Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Татарстан


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН

ПИСЬМО
от 2 марта 2009 г. № 1292/9

ОБ ОСОБЕННОСТЯХ ПРЕПОДАВАНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА "ФИЗИКА"
В УСЛОВИЯХ ВВЕДЕНИЯ ФЕДЕРАЛЬНОГО КОМПОНЕНТА
ГОСУДАРСТВЕННОГО СТАНДАРТА ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

В условиях введения федерального компонента государственного стандарта основного общего и среднего (полного) общего образования Министерство образования и науки Республики Татарстан об особенностях преподавания учебного предмета "Физика" в общеобразовательных учреждениях Республики Татарстан разъясняет следующее:
Преподавание предмета "Физика" в образовательных учреждениях Республики Татарстан, реализующих программы общего образования, должно осуществляться в соответствии с Региональным базисным учебным планом и примерными учебными планами для образовательных учреждений Республики Татарстан, утвержденными Приказом МОиН РТ от 14.04.2008 № 1096/08 для основной ступени общего образования и Приказом от 26.07.2005 № 1003/5 для старшей ступени общего среднего образования (далее - БУИ РТ-2006).
Место учебного предмета "Физика" в федеральном базисном учебном плане. Федеральный компонент базисного учебного плана предусматривает изучение физики в 7 - 9 классах основной школы по 2 часа в неделю (210 часов за 3 года). На старшей ступени обучения вводятся два уровня изучения физики: базовый и профильный. На базовом уровне на изучение физики выделяется 2 часа в неделю (140 часов за 2 года); на профильном уровне - 5 часов в неделю (350 часов за 2 года обучения в 10 - 11 классах).
Основными нормативными документами, определяющими структуру и содержание курса "Физика", являются:
- Федеральный компонент государственного стандарта общего образования (утвержденный Приказом Минобразования России от 5 марта 2004 г. № 1089 "Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования";
- Письмо Министерства образования и науки РФ от 07.07.2005 № 03-1263 "О примерных программах по учебным предметам федерального базисного учебного плана", которым вводятся в действие программы основного общего образования и среднего (полного) общего образования по физике (базовый уровень; базовый уровень для профилей гуманитарной направленности; профильный уровень).
Содержание образовательных стандартов по физике в основной школе и старшей ступени существенно различается по глубине изучения учебного материала, теоретическому уровню его представления и применяемому математическому аппарату.
В основной школе физика изучается на уровне знакомства с физическими явлениями и законами природы ("Механические явления", "Тепловые явления", "Электромагнитные явления", "Квантовые явления"), а на старшей ступени - на уровне знакомства с основами физических теорий ("Механика", "Молекулярная физика", "Электродинамика", "Квантовая физика"). Такой подход соответствует познавательным возможностям учащихся соответствующего возраста, их математической подготовке.
Отличие стандартов базового и профильного уровней для старшей школы определяется различием уровней изучения физических теорий и применения полученных знаний на практике при решении теоретических задач и выполнении экспериментальных заданий.
В стандарте базового уровня акцент делается на изучении физики как элемента общей культуры, ознакомлении учащихся с историей возникновения и развития основных представлений физики, на формировании у них представлений о физической картине мира.
В стандарте профильного уровня, кроме названных выше целей, ставится задача овладения курсом физики на уровне, достаточном для продолжения образования по физико-техническим специальностям.
В содержание курса физики для базового уровня включены знания и умения, наиболее значимые для формирования общей культуры. На профильном уровне кроме знаний и умений, значимых для формирования общей культуры, большое внимание уделяется знаниям и умениям, необходимым для продолжения образования и подготовки к приобретению профессий, требующих хорошей физико-математической подготовки.
Изучение физики на профильном уровне предполагается осуществлять в классах физико-математического, физико-химического, индустриально-технологического профилей.
Изучение физики на базовом уровне предполагается в классах химико-биологического, биолого-географического, информационно-технологического, агро-технологического профилей, а также при обучении в непрофильных классах или в так называемых классах универсального (общеобразовательного) профиля.
В классах социально-экономического, социально-гуманитарного, филологического, художественно-эстетического, психолого-педагогического профилей учебными планами предусматривается изучение интегрированного курса "Естествознание", рассчитанного на 3 часа в неделю (210 часов в 10 - 11-х классах). В тех случаях, когда школа не обеспечена необходимыми учебниками по предмету "Естествознание" или нет учителей, готовых к преподаванию всего курса, в классах перечисленных выше профилей преподавание соответствующих разделов курса "Естествознание" могут временно вести поочередно учителя физики, химии и биологии.
На любом профиле обучения для учащихся, проявляющих повышенный интерес к физике и ее практическим приложениям, школа может увеличить число часов на изучение физики путем предоставления возможности выбора элективных курсов по физике.
При большом числе учащихся, желающих изучать физику углубленно, школа имеет право за счет часов, выделяемых базисным учебным планом на элективные курсы, добавлять к 5-недельным часам на профильном уровне еще 2 часа в неделю на изучение физики. Содержание учебного материала, дополняющего программу по физике профильного уровня, не регламентируется. Ориентиром для учителей физики могут служить программы и учебники для школ (классов) с углубленным изучением физики, программы элективных курсов по физике и астрономии.
В 10 - 11 классах универсального профиля предусматривается преподавании физики по 2 часа в педелю. Требования к подготовке учащихся определяются стандартом по физике для базового уровня.
Новизна образовательных стандартов по физике. Принципиально новым в стандартах по физике является личностно-ориентированный подход при определении целей обучения, постановка перед физическим образованием в первую очередь целей развития учащихся, воспитания убежденности в познаваемости окружающего мира.
При разработке образовательных стандартов по физике ставились задачи создания условий для ликвидации перегрузки школьников и обеспечения условий для развития их познавательных и творческих способностей при сохранении фундаментальности физического образования и усилении его практической направленности. Возможности для решения этих задач создаются введением на старшей ступени школы профильного обучения. Физика на профильном уровне будет изучаться только теми школьниками, у которых сформировался устойчивый интерес к изучению физики и имеются соответствующие способности.
Кроме того, учебный материал в стандарте и примерных программах разделен на обязательный, включенный в требования к уровню подготовки выпускников школы, и подлежащий изучению, но в обязательные требования не включенный. В стандартах и в примерных программах материал, подлежащий изучению, но не включенный в обязательные требования, выделен курсивом.
В отличие от стандарта, в примерных программах указано число часов, выделяемых на изучение каждого крупного раздела курса физики (механика, молекулярная физика, электродинамика, квантовая физика). В них введены перечни минимума демонстраций, фронтальных лабораторных работ, выделен резерв учебного времени (10% от общего числа часов).
Примерные программы по физике для основной школы, старшей базовой и старшей профильной школы составлены на основе федерального компонента государственного стандарта общего образования. Примерные программы конкретизируют содержание предметных тем образовательного стандарта, дают примерное распределение учебных часов по разделам курса и рекомендуемую последовательность изучения тем и разделов учебного предмета с учетом межпредметных и внутри предметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся, определяют минимальный набор опытов, демонстрируемых учителем в классе, а также лабораторных и практических работ, выполняемых учащимися.
Обязательный минимум содержания образовательных программ в стандарте включает две компоненты: перечень явлений, понятий, теорий, которые должны быть изучены (знаниевая компонента) и перечень видов деятельности, которые должен выполнить ученик (деятельностная компонента). В деятельностную компоненту входят, например, наблюдение, описание и объяснение тех или иных явлений, измерение физических величин, проведение опытов и экспериментальных исследований, объяснение устройства и принципа действия приборов и технических объектов.
В содержание стандарта по физике на базовом и профильном уровнях введены элементы астрономических знаний, необходимые каждому культурному человеку для формирования современных научных представлений о строении и эволюции Вселенной. В стандарте базового уровня вводятся элементы астрофизики, на профильном уровне - специальный раздел "Строение Вселенной". Это стало необходимым в связи с исключением учебного предмета "Астрономия", имеющего большое значение для формирования научной картины мира, из федерального компонента базисного учебного плана.
Разгрузка содержания образования по физике. Проведена существенная разгрузка содержания курса физики. В обязательном минимуме содержания образования по физике в основной школе в 1998 г. было 117 предметных тем. В новом образовательном стандарте по физике 30 из них снято, но добавлено 13 новых тем. Таким образом, в требования к уровню подготовки выпускников основной школы включено 100 предметных тем. Это позволило без снижения уровня изучения физики сократить объем учебного материала, выносимого на итоговый контроль, и защитить учеников от чрезмерных требований к уровню их знаний и умений при итоговом контроле. Элементы знаний, выделенные курсивом, позволяют сохранить высокий уровень преподавания физики.
Реализация деятельностного и личностно-ориентированного подходов.
Образовательный стандарт по физике ориентирует учителя на организацию учебного процесса, в котором ведущая роль отводится самостоятельной познавательной деятельности учащихся. Для выполнения этого требования стандарта нужно не сообщать школьникам систему готовых знаний, а организовывать такие виды деятельности, как наблюдение, описание и объяснение физических явлений, измерение физических величин, проведение опытов и экспериментальных исследований по выявлению физических закономерностей, объяснение устройства и принципа действия физических приборов и технических объектов, практическое применение физических знаний. Это значит, что учащиеся должны не только знать результаты научных достижений, но и овладеть методами научных исследований физических явлений. Учитель должен контролировать не запоминание текста учебника, а правильные и успешные познавательные действия ученика.
Образовательный стандарт по физике включает систему знаний и умений, значимых для самого ученика, востребованных в повседневной жизни, важных для сохранения окружающей среды и собственного здоровья.
Следует обратить особое внимание на то, что с 2009 г. единый государственный экзамен (ЕГЭ) полностью ориентирован на стандарт профильного уровня. По Федеральному базисному учебному плану профильному уровню изучения физики соответствует учебная нагрузка 5 часов в неделю в течение двух лет обучения. Понимая сложность полноценной организации профильного обучения по физике в школах с малым числом классов-комплектов и принимая во внимание сложившихся опыт преподавания физики по различным вариативным учебно-методическим комплектам, разработчики экзамена ориентируют уровень сложности контрольных измерительных материалов ЕГЭ по физике на изучение предмета с недельной нагрузкой 4 - 5 часов в неделю. При этом в общеобразовательных классах рекомендуется выделять на изучение физики на базовом уровне 3 часа в неделю, а тем учащимся, которые собираются поступать в технические вузы, предоставить возможность "добрать" необходимый до профильного уровня объем часов в рамках специального элективного курса.
Более подробно с кодификатором элементов содержания, спецификацией экзаменационной работы и демонстрационным вариантом для ЕГЭ 2009 г. можно ознакомиться на сайте ФИПИ (http://www.fipi.ru).
Рекомендации по использованию действующих учебников и УМК.
В соответствии с Приказом от 09.12.2008 № 379 Минобразования России утверждены Федеральные перечни учебников, учебно-методических и методических изданий, рекомендованных (допущенных) Минобразованием России к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях на 2009/2010 учебный год. Руководители школ имеют право выбирать учебники только из числа учебников, указанных в этом Перечне.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ
УЧЕБНИКОВ, РЕКОМЕНДОВАННЫХ МИНИСТЕРСТВОМ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ К ИСПОЛЬЗОВАНИЮ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ
ПРОЦЕССЕ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ,
НА 2009/2010 УЧЕБНЫЙ ГОД

]]>
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ К ИСПОЛЬЗОВАНИЮ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ
ПРОЦЕССЕ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ,
НА 2009/2010 УЧЕБНЫЙ ГОД

+-------------------------------------------------------------------------+
¦                       ОСНОВНОЕ ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ                        ¦
+-------------------------------------------------------------------------+
¦                                 Физика                                  ¦
+---+-----------------------------------------------+--------+------------+
¦ № ¦           Авторы, название учебника           ¦ Класс  ¦Издательство¦
¦п/п¦                                               ¦        ¦            ¦
+---+-----------------------------------------------+--------+------------+
¦ 1 ¦Андрюшечкин С.М. Физика                        ¦   7    ¦Полиграфия  ¦
+---+-----------------------------------------------+--------+------------+
¦ 2 ¦Белага В.В., Ломаченков И.А., Панебратцев Ю.А. ¦   7    ¦Просвещение ¦
¦   ¦Физика                                         ¦        ¦            ¦
+---+-----------------------------------------------+--------+------------+
¦ 3 ¦Кабардин О.Ф. Физика                           ¦   7    ¦Просвещение ¦
+---+-----------------------------------------------+--------+------------+
¦ 4 ¦Минькова Р.Д., Иванов А.И. Физика              ¦   7    ¦АСТ, Астрель¦
+---+-----------------------------------------------+--------+------------+
¦ 5 ¦Хижникова Л.С, Синявина А.А., Физика           ¦   7    ¦ВЕНТАНА-ГРАФ¦
+---+-----------------------------------------------+--------+------------+
¦ 6 ¦Хижнякова Л.С, Синявина А.А. Физика            ¦   8    ¦ВЕНТАНА-ГРАФ¦
+---+-----------------------------------------------+--------+------------+
¦                   СРЕДНЕЕ (ПОЛНОЕ) ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ                    ¦
+-------------------------------------------------------------------------+
¦                                 Физика                                  ¦
+---+-----------------------------------------------+--------+------------+
¦ 7 ¦под ред. Богданова К.Ю. Физика (базовый        ¦   10   ¦Просвещение ¦
¦   ¦уровень)                                       ¦        ¦            ¦
+---+-----------------------------------------------+--------+------------+
¦ 8 ¦Гладышева Н.К., Нурминский И.И. Физика (базовый¦   10   ¦Просвещение ¦
¦   ¦уровень)                                       ¦        ¦            ¦
+---+-----------------------------------------------+--------+------------+
¦ 9 ¦Кикоин А.К., Кикоин И.К., Шамаш С.Я. и др., под¦   10   ¦Просвещение ¦
¦   ¦ред. Орлова В.А. Физика (профильный уровень)   ¦        ¦            ¦
+---+-----------------------------------------------+--------+------------+
¦10 ¦Разумовский В.Г., Орлов В.А., Майер В.В. и др. ¦   10   ¦ВЛАДОС      ¦
¦   ¦Физика (базовый уровень)                       ¦        ¦            ¦
+---+-----------------------------------------------+--------+------------+
¦11 ¦Чижов Г.А., Ханнанов Н.К. Физика (профильный   ¦   10   ¦Дрофа       ¦
¦   ¦уровень)                                       ¦        ¦            ¦
+---+-----------------------------------------------+--------+------------+

И.о.министра
Д.М.МУСТАФИН



Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru