Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Татарстан


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН

ПИСЬМО
от 2 марта 2009 г. № 1299/9

О РАЗВИТИИ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИИ
В РЕСПУБЛИКЕ ТАТАРСТАН В 2008 ГОДУ

Министерство образования и науки Республики Татарстан направляет для изучения и использования в работе анализ результатов деятельности органов управления образованием по развитию дошкольного образования в 2008 году.
По состоянию на 01.01.2009 в республике функционирует 1940 учреждений, реализующих общеобразовательные программы дошкольного образования, в т.ч. 1895 дошкольных образовательных учреждений (далее ДОУ), 13 общеобразовательных школ, 32 филиала основных и средних общеобразовательных школ. Данные учреждения посещают 160 тысяч детей.
Охват детей дошкольным образованием составляет 71,8% (по РФ - 61%). Показатель охвата детей дошкольным образованием остается неравномерным: от 39% в Атнинском муниципальном районе до 86,3% в Бугульминском. Максимальный охват поддерживается в городах республики: Лениногорск - 89,5%, Бугульма - 89,5%, Азнакаево - 89%, Елабуга - 86%, Нижнекамск - 85% (приложение 1).
В отдельных территориях низкий охват сочетается с недостатком мест в действующих учреждениях (Высокогорский, Рыбно-Слободский муниципальные районы). Очередь на устройство детей в ДОУ составила 20,1 тыс. человек и уменьшилась по сравнению с прошлым годом в целом по республике на 3,3 тыс. детей. За счет ввода в строй новых детских садов, в т.ч. путем возврата бывших зданий детских садов значительное снижение очередников отмечено в г. Набережные Челны (до 854 детей в 2008 г. против 6,4 тыс. человек в 2007 г). Следует сказать, что в ряде крупных городов Азнакаево, Бугульма, Нижнекамск, Лениногорск нет очередников, тем самым обеспечивается доступность дошкольного образования всем слоям населения. В то же время в 17-ти территориях очередь на устройство детей в ДОУ возросла. Особенно значительный рост очередников отмечается по-прежнему в г. Казани - на 2,4 тыс. детей и составляет свыше 15 тысяч человек.
Показатель средней укомплектованности детских садов за прошедший год снизился, и составляет 106 детей на 100 проектных мест, против 107 в 2008 г. В 33% территорий численность детей превышает число проектных мест. Так, в Приволжском районе г. Казани на 100 мест приходится 133 ребенка, г. Зеленодольске - 127, Ново-Савиновском районе г. Казани - 127, Советском районе г. Казани - 126, Вахитовском - 122, г. г. Набережные Челны - 121, Елабуга - 116, Арском муниципальном районе - 115, Нурлатском - 111, Кайбицком - 110.
Министерством образования и науки Республики Татарстан совместно с органами управления образования ведется работа по обеспечению доступности дошкольного образования всем слоям населения. За 2008 год в республике открыто 23 детских сада на 2159 проектных мест. Так, введены в эксплуатацию 6 новых дошкольных образовательных учреждения на 565 мест, в т.ч. в Актанышском, Тетюшском, Черемшанском, Чистопольском, Алексеевском, Дрожжановском муниципальных районах. Возвращены здания 11 бывших детских садов на 1455 мест, в т.ч. в г. Набережные Челны (4), Бугульминском (4), Альметьевском (1), Заинском (1), Высокогорском (1) муниципальных районах. В здании школ открыты 6 детских садов на 139 мест в Арском (2), Вернеуслонском (1), Заинском (2), Буинском (1) муниципальных районах.
За счет рационализации действующей сети ДОУ открылись 50 дополнительных групп, в том числе в г. Казани (15 гр.), Азнакаевском (4 гр.), Нижнекамском (8 гр.), Елабужском (16 гр.), Тукаевском (2 гр.) муниципальных районах.
В целом по республике продолжается тенденция сокращения общей сети дошкольных образовательных учреждений. За 2008 год закрыто 36 детских садов на 1013 мест. Так, из-за отсутствия детей временно закрыты 14 ДОУ на 240 мест, в т.ч. в Алькеевском (2), Апастовском (1), Балтасинском (1), Бугульминском (1), Дрожжановском (1), Камско-Устьинском (3), Мамадышском (1), Мензелинском (1), Спасском (1), Чистопольском (2) муниципальных районах, а также из-за отсутствия детей ликвидированы 8 ДОУ на 150 мест, в т.ч. в Азнакаевском (1), Буинском (1), Высокогорском (2), Зеленодольском (2), Лениногороском (1), Сармановском (1), из-за ветхости здания ликвидированы 5 ДОУ на 405 мест: в г. Казани (4), Чистопольском муниципальном районе (1), из-за оптимизационных мероприятий закрыты 8 ДОУ на 138 мест, в т.ч. в Апастовском (1), Мензелинском (1), Ютазинском (2), Агрызском (4). Под образовательные цели перепрофилировано 1 ДОУ на 80 мест, функционирующее в жилом доме г. Казани.
В текущем учебном году 84,3% первоклассников поступили в школы из детских садов, еще 10,5% неорганизованных детей пришли подготовленные в рамках предшкольного образования. Лишь 5,2% детей не освоили программу дошкольного образования.
На сегодняшний день около 4 тысяч детей старшего дошкольного возраста не посещают дошкольные образовательные учреждения в полном объеме, но проходят подготовку к школе в различных формах предшкольного образования. Из них 914 (22,9%) детей осваивают программу предшкольного образования на базе детских садов, 2400 (60%) - на базе школ, 604 (15,1%) - учреждений дополнительного образования. Индикативный показатель охвата детей предшкольным образованием составляет 62,1% (в 2007 г. - 53,4%). В Алексеевском, Балтасинском, Бугульминском, Дрожжановском, Мензелинском, Нурлатском, Сармановском муниципальных районах, а также в городах Азнакаево, Бугульма, Елабуга отмечен 100% охват предшкольным образованием. Значительно ниже республиканского показателя в сельских районах Зеленодольском (5,7%), Альметьевском (8%), в Агрызском (26%), Кайбицком (35%), Менделеевском (36%) муниципальных районах. Предшкольная подготовка детей старшего дошкольного возраста, не посещающих детские сады в Апастовском, Новошешминском, Нижнекамском (сельские районы) муниципальных районах не организована (приложение 2 - не приводится).
Разработаны программы предшкольной подготовки детей с ограниченными возможностями здоровья. С целью охвата обучением и воспитанием детей в раннем возрасте, созданы дошкольные отделения на базе учреждений специального (коррекционного) образования в г. г. Альметьевск, Бугульма, Елабуга, Набережные Челны и в Лаишевской школе-интернате.
В 2009 году нам необходимо добиться 100% обеспечения одинаковых стартовых возможностей детей перед поступлением в школу, широко внедрять в республике предшкольное образование детей старшего дошкольного возраста, не посещающих дошкольные учреждения.
В республике внедряются новые организационно-правовые формы дошкольного образования. В настоящее время создано 49 муниципальных автономных дошкольных образовательных учреждений, в т.ч. 2 ДОУ в г. Альметьевске, 21 ДОУ в г. Набережные Челны, 24 ДОУ в г. Казани, 2 автономные некоммерческие организации в т.ч. в г. г. Казани и Бугульма.
Следует отметить, что на базе детского сада г. Казани создана автономная некоммерческая организация "Психолого-педагогический центр раннего развития", реализующая общеобразовательную программу дошкольного образования, которую посещает 100 детей в режиме полного дня, 400 детей в группах кратковременного пребывания в возрасте от 9 месяцев до 7 лет, в т.ч. по подготовке к школе. Создание сети автономных дошкольных образовательных учреждений позволяет улучшить качество предоставляемых услуг.
На начало текущего года в республике функционируют 854 ДОУ (в 2007 г. - 876) с татарским языком воспитания и обучения, которые посещают 35468 детей, кроме того, в 499 русско-татарских детских садах в 802 татарских группах воспитываются 16778 детей. Охват детей воспитанием и обучением на родном языке составляет 67,3% (в 2007 г. - 69,3%). Одной из причин, влияющих на процесс сокращения сети дошкольных образовательных учреждений, является отсутствие детей в сельской местности, где преимущественно находятся детские сады с воспитанием и обучением на татарском языке. Так, в Апастовском муниципальном районе 2 татарских ДОУ объединились в одно; в сельских поселениях Чистопольского муниципального района 2 татарских ДОУ закрылись из-за отсутствия детей, По той же причине по одному татарскому ДОУ закрылись в Азнакаевском, Алькеевском, Буинском, Высокогорском, Дрожжановском, Камско-Устьинском, Лениногорском, Мензелинском, Новошешминском, Сармановском, Спасском муниципальных районах (приложение 3).
Дошкольные образовательные учреждения с этнокультурным компонентом функционируют в 23 территориях республики, среди них: 8 марийских, 53 чувашских, 12 удмурдских детских садов.
Кроме того, имеется опыт работы дошкольных образовательных учреждений республики по обучению детей иностранному языку в рамках оказания дополнительных образовательных услуг. Так, в дошкольных учреждениях г. Азнакаево с 1996 года введено раннее обучение детей английскому языку по авторской программе, разработанной педагогами ДОУ. На сегодняшний день 7 детских садов города внедряют данную программу, которую осваивают 695 детей, что составляет 20% от их общего количества. Необходимые условия для обучения детей английскому языку созданы в дошкольных образовательных учреждениях г. Казани, Наб. Челны, в Нурлатском, Кукморском муниципальных районах и др.
В текущем учебном году особое внимание необходимо уделять организации языковой среды, как условия результативного обучения и овладения навыками общения на татарском, русском и, по возможности, на иностранном языках.
Анализ отчетов органов управления образованием показывает, что за прошедший год в решении кадровых проблем произошли значительные позитивные изменения: повышается образовательный и профессиональный уровень педагогов. Так, высшее образование имеют 43,7% (в 2007 г. - 39,3) педагогов, в том числе в сельской местности - 37,5%, в городах республики - 46,3%. Рост данного показателя прослеживается в Азнакаевском, Актанышском, Бугульминском, Буинском, Менделеевском, Нижнекамском, Тюлячинском, Черемшанском, Ютазинском муниципальных районах, в городах: Зеленодольск, Лениногорск, Набережные Челны и Казань. Доля заведующих детскими садами с высшим образованием увеличилась с 66,7% в 2007 г. до 71,3% в 2008 г. (в сельской местности - 59,3%, в городах - 93,7%). В г. Азнакаево, Тюлячинском муниципальном районе, Вахитовском, Московском, Советском районах города Казани все заведующие имеют высшее образование. Кроме того, 111 руководителей имеют незаконченное высшее образование, из них 98 - в сельской местности. Вместе с тем, значительно ниже республиканских показателей в Рыбнослободском (22,7%), Атнинском (25%), Алькеевском (28,9%), Спасском (33,3%), Кайбицком (38,1%) муниципальных районах (приложение 4).
Отмечается повышение профессионального уровня педагогических работников. На начало года 15554 педагога (74,2%) имеют квалификационные категории, из них первую квалификационную категорию имеют 7322 человека или 47,2% (в 2007 г. - 48,7%). Доля педагогов с высшей квалификационной категорией составляет 10,2% (в 2007 г. - 7,3%).
Текучесть кадров в республике составляет 8,6% (в 2007 г. - 10,6%). В основном она характерна для городов Елабуга (23,7%), Набережные Челны (14,7%), Нижнекамск (14%).
Активно осуществляется инновационная деятельность педагогических коллективов дошкольных учреждений. Увеличилось количество детских садов, использующих в своей работе вариативные комплексные и парциальные программы. В инновационный воспитательно-образовательный процесс вовлечено около 93 тыс. детей, что составляет 58,1%.
В целях сопровождения инновационных процессов развития дошкольного образования 6 дошкольных учреждений г. Казани и Альметьевского муниципального района продолжают участие в федеральном эксперименте по апробации вариативной комплексной программы образования, воспитания и развития детей старшего дошкольного возраста. В этих дошкольных учреждениях создаются условия для обновления содержания подготовки детей к обучению в начальной школе.
Увеличивается сеть дошкольных учреждений, предоставляющих дополнительные платные образовательные услуги в целях удовлетворения запросов родителей по интеллектуальному, физическому, художественно-эстетическому развитию детей, а также привлечения внебюджетных средств. Так, если в 2007 г. такие услуги оказывали 21,8% ДОУ, то в 2008 г. - 22,8%. Таким образом, 34,1% детей, посещающих ДОУ, охвачены дополнительными образовательными и оздоровительными услугами (в 2007 г. - 28,4%). Вместе с тем в 31 территории республики дополнительные образовательные платные услуги не организованы (приложение 5).
В дошкольных учреждениях приоритетно решаются задачи физического развития и оздоровления детей. Каждый седьмой детский сад республики реализует в качестве приоритетного направления физическое развитие, оздоровление и коррекцию нарушений в развитии детей.
Количество дней, пропущенных по болезни 1 ребенком в год, в среднем по республике составляет 4,6 дней (4,4 дня - по селу, 5,4 дней - по городу). В последние три года наблюдается положительная динамика данного показателя (с 6,7 дней в 2006 г. до 4,6 дней в 2008 г.).
Состояние здоровья и полноценное физическое развитие ребенка во многом зависит от организации рационального питания воспитанников детских садов. Анализ отчетов за 2008 год показывает, что установленные натуральные нормы питания детей в детских садах по основным видам продуктов, таким как мясо, молоко, фрукты, овощи, рыба, выполняются на 100% лишь на 2-х территориях - Муслюмовском, Сабинском муниципальных районах, на 90 - 100% - в Актанышском, Бавлинском, Мамадышском, Чистопольском, Бугульминском муниципальных районах, Авиастроительном, Вахитовском, Кировском, Ново-Савиновском, Советском районах г. Казани, в г. Набережные Челны.
Улучшилась по сравнению с 2007 г. ситуация по обеспечению детей полноценным питанием в Альметьевском, Арском, Буинском, Пестречинском, Рыбно-Слободском, Сармановском, Спасском, Тетюшском, Ютазинском, Лениногорском муниципальных районах.
Наиболее низкие показатели выполнения натуральных норм по мясу прослеживаются в Кайбицком (80%), Кукморском (85%) муниципальных районах; по молоку - в Кайбицком (78%), Рыбно-Слободском (80%), в сельских детских садах Заинского (66%), Лениногорского (78%) муниципальных районов; но маслу - в Алькеевском муниципальном районе (78,5%); по фруктам - в Алькеевском (42,5%), Зеленодольском (45%), в сельских детских садах Лениногорского (66%) муниципальных районов; по овощам - в Алькеевском (42,8%)), в Московском районе г. Казани (63%), в сельских детских садах Нижнекамского муниципального района (66%); менее чем на 50% выполняется норма по рыбе в Алькеевском (4,2%), Агрызском (35%), Апастовском (38%), Зеленодольском (39%), Кайбицком (40%), Лаишевском (42%), Черемшанском (49%) муниципальных районах, в сельских садах Нижнекамского муниципального района (47%).
Органами управления образования, дошкольными учреждениями республики ведется работа по созданию в детских садах условий для оздоровления и коррекции нарушений в физическом и психическом развитии детей. Так, в 517 ДОУ(в 2007 г. - 631) функционирует 1206 специализированных (коррекционных, оздоровительных) групп, в которых воспитываются 20389 детей, что составляет 12,7% (в 2007 г. - 15,3%) от общего количества воспитанников, охваченных дошкольным образованием (приложение 6).
Высокие показатели охвата детей специализированными учреждениями достигнуты в Московском (27%), Кировском (26%) районах г. Казани, Азнакаевском муниципальном районе (25%), Советском (23,7%), Приволжском (22%), Вахитовском (21%) районах г. Казани, Чистопольском муниципальном районе (20%).
Несмотря на имеющуюся потребность (на 01.01.2009 в республике более 10,5 тыс. детей нуждаются, но не обеспечены специализированными группами) в ряде муниципальных образований охват детей специализированными учреждениями в 2008 г. значительно снизился: в г. Набережные Челны (на 17%), Менделеевском (на 5%), в Актанышском (на 5%), Буинском (на 4%), Зеленодольском (на 3,5%) муниципальных районах, а на 18-ти территориях учреждения коррекционной и оздоровительной направленности отсутствуют.
Исходя из вышеизложенного, в целях реализации Закона Российской Федерации "Об образовании" Министерство образования и науки Республики Татарстан рекомендует органам управления образованием исполнительных комитетов муниципальных районов и городских округов приоритетно решать задачи сохранения сети дошкольных учреждений, развития негосударственной сети образовательных учреждений, оказывающих услуги в дошкольной сфере и получающих муниципальный заказ на конкурсной основе, обновления содержания дошкольного образования путем широкого использования инновационных образовательных программ, повышения качества подготовки к школе. Необходимо продолжить работу по созданию автономных дошкольных образовательных учреждений.

И.о. министра
Д.М.МУСТАФИН





]]>
├──────────────────┼───────────────┼────────────────┼──────────┼──────────┤
│Лаишевский        │               │                │    -     │    -     │
├──────────────────┼───────────────┼────────────────┼──────────┼──────────┤
│Лениногорский     │       7       │      127       │   3,8    │   3,4    │
├──────────────────┼───────────────┼────────────────┼──────────┼──────────┤
│Мамадышский       │               │                │    -     │    -     │
├──────────────────┼───────────────┼────────────────┼──────────┼──────────┤
│Менделеевский     │       4       │      101       │   12,3   │   7,3    │
├──────────────────┼───────────────┼────────────────┼──────────┼──────────┤
│Мензелинский      │               │                │   2,3    │    -     │
├──────────────────┼───────────────┼────────────────┼──────────┼──────────┤
│Муслюмовский      │               │      116       │   12,3   │   14,7   │
├──────────────────┼───────────────┼────────────────┼──────────┼──────────┤
│Нижнекамский      │      30       │      1926      │   13,7   │   13,3   │
├──────────────────┼───────────────┼────────────────┼──────────┼──────────┤
│Новошешминский    │       1       │       33       │    -     │   6,4    │
├──────────────────┼───────────────┼────────────────┼──────────┼──────────┤
│Нурлатский        │       2       │       41       │   1,2    │   1,7    │
├──────────────────┼───────────────┼────────────────┼──────────┼──────────┤
│Пестречинский     │               │                │    -     │    -     │
├──────────────────┼───────────────┼────────────────┼──────────┼──────────┤
│Р.-Слободский     │       1       │       14       │   1,8    │   1,7    │
├──────────────────┼───────────────┼────────────────┼──────────┼──────────┤
│Сабинский         │               │                │    -     │    -     │
├──────────────────┼───────────────┼────────────────┼──────────┼──────────┤
│Сармановский      │               │                │    -     │    -     │
├──────────────────┼───────────────┼────────────────┼──────────┼──────────┤
│Спасский          │               │                │    -     │    -     │
├──────────────────┼───────────────┼────────────────┼──────────┼──────────┤
│Тетюшский         │       1       │       14       │   1,6    │    2     │
├──────────────────┼───────────────┼────────────────┼──────────┼──────────┤
│Тукаевский        │               │                │   1,3    │    -     │
├──────────────────┼───────────────┼────────────────┼──────────┼──────────┤
│Тюлячинский       │               │                │    -     │    -     │
├──────────────────┼───────────────┼────────────────┼──────────┼──────────┤
│Черемшанский      │               │                │    -     │    -     │
├──────────────────┼───────────────┼────────────────┼──────────┼──────────┤
│Чистопольский     │      12       │      640       │   20,9   │    20    │
├──────────────────┼───────────────┼────────────────┼──────────┼──────────┤
│Ютазинский        │       2       │       32       │   1,8    │   3,6    │
├──────────────────┼───────────────┼────────────────┼──────────┼──────────┤
│Набережные Челны  │      44       │      2560      │   28,6   │   10,9   │
├──────────────────┼───────────────┼────────────────┼──────────┼──────────┤
│Казань            │      266      │     10077      │   21,5   │   21,8   │
├──────────────────┼───────────────┼────────────────┼──────────┼──────────┤
│Итого по РТ       │      517      │     20389      │   15,3   │   12,7   │
└──────────────────┴───────────────┴────────────────┴──────────┴──────────┘



Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru