской области по проверке органов местного самоуправления по вопросам планирования и осуществления контроля за состоянием благоустройства, проведенной в период с 18 мая 2009 года по 22 мая 2009 года в г. Княгинино Нижегородской области.
Заместитель прокурора Княгининского района Шолохов А.А. в судебном заседании поддержал заявление прокурора Княгининского района Нижегородской области и пояснил, что прокуратурой Княгининского района Нижегородской области проведена проверка исполнения Сергачским отделом Инспекции административно-технического надзора Нижегородской области законодательства, регламентирующего отношения в области организации и осуществления государственного контроля (надзора) и защиты прав юридических лиц, индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля. Установлено, что в период с 18 по 22 мая 2009 года Сергачским отделом Инспекции административно-технического надзора Нижегородской области проведена плановая выездная проверка соблюдения администрацией г. Княгинино, являющейся юридическим лицом, законодательства о благоустройстве. В ходе проверки инспектором Сергачского отдела Инспекции административно-технического надзора Нижегородской области Л.А.В. проверено состояние комплексного благоустройства дворовых территорий г. Княгинино по адресу: ул. Октябрьская д. № 2, 5, 16, 13, 15; пер. Володарского д. № 8, 21; ул. Агрохимиков д. № 8; ул. Новосельская д. № 2, 4, 4а, 6; ул. Огородная д. № 5: ул. Люкина д. № 4. Кроме того проверена деятельность органов местного самоуправления по вопросам планирования и осуществления контроля за состоянием благоустройства, деятельность руководителей организаций по уборке и санитарному содержанию территорий: - проверена полнота и качество планирования основных мероприятий по совершенствованию благоустройства территории муниципального образования; проверена практическая деятельность должностных лиц администрации г. Княгинино по осуществлению контроля за состоянием внешнего благоустройства, выполнению плана основных мероприятий по совершенствованию благоустройства дворовых территорий; - проверена организация уборки, обеспечение чистоты и порядка, соблюдение иных правил санитарного содержания территорий муниципального образования, а именно проверялось соблюдение правил санитарного содержания территорий; наличие договоров на вывоз, утилизацию мусора и их исполнение; состояние подрядных мусоровывозящих организаций; - состояние уборки территории в летний, период; - проверено содержание и состояние внешнего вида фасадов зданий и сооружений, содержание и культура строительного производства при строительстве объектов жилищного назначения, социальной и инженерно-транспортной инфраструктуры; проверено содержание и состояние дорожных покрытий; проверен порядок содержания зеленых насаждений. Данная деятельность органов местного самоуправления оценена как неудовлетворительная. Проверено содержание и состояние наружного освещения, деятельность оценена "удовлетворительно". Действия, решения Сергачского отдела Инспекции административно-технического надзора Нижегородской области являются незаконными.
Согласно Указу Губернатора Нижегородской области от 30.12.2008 № 62 "О реструктуризации органов исполнительной власти Нижегородской области" Инспекция административно-технического надзора Нижегородской области входит в структуру органов исполнительной власти Нижегородской области.
В соответствии с ч. 1 ст. 6 Закона Нижегородской области от 02.08.2007 № 88-З "О государственном надзоре в сфере благоустройства на территории Нижегородской области" государственный надзор в сфере благоустройства осуществляется уполномоченным Правительством Нижегородской области органом исполнительной власти Нижегородской области.

В тексте документа, видимо, допущена опечатка: постановление Правительства Нижегородской области от 28.12.2007 "Об утверждении Положения об инспекции административно-технического надзора Нижегородской области" имеет № 521, а не № 21.

В силу п. 1.1 Положения об инспекции административно-технического надзора Нижегородской области, утв. Постановлением Правительства Нижегородской области от 28.12.2007 № 21 "Об утверждении Положения об инспекции административно-технического надзора Нижегородской области", Инспекция является органом исполнительности власти области, уполномоченным на осуществление государственного надзора в сфере благоустройства.
Как следует из п. 2.1 Положения, основными задачами Инспекции являются профилактика правонарушений, организация и осуществление контроля за деятельностью на территории Нижегородской области граждан, должностных лиц, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц в части соблюдения требований законодательства в сфере благоустройства, государственный надзор в данной сфере.
В целях решения данной задачи, АТИ наделена полномочиями по государственному надзору за соблюдением правил содержания территорий, зеленых насаждений и объектов озеленения, осуществлению в установленном законом порядке производства по делам об административных правонарушениях в сфере благоустройства.

В тексте документа, видимо, допущена опечатка: Федеральный закон от 26.12.2008 "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" имеет № 294-ФЗ, а не № 294-03.

Вместе с тем, п. 1 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-03 "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" установлено, что должностные лица органа государственного контроля (надзора) не вправе проверять выполнение требований, установленных муниципальными правовыми актами, если такие требования не относятся к полномочиям органа государственного контроля (надзора), от имени которых действуют эти должностные лица. Согласно ст. 12 Конституции РФ, в Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление. Местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти.
В соответствии с ч. 1 ст. 130 Конституции РФ местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью.
Местное самоуправление в Российской Федерации гарантируется правом на судебную защиту, на компенсацию дополнительных расходов, возникших в результате решений, принятых органами государственной власти, запретов на ограничение прав местного самоуправления, установленных Конституцией Российской Федерации и федеральными законами (ст. 133 Конституции РФ).
В силу ч. 2 ст. 1 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" местное самоуправление в Российской Федерации - форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией РФ, федеральными законами, а в случаях, установленных федеральными законами, - законами субъектов Российской Федерации, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций.
В соответствии с ч. 2 ст. 6 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ осуществление исполнительно-распорядительных и контрольных полномочий органами государственной власти субъектов Российской Федерации в отношении муниципальных образований и органов местного самоуправления допускается только в случаях и порядке, установленных Конституцией РФ, федеральными конституционными законами, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации.
Статьей 11 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ предусмотрено, что к вопросам местного значения поселения относятся, в том числе, организация благоустройства и озеленения территории городского округа, использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах поселения.
Уполномоченные органы государственной власти осуществляют контроль за осуществлением органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления переданных им отдельных государственных полномочий (ч. 2 ст. 77 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ).
В силу с п. "з" ч. 1 ст. 1 Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" одним из принципов деятельности органов государственной власти субъекта Российской Федерации является самостоятельность осуществления своих полномочий органами местного самоуправления.
В силу положений Конституции РФ, федеральных законов, организация благоустройства территории муниципального образования относится к вопросу местного значения, в связи с чем органы местного самоуправления самостоятельны в его решении, контроль и ограничение прав местного самоуправления в организации благоустройства территории муниципального образования органами государственной власти субъекта РФ недопустим.
Инспекция не наделена полномочиями по контролю, оценке деятельности органов местного самоуправления по вопросам планирования и осуществления контроля за состоянием благоустройства.
В результате совершенных Инспекцией незаконных действий, решений нарушены предусмотренные ст. ст. 12, 130, 133 Конституции РФ, ст. ст. 1, 6, 16, 77 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ права муниципального образования г. Княгинино, исполнительного органа местного самоуправления данного муниципального образования администрации г. Княгинино, на самостоятельное осуществление полномочий органа местного самоуправления по решению вопросов местного значения, на недопустимость незаконного ограничения прав органов местного самоуправления, а также интересы РФ, заключающиеся в обеспечении верховенства закона, единства и укрепления законности, защите прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства.
С учетом изложенного выше просил признать незаконными действия Сергачского отдела Инспекции административно-технического надзора Нижегородской области по проверке органов местного самоуправления по вопросам планирования и осуществления контроля за состоянием благоустройства; по проверке организации уборки, обеспечения чистоты и порядка, соблюдения иных правил санитарного содержания территорий муниципального образования; по проверке содержания и состояния внешнего вида фасадов зданий и сооружений, содержания и культуры строительного производства при строительстве объектов жилищного назначения, социальной и инженерно-транспортной инфраструктуры; по проверке содержания и состояния дорожных покрытий; по проверке содержания и состояния наружного освещения; по проверке порядка содержания зеленых насаждений, проведенной в период с 18 мая 2009 года по 22 мая 2009 года в г. Княгинино Нижегородской области.

]]>
Представитель заинтересованного лица Глава местного самоуправления г. Княгинино Нижегородской области С.А.Н. в судебном заседании пояснил, что он поддерживает заявление прокурора Княгининского района и просит суд удовлетворить данное заявление. В акте проведения целевой проверки состояния комплексного благоустройства дворовых территорий г. Княгинино отражен период с 18 по 22 мая 2009 года. В ст. 14 ФЗ № 131 от 06.10.2003 г. "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" обозначены вопросы местного значения поселений. Одним из вопросов местного значения является организация благоустройства и озеленения территории поселения в границах поселения. В пункте 1.3. Постановления Правительства Нижегородской области от 12.12.2005 года № 309 "Об утверждении Типовых правил санитарного содержания территорий, организации уборки и обеспечения чистоты и порядка на территории Нижегородской области" указано, что организация работ по уборке, санитарному содержанию и благоустройству территории, обеспечению чистоты и порядка, координация деятельности граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, в сфере благоустройства, соблюдения иных требований законодательства благоустройства на территории муниципального образования возлагается на органы местного самоуправления этого муниципального образования. Согласно пункту 16.1. вышеуказанных Правил контроль за санитарным содержанием территорий, организацией уборки, обеспечением чистоты и порядка на территории муниципального образования осуществляет администрация данного муниципального образования и должностные лица органов государственной власти, уполномоченных на осуществление государственного надзора в сфере благоустройства, то есть контроль в сфере благоустройства должны осуществлять и администрация поселения и Инспекция административно-технического надзора на равных правах. В реальности Инспекция проводит не только контроль за выполнением юридическими и физическими лицами Правил санитарного содержания территорий, организации уборки и обеспечения чистоты и порядка на территории г. Княгинино Нижегородской области, принятых городской Думой г. Княгинино от 16.02.2006 года № 21-п, но и контроль за деятельностью органов местного самоуправления г. Княгинино - по вопросам планирования и осуществления контроля за состоянием благоустройства. В соответствии с Конституцией РФ местное самоуправление не входит в систему органов государственной власти и самостоятельно в пределах своих полномочий. Полагает, что Инспекция должна совместно с администрациями поселений работать в решении вопросов контроля за соблюдением Правил санитарного содержания территорий, организации уборки и обеспечения чистоты и порядка на территории г. Княгинино Нижегородской области, соблюдения законодательства и нормативно-распорядительных документов по вопросам благоустройства всеми организациями и предприятиями, осуществляющими хозяйственную деятельность на территории поселения. С заявленными прокуратурой Княгининского района требованиями о признании незаконными действий Инспекции Сергачского отдела Инспекции административно-технического надзора Нижегородской области согласен.

В тексте документа, видимо, допущена опечатка: постановление Правительства Нижегородской области от 12.12.2005 "Об утверждении Типовых правил санитарного содержания территорий, организации уборки и обеспечения чистоты и порядка на территории Нижегородской области" имеет № 309, а не № 305.

Представитель заинтересованного лица начальник Сергачского отдела Инспекции административно-технического надзора Нижегородской области Щ. в судебном заседании пояснил, что заявление прокурора Княгининского района считает необоснованным, просит суд отказать в удовлетворении данного заявления. Инспекция работает в соответствии с Законом Нижегородской области от 02.08.2007 года № 88-З "О государственном надзоре в сфере благоустройства на территории Нижегородской области". Правовое регулирование государственного надзора в сфере благоустройства осуществляется в соответствии с законодательством РФ, Уставом Нижегородской области, нормативными правовыми актами Правительства Нижегородской области и иными нормативными правовыми актами Нижегородской области. Правовое регулирование вопросов благоустройства, содержания территорий, нежилых зданий, сооружений и других объектов, содержания и эксплуатации улиц, внутридворовых проездов, придомовых территорий, пешеходных переходов, инженерных сооружений, коммуникаций, объектов наружного освещения населенных пунктов, а также содержания зеленых насаждений, осуществляется нормативными правовыми актами органов государственной власти Нижегородской области и органов местного самоуправления в пределах их полномочий. В соответствии с Приложением 1 к Типовым правилам санитарного содержания территорий, организации уборки и обеспечения чистоты и порядка на территории Нижегородской области, утвержденным постановлением Правительства Нижегородской области от 12.12.2005 года № 305, оцениваются по элементам (7 элементов) состояния благоустройства территорий муниципальных образований. Вышеуказанные нормативно-правовые акты Нижегородской области, Постановление Правительства Нижегородской области № 521 от 28 декабря 2007 года "Об утверждении Положения об инспекции административно-технического надзора Нижегородской области", Приложение к Постановлению Правительства Нижегородской области от 10.09.2008 года № 375 "Приложение к Типовым правилам санитарного содержания территорий, организации уборки и обеспечения чистоты и порядка на территории Нижегородской области", где регламентированы основные оценочные показатели внешнего благоустройства территорий муниципальных образований - 7 элементов, Постановление Правительства Нижегородской области № 606 от 22 декабря 2008 года "Об утверждении Административного регламента инспекции административно-технического надзора Нижегородской области", Закон Нижегородской области "О государственном надзоре в сфере благоустройства на территории Нижегородской области" от 02 августа 2007 года № 88-З (с изменениями, внесенными Законами области от 24.12.2007 года № 185-З; от 04 июля 2008 года № 78-З) - не отменены, их действие не приостановлено по состоянию на 22 мая 2009 года, т.е. на конец проведения плановой выездной проверки соблюдения законодательства о благоустройстве. Заявления на соответствие Конституции РФ, федеральным законам вышеуказанные нормативно-правовые акты, постановления Правительства Нижегородской области, Законы Нижегородской области не поданы и не рассмотрены. Деятельность органа Княгининского местного самоуправления Инспекцией только оценена, представления за данный период на Главу местного самоуправления не составлялись и не рассматривались. В соответствии с пунктами 2.1.4.3.; 2.1.4.4. Административного регламента Инспекции, утвержденного постановлением Правительства Нижегородской области от 22.12.2008 года № 606, который действовал по состоянию на 22 мая 2009 года, - обобщенные результаты целевых и комплексных проверок за месяц не позднее 10 числа месяца, следующего за отчетным, представляются Губернатору Нижегородской области и заместителю Губернатора, заместителю Председателя Правительства Нижегородской области по жилищно-коммунальному хозяйству и охране окружающей среды. В пояснительной записке указываются проблемные вопросы, возникшие при выполнении мероприятий, предусмотренных Планом в истекшем месяце, иная информация о состоянии внешнего благоустройства в Нижегородской области. Результатом поэлементной оценки в соответствии с Приложением 1 к Типовым правилам является формирование информации о состоянии благоустройства и доведение ее до соответствующих заинтересованных лиц. Прокурор Княгининского района не обосновал в заявлении, каким образом поэлементная оценка состояния благоустройства и доведение данной информации, в том числе и до органа местного самоуправления, нарушает права органа местного самоуправления на самостоятельное решение вопросов местного значения и создает препятствия в осуществлении органами местного самоуправления своих полномочий. Конкретных ссылок в заявлении прокурора не содержится, дана лишь ссылка на общие нормы законодательства. Прокурор не дал оценку, в чем конкретно выразилось нарушение Инспекцией норм законодательства, на которые он ссылается. Ссылка прокурора на определение Верховного Суда РФ по делу № 9-ГО8-23 также не состоятельна. Инспекцией контроль и надзор не осуществлялся, а производилась оценка состояния благоустройства на территории Княгининского муниципального образования в период с 18 по 22 мая 2009 года без вынесения представлений в адрес администрации г. Княгинино, что главой администрации С.А.Н. не оспаривается. В полномочия Инспекции в соответствии со статьями 5, 6.1. Закона Нижегородской области входит осуществление функций по государственному надзору в сфере благоустройства за соблюдением: правил содержания территорий, правил организации и проведения работ по уборке улиц, внутриквартальных проездов, придомовых территорий, пешеходных переходов в летний и зимний период; правил содержания дорог; правил содержания объектов наружного освещения; правил содержания зеленых насаждений и объектов озеленения, мест проведения земляных и строительных работ, расположения инженерных сооружений и коммуникаций. В соответствии со статьей 11.11. КоАП НО Инспекция наделена полномочиями по рассмотрению дел, предусмотренных, частью 1 статьи 3.1. КоАП НО, которая предусматривает административную ответственность за нарушение установленных органами местного самоуправления правил содержания муниципальных образований, в том числе территорий, непосредственно прилегающих к зданиям и другим объектам, правил благоустройства. Прокурор не вправе выступать в защиту прав и интересов администрации г. Княгинино - юридического лица.
Представитель заинтересованного лица Инспекции административно-технического надзора Нижегородской области в судебное заседание не явился.
Решением Сергачского районного суда Нижегородской области от 09 июля 2009 года постановлено: "В удовлетворении заявленного требования прокурора Княгининского района Нижегородской области, в интересах муниципального образования г. Княгинино Нижегородской области и Российской Федерации о признании незаконными действий Сергачского отдела Инспекции административно-технического надзора Нижегородской области по проверке органов местного самоуправления по вопросам планирования и осуществления контроля за состоянием благоустройства, проведенной в период с 18 мая 2009 года по 22 мая 2009 года в г. Княгинино Нижегородской области, - отказать в полном объеме".
В кассационной жалобе глава администрации г. Княгинино просит об отмене решения суда, ссылаясь на его незаконность в связи с нарушением норм материального и процессуального права.
В кассационном протесте прокурор Княгининского района просит об отмене решения, мотивируя тем, что в нарушение ФЗ "Об общих принципах организации самоуправления в РФ" должностные лица Сергачского отдела Инспекции административно-технического надзора Нижегородской области провели плановую выездную проверку соблюдения администрацией г. Княгинино законодательства о благоустройстве. Проведена проверка деятельности органов местного самоуправления, ее должностных лиц по вопросам планирования и осуществления контроля за состоянием благоустройства, деятельность руководителей организаций по уборке и санитарному содержанию территорий. Суд первой инстанции не принял во внимание, что деятельность Сергачского отдела АТИ противоречит действующему законодательству и является незаконной. Решение суда постановлено с нарушением норм материального права.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, кассационного протеста, письменные возражения начальника Сергачского отдела Инспекции АТН НО Щ. на представление прокурора, судебная коллегия по гражданским делам Нижегородского областного суда приходит к следующему.
Материалами дела установлено, что Сергачским отделом Инспекции административно-технического надзора Нижегородской области в период с 18 мая по 22 мая 2009 года проведена плановая целевая проверка состояния комплексного благоустройства дворовых территорий ряда муниципальных образований, в т.ч. г. Княгинино.
По результатам проверки оценена как неудовлетворительная деятельность органов местного самоуправления по вопросам планирования и осуществления контроля за состоянием благоустройства, деятельность руководителей организаций по уборке и санитарному содержанию территорий: полнота и качество планирования основных мероприятий по совершенствованию благоустройства территории муниципального образования; практическая деятельность должностных лиц администрации г. Княгинино по осуществлению контроля за состоянием внешнего благоустройства, выполнению плана основных мероприятий по совершенствованию благоустройства дворовых территорий; организация уборки, обеспечение чистоты и порядка, соблюдение иных правил санитарного содержания территорий муниципального образования; организация уборки, обеспечение чистоты и порядка, соблюдение иных правил санитарного содержания территории муниципального образования; содержание и состояние внешнего вида фасадов зданий и сооружений, содержание и культура строительного производства при строительстве объектов жилищного назначения, социальной и инженерно-транспортной инфраструктуры; содержание и состояние дорожных покрытий; содержание и состояние наружного освещения; содержание и состояние зеленых насаждений.
Указанное подтверждается актом от 02.06.2009 г. (л.д. 11 - 32). Из акта усматривается, что в ходе проверки были вынесены предписания, а по результатам проверки сделаны следующие предложения:
1. Рекомендовать руководителям муниципальных образований усилить контроль за подрядными организациями, выполняющими работы по благоустройству.
2. Провести анализ выявленных недостатков.
3. Выполнить принятые на 2009 год мероприятия по благоустройству территорий, особое внимание уделить состоянию фасадов и малых архитектурных форм дворовых территорий.
4. В срок до 26 июня 2009 года представить план мероприятий по устранению выявленных недостатков в Сергачский отдел Инспекции административно-технического надзора Нижегородской области.
Отказывая прокурору в удовлетворении заявления, суд первой инстанции мотивировал тем, что действие Сергачского отдела Инспекции АТН НО совершено в соответствии с законом, в пределах полномочий органа государственной власти, интересы муниципального образования г. Княгинино Нижегородской области и Российской Федерации не были затронуты.
Суд признал убедительными доводы Инспекции о том, что в ходе плановой проверки была дана лишь оценка состояния благоустройства г. Княгинино Нижегородской области с последующим доведением полученной информации до Губернатора Нижегородской области с целью выявления проблем в области благоустройства населенного пункта г. Княгинино.
Подтверждением этого, по мнению суда, является то обстоятельство, что по результатам данной проверки за период с 18 по 22 мая 2009 года Инспекцией не было принято никаких мер административного характера ни к должностным лицам, ни к юридическому лицу администрации г. Княгинино, не составлялись представления на Главу местного самоуправления. Таким образом, как указано в судебном решении, выводы Инспекции по результатам проведения целевой проверки состояния комплексного благоустройства дворовых территорий г. Княгинино носят сугубо оценочный характер, они не были использованы против администрации г. Княгинино и конкретных должностных лиц органа самоуправления.
Выводы суда первой инстанции о законности действий Инспекции нельзя признать обоснованными, поскольку в мотивировочной части решения не приведен материальный закон, на основании которого судом сделаны изложенные выше выводы.
При вынесении решения суд не принял во внимание следующие положения действующего законодательства, что привело к неправильному разрешению дела:
В соответствии со ст. 12 Конституции РФ признается и гарантируется местное самоуправление, которое в пределах своих полномочий действует самостоятельно. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти.
Согласно ч. 2 ст. 6 ФЗ от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" осуществление исполнительно-распорядительных и контрольных полномочий органами государственной власти субъектов РФ в отношении муниципальных образований и органов местного самоуправления допускается только в случаях и порядке, установленных Конституцией РФ, федеральными конституционными законами, данным Федеральным законом, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними законами субъектов РФ.
В п. 25 ч. 1 ст. 16 приведенного ФЗ от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ предусмотрено, что организация благоустройства и озеленения территории городского округа относится к вопросам местного значения муниципального образования.
Самостоятельное осуществление своих полномочий органами местного самоуправления - является одним из принципов деятельности органов государственной власти субъекта РФ (п.п. "з" п. 1 ст. 1 ФЗ от 06.10.1999 г. "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъекта РФ").
Таким образом, в силу действующего федерального законодательства вопрос благоустройства территории муниципального образования относится к вопросам местного значения.
Согласно ст. 43 ФЗ от 28.08.1995 г. № 154-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" ограничение прав местного самоуправления, установленных Конституцией РФ, данным Федеральным законом, другими федеральными законами, запрещается.
В силу ст. 77 ФЗ от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" контроль и надзор за исполнением органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления Конституции РФ, федеральных конституционных законов, других федеральных законов, уставов и законов субъектов РФ, уставов муниципальных образований, муниципальных правовых актов осуществляют органы прокуратуры РФ и другие уполномоченные федеральным законом органы.
При этом какого-либо федерального закона, предусматривающего полномочия субъекта РФ устанавливать контроль и надзор за деятельностью органов местного самоуправления и должностных лиц органов местного самоуправления в сфере благоустройства, не имеется.
В соответствии со ст. 11 ГПК РФ суд обязан разрешать гражданские дела на основании Конституции РФ, международных договоров РФ, федеральных конституционных законов, федеральных законов, нормативных правовых актов Президента РФ, нормативных правовых актов Правительства РФ, нормативных правовых актов федеральных органов государственной власти, конституций (уставов), законов, иных нормативных правовых актов федеральных органов государственной власти субъектов РФ, нормативных правовых актов органов местного самоуправления (ч. 1).
Суд, установив при разрешении гражданского дела, что нормативный правовой акт не соответствует нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, принимает нормы акта, имеющего наибольшую юридическую силу (ч. 2 ст. 11 ГПК РФ).
В соответствии с ч. 1 ст. 6 Закона Нижегородской области от 02.08.2007 № 88-З "О государственном надзоре в сфере благоустройства на территории Нижегородской области" и Постановлением Правительства Нижегородской области от 28.12.2007 № 521 "Об утверждении Положения об инспекции административно-технического надзора Нижегородской области" инспекция является органом исполнительности власти области, уполномоченным на осуществление государственного надзора в сфере благоустройства.
Однако в силу приведенных выше нормативных актов Инспекция административно-технического надзора Нижегородской области, а также ее территориальные органы не вправе осуществлять полномочия по контролю и надзору за деятельностью органа местного самоуправления и его должностных лиц в сфере благоустройства территории муниципального образования.
Из материалов дела, содержания "Акта проведения целевой проверки состояния комплексного благоустройства состояния дворовых территорий г. Княгинино" следует, что Сергачское отделение Инспекции АТН НО при проведении проверки состояния дворовых территорий муниципального образования действовало с превышением своих полномочий.
Довод суда о том, что Инспекция АТН действовала на законных основаниях, т.к. в результате проверки дала лишь оценку состояния благоустройства территории муниципального образования без применения мер административного воздействия, нельзя признать правомерным, поскольку такой вывод противоречит положениям названных выше федеральных законов.
С учетом изложенного, решение суда первой инстанции не может быть признано законным и обоснованным, в связи с чем на основании ст. ст. 362, 363 ГПК РФ подлежит отмене.
Судебная коллегия находит необходимым, не передавая дело на новое рассмотрение, вынести новое решение, которым удовлетворить заявление прокурора Княгининского района Нижегородской области в интересах муниципального образования г. Княгинино Нижегородской области и Российской Федерации о признании незаконными действия Сергачского отдела Инспекции административно-технического надзора Нижегородской области по проверке органов местного самоуправления по вопросам планирования и осуществления контроля за состоянием комплексного благоустройства дворовых территорий, проведенной в период с 18 мая 2009 года по 22 мая 2009 года в г. Княгинино Нижегородской области.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

Решение Сергачского районного суда Нижегородской области от 09 июля 2009 года отменить.
Вынести по делу новое решение, которым удовлетворить исковое заявление прокурора Княгининского района Нижегородской области. Признать незаконными действия Сергачского отдела Инспекции административно-технического надзора Нижегородской области по проверке органов местного самоуправления Нижегородской области по вопросам планирования и осуществления контроля за состоянием благоустройства дворовых территорий муниципального образования, проведенной в период с 18 мая по 22 мая 2009 года, а именно: по проверке организации уборки, обеспечения чистоты и порядка, соблюдения иных правил санитарного содержания территорий муниципального образования; по проверке содержания и состояния внешнего вида фасадов зданий и сооружений, содержания и культуры строительного производства при строительстве объектов жилищного назначения, социальной и инженерно-транспортной инфраструктуры; по проверке содержания и состояния дорожных покрытий; по проверке содержания и состояния наружного освещения; по проверке порядка содержания зеленых насаждений.



Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru